Конституции зарубежных стран.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституции зарубежных стран.



 

Понятие конституции, ее сущность, функции и значение.

 

Своим происхождением конституции обязаны буржуазии, поэтому в концепции конституционализма и теории разделения властей и естественных прав человека, разработанных учеными, целью принятия первой конституции являлось ограничение гос. Власти абсолютизма определенными рамками и недопущение произвола как в отдельных ветвях власти, так и по отношению к личности.

В современной науке конституционного права употребляется в двух значениях: конституция юридическая и фактическая.

Юридическая – это система правовых норм принимаемых в особом порядке, имеющих высшую юр. Силу, устанавливающих основу общ. Строя, форму правления, форму территориального устройства, основу орг. Центр. И местных органов власти, их компетенции и взаимоотношения, провозглашающих и гарантирующих права и свободы человека и гражданина.

Фактическая – реально существующие основы общественного строя, действительное положение личности в государстве.

 

Свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала или остается фиктивной. Остается либо юридическую конституцию привести в соответствии с фактическими отношениями, либо наоборот отношения преобразовать в соотв. С предписаниями юридической конституции.

Фиктивность конституции характерна для стран с тоталитарным режимом, конституция в таких странах содержат демократические нормы, но они не действуют, так как включаются в конституцию только чтобы скрыть антидемократическую сущность режима. В результате конституция как бы повисает в воздухе, т.к. текущее законодательство, а также акты исполнительной и судебной власти не сопрягаются с конституцией, которая в следствии этого остается актом юридическим и идеологическим, и не выполняет свое предназначение – регулирование общественных отношений.

 

Юридическая К заключается:

1. Нормы конституции имеют перевес над другими актами

2. Законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в К органами и по установленной ими процедуре

3. Нижестоящие по уровню правовые нормы должны соответствовать по существу нормам основного закона. Любой акт противоречащий К должен быть признан недействительным.

 

Конституции многих стран обеспечивают законность конституции собственными нормами. В странах которых это не так, конституция сама определяет юрисдикцию специальных органов по контролю конституционности законов.

Наряду с высшей юридической силой нормы К обладают непосредственны действием, в соотв. С которым нормы К принимаются не зависимо от детализации законодательства.

Непосредственное действие К означает непосредственно обращение в суд за защитой конституционных прав.

 

В целом ряде конституций говорится об этом важнейшем принципе.

Другой аспект К: действие по кругу лиц. К имеет силу для всех гос. Органов, физ лиц, учреждений и орг. На терр. Страны, а также для граждан, юр. Лиц, учреждений и орг. Государства находящихся за границей.

 

Еще один аспект: она действует на терр. Всей страны.

 

Конституция любого гос-ва имеет свою гос-политическую сущность. К это запись отношения полит. Сил существовавшего на момент ее принятия в парламенте, учредительном собрании или избирательном корпусе страны в целом.

 

К. это документ, в котором согласованы насколько это возможно, политические интересы различных частей общества. (общественные классы, соц. Слои защищают в политической борьбе свои соц. Интересы и степень в которой их удается согласовать получает отражение в конституции).

 

Создать конституцию, которая учитывала бы все соц. Интересы в равной мере, невозможно. Часть общества более влиятельная по экономическим причинам, оказывает влияние на содержание конституции.

В странах с авторитарными режимами это выражается в выражении интересов опр. Части общества или военной группировки.

 

Юридическая сущность К.

Заключается в:

1. В особом ее содержании.

2. Высшая юр. Сила

3. В роли конституции как юридической основы всего текущего законодательства.

4. В принципах действия конституции

5. Повышенной стабильности связанная с более сложным порядком ее принятия

6. Наряду с этим, К. Имеет свою цель. – Конституция защищает и укрепляет соответствующий общественный строй.

 

Из этого вытекает, что К. обладает несколькими функциями:

1. Юридическая функция. К это закон для законов, главный источник права страны лежащий в основе всей системы правового регулирования общ. Отношений. Основа всего правопорядка в стране.

2. Политическая функция. Только конституция определяет устройство гос-ва и служит правовой основой полит. Системы общества.

3. Идеологическая. Именно в К. отражается господствующая в данном обществе, либо принятая его руководящими силами социально-политическая доктрина.

 

Эти идеологические установки чаще всего получают свое закрепление в преамбулах К, а также в разделе о правах и свободах личности.

 

Значение К. в том, что это политико-правовой документ, основной закон государства и общества в целом, К. есть результат соц-эконом., политического, правового и духовного развития общества на конкретном этапе. Это документ который фиксирует уровень развития демократии, отражает права и свободы личности, закрепляет отношение к собственности и формам хозяйствования, хар-ет общественную активность народа и политическую систему, определяет роль гос-ва в полит. И соц. Жизни.

 

Форма и структура КЗС

1. Способ организации и выражение К. норм

 

Конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов. В большинстве стран это один документ. Такие К. называются кодифицированными. Некодифицированные К. представляют из себя совокупность конституционных актов принятых в разное время. Например Конституция Швеции состоит из 4 актов. Израиля – из 11 актов.

 

Кодифицированные К. имеют свою структуру, под которой понимают принятый в ней порядок, устанавливается система группировки однородных К. норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

 

Структура К. имеет стандартизированный вид:

1. Преамбула

2. Основная часть

3. Заключительная часть

4. Переходные положения

5. Дополнения

 

В преамбуле излагаются цели конституции, цели ее принятия, изредка в ней провозглашаются права и свободы личности. Преамбулы правовыми нормами обычно не являются, однако они имеют нормативное значение для толкования и применения других положений конституции, поскольку именно они содержат положении в которых должны толковаться другие К. положения.

Если же преамбула содержит провозглашаемые права и свободы личности, то они имеют то же юр. Значение что и нормы основной части конституции (например как во Франции 1958 г.).

 

Основная часть конституции включает права и свободы человека и гражданина, основа общ. Строя, системе и статусе гос. Органов. Органов местного самоуправления, гос. Символика, порядок изменения конституции.

О статусе гос. Органов обычно помещаются в соотв. С принципом разделения властей, обычно сначала идет парламент, потом законодательная и исполнительная, дальше суды.

 

Иной же порядок об органах гос. Власти указывает о превалирующее значение одного органа по отношению к другому.

 

Заключительные положения К. устанавливают порядок вступления К. в силу. Они определяют сроки органов власти, а также сроки издания законов, к которым имеются отсылки в тексте конституции. В этой части конституции могут находится разъясняющие положения, а также разъяснятся нормы о толковании К.

 

Переходные положение определяют сроки вступления в действие отдельных К. норм, которые не могут быть реализованы сразу, а также порядок и сроки замены прежних К. институтов новыми.

 

В некоторых К. имеется приложение, при этом юр. Значение приложений в таких К. таково же, как и значение основной части К. (Индия 1950 г. Самая большая конституция в мире, более 1000 статей. В ней в приложении указаны предметы ведения)

 

Классификация КЗС

 

1. По оформляемому политическому режиму: демократические, авторитарные, тоталитарные.

Демократические гарантируют широкий круг прав и свобод и деятельность полит. Партий, выборность органов власти

Авторитарные ограничивают деятельность партий, фиксированная партийная система, сокращают полномочия представиельных органов власти, повышенная идеологическая насыщенность, ограничивают основные права и свободы личности.

Тоталитарные конституции – господство одной партии и одной обязательной идеологии, не признают принцип разделения властей, вместо него единство власти. Тоталитарные К. зачастую не гарантируют закрепляемые в них права и свободы.

 

2. Характер закрепляемого общ. Строя.

2.1 Буржуазно демократические

2.2 Социалистические

2.3 Постсоциалистические

2.4 Феодально-теократические

3. По юридическому содержанию

3.1 Инструментальные (регулируют только структуру госудаства, его органы, порядок осуществления гос. Власти, и политические и личные права и свободы граждан).

3.2 Социальные (наряду с традиционным объектом регулирования старых конституций значительное внимании уделяют вопросам общественного строя, духовной жизни общества, социально экономическим правам и свободам личности).

4. По порядку принятия

4.1 На референдуме

4.2 Учредительным собранием

4.3 Парламентом

4.4 Октроированные (дарованные монархом)

5. В зависимости от способа изменения

5.1 Гибкие конституции (можно изменить в том же порядке что и обычные законы)

5.2 Жесткие конституции (для изменения необходимы особые условия устанавливаемые конституцией)

5.3 Конституции смешанного типа (важные положения допускают изменять только как жесткие конституции а остальные как в гибких)

6. По форме правления

6.1 монархические

6.2 Республиканские

7. По устанавливаемой форме политико-территориального устройства страны

7.1 Унитарные государства

7.2 Федеративные

7.3 Конституции субъектов федерации

7.4 Конституции субъектов политической территориальной автономии

8. По периоду действия

8.1 Постоянные (не устанавливают срок действия)

8.2 Временные (устанавливают срок действия или условия при которых они заменяются нормальной конституцией)

9. С точки зрения целей

9.1 Констатирующие (не содержат элементов программного преобразования общества)

9.2 Программные (в основном социалистических стран, определяют целью строительство социализма)

 

Причины появления первых в мире конституций :

1.смена общественного строя.

2.Смена политического режима

3.Создание нового государства

4.Военные перевороты

 

Способы подготовки конституции

Чаще всего К. разрабатываются учредительными собраниями – главная цель их создание проекта конституции, а иногда и принятие ее. Выборный орган избираемый гражданами на всеобщих выборах (Франция, Италия, Югославия, Румыния в 1991).

 

Проект конституции также разрабатывается различными комитетами, разрабатываемыми парламентом. Такие комитеты в некоторых странах создавались главой государства. В социалистических странах подготовка проекта конституции происходит по инициативе правящей партии, которая создает на своем съезде комиссию, и устанавливает основные принципы конституции. Разработанный такой комиссией проект конституции затем рассматривается и одобряется на съезде или пленуме и выносится на всенародного обсуждение. В результате, значительное число предложений включается в текст проекта конституции. В отдельных странах, полудемократического режима, проекты конституции разрабатываются на общенациональных конференциях представителях различных политических партий и общественных движений (Венгрия, Чехия 80-90 года).

 

Принятие конституции в ЗС

 

Самый демократический способ – проведение общего референдума (Франция, Алжир).

Конституции таких стран как Болгария в 1991 году и ряда других были приняты учредительными собраниями.

Грузия 1995 и др. Были приняты парламентами этих государств.

Конституции некоторых стран принимались надпарламентскими органами. (Афганистан – великая джирга афганистана).

Один из путей принятия конституции – октроирование – дарование конституции монархом свыше. (Саудовская Аравия 1992).

Иногда принимается комбинированный способ – на референдум выносится конституция уже обсуждавшаяся и принятая собранием.

В ряде африканских стран конституции были приняты на съездах правящих партий этих государств.

Принятие на конференции различных партий и представителей различных сил тоже бывают.

 

Изменение конституции.

Если конституция гибкая, то изменения вносятся принятием законов, решений, прецедентов.

В конституциях же жесткого типа, решается самой конституцией.

 

Кто вносит предложения по изменению:

1. Президент

2. Правительство

3. Группа парламентариев установленных по закону численности.

4. Федеративное государство – определенное число субъектов федерации

 

Поправки вносятся:

1. По решению парламента

2. По решению учредительного собрания

3. По решению референдума

 

Если парламент, то должны проголосовать не менее 2/3 собрания. Во Франции 3/5.

При этом, первое решение о вынесении поправки в некоторых странах не является окончательных. Тогда требуется определенный вотум парламента через некоторое время.

В бельгии, финляндии, второй вотум допускается только после созыва нового собрания.

В Дании, Швейцарии, применяется комбинированный способ принятия поправки – сначала она рассматривается парламентом или учредительным собранием, а потом выносится на референдум.

В федеративных государствах решение парламента о изменении конституции должно быть поддержано большинством парламентов конгрессов субъектов федерации.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.012 с.)