Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткое изложение программного материала

Поиск

Краткое изложение программного материала

(сокращенный курс лекций, учебник)

Лекция 1.

План лекции

Понятие о нетарифном регулировании.

Законодательные акты в сфере нетарифного регулирования ВТД.

Классификация нетарифных методов регулирования ВТД в России.

Объекты нетарифного регулирования.

Согласно ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД» государственное регулирование ВТ осуществляется одновременно двумя способами (или методами): тарифными, т.е. с помощью таможенных пошлин и налогов (их еще называют экономическими), и нетарифными, т.е. через систему запретов и ограничений (их часто называют административными).

Ограничительная система начала складываться в мире в начале XX в., когда возникла необходимость защиты внутреннего рынка от иностранных конкурентов, защиты собственных товаропроизводителей, а также защиты потребителей от недоброкачественной продукции.

Современная система нетарифного регулирования стала формироваться в начале 50-х годов XX в. после создания ГАТТ/ВТО и СТС/ВТО.

Новый импульс произошел в 60-70г.г., когда возникла необходимость контроля за нераспространением оружия массового поражения и экспортом т.н. товаров двойного назначения. Во многих странах, в т.ч. и в России, стала формироваться система экспортного контроля.

Чем же отличаются нетарифные методы от тарифных?

Сразу же следует подчеркнуть, что нетарифные меры не заменяют и не противопоставляются тарифным, они дополняют друг друга.

Нетарифное регулирование часто применяется в случаях, когда пошлины и налоги недостаточно эффективны или они «связаны», когда экономика страны испытывает кризис.

Главные отличия их заключаются в механизме их применения, целях применения и, наконец, в правовом закреплении.

Суть тарифного регулирования в том, что регулирование импорта и экспорта осуществляется посредством механизма ценообразования. Иначе говоря, таможенные пошлины и налоги влияют на конечную цену товара и, тем самым, на рентабельность (т.е. выгоду) внешнеэкономической сделки. Прямого запрета или ограничения здесь нет, право выбора остается за продавцом и покупателем…

В свою очередь, нетарифные меры не затрагивают цену товара, прямо ограничивают право продавцов и покупателей или лишая их права выбора.

Цель нетарифного регулирования значительно шире, чем при тарифном регулировании. Если тарифное регулирование имеет целью защиту отечественного производителя и пополнение государственного бюджета, что несомненно очень важно, что целями нетарифного регулирования являются:

· защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия иностранной продукции;

· обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировое хозяйство;

· обеспечение продовольственной безопасности;

· продвижение российских товаров на мировой рынок;

· соблюдение общественной морали и правопорядка;

· охрана жизни и здоровья граждан, животных и растений;

· охрана окружающей среды;

· защита культурного достояния страны;

· обеспечение обороны и безопасности государства;

· выполнение РФ международных обязательств поддержание платежного баланса и защита внешнего финансового положения.

 

Лекция 2.

План лекции

Правовые основы запретительных и монополистических мер.

Номенклатура запрещенных к ввозу и вывозу товаров.

Государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными категориями товаров.

Таможенный контроль товаров, подпадающих под запретительные и монополистические меры.

Правовые основы запрета на ввоз или вывоз товаров, а также монополии государства на торговлю отдельными категориями товаров закреплены в ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД» и ТК РФ. Перечень оснований для запрещения ввоза или вывоза конкретного товара производится в ст.32 РФ упомянутого ФЗ.

К ним относятся:

· необходимость соблюдения общественной морали и правопорядка;

· охрана жизни и здоровья граждан, ОС, жизни и здоровья животных и растений;

· перемещение через границу благородных металлов;

· защита культурных ценностей;

· предотвращение исчерпания невосполнимых природных ресурсов;

· необходимость приобретения или распределения дефицитных товаров;

· необходимость выполнения международных обязательств РФ;

· несоответствие требованиям нормативно-правовых актов РФ.

Перечень оснований для запрещения ввоза или вывоза товаров является открытым, т.е. он может быть дополнен и другими основаниями исходя из иных экономических и политических интересов РФ. В статьях 21-24, 26-27 ФЗ «Об основах….» установлены лишь общие принципы запретов.

Монополистические меры закреплены ст.26 ФЗ «Об основах….», в которой указывается: «…..право на осуществление ВТД может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Перечни отдельных видов товаров, на экспорт или импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется исключительное право на экспорт или импорт отдельных видов товаров, определяется федеральными законами.

Исключительное право на экспорт или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензии.

Сделки по экспорту или импорту отдельных видов товаров, совершенные без лицензии.., являются ничтожными.

Согласно ФЗ «Об основах…» федеральным органом, регулирующим запретительные и монополистические меры, является Правительство РФ.

Следует отметить, что если по старому ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», государственная монополия осуществлялась через унитарные предприятия, то в новом ФЗ «Об основах….» форма собственности не оговаривается.

В другом ФЗ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» (от 14.04.1988г. №63) в ст.17 указывается»: …«В целях предотвращения либо уменьшения критического недостатка продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными на внутреннем рынке РФ, Правительство РФ может временно запретить или ограничить экспорт таких товаров…».

В ТК РФ закрепительные меры регулируются ст.13 «Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу».

Кроме того, запреты и монополия государства на внешнюю торговлю отдельными категориями товаров установлена в других правовых нормативных актах: ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами», ФЗ «О ввозе и вывозе культурных ценностей», ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и др.

 

Лекция 3.

План лекции

Понятие об экспортном контроле.

Правовые основы экспортного контроля.

Объекты экспортного контроля.

Лекция 4.

План лекции

Правовые основы лицензирования и квотирования импорта и экспорта в РФ.

Категории лицензируемых товаров.

Лекция 5.

План лекции

Правовые основы применения разрешений при ввозе и вывозе товаров.

Кодификация контролирующих органов.

Лекция 6.

План лекции

Общие положения.

Лекция 7.

План лекции

Общие положения.

Валютно-кредитные инструменты.

3. Порядок определения таможенной стоимости.

4. Правила определения страны происхождения.

Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД России.

Предотгрузочная инспекция.

Таможенные формальности.

Косвенно-ограничительные меры – это меры, которые не содержат в себе прямых запретов или ограничений внешней торговли, но опосредованно, через различные, часто сложные процедуры, влияют на объем экспорта или импорта в нужном для государства направлении.

К таким мерам можно отнести:

· Валютно-кредитную политику;

· Порядок определения таможенной стоимости;

· Правила определения страны происхождения товара;

· Классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России;

· Предотгрузочную инспекцию;

· Таможенные формальности;

· Требования к упаковке и маркировке товаров.

В целом все они относятся к неэкономическим нетарифным мерам. При этом они являются весьма эффективным средством сдерживания товаропотоков, поскольку влекут за собой существенное увеличение трудозатрат и времени на их преодоление. Более того, они прямо направлены на борьбу с таможенными правонарушениями и, прежде всего, с недостоверным декларированием.

 

Лекция 8.

План лекции

Специальные защитные меры.

Антидемпинговые меры.

Компенсационные меры.

Эмбарго.

Принцип недопустимости дискриминации в отношении импорта товаров и принцип взаимности в торговых отношениях – основные нормы международных хозяйственных отношений.

Если первый принцип введен в российское законодательство, то второй принцип от части юридически, но главное практически нормой российской внешнеторговой политики не стал. Против российских экспортеров на рынках зарубежных стран, зарубежными товаропроизводителями активно применяются различные дискриминационные меры: запреты, квоты, антидемпинговые пошлины и другие ограничения.

Потому юридические закрепление и практическое применение ответных защитных мер – одна из основных задач российского правительства в сфере внешней торговли. Только так мы сможем добиться взаимности в торговле, в защите российских товаропроизводителей на внешнем и внутреннем рынках.

На внутреннем, российском рынке зарубежные товаропроизводители также приобретают к недобросовестной конкуренции с отечественными товаропроизводителями: ввоз товаров по заниженным ценам, ввозу товаров в значительных объемах, что ведет к свертыванию российского производства.

Нормами ВТО, в частности ГАТТ-94, разрешено использование мер торговой защиты. К ним относятся:

· Защитные меры – ст XIX ГАТТ;

· Компенсационные меры – ст. XVI ГАТТ;

· Антидемпинговые меры – ст. VI ГАТТ;

· «Добровольные» ограничения экспорта, эмбарго.

Эти меры объединяют то, что они направлены на борьбу с недобросовестной конкуренцией.

Эти нормы нашли отражение в российском законодательстве.

В ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД» в ст.27 указывается, что могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

Детально механизм введения и применения этих мер прописан в другом ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» принятый Государственной думой 18 ноября 2003г.

В нем говорится, что целью этого закона является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемые импортом на таможенную территорию РФ. Таким образом, само введение этого ФЗ было своего рода защитной или ответной мерой.

 

Лекция 9.

План лекции

Краткое изложение программного материала

(сокращенный курс лекций, учебник)

Лекция 1.

План лекции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.54.190 (0.012 с.)