Содержание книги

  1. Воспоминания о театре Андрея Денникова


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспоминания о театре Андрея Денникова



 Поговорим по душам…

В груди моей горит рубин раненья,

Но я упрямо бью еще крылом…

Нет, не умру я! Все внимайте пенью,

Что в лебедином сердце нес своем…

17 марта 2019 года. Большой зал ЦДРИ. Вечер памяти заслуженного артиста ГАЦТК имени С.В.Образцова, актера и режиссера Андрея Денникова. На сцене мама Андрея, Елена Борисовна Фомина, вручает нашему маленькому театру имя своего сына и новый символ -  стеклянное сердечко, с изображенным на нем белым лебедем с распахнутыми крыльями, словно уберегающего от бед и невзгод маленьких артистов, пытающихся в своих детских руках удержать частички уходящего, исчезающего искусства уникального театра, созданного гением 21 века  – кукловодом-режиссером-художником Андреем Денниковым.

 Театр - искусство живое и сиюминутное. Спектакль, живет на сцене только здесь и сейчас, как это не горько и не больно. «Мое искусство же растает, заслышав погребальный звон…»  - было у Андрея в стихотворении. Но гениальные спектакли… у них есть и вторая, другая жизнь. Запечатленные кинокамерой, они живут и после, как это случилось со спектаклями Андрея. На видео-просмотры приходят не только бывшие поклонники, старые знатоки, но и совершенно новые зрители, впервые открывшие для себя это чудо, плачут, смеются, аплодируют, слетаются на  Вечера Встреч словно мотыльки на огонь. Почему.. Андрей был воистину посланцем из горнего мира, он обладал неземной энергией, чего нам очень всегда не хватает. Его уникальный проповеднический Дар творил и продолжает творить чудеса…

Люди приходят, чтобы повидаться… с самим Андреем, друг с другом, чтобы снова и снова прикоснуться ... и начинают светиться той солнечной радостью, которую излучал Андрей, согревая теплом своих спектаклей. Это, наверное, и вдохновляет Светочку Колосову создавать эти незабываемые Встречи, хранящие то тепло и тот свет из того тогдашнего зрительного зала театра кукол. 

Санкт-Петербург 11 января 2020 года. На сцене Концертного зала гостиницы Санкт-Петербург награждение победителей Международного фестиваля-конкурса «Невские перспективы». Все уже получили свои дипломы разных степеней и званий, и наши актеры тоже… почти все. Осталась Танюшка с любимым и многострадальным концертным номером «Живое сердце», посвященном Андрею. Я не верила – неужели такое может быть - Гран При за сольный номер!? Да! Решительно - да! Ее назвали первой из главных пяти призеров конкурса. Маленькая, тоненькая, ее и не видно было за огромным наградным кубком. Никто не мог сдержаться… да это и было невозможно и не нужно. Наше «Живое сердце» – лучшее, совершенное, как нам сказали, с которым можно спокойно ехать за границу и ничего не бояться. Каким образом хрупкой двенадцатилетней девочке удалось захватить, потрясти до слез, до восхищения опытных членов жюри, да еще и питерцев, у которых лучшие театры кукол!? Ох, Андрей… Без твоей помощи, конечно, не обошлось. Да и не обходилось и не обходится никогда.

Иногда задумываюсь… совсем как Баран Мартын из «Кота Васьки» (все-таки иногда надо позволять себе сию роскошь) - чем бы занималась, если бы не театр Денникова? Безусловно, чем-то занималась бы, но Андрей дал возможность придумать что-то свое, что трогает и завораживает своей глубинной непостижимой тайной. Сколько открытий, радости творчества, исканий, мучений, размышлений и споров, праздничных мгновений, откровений, побед и разочарований за эти 14 лет существования нашего театра! Как смешно, нет – ужасно! смотреть первые опыты – и речь хромает, и куклы летают, и пустые паузы, и длинноты - моя «педагогическая режиссура» трещит по швам!.. но дети, они уже тогда были, собирались с силами и существовали в этом ярком, праздничном мире, несмотря на мою неопытность и неумелость. И шли, доверчиво и искренне продвигались вперед за Денниковым, одухотворялись его добрыми, умными спектаклями, в которых куклы жили не так, непривычно и неожиданно, совершенно гениально в его гениальных руках, руководимые его гениально добрым сердцем. Они были сильны и влиятельны, образны и значимы. Они легко справлялись с непростыми смысловыми задачами своего создателя и всегда побеждали. Они верно и преданно служили, как, впрочем, и опера, и балет, и музыка - синтетический театр, он сам так определил свое искусство. Но куклы царствовали и завораживали, потому что дышали, работали без устали, искали Истину и находили… Любовь, безграничную, мощную и нежную и, не раздумывая, щедро делились ею с нами, зрителями.

Откуда у меня это дерзновение   собрать детей и придумать с ними театр кукол, не зная ничего ни о законах режиссуры, ни о технике создания сценической куклы!? Я только спустя три года работы в нашем маленьком театре узнала от самого Денникова - и с огромным удивлением, надо сказать! -  что в природе театра кукол существует наука, которая так и называется кукловождение. И что кукловоду нужно усердно и скрупулезно заниматься, и что наука эта, как музыкальная грамота для музыканта, и что надо бесконечно оттачивать технику владения театральной куклой так же, как и скрипачу, к примеру, или пианисту корпеть над своим инструментом. Но с другой стороны, если бы я об этом знала или хотя бы догадывалась отдаленно – от моей решительности не осталось бы и следа…

Андрей, сколько красок ты нам подарил, сколько встреч переживаний и впечатлений!

В 2012 году он приехал к нам в детский центр уже очень больным. Андрей изменился внешне (гормоны сделали свое дело). Он пробыл у нас больше двух часов, детки показали все, что смогли, он прокомментировал все, что смог, на что хватило сил в тот день. Потом похлопал меня по руке… правой рукой, хотя я сидела слева – левая не работала. На следующий день позвонил. Я разговаривала с ним по телефону в первый и в последний раз. Он говорил и говорил, словно спешил сказать все, о чем сразу не успел - над чем работать, на что обратить внимание, что поменять, кому что передать – ему очень понравился Данин Петух на ходулях. Он, действительно, так захохотал, когда тот деловито появился на нашей маленькой сцене.  Господи, я помню все так подробно и ярко. Почему… Видимо, таких моментов было не много, и они все уникальны и каждый ценен и весом по-своему. После этой встречи мы поехали в Польшу. И взяли Петуха. Он, конечно, не сам по себе, он из миниатюры «Тетушка Фло» про несчастную старушку, на которую сыпались кучей неприятности, а она с ними решительно расправлялась с помощью мыльных пузырей. И вот за эту Старушку с Петухом, нагло и безнаказанно шаставшим у нее по цветущей клумбе, мы получили к нашему невероятному изумлению Первое место! Это были наши первые гастроли, первый международный конкурс и благословление Андрея.

Так мы с этим благословением и живем. Откуда у детей разной степени сценических дарований берутся силы работать и побеждать свою весьма скромную природу, вооружившись только одним желанием? Внутренняя зажатость, речевые дефекты, нарушенное чувство ритма, координации... В нашем театре нет вступительных просмотров, мы берем всех желающих, в основном это «ребята нашего двора», как называет их моя первая помощница (мой Санчо Панса) Марина Семеновна. Они потом сами решают, оставаться им с нами или нет. И уж кто остается, тот работает. Катюша, Сонечка, Сашуля Олечка, Димка, Дашуля, Полинка … все они отдали театру по десять своих детских лет. Есть уходящие совсем, есть приходящие обратно, что меня несказанно радует. Мы всегда их ждем… А есть уходящие и приходящие несколько раз. Их ждем еще сильнее и встречаем их еще радостнее. Сейчас ребят в театре около семидесяти человек от трех лет до восемнадцати. И это тоже несказанно радует, в первый год набралось еле-еле десять, потому что считали, что кукольный театр – это что-то мелкое за ширмой и не интересовались, пока не увидели, чем мы занимаемся. А занимаемся мы всем понемножку -  и пластикой, и речью, и кукловождением, и актерским мастерством насколько это возможно при моих сугубо педагогическом и театроведческом образованиях и опыте. Но я учусь вместе с ними, а  порой и у них. К нам приезжали в гости актеры Денникова – Анастасия Юргенсон, Максим Мишаев, Ирина Осинцова недавно была очень долгожданная мама Елена Борисовна Фомина. Несказанно нам помогает с кукловождением и сценической речью актриса театра кукол Тамара Семеновна Петрова, ставшая нашим ближайшим другом и переживателем за нас.

Я опять задумываюсь… (и вновь привет Барану Мартыну) откуда у нас появляются сюжеты для новых номеров и спектаклей, какие-то режиссерские решения? Андрей не раз говорил, что кукла должна быть оправдана на сцене. Ее появление несет определенный смысл, глубже раскрывает замысел всего действа. Так постепенно выстраивается партитура спектакля и рождается его мелодия. Один персонаж – кукла, другой – актер в живом плане. Они могут меняться, исчезать и вновь появляться. И всему этому есть строгое объяснение. Когда мы начали следовать этому принципу, то открылись невероятные возможности и просторы для фантазии. Спектакль «Зарисовки к Пушкину» строится на замысле Поэта, который придумывает, творит свой поэтический мир, используя в женских ролях кукол, а сам подыгрывает им в живом плане. В первой зарисовке по повести «Метель», он открыто на сцене во время действия снимает свой черный плащ и надевает гусарский мундир, преображаясь в Бурмина, но сохраняет на голове цилиндр, не давая зрителям забыть о себе как о Поэте. В Зарисовке «Ответ Онегина» приглашает в игру другого актера, передавая ему главенство на сцене вместе со своим цилиндром. В сцене «Письмо» Татьяна – кукла, но иногда актриса забывает про нее и оголяется ее душа, она выходит на первый план в своей искренней откровенности чувств, но потом спохватывается и вновь прячется за свою куклу, которая в эту минуту становится ее Ангелом-Хранителем. А в следующей сцене «Ответ Онегина» актриса ни на секунду не оставляет куклу, да и актрисы-то не видно. Кукла-надежда, кукла-ожидание, кукла-нежность, кукла-страдание, кукла-боль, кукла-молчание, кукла-одиночество. В финальной Зарисовке кукла олицетворяет юность Татьяны, и она оставляется актрисой, аккуратно и бережно усаживается на скамеечку, на которой недавно с трепетом выслушала приговор Онегина и осталась одна. Кукла сама указывает ей на белое свадебное платье, которое актриса примеряет уже без нее и которое становится теперь ее защитой, ее символом чистоты. Онегин застает Татьяну уже повзрослевшую с белым платьем в руках, ведь та девочка Таня, написавшая легендарное письмо, неподвижно сидит на скамейке… ее уже нет. Но влюбленный Онегин, спасенный из плена холодности и безразличия ее Любовью, обращается именно к ней, той самой девочке… Взрослая Татьяна не может остаться с ним, она уже принадлежит другому и не способна ничего разрушить по своей уникальной первозданной природной чистоте Она убегает, унося с собой свое белое платье... А Онегин прижимает к себе  куклу Татьяну-девочку, ибо ничего дороже ее письма и воспоминаний о ней у него в жизни не остается… Рядом торжествует жизнь, все кружатся в вальсе, а он стоит неподвижно, ошеломленный проснувшимся вдруг в его дремавшей душе сильным мощным чувством и скованный  неизбежным одиночеством…  

Конечно, зрителям бывает не все понятно из этих наших театральных загадок. Ведь мы порой не способны убедительно выстроить и внятно исполнить все свои замыслы.  Но, Боже мой! Как же это изумительно интересно прикасаться к великой литературе и все это придумывать, открывать, рассуждать, вместе читать, спорить, пытаться что-то постичь, пусть совсем поверхностно, но сделать шажок, а это уже много. Ох, сколько же мгновений истинного творческого счастья нам подарил Андрей!

Счастливые минутки триумфа нам тоже довелось испытать. Не раз мы получали высокие звания, и даже Гран При! Это незабываемо, невероятно грандиозно и захватывающе до такой степени, что невозможно дышать, сдерживать слезы, почему-то начинаешь кричать, обниматься друг с другом и скакать так свободно и легко, как ребенок только может так себя вести… потому что эмоции захлестывают и невозможно по-другому… Я несказанно рада, что мои дети испытали эти сильные минуты признания, любви и удостоились такого высокого уровня оценки их работы.

Первый Гран При мы получили в Казани в апреле 2016 года на Международном фестивале-конкурсе «Крылатый барс». Мы привезли отрывок из спектакля «Фантазии о Маленьком принце» и мини-спектакль «Цветок на земле». Председатель жюри Дмитрий Владимирович Пивоваров, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, был потрясен - как одиннадцати-двенадцатилетним детям удалось справиться с такими сложными произведениями Экзюпери и Платонова, глубоко и вдумчиво проживая каждое слово!? И «Живое сердце» в исполнении Катюшки тогда получило первое место, что происходит далеко не часто, и тогда нас спросили об Андрее… А потом организаторы конкурса и актеры Татарского Государственного театра кукол «Экият», в котором проходил конкурс, провели для нас бесплатную экскурсию по всем уголкам закулисья, дали в руки рабочих кукол, позволили походить по сцене, и поработать с музейными куклами. Мы чувствовали себя самыми настоящими фаворитами, на которых смотрели с удивлением и восхищением. Больше такого не было... Хотя вру - ожидалось, но не состоялось на Международном конкурсе «Один день с театром», где нас ждали, что, согласитесь, очень неожиданно - ждать конкурсантов и расстраиваться, что они не смогли принять участие, несмотря на высокие перспективы. Нас, оказывается, полюбили и обещали – в зависимости от выступления, конечно, что-то триумфальное, но мы уехали в Константиново к батюшке Александру на встречу и на концерт в Константиновском районном Доме культуры, где по договоренности с легкой батюшкиной руки мы и выступили. Думаю, тот день в Константинове никто из нас никогда не забудет. После концерта администрация Дома культуры поила всю нашу кучу чаем со вкусняшками, Батюшка беседовал с нами, восхищался до нашего уже совсем смущения и покраснения, наконец, всех благословил и отправил с Богом домой, конечно, после того, как мы насладились отчим домом Сергея Александровича Есенина со ставенками и березками во дворе, с печкой, отличным аттестатом на стене. И его уютной деревенской школой. Особое внимание привлекли парты с откидывающимся верхом, которые можно увидеть теперь только в старом кино, а еще и фильмом в доме его духовного батюшки «Поэт и пастырь», где Есенин - Денников, а духовный отец  его Иоанн Смирнов– батюшка Александр. И, конечно же, изящным особняком Кашиной, детской комнатой с игрушками, что больше всего привлекло ребят. Это ли не чудо!? Это ли не праздник!? Потом мы все собрались на высоком берегу Оки, любовались бескрайними пробуждающе-весенними мартовскими просторами, и Даня с косогора над Окой душевно прокричал полюбившийся стих: «Гой ты, Русь моя родная…».

Не знаю, насколько это полезно для нас – высокая награда, но с другой стороны когда ребята работают безоглядно преданно, на переделе сил, все отдавая, чтобы сохранить трепет отношения к своему делу, вот именно тогда, и только тогда! – и они это хорошо знают - получают высокую награду. Думаю, это очень поддерживает и дает силы двигаться дальше. Это незабываемые мгновения счастья победы прежде всего над собой. А тут уж есть над чем потрудиться… Ох, дети мои, дети… 

Андрей всегда одинаково трепетно относился к любому своему делу – будь то спектакль или какая-то, казалось бы, незначительная просьба. В 2009 году в газете «Добрая дорога детства», в которой я тогда печаталась, вышло мое первое интервью с ним со сказочным названием «В волшебную страну театральных кукол!» и с прекрасными цветными фотографиями Вадима Шульца. Я радовалась безмерно и даже немного гордилась, поэтому решилась попросить Андрея подписать газеты для детей. Просто автографы, хотя очень хотелось, чтобы по именам, чтобы у них осталось на всю жизнь, чтобы помнили и радовались – ведь повзрослеют и поймут с кем довелось пообщаться и к какому искусству прикоснулись. Но Андрей был так загружен, что я промолчала. А он взял газеты и попросил: «Напишите имена детей!» и каждому подписал свое личное пожелание.

29 ноября 2019 года. Мы выступаем в школе нашего комплекса для эстетических классов. Зрители в восторге, актеры в ударе. Кот Ксюк в руках Димы как всегда гениально воровал сметану и нагло врал Аленке - Соне, доводя своими выходками малышей до восторженно-радостного хохота… весело, озорно и по-хулигански звучал Кошачий оркестр в руках Миши, Андрюши, Вани, Насти, Танюхи и Маришки под руководством Лиса в руках Миши…  изящно и грациозно отплясывала белоснежная Русская красавица в руках Сони и Оли… А «Живое сердце» в руках Танюхи и Маришки… оно разлилось своей трогательностью, нежностью и вдруг пронзило какой-то вселенской болью… Маришка!  День назад погиб ее папа, я, честно говоря, думала отменять концерт, но Маришка твердо сказала, что будет выступать. Всё и вся соединилось тогда вокруг нее. Я чувствовала, всем своим существом ощущала это всеобщее молчаливое единение. Все готовы были броситься к ней и подставить плечо. Маришка работала как никогда, а в зрительном зале была ее мама… Вечером того же дня в нашем детском центре театр поздравлял своих мам с Днем матери, на тот концерт пришел поддержать сестру ее брат Алекс… Ох, Андрей, ведь это ты научил нас так поступать, ты дал силы этой мужественной девочке, твоими молитвами ее семья все это пережила…

Я могу бесконечно рассказывать о своих детях, не всем это интересно и нравится. Но, рассказывая о них, я рассказываю об Андрее и благодарю за его воистину сказочный подарок, который помогает жить. Ибо, как говорит Преподобный Паисий Святогорец: «Тот, кто всю свою любовь отдает Богу, получает в ответ всю любовь Божию и, отдав себя Богу, отдает всего себя людям.». Это про Андрея…

Оксана Колабская

 

 

   

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 1; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.129.90 (0.011 с.)