Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для специальности все экономические специальности

 

 

 

  Форма обучения
Очное обучение Вечернее обучение Заочное обучение
Всего кредитов     -
Курс     -
Семестр 1,2 1,2 -
Экзамен (семестр) 1,2 1,2 -
Всего часов Из них:     -
Лекции (часов)     -
Практические (семинарские) занятия (часов)     -
Лабораторные занятия (часов) - -  
СРСП (часов)     -
СРС (часов)     -

 

АЛМАТЫ, 2013 г.

1. Сведения о преподавателях: к.с/х..н., доцент Ишкулова Н.П., ст.преп. Анисимова Н.М., ст.преп. Мухажанова Н.А., к.э.н., ст.преп. Салимбаева Р.А. каб.327, часы работы – по расписанию учебных занятий, рабочий телефон 377-19-83, anatali57@mail.ru.

2. Пререквизиты дисциплины: для изучения и освоения данного курса необходимы знания в объеме программы средней общеобразовательной школы по предметам: биология

3. Постреквизиты дисциплины: экологические аспекты естествознания

4. Описание дисциплины: Жизнедеятельность– это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. БЖД – прикладные научные знания, рассматривающие социально-правовые, экологические и юридические вопросы, организационные, технические и профилактические мероприятия и средства, направленные на обеспечение безопасности, экологичности производств, на обеспечение пожарной безопасности, снижение чрезвычайных ситуаций и обеспечение жизнедеятельности человека. Основным направлением дисциплины БЖД является обеспечение безопасности конкретной деятельности.

5. Цель изучения дисциплины: Дать знания студентам об основных направлениях обеспеченияосновной цели безопасности жизнедеятельности - защите человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

6. Задачи изучения дисциплины: Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

- прогнозирования развития негативных воздействий на человека и окружающую среду, оценки и управления рисками.

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

Основными компетенциями дисциплины являются:

В результате освоения компетенции студенты:
должны знать: основные закономерностиобеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека; приемырационализации жизнедеятельности, ориентированными на

снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

должны уметь: распознавать потенциальные опасности в любой сфере деятельности, обеспечить личную и общественную безопасность, аргументированно обосновать своих решения с точки зрения безопасности.

должны владеть: культурой безопасности, риск-ориентированным мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека,

мотивацией и способностями для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности.

 

8. Календарно-тематический план:

№ п/п Наименование тем Количество часов  
Очное отделение  
Всего Лек­ции Практи- ческие СРСП СРС  
Очное обучение  
  Предмет, метод, цели и задачи курса            
  1. Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности            
  Чрезвычайные ситуации            
  Источники опасностей естественного, техногенного и антропогенного происхождений                  
  Опасности техногенного характера.            
  Опасности природного характера            
    Воздействие на организм человека опасных и вредных факторов            
  Мероприятия по защите населения            
    Радиационная, химическая противопожарная защита                
  Устойчивость работы промышленных объектов              
  Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения            
  Итого            
Вечернее обучение  
  Предмет, метод, цели и задачи курса            
  2. Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности            
  Чрезвычайные ситуации            
  Источники опасностей естественного, техногенного и антропогенного происхождений                  
  Опасности техногенного характера.            
  Опасности природного характера            
    Воздействие на организм человека опасных и вредных факторов            
  Мероприятия по защите населения            
    Радиационная, химическая противопожарная защита                
  Устойчивость работы промышленных объектов              
  Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения                
  Итого            
                   

 

План лекций и практических занятий

№ п/п План лекций План практических Занятий
Очное обучение
1. Тема: Предмет, метод, цели и задачи курса 1.Цель и задачи дисциплина 2.Основополагающие вопросы курса 3.Объекты ОБЖ 4.Связь курса с другими дисциплинами Занятие 1 (семинарское) 1. Понятие, цели и задачи БЖД, 2. Системы безопасности. 3. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности
2. 1. Тема: Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности 2. 1. Организация и ведение Гражданской обороны (ГО) в РК 3. 2. МЧС РК, законодательные акты в области ЧС РК 4. 3. Основы взаимодействия в системе «человек – среда обитания». Занятие 2 (семинарское) 1.Система управления ГО в государстве 2. Система управления ГО на объекте 3. Основные понятия БЖД Занятие 3 (практическое) Эссе на тему: Что ты понимаешь под комфортным состоянием окружающего тебя жизненного пространства
3. Тема: Чрезвычайные ситуации 1.Понятие о чрезвычайных ситуациях и их характеристика 2. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях 3. Прогнозирование параметров опасных зон 4. Ликвидация последствий ЧС Занятия 4-5 (семинарские) 1. Основные понятия ЧС 2. Классификации ЧС 3.Поражающие факторы ЧС 4.Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
4. Тема: Источники опасностей естественного, техногенного и антропогенного происхождений 1.Понятие об опасностях и их классификация 2.Источники формирования опасностей 3. Уровни опасности среды обитания 4.Понятие приемлемого риска 5.Понятие психологии безопасности Занятие 6 (семинарское) 1. Составить таблицу возможных угроз. 2. Рассмотреть классификации опасностей. 3.Основные составляющие анализа опасностей.
5. Тема: Опасности техногенного характера 1. Особенности техногенеза 2. Опасности зоны действия технических систем 3. Гамма негативных факторов в быту 4.Опасности поведенческого характера 5.Опасности, вызванные ошибками человека Занятие 7 Презентации конкретных ЧП техногенного характера
6. Тема: Опасности природного характера 1.Литосферные опасности 2. Гидросферные опасности 3. Атмосферные опасности 4.Биологические опасности и социально значимые болезни Занятие 8 Презентации конкретных ЧП природного характера
7. Тема: Воздействие на организм человека опасных и вредных факторов 1.Влияние на организм человека токсических и вредных веществ. 2. Влияние на организм человека шума, вибраций, электрического тока. 3. Влияние на организм человека ионизирующих излучений. Занятие 9 (практическое) Составить таблицу: «Характеристика бытовых токсических веществ» Занятие 10 (семинарское) 1. Воздействие на организм человека шума, вибраций и их предельно-допустимые уровни. 2. Воздействие на организм человека ионизирующих излучений и их предельно-допустимые уровни. Занятие 11 (семинарское) Тема: Основы формирования здорового образа жизни 1.Понятие, цель, принципы ЗОЖ, факторы, влияющие на здоровье. 2. Основные элементы ЗОЖ. 3. Здоровье и вредные привычки
8. Тема: Мероприятия по защите населения 1. Этапы проведения мероприятий по защите населения 2. Инженерные мероприятия 3 Эвакуация населения Занятие 12 (практическое) Правила поведения населения в оча­ге поражения (при землетрясении, на­воднении, химическом, радиоактивном и бактериальном очагах).
9. Тема: Радиационная, химическая, противопожарная защита 1.Радиационная защита 2. Химическая защита 3. Индивидуальные средства защиты 4. Первая медицинская помощь Занятие 13 (семинарское) Тема: Защита населения в условиях ЧС военного времени. 1.Источники военной опасности. 2.Виды современного оружия массового поражения. 3.Терроризм. Действия населения при террористических актах
10. Тема: Устойчивость работы промышленных объектов 1. Устойчивость функционирования промышленных объектов в условиях ЧС 2. Пути повышения надежности защиты инженерно-технических комплексов и персонала на объектах Занятие 14 (семинарское) Тема: Системы безопасности на промышленных объектах 1.Устойчивочсть инженерно-технических комплексов 2.Способы повышения устойчивости системы управления объектом
11. Тема: Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения 1. Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР) 2. Особенности проведения СиДНР. Занятие 15 (семинарское) Тема: Организация спасательных и других неотложных работ: 1. в очаге стихийных бедствий. 2. в очаге радиоактивн­ого заражения. 3. в очаге химического заражения (ОВ, СДЯВ). 4. в очаге бактериаль­ного заражения.
Вечернее обучение
1. Тема: Предмет, метод, цели и задачи курса 1.Цель и задачи дисциплина 2.Основополагающие вопросы курса 3.Объекты ОБЖ 4.Связь курса с другими дисциплинами Занятие 1 (семинарское) 1. Понятие, цели и задачи БЖД, 2. Системы безопасности. 3. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности
2. 5. Тема: Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности 6. 1. Организация и ведение Гражданской обороны (ГО) в РК 7. 2. МЧС РК, законодательные акты в области ЧС РК 8. 3. Основные понятия БЖД 9. 4. Основы взаимодействия в системе «человек – среда обитания». Занятие 2 (семинарское) 1.Система управления ГО в государстве 2. Система управления ГО на объекте 3. Основные понятия БЖД Занятие 3 (практическое) Эссе на тему: Что ты понимаешь под комфортным состоянием окружающего тебя жизненного пространства
3. Тема:Чрезвычайные ситуации 1.Понятие о чрезвычайных ситуациях и их характеристика 2. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях 3. Прогнозирование параметров опасных зон 4. Ликвидация последствий ЧС Занятия 4-5 (семинарские) 1. Основные понятия ЧС 2. Классификации ЧС 3.Поражающие факторы ЧС 4.Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
4. Тема: Источники опасностей естественного, техногенного и антропогенного происхождений 1.Понятие об опасностях и их классификация 2.Источники формирования опасностей 3. Уровни опасности среды обитания 4.Понятие приемлемого риска 5.Понятие психологии безопасности Занятие 6 (семинарское) 1. Составить таблицу возможных угроз. 2. Рассмотреть классификации опасностей. 3.Основные составляющие анализа опасностей.
5. Тема: Опасности техногенного характера 1. Особенности техногенеза 2. Опасности зоны действия технических систем 3. Гамма негативных факторов в быту 4.Опасности поведенческого характера 5.Опасности, вызванные ошибками человека Занятие 7 Презентации конкретных ЧП техногенного характера
6. Тема: Опасности природного характера 1.Литосферные опасности 2. Гидросферные опасности 3. Атмосферные опасности 4.Биологические опасности и социально значимые болезни Занятие 8 Презентации конкретных ЧП природного характера
7. Тема: Воздействие на организм человека опасных и вредных факторов 1.Влияние на организм человека токсических и вредных веществ. 2. Влияние на организм человека шума, вибраций, электрического тока. 3. Влияние на организм человека ионизирующих излучений. Занятие 9 (практическое) Составить таблицу: «Характеристика бытовых токсических веществ» Занятие 10 (семинарское) 1. Воздействие на организм человека шума, вибраций и их предельно-допустимые уровни. 2. Воздействие на организм человека ионизирующих излучений и их предельно-допустимые уровни. Занятие 11 (семинарское) Тема: Основы формирования здорового образа жизни 1.Понятие, цель, принципы ЗОЖ, факторы, влияющие на здоровье. 2. Основные элементы ЗОЖ. 3. Здоровье и вредные привычки
8. Тема: Мероприятия по защите населения 1. Этапы проведения мероприятий по защите населения 2. Инженерные мероприятия 3 Эвакуация населения Занятие 12 (практическое) Правила поведения населения в оча­ге поражения (при землетрясении, на­воднении, химическом, радиоактивном и бактериальном очагах).
9. Тема: Радиационная, химическая, противопожарная защита 1.Радиационная защита 2. Химическая защита 3. Индивидуальные средства защиты 4. Первая медицинская помощь Занятие 13 (семинарское) Тема: Защита населения в условиях ЧС военного времени. 1.Источники военной опасности. 2.Виды современного оружия массового поражения. 3.Терроризм. Действия населения при террористических актах
10. Тема: Устойчивость работы промышленных объектов 1. Устойчивость функционирования промышленных объектов в условиях ЧС 2. Пути повышения надежности защиты инженерно-технических комплексов и персонала на объектах Занятие 14 (семинарское) Тема: Системы безопасности на промышленных объектах 1.Устойчивочсть инженерно-технических комплексов 2.Способы повышения устойчивости системы управления объектом
11. Тема: Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения 1. Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР) 2. Особенности проведения СиДНР. Занятие 15 (семинарское) Тема: Организация спасательных и других неотложных работ: 1. в очаге стихийных бедствий. 2. в очаге радиоактивн­ого заражения. 3. в очаге химического заражения (ОВ, СДЯВ). 4. в очаге бактериаль­ного заражения.

План проведения СРСП

№ п/п Задание СРСП Форма проведения СРСП
Очное обучение
1. 1.Информация преподавателя о методах проведения и организации выполнения занятий 2. Разъяснение сущности понятий безопасности жизнедеятельности Презентация преподавателя
2. Рассмотрение сущности понятий: Гражданская оборона, части Гражданской обороны, службы Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, силы Гражданской обороны, формирования Гражданской обороны, органы управления Гражданской обороны, сигнал "Внимание всем!", оперативно-спасательные отряды, оперативно-спасательные отряды, объекты хозяйствования, эвакуационные органы. Основные задачи Гражданской обороны. Устное обсуждение
3. Изучение структуры Закона Республики Казахстан от 05.07.1996 N 19-1 "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" Рассмотрение терминов, характеризующих ЧС природного характера. Обсуждение
4. Изучение основных положений Постановления Правительства Республики Казахстан от 28 августа 1997 г. N 1298 «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Составление конспекта документа
5. Изучение сущности терминов: авария, катастрофа, стихийное бедствие, бедствие, декларация безопасности промышленного объекта, зона чрезвычайной ситуации, чрезвычайные ситуации природного характера, чрезвычайные ситуации техногенного характера, чрезвычайная ситуация, ликвидация. Устное обсуждение
6. Анализ возможных опасностей и угроз на планете в ХХ1 веке Эссе
7. Заслушивание подготовленных студентами презентаций по характеристике одного конкретного ЧП техногенного характера Презентация
8. Заслушивание подготовленных студентами заданий по характеристике одного конкретного ЧП природного характера Презентация  
9. Заслушивание рефератов по характеристике конкретных террористических актов Доклад
10. Изучение методик определения предельно-допустимых уровней воздействия на человека и ОС вредных веществ Составление конспекта
11. Рассмотрение документов «Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006-2014 годы» (Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 года N 1678), Программа "Здоровый образ жизни" на 2008 – 2016 годы (Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от «21» декабря 2007 года № 1260). Устное обсуждение
12. Заслушивание рефератов «Организация первой медицинской помощи в условиях ЧС». Реферат
13. Заслушивание подготовленных студентами презентаций «Виды современного оружия массового поражения» Презентация
14. Организация безопасного функционирования промышленных предприятий Составление конспекта
15. Заключительное эссе на тему «Что мне дало изучение ОБЖ» Эссе
Вечернее обучение
1. 1.Информация преподавателя о методах проведения и организации выполнения занятий 2. Разъяснение сущности понятий безопасности жизнедеятельности Презентация преподавателя
2. Рассмотрение сущности понятий: Гражданская оборона, части Гражданской обороны, службы Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, силы Гражданской обороны, формирования Гражданской обороны, органы управления Гражданской обороны, сигнал "Внимание всем!", оперативно-спасательные отряды, оперативно-спасательные отряды, объекты хозяйствования, эвакуационные органы. Основные задачи Гражданской обороны. Устное обсуждение
3. Изучение структуры Закона Республики Казахстан от 05.07.1996 N 19-1 "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" Рассмотрение терминов, характеризующих ЧС природного характера. Обсуждение
4. Изучение основных положений Постановления Правительства Республики Казахстан от 28 августа 1997 г. N 1298 «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Составление конспекта документа
5. Изучение сущности терминов: авария, катастрофа, стихийное бедствие, бедствие, декларация безопасности промышленного объекта, зона чрезвычайной ситуации, чрезвычайные ситуации природного характера, чрезвычайные ситуации техногенного характера, чрезвычайная ситуация, ликвидация. Устное обсуждение
6. Анализ возможных опасностей и угроз на планете в ХХ1 веке Эссе
7. Заслушивание подготовленных студентами презентаций по характеристике одного конкретного ЧП техногенного характера Презентация
8. Заслушивание подготовленных студентами заданий по характеристике одного конкретного ЧП природного характера Презентация  
9. Заслушивание рефератов по характеристике конкретных террористических актов Доклад
10. Изучение методик определения предельно-допустимых уровней воздействия на человека и ОС вредных веществ Составление конспекта
11. Рассмотрение документов «Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006-2014 годы» (Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 года N 1678), Программа "Здоровый образ жизни" на 2008 – 2016 годы (Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от «21» декабря 2007 года № 1260). Устное обсуждение
12. Заслушивание рефератов «Организация первой медицинской помощи в условиях ЧС». Реферат
13. Заслушивание подготовленных студентами презентаций «Виды современного оружия массового поражения» Презентация
14. Организация безопасного функционирования промышленных предприятий Составление конспекта
15. Заключительное эссе на тему «Что мне дало изучение ОБЖ» Эссе


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.008 с.)