Занятие 1. Психологический анализ личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 1. Психологический анализ личности.



Цель занятия: создание благоприятных условий для работы тренинговой группы: ознакомление участников с основными принципами проводимого тренинга, принятие правил работы группы; развитие умений самоанализа; освоение активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

Занятие 2. Прояснение уверенного поведения и развитие коммуникативных навыков общения.

Цель занятия: закрепление умений самоанализа; освоение и развитие навыков вербального и невербального общения, навыков эффективного слушания; введение общегрупповых игровых процедур, помогающих формированию навыков уверенного поведения.

Занятие 3. Методы преодоления психологических барьеров и развитие уверенности в конфликтных ситуациях.

Цель занятия: закрепление навыков вербального и невербального общения; преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению; преодоление конфликтов в межличностных отношениях;

Занятие 4. Формирование уверенности в себе и позитивного образа будущего.

Цель занятия: закрепление навыков уверенного поведения; завершение работы тренинговой группы, прояснение всех вопросов, оказание необходимой психологической поддержки; формирование позитивного образа будущего.

 

Введение

 

 

Тренинг уверенного поведения в межличностных отношениях предполагает осознание своей ценности и развитие коммуникативной культуры личности.

Целью коммуникативного тренинга является рост личности через расширение сферы осознания себя и других, а также с помощью процессов, происходящих в группе. Группа в тренинге использу­ется для развития и отработки навыков меж­личностного общения ее участников. Участники могут исследовать свои меж­личностные стили и экспериментировать с ними, устанавливая взаимоотношения с другими членами группы, которые дают об­ратную связь. Руководители могут также играть активную роль в распространении информации, моделировании и обеспечении группы обратной связью.

Данный тренинг позволяет решить намеченное, важнейшими средствами чего является участие в групповой работе, выполнение индивидуальных, командных и общегрупповых упражнений, домашних заданий.

Предлагаемый материал является лишь ориентиром, в практической деятельности необходимо творчески подходить к организации работы группы. В соответствии со спецификой состава группы, опытом руководителя, социально-психологической компетентности участников, можно использовать приведенные упражнения, добавлять свои и т.д.

Социально-психологический тренинг детально описывается в 4 занятиях. Каждое занятие рассчитано на 2,5 – 3 часа с группой из 10 – 15 человек.

 

 

Методические разработки и сценарии занятий

 

 

Занятие 1. Психологический анализ личности.

Цели занятия: 1) создание благоприятных условий для работы тренинговой группы: ознакомление участников с основными принципами проводимого тренинга, принятие правил работы группы; 2) определение качеств личности для позитивного межличностного общения; 3) освоение активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

1. Знакомство.

2. Обсуждение и принятие каждым участником основных правил работы в группе.

3. Дискуссия по качествам личности, важных для уверенного поведения.

4. Индивидуальная оценка личности.

5. Домашнее задание.

6. Обратная связь.

Материалы к занятию: ручки, цветные карандаши, фломастеры, чистые листы, булавки.

Примерное содержание занятия.

1. Представление. Каждый участник группы оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя (можно взять любое). Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся на груди так, чтобы все могли прочитать. В дальнейшем, на всем протяжении занятий участники обращаются друг к другу по этим именам.

Затем участники объединяются в пары и каждый рассказывает о себе своему партнеру. Задача – подготовиться к представлению своего партнера всей группе, подчеркнуть его индивидуальность, рассказать о нем так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди рассказывают о своем партнере, подчеркивая его особенности (привычки, качества, умения, притязания и т.д.)

Цель: помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.

2. Упражнение «Этот тренинг будет иметь для меня смысл…»

Всем участникам тренинга раздаются карточки, на которых написано: с одной стороны - «этот тренинг будет иметь для меня смысл, если…», а на другой - «тренинг будет для меня бессмысленным, если…». Нужно дополнить предложения. Затем каждый читает и комментирует написанное им на карточках, группа и тренер задают уточняющие вопросы.

Цель – более подробно обсудить предстоящий тренинг, чтобы не создавать нереалистических ожиданий участников.

3. Выработка правил работы в группе:

1.Доверительный стиль общения. В качестве первого шага к созданию климата доверия можно предложить принять единую форму общения на ТЫ, психологически уравновешивающую всех членов группы и ведущего.

2. Общение по принципу «Здесь и теперь». Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждений событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная задача тренинга состоит в том, чтобы каждый член группы смог увидеть себя во время своих проявлений. Это достигается тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, основанная на доверительном общении.

3. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию.

4. Искренность в общении. Говорим только то, что чувствуем или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

5. Принцип активности. Активность – основная норма поведения в тренинге, она подразумевает постоянное реальное включение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие.

6. Персонификация высказываний. Суть его заключается в добровольном отказе от безличных речевых форм, помогающих в обыденном общении скрыть свою позицию. Вместо суждений типа: «обычно считается…», «некоторые полагают…» в группе необходимо говорить личными формами: «я считаю…», «я полагаю…».

7. Акцентирование языка чувств. Каждый участник должен акцентировать внимание на эмоциональных состояниях (себя и партнеров) и при обратной связи по возможности использовать язык, фиксирующий эти состояния. Например: «Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение».

8. Определение сильных сторон личности. Во время обсуждения упражнений и заданий каждый участник должен подчеркнуть положительные качества выступающего.

9. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия.

Затем идет коллективное обсуждение этих правил: что-то можно исправить, что-то добавить и в дальнейшем пользоваться только этими принятыми нормами обращения.

4. Упражнение «Счет». Один из участников называет цифру от 1 до того числа, сколько членов группы присутствуют на занятии. В группе каждый раз должно встать быстро без предварительной договоренности ровно столько человек, какое число названо. Так повторяется несколько раз, пока названная цифра и число встающих не совпадут.

Цель – способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

5. Упражнение «Девиз». Все участники по очереди говорят о том, какую футболку и с какой надписью-девизом они купили бы себе. Эта надпись должна отражать кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет соответствовать его характеру.

Задание. Список качеств, которыми должен обладать уверенный в себе человек.

На первом этапе этого задания проводится дискуссия с целью выяснения коллективного мнения о качествах личности, характерных уверенному поведению. Любой член группы может высказаться, аргументируя свое мнение. Составляется сводный список качеств.

На втором этапе каждый участник заполняет свой листок, указывая качества, которые по мнению группы, наиболее важны для уверенного общения. В этот индивидуальный список можно включить и дополнительные качества, важные по мнению участника, но не включенные группой в сводный список.

Затем все оценивают проявление этих качеств у себя, используя шкалу от 0 до 10. После того, как все это сделали, оценочный лист сдается руководителю. На последнем занятии к этому можно вернуться и попросить членов группы заново оценить эти качества, чтобы узнать - произошли ли какие- либо изменения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.012 с.)