Содействие надлежащей организации и качеству оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содействие надлежащей организации и качеству оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению.

3. Позицию Совета Федеральной палаты адвокатов об отношении к назначению адвокатов в уголовном судопроизводстве в качестве защитников-дублеров довести до сведения адвокатов и судебных органов.

С этой целью:

- опубликовать настоящее решение в издании "Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации" и разместить на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов;

- направить копию настоящего решения в адвокатские палаты субъектов Российской Федерации и Председателю Верховного Суда Российской Федерации.

 

Приложение 15

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПЕРИОД С АПРЕЛЯ 2013 Г.

ПО АПРЕЛЬ 2015 Г.

 

I. О составе и развитии адвокатуры

 

1.1. Адвокатское сообщество недавно торжественно отметило 150-летие российской адвокатуры, подтвердив историческую преемственность идеалам и традициям присяжной адвокатуры.

Другим важным событием, коснувшимся адвокатского сообщества в 2014 году, явилось воссоединение с Россией Крыма, образование нового федерального округа в составе Российской Федерации и успешная интеграция крымских адвокатов в состав российской адвокатуры. Учреждены Адвокатская палата Республики Крым и Адвокатская палата г. Севастополя численностью 875 и 274 адвокатов соответственно.

За период между съездами численность адвокатуры увеличилась на 2122 адвоката и составила 75387 адвокатов, в том числе 70414 действующих адвокатов.

Более 70% адвокатов имеют стаж адвокатской деятельности свыше 5 лет.

1.2. Из общего количества адвокатов 143 имеют ученую степень доктора юридических наук, 1580 - степень кандидата юридических наук.

Почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации" удостоены 143 адвоката.

Член Адвокатской палаты г. Москвы А.Г. Лисицын-Светланов является действительным членом (академиком) Российской академии наук.

1.3. Качественный состав адвокатуры характеризуется следующими показателями:

- по возрасту адвокатов:

до 30 лет - 11792 (16,2%) адвоката; от 60 и старше - 9069 (12,5%) адвокатов;

- по стажу адвокатской деятельности адвокатов: до года - 8,4% адвокатов;

от 1 года до 5 лет - 25,0% адвокатов; от 5 лет до 15 лет - 46,6% адвокатов; свыше 15 лет - 23,8% адвокатов;

- по гендерному признаку: мужчин - 58,9%; женщин - 41,1%.

Женщины избраны руководителями адвокатских палат в 22 субъектах Российской Федерации, 6 женщин являются членами Совета ФПА РФ.

1.4. По состоянию на 1 января 2015 года в России учреждено и действует 25193 адвокатских образования, в том числе 2796 коллегий адвокатов, 747 адвокатских бюро, 21500 адвокатских кабинетов, 150 юридических консультаций.

Наиболее привлекательной для адвокатов продолжает оставаться коллегиальная организационно-правовая форма деятельности - 44545 (63,3%) адвокатов избрали местом своей работы коллегию адвокатов.

 

II. Основные направления и итоги деятельности Совета в отчетном периоде

 

2.1. Реализация Советом функций коллегиального исполнительного органа Федеральной палаты адвокатов

 

2.1.1. Совет ФПА РФ в составе 30 членов выполнял возложенные на него функции в соответствии с требованиями Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и решениями VI Всероссийского съезда адвокатов.

Совет досрочно прекратил полномочия вице-президента - представителя Совета ФПА РФ в Сибирском федеральном округе, президента Адвокатской палаты Красноярского края С.Н. Мальтова в связи с его смертью в 2014 году.

За два года при необходимом кворуме Совет провел 8 заседаний, на которых рассмотрел 48 вопросов по актуальным проблемам адвокатской деятельности и адвокатуры.

В заседаниях Совета ФПА принимали участие уполномоченные представители адвокатских палат субъектов Российской Федерации (президенты, вице-президенты и иные представители): в 2013 году - 37, в 2014 году - 36 субъектов РФ. По результатам заседаний готовились решения Совета и информационные письма, которые направлялись в палаты субъектов РФ, а также доводились до сведения адвокатского сообщества через интернет-сайт ФПА, публиковались в изданиях "Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации" и "Новая адвокатская газета".

2.1.2. В отчетном периоде были продолжены исследования правовых проблем в государстве и обществе, по результатам которых к 20-летию Конституции Российской Федерации подготовлен очередной доклад "О Конституции Российской Федерации и защите прав граждан (позиция российской адвокатуры)". Он опубликован на сайте ФПА РФ и разослан в соответствующие государственные структуры всех ветвей власти.

Изданный к 150-летию российской адвокатуры доклад "Уроки истории: 150 лет российской адвокатуре" - взгляд, обращенный на само адвокатское сообщество с его, казалось бы, внутренними проблемными вопросами, которые на самом деле и не внутренние вовсе, а общесоциальные, выходящие на общественное и государственное устройство, на функционирование всех трех ветвей государственной власти.

2.1.3. Совет и президент ФПА РФ принимали активные меры по реализации функций представительства Федеральной палаты адвокатов в органах государственной власти и общественных объединениях.

Это позволило:

а) последовательно отстаивать интересы сообщества в законопроектной деятельности и в сфере применения законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности, в результате чего:

- подготовлен Минюстом России при участии ФПА РФ проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения прав адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи" (на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации);

- принято (при непосредственном участии представителей ФПА РФ в ходе подготовки) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. N 42 "О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам", которое учитывает интересы адвокатов при расчете размера вознаграждения за участие во всех процессуальных действиях, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 53 УПК РФ;

- разработан Минюстом России совместно со специалистами ФПА РФ проект изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 1240 "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек...", в котором учтены положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. N 42 "О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам" по вопросам расчета размера вознаграждения адвоката, а также предлагается урегулировать вознаграждение адвоката за участие в гражданском судопроизводстве по назначению суда и другие вопросы (на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации);

- предотвращена очередная попытка перевода адвокатов на контрактную систему участия в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда - по настоянию ФПА РФ отменено положение Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" о введении с 1 января 2014 года контрактной системы участия адвокатов в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, что предотвратило прекращение с этой даты бюджетного финансирования работы адвокатов в этой сфере;

б) довести до исполнительных органов государственной власти консолидированное мнение адвокатского сообщества и предложения Федеральной палаты адвокатов, которые были учтены:

- при отмене повышенного размера страхового взноса в пенсионный фонд для адвокатов (с 1 января 2014 года он снижен с 35665 руб. до 19425 руб.);

- в судебном порядке защищено профессиональное право адвоката проносить на свидание с подзащитными диктофоны и фотоаппараты;

- принято решение судебным ведомством о том, что при строительстве новых зданий судов предусматривать в них служебные помещения для адвокатов;

- в декабре 2013 года Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ поставил точку в споре между адвокатским сообществом и органами антимонопольной службы, признав неправомерным их вмешательство в принятие адвокатскими палатами рекомендаций о размере гонорара при заключении соглашений между адвокатом и доверителем;

в) обеспечить участие представителей Совета и Федеральной палаты адвокатов:

- в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;

- в рабочей группе президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и взаимодействию со структурами гражданского общества;

- в Общественном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации;

- в Экспертном совете при Министерстве юстиции РФ по мониторингу правоприменения в Российской Федерации;

- в межведомственной рабочей группе по разработке проекта концепции реформирования сферы оказания квалифицированной юридической помощи;

- в составе Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации";

- в Консультативном совете при Межведомственной комиссии Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

г) обеспечить взаимодействие по вопросам адвокатуры и адвокатской деятельности:

- с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и другими структурными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации;

- с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

- с Верховным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ (до его ликвидации), Генеральной прокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ и МВД РФ;

- с Аппаратом Правительства Российской Федерации;

- с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Росфинмониторингом, Федеральной антимонопольной службой и другими ведомствами.

Совет имеет своих представителей в органах исполнительной, законодательной власти, в Конституционном Суде РФ.

2.1.4. Одной из главных задач, которую Совет ФПА РФ решал в отчетном периоде во взаимодействии с Министерством юстиции Российской Федерации, стояла задача решения проблемы объединения юридической профессии для оказания квалифицированной юридической помощи по общим и единым стандартам на основе адвокатского статуса и установления исключительного права адвокатов на судебное представительство.

В целях реализации государственной программы "Юстиция" эта тема была обсуждена 11 марта 2015 года в Федеральной палате адвокатов на встрече с представителями российского бизнеса, а 31 марта - на специальном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) о роли адвокатуры в правозащитной деятельности.

В межведомственную рабочую группу по подготовке проекта концепции регулирования рынка юридических услуг включены члены СПЧ адвокаты Ю.А. Костанов, И.Н. Пастухов, В.В. Ряховский, а также представители Федеральной палаты адвокатов.

2.1.5. Сохраняется представительство ФПА РФ в Общественной палате Российской Федерации (В.В. Гриб, О.О. Полетило, Е.В. Семеняко).

Вице-президент ФПА РФ А.П. Галоганов в отчетном периоде продолжал руководить деятельностью Федерального союза адвокатов России и, кроме того, возглавлять Московское областное региональное отделение Ассоциации юристов России. Он также является членом Общественной палаты Московской области и членом Совета при Губернаторе Московской области по развитию гражданского общества и правам человека.

Члены Совета многократно совершали рабочие поездки в адвокатские палаты субъектов РФ Центрального, Северо-Западного, Южного, Уральского, Приволжского, Северо-Кавказского и Крымского федеральных округов.

 

2.2. Координация деятельности адвокатских палат

 

2.2.1. Функция Совета ФПА РФ по координации деятельности адвокатских палат осуществлялась по следующим основным направлениям:

- содействие надлежащей организации и качеству оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- осуществление правового наблюдения в отношении решений органов адвокатских палат субъектов РФ;

- содействие повышению профессионального уровня адвокатов;

- формирование единых принципов и критериев деятельности квалификационных комиссий, дисциплинарной практики адвокатских палат;

- защита социальных и профессиональных прав адвокатов;

- рассмотрение обращений граждан, сообщений правоохранительных, судебных и иных государственных органов, общественных объединений и организаций.

2.2.2. Основными формами координации деятельности адвокатских палат за прошедший период продолжали оставаться:

- принятие Советом ФПА РФ решений по вопросам адвокатуры и адвокатской деятельности в пределах своих полномочий;

- проведение совещаний представителей Совета ФПА РФ в федеральных округах;

- проведение выездных заседаний Совета ФПА РФ;

- организация конференций, форумов, круглых столов с участием представителей адвокатских сообществ субъектов РФ по наиболее актуальным проблемам адвокатской деятельности;

- командирование отдельных членов Совета в адвокатские палаты для оказания методической и организационной помощи по конкретным вопросам адвокатской деятельности;

- разработка научных и методических рекомендаций с привлечением Научно-консультативного совета при ФПА РФ, Экспертно-методической комиссии, иных комиссий и рабочих групп Совета ФПА РФ;

- проведение в регионах общекорпоративных мероприятий, в том числе по обмену опытом работы и учебы, финансовое и информационное обеспечение этого направления работы.

2.2.3. В 2013 - 2014 годах участие в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда принимали 31600 и 29500 адвокатов соответственно.

Объем бюджетных средств, начисленных адвокатам за эту работу в качестве вознаграждения, составил 3,9 млрд. руб. (2013 г. - 3,6 млрд. руб.). Среднемесячное вознаграждение адвоката увеличилось с 9447 руб. в 2013 году до 11088 руб. в 2014 году.

2.2.4. Деятельность Совета была направлена на повышение организации и качества оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению в порядке ст. ст. 50 - 51 УПК РФ. Это позволило упорядочить оказание юридической помощи в уголовном судопроизводстве по назначению за счет ее координации специально назначенными лицами (координаторами) во всех субъектах РФ, повысить ответственность адвокатов, участвующих в этой работе. Этой же цели была подчинена деятельность квалификационных комиссий. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей при осуществлении защиты по уголовным делам в порядке ст. ст. 50 и 51 УПК РФ в 2013 - 2014 годах к дисциплинарной ответственности привлечено 704 адвоката, в отношении 19 адвокатов статус был прекращен.

Органы адвокатского самоуправления наряду с мерами дисциплинарной ответственности стали чаще применять практику отстранения от ведения дел по назначению адвокатов, допустивших серьезные нарушения норм профессиональной этики, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей перед своими доверителями.

Все это привело к оптимизации сферы участия адвокатов в качестве защитников в делах по назначению, которая в последние годы последовательно сокращалась. Если в 2008 году в ней участвовали 41438 адвокатов, то в 2011 году - уже 37364 адвокатов, а в 2014 году - 29480 адвокатов.

2.2.5. В марте 2015 года Совет создал рабочую группу по анализу и обобщению действующей в адвокатских палатах практики распределения поручений на участие адвокатов в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению и используемых для этого многообразных программ и систем, а также созданию модульной программы, которую по желанию смогут использовать адвокатские палаты регионов для организации работы адвокатов по назначению. Этой же группе предложено проработать возможность использования электронной формы ордера.

По оценке президентов адвокатских палат эти меры повышают эффективность работы палат в этой сфере и являются инструментом противодействия "карманным" адвокатам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-07-06; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.01 с.)