Основные методы диагностического интервью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы диагностического интервью



Методика Описание Функции в процессе Беседы
Открытые Вопросы «Что?»–выявляет факты; «Как?» – чувства; «Почему?» – причины; «Можно ли?» – общую картину Используется для выяснения основных фактов и облегчают разговор
Закрытые вопросы Обычно включают в себя частицу «ли», на них можно отвечать кратко Дают возможность выявить особые факты, сокращают слишком длинные монологи
Поощрение (поддержка) Повторение нескольких ключевых фраз пациента Поощряет детальную разработку специфических слов и смысла
Отражение чувства Обращение внимания на эмоциональное содержание интервью Проясняет эмоциональную подоплеку ключевых факторов, помогает открывать чувства
Пересказ Повторение сущности слов пациента и его мыслей, используя его ключевые слова Активизирует обсуждение, показывает уровень понимания
Резюме В сжатом виде повторяет основные факты и чувства пациента Полезно повторять периодически во время беседы. Обязательно в конце встречи.

 

 

Особенности беседы в особых ситуациях

Аутичный пациент Депрессивный пациент Тревожный пациент Пациент с бредовыми расстройствами Агрессивный пациент Пациент с маниакальным расстройством   Будьте активны, направляйте беседу. Обращайте внимание на невербальные диагностические критерии. Меняйте тему. Если у пациента возникают трудности с обсуждением того или иного вопроса. Попытайтесь повысить самоуважение пациента, позитивно оценив его личность, особенно в конце беседы. Выявите суицидальные мысли. Если они есть, то существует ли у него определенный план? Необходимо позволить пациенту выговориться и выразить свою тревожность, проявить по отношению его переживаний понимание и терпимость. Не критикуйте ошибочные суждения пациента напрямую; вы можете сказать, что не согласны с его умозаключением, но понимаете его. Сядьте рядом с дверью, чтобы можно было быстро выйти. Определите рамки, в которых будет проводиться беседа. Если пациент слишком возбужден, прекратите беседу немедленно. Постарайтесь установить рамки, в которых будет проводиться беседа. Скажите, что вам необходимо получить информацию на определенную тему, о другом вы поговорите с ним позднее, будьте тверды в этом.  

 

 

На основании данных, полученных в ходе клинического исследования, заполняется история болезни (по схеме, представленной ниже).

ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

1.Паспортная часть (Ф.И.О., год рождения, семейное положение, образование, профессиональная занятость).

2.Жалобы должны быть записаны так, как их излагает сам больной, т.е. его словами, и позволяли бы понять, почему он обратился за помощью именно сейчас (если больной отказывается их предъявлять, то это должно быть отмечено, уточнить причину госпитализации). В некоторых случаях основные нарушения удается выявить со слов другого лица, доставившего больного в стационар.

3.История диагностированного в настоящее время заболевания.

Во время беседы необходимо изучить симптомы, наблюдающиеся у больного в данный момент. Особое внимание следует уделить самым ранним проявлениям болезни и наиболее опасным для больного симптомам. Уместно задать вопрос типа: «Как это у вас все началось?». Что предшествовало психическим расстройствам (переутомление, соматическое заболевание, инфекция, травма головного мозга, интоксикация, алкоголь, наркотики, психическая травма).

Важно проследить динамику развития симптомов и момент появления нарушений, кульминация которых заставила обратиться к врачу. Как повлияла болезнь на трудоспособность, отношения в семье, положение на работе, изменение личности, памяти, речи.

Детально изложить предыдущие эпизоды, перенесенные больным психических расстройств, симптомы болезни, степень нетрудоспособности, получаемое лечение. Перечислить больницы, в которых он ранее лечился, длительность и эффективность терапии (в хронологическом порядке). Особого внимания заслуживает первый, а также наиболее часто повторяющийся эпизод заболевания и суицидальные попытки.

Анамнез жизни.

- сведения о родителях: их возраст, профессия, сколько лет было родителям, при его рождении, когда и где он родился, которым по счету ребенком в семье, если родители умерли, то, в каком возрасте, причина смерти.

Наследственность - наблюдались ли ранее в семье: злоупотребление алкоголем, лекарствами или наркотиками, депрессии и другие психические заболевания или суицидальное поведение у родственников. Личностные особенности родителей.

- перинатальный период: состояние здоровья матери во время беременности, был ли ребенок желанным, как протекали роды у матери, имелись ли у ребенка травмы при рождении.

- развитие в детстве: имелись ли признаки невропатии в первый год жизни, грудное вскармливание, его длительность и нарушения, наблюдавшиеся при кормлении. Когда начал сидеть, стоять, ходить, говорить. Возраст приобретения навыков опрятности. Перенесенные в детстве соматические и инфекционные заболевания, их тяжесть. ЧМТ. Наличие припадков, страхов, снохождения, ночного недержания мочи и расстройства поведения (сосал ли ребенок палец, кусал ли ногти, онанизм и др.).

Особенности личности в раннем детском возрасте: застенчивость, беспокойство, гиперактивность, уход в себя, упрямство. Физическое развитие, способность к дружеским отношениям, особенности игровой деятельности. Посещал ли детские дошкольные учреждения, как перенес разлуку с матерью, или воспитывался в домашних условиях.

Важно располагать сведениями о людях, окружающих ребенка в первые три года жизни. Когда пошел в школу, как адаптировался к ней, отношение к неприятностям, имевшим место в период обучения в школе, успеваемость, любимые предметы, взаимоотношения со сверстниками и учителями. Способности и наклонности. Внешкольная деятельность. Занятия спортом, увлечения.

Обстановка в семье, взаимоотношения между родителями, распределение обязанностей. Роль, которую играл каждый из членов семьи в воспитании. Материально-бытовые условия.

- особенности подросткового периода: выраженность подростковых реакций (группирования, эмансипации, хобби и др.), были ли идеи неполноценности (дисморфофобия и дисморфомания), уходы из дома и бродяжничество, агрессивное поведение, жестокость к животным, курение, употребление наркотиков, алкоголя или злоупотребление ими. Отношение с окружающими, с родными, братьями, сестрами. Сколько было друзей, в том числе близких. Был ли лидером или подчиненным. Популярность среди сверстников.

- взрослый период: выбор профессии, как проходило обучение и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Кем работает в настоящее время, как относится к своей работе, какие у него отношения с начальством, сослуживцами и с подчиненными. Места работы, длительность пребывания на каждом из них, отметить частоту и причину смены работы, наличие профессиональных вредностей. Социальная деятельность: продолжительность и характер межличностных отношений, дружеские связи, их глубина.

Служба в армии, отношение к ней, обращался ли больной к психиатру во время прохождения службы в армии, имел ли дисциплинарные взыскания. Начало половой жизни, гармоничность, дисгармония.

У женщин необходимо выяснить возраст появления менструального цикла, его характер, регулярность, болезненность, не сопровождался ли какими-либо психическими нарушениями, сколько было беременностей, родов, абортов. Если месячные прекратились, то указать в каком возрасте, не было ли в этот период отклонений в психической сфере, их характер, стойкость.

Возраст вступления в брак (юридически оформленный или гражданский), взаимоотношения в семье, имена, возраст и описание всех детей, и отношение родителя к каждому ребенку.

Материально-бытовые условия семьи: имеет ли собственное жилье, сколько комнат в квартире, сколько человек там проживает. Источники дохода семьи и финансовые трудности. Как относится семья больного к его заболеванию (оказывают поддержку, равнодушны, негативно настроены).

Перенесенные заболевания: соматические, инфекционные, особенно, СПИД, туберкулез, сифилис. ЧМТ, операции, интоксикации, частота употребления алкогольных напитков, доза, преимущественный вариант опьянения, употребление наркотиков, абстиненция. Эпиприпадки.

- особенности личности больного, его характер, поведение в стрессовой ситуации, интересы (общественные, интеллектуальные, материальные), система ценностей (социальные, нравственные аспекты), религиозность.

5.Соматическое состояние (исследуется по общепринятой схеме).

6.Неврологическое состояние (исследуется по общепринятой схеме).

7.Психическое состояние:

- СОЗНАНИЕ (ориентировка в месте, времени, окружающих лицах и в собственной личности; наличие выключения или помрачения сознания).

- ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ БОЛЬНОГО: внешность, конституциональные особенности, выражение глаз, мимика, поза, осанка. Манера одеваться, опрятность, состояние волос и ногтей. Поведение больного, активность, наличие тревожности и способ ее выражения. Описываются любые проявления манерности, тики, жестикуляция, подергивания, стереотипные движения, гибкость или ригидность, а также походка и координированность больного.

Речевая активность: количественный аспект речи, скорость и качество (заикание). Больной может быть многословным, молчаливым, может отвечать лишь на вопросы врача. Речь бывает быстрая или медленная, затрудненная, запинающаяся, невнятная, эмоциональная или монотонная, громкая или тихая.

Отношение к врачу (дружественность, сотрудничество, заинтересованность, враждебность, оборонительная позиция, осторожность и др.).

- ОЩУЩЕНИЯ (гиперестезия, гипостезия, парастезия).

- ВОСПРИЯТИЕ (иллюзии, галлюцинации): слышит ли больной голоса или видит какие-либо образы, их содержание, к какой сенсорной модальности они относятся, обстоятельства их появления. Истинные или псевдогаллюцинации. Наличие деперсонализации, дереализации (чувство отчужденности от самого себя и окружающей действительности) и психосенсорных расстройств (нарушение схемы тела).

- МЫШЛЕНИЕ: темп, последовательность, правильность построения предложений. Наличие сверхценных, навязчивых или бредовых идей и их содержание.

- ВНИМАНИЕ: устойчивость, переключаемость, объем и направленность. Для проверки способности сосредоточить внимание больному предлагают вычитать по 7 из 100, или более легкие задания – 4 умножить на 9 и др.

- ПАМЯТЬ: имеются ли нарушения запоминания, удержания и воспроизведения информации, память на события прошлой жизни и запоминание текущих событий и их воспроизведение – запоминание в эксперименте 10 слов, трехзначного числа, прочитанного текста. Память на прочитанное в художественных произведениях, увиденного в кинофильме. Память на события личной жизни (анамнез). Наличие и характер нарушений памяти (гипермнезия, гипомнезия, амнезия и парамнезия).

- ЗНАНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТ: официальный образовательный уровень больного и степень самообразования. Необходимо задать ряд вопросов, позволяющих определить образовательный и культурный уровень больного, круг интересов, творческие возможности. Исследовать способности больного к анализу, синтезу, отвлечению, обобщению.

- ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА: характеристика настроения, его колебаний, адекватность эмоциональных реакций. Наличие эмоциональных нарушений (эйфория, гипертимия, мория, экстаз, гипотимия, депрессия, дисфория, эмоциональная лябильность и др.). Наличие аффекта и степень его выраженности.

- ВЛЕЧЕНИЯ: нарушения пищевого, полового и оборонительного инстинктов.

- ВОЛЯ: гипербилия, гипобулия, абулия и парабулии. Поведение: адекватность, мотивированность, целенаправленность.

- СТЕПЕНЬ ОСОЗНАНИЯ БОЛЬНЫМ ФАКТА СВОЕЙ БОЛЕЗНИ (адекватная самооценка, неполное осознание своей болезни, полное отрицание своего заболевания).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.017 с.)