Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Для специальности все экономические специальности
| Форма обучения
| Очное
обучение
| Вечернее
обучение
| Заочное
обучение
| Всего кредитов
|
|
| -
| Курс
|
|
| -
| Семестр
| 1,2
| 1,2
| -
| Экзамен (семестр)
| 1,2
| 1,2
| -
| Всего часов
Из них:
|
|
| -
| Лекции (часов)
|
|
| -
| Практические (семинарские) занятия (часов)
|
|
| -
| Лабораторные занятия (часов)
| -
| -
|
| СРСП (часов)
|
|
| -
| СРС (часов)
|
|
| -
|
АЛМАТЫ, 2013 г.
1. Сведения о преподавателях: к.с/х..н., доцент Ишкулова Н.П., ст.преп. Анисимова Н.М., ст.преп. Мухажанова Н.А., к.э.н., ст.преп. Салимбаева Р.А. каб.327, часы работы – по расписанию учебных занятий, рабочий телефон 377-19-83, anatali57@mail.ru.
2. Пререквизиты дисциплины: для изучения и освоения данного курса необходимы знания в объеме программы средней общеобразовательной школы по предметам: биология
3. Постреквизиты дисциплины: экологические аспекты естествознания
4. Описание дисциплины: Жизнедеятельность– это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. БЖД – прикладные научные знания, рассматривающие социально-правовые, экологические и юридические вопросы, организационные, технические и профилактические мероприятия и средства, направленные на обеспечение безопасности, экологичности производств, на обеспечение пожарной безопасности, снижение чрезвычайных ситуаций и обеспечение жизнедеятельности человека. Основным направлением дисциплины БЖД является обеспечение безопасности конкретной деятельности.
5. Цель изучения дисциплины: Дать знания студентам об основных направлениях обеспеченияосновной цели безопасности жизнедеятельности - защите человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.
6. Задачи изучения дисциплины: Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
- создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;
- прогнозирования развития негативных воздействий на человека и окружающую среду, оценки и управления рисками.
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
- проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;
- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
Основными компетенциями дисциплины являются:
В результате освоения компетенции студенты: должны знать: основные закономерностиобеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека; приемырационализации жизнедеятельности, ориентированными на
снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
должны уметь: распознавать потенциальные опасности в любой сфере деятельности, обеспечить личную и общественную безопасность, аргументированно обосновать своих решения с точки зрения безопасности.
должны владеть: культурой безопасности, риск-ориентированным мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека,
мотивацией и способностями для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности.
8. Календарно-тематический план:
№ п/п
| Наименование тем
| Количество часов
| | Очное отделение
| | Всего
| Лекции
| Практи-
ческие
| СРСП
| СРС
| | Очное обучение
| |
| Предмет, метод, цели и задачи курса
|
|
|
|
|
| |
| 1. Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности
|
|
|
|
|
| |
| Чрезвычайные ситуации
|
|
|
|
|
| |
| Источники опасностей естественного, техногенного и антропогенного происхождений
|
|
|
|
|
| |
| Опасности техногенного характера.
|
|
|
|
|
| |
| Опасности природного характера
|
|
|
|
|
| |
| Воздействие на организм человека опасных и вредных факторов
|
|
|
|
|
| |
| Мероприятия по защите населения
|
|
|
|
|
| |
| Радиационная, химическая противопожарная защита
|
|
|
|
|
| |
| Устойчивость работы промышленных объектов
|
|
|
|
|
|
|
| Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
|
|
|
|
|
| |
| Итого
|
|
|
|
|
| | Вечернее обучение
| |
| Предмет, метод, цели и задачи курса
|
|
|
|
|
| |
| 2. Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности
|
|
|
|
|
| |
| Чрезвычайные ситуации
|
|
|
|
|
| |
| Источники опасностей естественного, техногенного и антропогенного происхождений
|
|
|
|
|
| |
| Опасности техногенного характера.
|
|
|
|
|
| |
| Опасности природного характера
|
|
|
|
|
| |
| Воздействие на организм человека опасных и вредных факторов
|
|
|
|
|
| |
| Мероприятия по защите населения
|
|
|
|
|
| |
| Радиационная, химическая противопожарная защита
|
|
|
|
|
| |
| Устойчивость работы промышленных объектов
|
|
|
|
|
|
|
| Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
|
|
|
|
|
| |
| Итого
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | |
План лекций и практических занятий
№ п/п
| План лекций
| План практических
Занятий
| Очное обучение
| 1.
| Тема: Предмет, метод, цели и задачи курса
1.Цель и задачи дисциплина
2.Основополагающие вопросы курса
3.Объекты ОБЖ
4.Связь курса с другими дисциплинами
| Занятие 1 (семинарское)
1. Понятие, цели и задачи БЖД,
2. Системы безопасности.
3. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности
| 2.
| 1. Тема: Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2. 1. Организация и ведение Гражданской обороны (ГО) в РК
3. 2. МЧС РК, законодательные акты в области ЧС РК
4. 3. Основы взаимодействия в системе «человек – среда обитания».
| Занятие 2 (семинарское)
1.Система управления ГО в государстве
2. Система управления ГО на объекте
3. Основные понятия БЖД
Занятие 3 (практическое)
Эссе на тему:
Что ты понимаешь под комфортным состоянием окружающего тебя жизненного пространства
| 3.
| Тема: Чрезвычайные ситуации
1.Понятие о чрезвычайных ситуациях и их характеристика
2. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях
3. Прогнозирование параметров опасных зон
4. Ликвидация последствий ЧС
| Занятия 4-5 (семинарские)
1. Основные понятия ЧС
2. Классификации ЧС
3.Поражающие факторы ЧС
4.Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
| 4.
| Тема: Источники опасностей естественного, техногенного и антропогенного происхождений
1.Понятие об опасностях и их классификация
2.Источники формирования опасностей
3. Уровни опасности среды обитания
4.Понятие приемлемого риска
5.Понятие психологии безопасности
| Занятие 6 (семинарское)
1. Составить таблицу возможных угроз.
2. Рассмотреть классификации опасностей.
3.Основные составляющие анализа опасностей.
| 5.
| Тема: Опасности техногенного характера
1. Особенности техногенеза
2. Опасности зоны действия технических систем
3. Гамма негативных факторов в быту
4.Опасности поведенческого характера
5.Опасности, вызванные ошибками человека
| Занятие 7
Презентации конкретных ЧП техногенного характера
| 6.
| Тема: Опасности природного характера
1.Литосферные опасности
2. Гидросферные опасности
3. Атмосферные опасности
4.Биологические опасности и социально значимые болезни
| Занятие 8
Презентации конкретных ЧП природного характера
| 7.
| Тема: Воздействие на организм человека опасных и вредных факторов
1.Влияние на организм человека токсических и вредных веществ.
2. Влияние на организм человека шума, вибраций, электрического тока.
3. Влияние на организм человека ионизирующих излучений.
| Занятие 9 (практическое)
Составить таблицу: «Характеристика бытовых токсических веществ»
Занятие 10 (семинарское)
1. Воздействие на организм человека шума, вибраций и их предельно-допустимые уровни.
2. Воздействие на организм человека ионизирующих излучений и их предельно-допустимые уровни.
Занятие 11 (семинарское) Тема: Основы формирования здорового образа жизни
1.Понятие, цель, принципы ЗОЖ, факторы, влияющие на здоровье.
2. Основные элементы ЗОЖ.
3. Здоровье и вредные привычки
| 8.
| Тема: Мероприятия по защите населения
1. Этапы проведения мероприятий по защите населения
2. Инженерные мероприятия
3 Эвакуация населения
| Занятие 12 (практическое)
Правила поведения населения в очаге поражения (при землетрясении, наводнении, химическом, радиоактивном и бактериальном очагах).
| 9.
| Тема: Радиационная, химическая, противопожарная защита
1.Радиационная защита
2. Химическая защита
3. Индивидуальные средства защиты
4. Первая медицинская помощь
| Занятие 13 (семинарское)
Тема: Защита населения в условиях ЧС военного времени.
1.Источники военной опасности.
2.Виды современного оружия массового поражения.
3.Терроризм. Действия населения при террористических актах
| 10.
| Тема: Устойчивость работы промышленных объектов
1. Устойчивость функционирования промышленных объектов в условиях ЧС
2. Пути повышения надежности защиты инженерно-технических комплексов и персонала на объектах
| Занятие 14 (семинарское)
Тема: Системы безопасности на промышленных объектах
1.Устойчивочсть инженерно-технических комплексов
2.Способы повышения устойчивости системы управления объектом
| 11.
| Тема: Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
1. Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР)
2. Особенности проведения СиДНР.
| Занятие 15 (семинарское)
Тема: Организация спасательных и других неотложных работ:
1. в очаге стихийных бедствий.
2. в очаге радиоактивного заражения.
3. в очаге химического заражения (ОВ, СДЯВ).
4. в очаге бактериального заражения.
| Вечернее обучение
| 1.
| Тема: Предмет, метод, цели и задачи курса
1.Цель и задачи дисциплина
2.Основополагающие вопросы курса
3.Объекты ОБЖ
4.Связь курса с другими дисциплинами
| Занятие 1 (семинарское)
1. Понятие, цели и задачи БЖД,
2. Системы безопасности.
3. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности
| 2.
| 5. Тема: Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности
6. 1. Организация и ведение Гражданской обороны (ГО) в РК
7. 2. МЧС РК, законодательные акты в области ЧС РК
8. 3. Основные понятия БЖД
9. 4. Основы взаимодействия в системе «человек – среда обитания».
| Занятие 2 (семинарское)
1.Система управления ГО в государстве
2. Система управления ГО на объекте
3. Основные понятия БЖД
Занятие 3 (практическое)
Эссе на тему:
Что ты понимаешь под комфортным состоянием окружающего тебя жизненного пространства
| 3.
| Тема:Чрезвычайные ситуации
1.Понятие о чрезвычайных ситуациях и их характеристика
2. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях
3. Прогнозирование параметров опасных зон
4. Ликвидация последствий ЧС
| Занятия 4-5 (семинарские)
1. Основные понятия ЧС
2. Классификации ЧС
3.Поражающие факторы ЧС
4.Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
| 4.
| Тема: Источники опасностей естественного, техногенного и антропогенного происхождений
1.Понятие об опасностях и их классификация
2.Источники формирования опасностей
3. Уровни опасности среды обитания
4.Понятие приемлемого риска
5.Понятие психологии безопасности
| Занятие 6 (семинарское)
1. Составить таблицу возможных угроз.
2. Рассмотреть классификации опасностей.
3.Основные составляющие анализа опасностей.
| 5.
| Тема: Опасности техногенного характера
1. Особенности техногенеза
2. Опасности зоны действия технических систем
3. Гамма негативных факторов в быту
4.Опасности поведенческого характера
5.Опасности, вызванные ошибками человека
| Занятие 7
Презентации конкретных ЧП техногенного характера
| 6.
| Тема: Опасности природного характера
1.Литосферные опасности
2. Гидросферные опасности
3. Атмосферные опасности
4.Биологические опасности и социально значимые болезни
| Занятие 8
Презентации конкретных ЧП природного характера
| 7.
| Тема: Воздействие на организм человека опасных и вредных факторов
1.Влияние на организм человека токсических и вредных веществ.
2. Влияние на организм человека шума, вибраций, электрического тока.
3. Влияние на организм человека ионизирующих излучений.
| Занятие 9 (практическое)
Составить таблицу: «Характеристика бытовых токсических веществ»
Занятие 10 (семинарское)
1. Воздействие на организм человека шума, вибраций и их предельно-допустимые уровни.
2. Воздействие на организм человека ионизирующих излучений и их предельно-допустимые уровни.
Занятие 11 (семинарское) Тема: Основы формирования здорового образа жизни
1.Понятие, цель, принципы ЗОЖ, факторы, влияющие на здоровье.
2. Основные элементы ЗОЖ.
3. Здоровье и вредные привычки
| 8.
| Тема: Мероприятия по защите населения
1. Этапы проведения мероприятий по защите населения
2. Инженерные мероприятия
3 Эвакуация населения
| Занятие 12 (практическое)
Правила поведения населения в очаге поражения (при землетрясении, наводнении, химическом, радиоактивном и бактериальном очагах).
| 9.
| Тема: Радиационная, химическая, противопожарная защита
1.Радиационная защита
2. Химическая защита
3. Индивидуальные средства защиты
4. Первая медицинская помощь
| Занятие 13 (семинарское)
Тема: Защита населения в условиях ЧС военного времени.
1.Источники военной опасности.
2.Виды современного оружия массового поражения.
3.Терроризм. Действия населения при террористических актах
| 10.
| Тема: Устойчивость работы промышленных объектов
1. Устойчивость функционирования промышленных объектов в условиях ЧС
2. Пути повышения надежности защиты инженерно-технических комплексов и персонала на объектах
| Занятие 14 (семинарское)
Тема: Системы безопасности на промышленных объектах
1.Устойчивочсть инженерно-технических комплексов
2.Способы повышения устойчивости системы управления объектом
| 11.
| Тема: Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
1. Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР)
2. Особенности проведения СиДНР.
| Занятие 15 (семинарское)
Тема: Организация спасательных и других неотложных работ:
1. в очаге стихийных бедствий.
2. в очаге радиоактивного заражения.
3. в очаге химического заражения (ОВ, СДЯВ).
4. в очаге бактериального заражения.
|
План проведения СРСП
№
п/п
| Задание СРСП
| Форма проведения
СРСП
| Очное обучение
| 1.
| 1.Информация преподавателя о методах проведения и организации выполнения занятий
2. Разъяснение сущности понятий безопасности жизнедеятельности
| Презентация преподавателя
| 2.
| Рассмотрение сущности понятий: Гражданская оборона, части Гражданской обороны, службы Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, силы Гражданской обороны, формирования Гражданской обороны, органы управления Гражданской обороны, сигнал "Внимание всем!", оперативно-спасательные отряды, оперативно-спасательные отряды, объекты хозяйствования, эвакуационные органы.
Основные задачи Гражданской обороны.
| Устное обсуждение
| 3.
| Изучение структуры Закона Республики Казахстан от 05.07.1996 N 19-1 "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера"
Рассмотрение терминов, характеризующих ЧС природного характера.
| Обсуждение
| 4.
| Изучение основных положений Постановления Правительства Республики Казахстан от 28 августа 1997 г. N 1298 «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
| Составление
конспекта
документа
| 5.
| Изучение сущности терминов: авария, катастрофа, стихийное бедствие, бедствие, декларация безопасности промышленного объекта, зона чрезвычайной ситуации, чрезвычайные ситуации природного характера, чрезвычайные ситуации техногенного характера, чрезвычайная ситуация, ликвидация.
| Устное обсуждение
| 6.
| Анализ возможных опасностей и угроз на планете в ХХ1 веке
| Эссе
| 7.
| Заслушивание подготовленных студентами презентаций по характеристике одного конкретного ЧП техногенного характера
| Презентация
| 8.
| Заслушивание подготовленных студентами заданий по характеристике одного конкретного ЧП природного характера
| Презентация
| 9.
| Заслушивание рефератов по характеристике конкретных террористических актов
| Доклад
| 10.
| Изучение методик определения предельно-допустимых уровней воздействия на человека и ОС вредных веществ
| Составление
конспекта
| 11.
| Рассмотрение документов «Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006-2014 годы» (Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 года N 1678), Программа "Здоровый образ жизни" на 2008 – 2016 годы (Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от «21» декабря 2007 года № 1260).
| Устное обсуждение
| 12.
| Заслушивание рефератов «Организация первой медицинской помощи в условиях ЧС».
| Реферат
| 13.
| Заслушивание подготовленных студентами презентаций «Виды современного оружия массового поражения»
| Презентация
| 14.
| Организация безопасного функционирования промышленных предприятий
| Составление
конспекта
| 15.
| Заключительное эссе на тему «Что мне дало изучение ОБЖ»
| Эссе
| Вечернее обучение
| 1.
| 1.Информация преподавателя о методах проведения и организации выполнения занятий
2. Разъяснение сущности понятий безопасности жизнедеятельности
| Презентация преподавателя
| 2.
| Рассмотрение сущности понятий: Гражданская оборона, части Гражданской обороны, службы Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, силы Гражданской обороны, формирования Гражданской обороны, органы управления Гражданской обороны, сигнал "Внимание всем!", оперативно-спасательные отряды, оперативно-спасательные отряды, объекты хозяйствования, эвакуационные органы.
Основные задачи Гражданской обороны.
| Устное обсуждение
| 3.
| Изучение структуры Закона Республики Казахстан от 05.07.1996 N 19-1 "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера"
Рассмотрение терминов, характеризующих ЧС природного характера.
| Обсуждение
| 4.
| Изучение основных положений Постановления Правительства Республики Казахстан от 28 августа 1997 г. N 1298 «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
| Составление
конспекта
документа
| 5.
| Изучение сущности терминов: авария, катастрофа, стихийное бедствие, бедствие, декларация безопасности промышленного объекта, зона чрезвычайной ситуации, чрезвычайные ситуации природного характера, чрезвычайные ситуации техногенного характера, чрезвычайная ситуация, ликвидация.
| Устное обсуждение
| 6.
| Анализ возможных опасностей и угроз на планете в ХХ1 веке
| Эссе
| 7.
| Заслушивание подготовленных студентами презентаций по характеристике одного конкретного ЧП техногенного характера
| Презентация
| 8.
| Заслушивание подготовленных студентами заданий по характеристике одного конкретного ЧП природного характера
| Презентация
| 9.
| Заслушивание рефератов по характеристике конкретных террористических актов
| Доклад
| 10.
| Изучение методик определения предельно-допустимых уровней воздействия на человека и ОС вредных веществ
| Составление
конспекта
| 11.
| Рассмотрение документов «Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006-2014 годы» (Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 года N 1678), Программа "Здоровый образ жизни" на 2008 – 2016 годы (Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от «21» декабря 2007 года № 1260).
| Устное обсуждение
| 12.
| Заслушивание рефератов «Организация первой медицинской помощи в условиях ЧС».
| Реферат
| 13.
| Заслушивание подготовленных студентами презентаций «Виды современного оружия массового поражения»
| Презентация
| 14.
| Организация безопасного функционирования промышленных предприятий
| Составление
конспекта
| 15.
| Заключительное эссе на тему «Что мне дало изучение ОБЖ»
| Эссе
|
|