Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Михайловский дворец (Русский музей)

Описание, история

(с сайта http://www.rusmuseum.ru/museum/complex/mih_palace/)

Начало его истории связано с рождением великого князя Михаила. Тогда, в 1798 году, император Павел I повелел откладывать ежегодно несколько сотен тысяч рублей на постройку в будущем для своего младшего сына дворца, который роскошью и комфортом соответствовал бы величию и вкусам императорской фамилии.

Августейшему родителю не довелось увидеть воплощение своего замысла — спустя три года жизнь и царствование его трагически и безвременно были оборваны дворцовым переворотом. Но воля государя исполнялась исправно, и денежные суммы отчислялись регулярно. Когда великому князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год, а накопленная сумма достигла 9 миллионов, началось строительство дворца. 17 апреля 1819 года император Александр I, старший брат Михаила Павловича, установил в основание фундамента нового дворца каменный ковчег с серебряными монетами и заложил серебряную доску с памятной надписью.

Автором проекта и строителем дворца был архитектор Карл Иванович Росси (1775-1849) — гениальный зодчий, создатель крупнейших архитектурных ансамблей в стиле ампир, завершивших застройку центральной части Петербурга во втором — третьем десятилетии XIX века. Именно они задают архитектурный масштаб и ритмы, соразмерные и созвучные широкому равнинному пространству, «Невы державному теченью», протяженным грядам невысоких облаков над северной столицей.

Подлинной жемчужиной среди творений великого Росси является градостроительный комплекс, центром которого стал Михайловский дворец. Архитектору удалось достичь здесь высшей степени гармоничности сочетания дворцового здания с ландшафтным и архитектурным окружением. Коренная перепланировка обширной территории, до того лишь частично застроенной деревянными оранжереями Третьего Летнего сада, примыкавшего к Михайловскому замку Павла I, позволила К. Росси связать Михайловской улицей площадь перед зданием Михайловского дворца с центральной магистралью города — Невским проспектом. Тем самым открылся удивительно эффектный вид на главный дворцовый фасад со стройным и изящным восьмиколонным портиком коринфского ордера.

Ничуть не менее красив, хотя, может быть, и менее известен противоположный фасад, открывающийся в Михайловский сад. Замечательным образом сочетается в нем парадная торжественность дворца и камерность парковой постройки, гармоничная соразмерность всех частей и великолепная, чуть тяжеловатая монументальность, заставляющая вспомнить, может быть, о влиянии воспитателя и учителя К. Росси — архитектора В. Бренна, строившего для Павла I Михайловский замок.

«Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры», — писал английский ученый Гренвиль, посетивший Россию в 1826 году, — он «не только превосходит все виденное в Тюльери и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своем роде».

В создании скульптурного, живописного, лепного, резного и прочего убранства Михайловского дворца принимали участие выдающиеся скульпторы В. Демут-Малиновский и С.Пименов, живописцы П. и Дж. Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, Ф. Брюлло, лепные мастера Н. и С. Саегины, резчики В. Захаров и В.Бобков, известные мастера Тарасовы (резчики, паркетчики, столяры) и многие другие мастеровые люди.

К. Росси продумывал и прорабатывал в эскизах буквально все: от чугунной решетки с излюбленной им военной атрибутикой в убранстве ворот — до планировки парка, от решения градостроительной задачи — до прорисовки узоров наборного паркета в дворцовых помещениях.

Внешний вид главного здания и западного флигеля дворца сохранился до наших дней практически без изменений. Из интерьеров в настоящее время лишь два могут дать полное представление о таланте архитектора и его первоначальном замысле, о былом великолепии великокняжеских покоев — это главный вестибюль и Белый зал. Оба они — подлинные шедевры искусства классического интерьера.

Великолепен главный вестибюль с широкой парадной лестницей, разветвляющейся на два марша, которые ведут на галерею второго этажа, украшенную 18 грандиозными колоннами коринфского ордера.

Совершенство и удивительную соразмерность всех элементов демонстрирует Белый зал, расположенный в центре анфилады второго этажа и представляющий уникальный петербургский дворцовый интерьер первой четверти XIX века. Несмотря на утраты, понесенные в связи с переделками при приспособлении здания под музей, здесь сохранилось живописное и скульптурное убранство зала и подлинная мебель, созданная по эскизам К. Росси, а также произведения декоративно-прикладного искусства. Любопытно, что художественное совершенство Белого зала расценивалось современниками столь высоко, что было решено преподнести его модель в подарок английскому королю Георгу IV.

«На приготовление модели с большой белой гостиной комнаты <...> для отправления оной к королю английскому, — гласило царское предписание, — выдать <...> архитектору Росси пять тысяч рублей на задатки художникам и мастерам». Модель Белого зала, исполненная по чертежу К. Росси, была доставлена по назначению, и, судя по тому, что доставивший ее резчик И. Тарасов был награжден королем «в знак особого благоволения» Большой Королевской медалью, — произвела впечатление.

После смерти великого князя Михаила Павловича, последовавшей в 1849 году, на смену феерической роскоши великосветских балов пришла более утонченная атмосфера артистического салона великой княгини Елены Павловны. Здесь собирались столичные и заезжие знаменитости, общественные деятели и политики, музыканты и композиторы, ученые, писатели. Здесь зарождалось Русское музыкальное Общество, а затем и первая в России консерватория.

В конце XVIII столетия дворец унаследовала великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, впоследствии завещавшая дворец своим детям — сыновьям, принцам Георгу и Михаилу Мекленбургcким, и дочери, принцессе Елене Саксен-Альтенбургской.

Поскольку Михайловский дворец был принадлежностью дома Романовых, а наследники являлись германскими подданными, Александр III счел необходимым исправить это положение, выкупив дворец в казну. Осуществил задуманное отцом молодой император Николай II.

Через некоторое время после кончины Александра III последовал Императорский Указ от 20 января 1895 года о выкупе в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом — за 4 миллиона рублей серебром. Судьба здания была окончательно решена 13 апреля 1895 года, когда Именным Указом Николай II учредил «Русский Музей Императора Александра III» и передал для его устройства весь комплекс Михайловского дворца.

Так, наконец, слились воедино давно уже искавшая воплощения идея создания государственного музея отечественного изобразительного искусства и судьба дворца, словно ожидавшего своего истинного, не суетного предназначения. И в его стенах началась новая, уже музейная жизнь.

Управляющий музеем назначался Высочайшим Именным Указом и непременно должен был быть членом Императорского Дома. Во вновь учрежденном музее Николай II назначил Высочайшим Управляющим Великого князя Георгия Михайловича.

Высочайшим решением была образована особая Комиссия, в задачи которой входило выяснение объема всех необходимых во дворце ремонтных работ и надзор за их производством, выбор исполнителей, согласование цен и контроль за бережным расходованием выделенных средств.

В течение трех первых лет со дня основания музея производилась переделка большинства интерьеров и перестройки, связанные с необходимостью совместить дворцовое великолепие с функциональными задачами музейной экспозиции.

Нелегкая миссия эта, заранее обрекавшая исполнителя на отнюдь не однозначную оценку многих современников и потомков, выпала на долю В. Свиньина (1865-1939), молодого и энергичного архитектора Академии Художеств, назначенного решением Комиссии на должность производителя работ. Архитектор также был включен в состав Комиссии, но — без права голоса. Таким образом, все работы, выполнявшиеся в здании Михайловского дворца по проекту В. Свиньина, от мелкого ремонта до исправлений капитального характера, представлялись на заключение Комиссии и утверждались Высочайшим Управляющим.

Тем не менее, за два с половиной года в стенах Михайловского дворца было построено помещение Художественного отдела Императорского Русского музея. Переделки были выполнены быстро, прочно и экономно. Достаточно сказать, что на выполнение огромного объема капитальных работ (вместе с технической реконструкцией здания), а также на реставрационные и отделочные работы было истрачено всего пятьсот сорок тысяч рублей.

А. Половцов, автор одного из первых путеводителей по Русскому музею, откровенно восхищался хозяйственной рачительностью и экономностью В. Свиньина, которые позволили уложиться в такую сумму, сохранив при этом и основные первоначальные планировки, и все исторические примеры отделки интерьеров дворца и необходимую целостность его архитектурного декора.

В. Пушкарев, возглавлявший Государственный Русский музей на протяжении 1950- 1970-х годов, писал об этом более сдержанно: «Свиньина часто упрекали за то, что он видоизменил многие помещения, приспосабливая их к музейным нуждам. Между тем перед ним стояла весьма сложная задача. Нужно было дворцовые комнаты <...>, предназначенные для частной жизни, превратить в залы общественного назначения, удобные для показа картин и скульптур. … Мы должны признать, что архитектор подошел к решению задачи весьма корректно…».

Как бы то ни было, даже и после произведенных В. Свиньиным перестроек, сохранивших отдельные уникальные интерьеры и оставивших нетронутым общий архитектурный облик здания, Михайловский дворец остался поистине драгоценным обрамлением для драгоценных коллекций.

 

Михайловский сад

(http://www.rusmuseum.ru/museum/complex/mih_palace/mih_sad/)

Михайловский сад — один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII — первой трети XIX вв., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории — регулярного или «французского» и пейзажного или «английского». Это также яркий пример архитектурного единства здания (Михайловского дворца) и природного ландшафта (Михайловского сада), созданный по замыслу великого зодчего Карла Росси.

Михайловский сад входит в комплекс объемно-пространственной композиции центральной части Санкт-Петербурга, включающей Летний сад и Марсово поле. За длительный период своего существования сад неоднократно менял свою планировку в соответствии с веяниями моды и вкусами новых владельцев.

Первоначально на территориях нынешних Летнего, Михайловского и Инженерного садов располагались сельские поселения, а также поместье и охотничьи угодья шведского ротмистра Конау — об этом свидетельствует план 1698 года. В 1716-1717 гг. архитектор Ж.-Б. Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и Второй сады находились на территории ныне существующего Летнего сада. Третьим был сад, где находился дворец Екатерины I. Территория, на которой теперь располагается Михайловский сад, входила в состав 3-го Летнего сада и называлась «шведским садом».

План Леблона был, по существу, проектом создания единого грандиозного дворцово-паркового ансамбля. Леблон включил в него все планировки, которые были лично утверждены Петром Великим. Cеверо-восточная часть территории, где находился дворец Екатерины I, была парадной. Изображение дворца в плане почти полностью повторяет план центральной части верхних палат

Петра I в Петергофе. Вблизи дворца росли пирамидально подстриженные ели. Аллея каштановых деревьев вела к большому партеру с трельяжной беседкой, фигурным бассейном с фонтаном и скульптурой. Юго-западная половина сада изначально имела планировку регулярного плодового сада — сада русского императорского Двора с плантацией фруктовых деревьев, душистых трав, кореньев, где находились оранжереи, парники, теплицы и погреба, в которых выращивались различные экзотические растения и фрукты. Во времена правления Анны Иоанновны на территории «Шведского» сада имелись участки с «запасными» кленовыми деревьями, т. е. с питомником. Там же был устроен «ягдгартен» — небольшой охотничий участок, где содержались в особо огороженных местах зайцы и олени для придворной охоты.

В 1741 году императрица Елизавета Петровна предложила Растрелли выполнить проект нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I и сада при нем. В апреле 1743 года Растрелли представил проект сада-лабиринта, украшенного скульптурой и фонтанами. За дворцом был распланирован еще один парадный участок с двумя фигурными прудами, фонтаном и узорным кружевным цветником. «Шведский сад» был несколько изменен. Территория была разбита на геометрические участки пересечением продольных и поперечных аллей, в центре были выкопаны пять прямоугольных прудов. Таким образом, можно сказать, что Третий Летний и «Шведский» сады стали еще одним образцом русского садово-паркового искусства XVIII века.

По указанию Павла I дворец Елизаветы Петровны снесли, и на его фундаменте в 1787-1801 гг. выстроили Михайловский замок. Территория, прилегающая к замку, полностью включает оба сада — растреллиевский и «шведский». Проект замкового комплекса предусматривал сохранение двух фигурных прудов с линейной посадкой деревьев по их периметру. В «Шведском саду», согласно проекту, вместо пяти сохранилось четыре пруда, которые соединялись между собой подземным каналом, продолженным до западного фигурного пруда. Здесь надо особо отметить проектирование уникальной водной системы прудов и каналов.

Михайловский замок строился как неприступная крепость с разводными мостами, окруженная водой. Каналы (Воскресенский, Церковный и Обводные), окаймляющие замок и парадную площадь перед ним с конной статуей Петра I — грандиозный архитектурный ансамбль ХVIII века, не имеющий аналогов в мировой архитектуре. Третий Летний сад стали называть Верхним Летним и Михайловским. Планировка «Шведского» сада и его назначение как плодового сада (в западной части) и прогулочного парадного сада (в восточной части) не меняется. К сожалению, в таком виде уникальный ансамбль Михайловского замка просуществовал очень короткое время. После убийства Павла I замок перестает существовать как резиденция императорской семьи. Царская семья выезжает из замка, а парк и каналы постепенно приходят в запустение. В 1822 г. замок был передан Главному Инженерному училищу.

В 1819 году начался новый этап формирования садов. В этот период значительный вклад в преобразование садов внес архитектор И. Росси. На месте старых оранжерей, примыкавших с юга к Верхнему Летнему саду, Росси по заказу Александра I выполняет один из самых масштабных проектов — комплекс Михайловского дворца для Великого князя Михаила Павловича, перепланировку Михайловского сада и благоустройство площади перед южным фасадом нового дворца. Это был, по существу, последний дворцовый ансамбль, построенный в черте города. Окончательный проект перепланировки сада у Михайловского дворца, над которым Росси работал вместе с архитектором А. А. Менеласом, был утвержден императором в апреле 1822 года.

В 1823 году император Александр I утвердил проекты Росси по перепланировке участка вокруг Михайловского замка. По проекту засыпается Церковный канал, уменьшаются размеры восточного фигурного пруда в Михайловском саду. Остается только Воскресенский канал вдоль южного фасада замка. Но при этом Росси сохраняет уникальную водную систему (пруды Михайловского сада — каналы Михайловского замка), дополняя ее строительством подземного коллектора, соединившего большой пруд с рекой Мойкой, обеспечив тем самым дополнительную циркуляцию воды. Вокруг Михайловского замка по проекту Росси высаживается каре из двух рядов стриженых деревьев.

Характерной особенностью композиции Михайловского сада в проекте Росси было сохранение планировки отдельных его участков по проектам Леблона и Растрелли.

К. Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использованы все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715-1760 гг. Перед садовым фасадом Михайловского дворца Росси расположил обширный луг неправильной овальной формы, обрамленный аллеей и вписанный в сетку регулярной планировки.

Другой типичный прием планировки «английского» сада — использование прудов с неправильно очерченными берегами. Именно поэтому архитектор превратил прежние бассейны геометрической формы в живописные пруды разных размеров, берегам которых он придал извилистые «природные» очертания, а малые прямоугольные пруды в центре сада — убрал. В саду появился еще один традиционный элемент пейзажного парка — павильон с пристанью на берегу реки Мойки. Построенный на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I, павильон предназначался для романтических встреч летними вечерами за чашкой чая или игрой в карты.

На территории Михайловского сада было много цветников и красивоцветущих кустарников. Самое ценное, что сохранил Росси при перепланировке — это система аллей, составляющая основу композиции. Аллейные посадки были частично сохранены и дополнены живописными группами деревьев. До революции сад являлся дворцовым садом и был закрыт для посещения горожан. Дальнейшая история Михайловского сада трагична, как и судьбы всех исторических территорий.

В 1902 г. малый восточный пруд обмелел и был засыпан. В то же время, в связи с возведением Храма Воскресения Христова по проекту архитектора А. А. Парланда и новой садовой ограды, значительно сократилась западная часть сада.

В 1922 году сад переименовали в сад МОПРа (Международной организации помощи борцам революции). Бывший Михайловский сад под этим «поэтичным» названием приобрел статус обычного городского парка. Английский луг пересекла поперечная дорожка, были построены площадки под эстраду и павильоны, на которых в 1924 году организовывались выставки. Позже эти площадки заменили на детские игровые площадки. В начале 1960-х годов здесь было разрешено строительство теннисного корта и общественного городского туалета.

В этот период все посадки деревьев и кустарников проводились хаотично. Разрастающиеся деревья постепенно закрывали садовый фасад Михайловского дворца и перспективу от дворца на Марсово поле. С каждым годом менялись черты когда-то великолепного исторического ландшафта…

Обследования 2000 года показали, что сад находится в критическом состоянии. Работы по реконструкции Михайловского сада были начаты в 2001 году и продолжатся ориентировочно до конца 2007 года.

Проект полной реконструкции основан на сохранении в центре сада пейзажного английского стиля, а по периметру — регулярной французской планировки. Он позволит воссоздать один из лучших садов в центральной части Петербурга и возвратить историческое значение комплекса «Михайловский дворец — Михайловский сад».

 

http://walkspb.ru/zd/mihail_dv.html

 

Михайловский дворец, 1832 год

В 1719 году на пустующем участке, где сейчас располагается Михайловский дворец, Петром I был разбит большой фруктовый сад, названный "Третим Летним". Он располагался от Фонтанки до реки Кривуши. К югу от сада вплоть до Невского проспекта сохранялось болото и небольшой лес. После постройки к востоку Летнего дома Елизаветы Петровны, а затем Михайловского замка, здесь разместились многочисленные служебные постройки и сараи. Вокруг них оставался пустырь, заросший репейником и крапивой.

Идея постройки резиденции для великого князя Михаила Павловича принадлежит его отцу, императору Павлу I. В 1798 году после рождения сына Михаила Павел I повелел откладывать каждый год по несколько сот тысяч рублей для постройки дворца. Императору так и не довелось увидеть воплощение своей идеи, в результате дворцового переворота он погиб. Однако воля государя выполнялась. И когда Михаилу Павловичу исполнился 21 год, императором Александром I было принято решение о начале строительства. К этому времени накопленная сумма составила уже 9 миллионов рублей.

Михайловский дворец, 1847 год

Архитектором строящегося Михайловского замка стал Карл Росси. Над проектом он начал работать в 1817 году. Предлагалось строить резиденцию великого князя на месте дворца Воронцова или на месте дома Чернышёва. Но после решения о строительстве дворца на пустыре, Росси начал создавать проект не просто перестройки существующих зданий, а нового городского архитектурного ансамбля. Здесь зодчим был спланирован дворец - русская усадьба, в которой главный корпус и два боковых флигеля образуют единое целое.

Одновременно с постройкой Михайловского дворца архитектор создал площадь перед ним (Михайловская, ныне - площадь Искусств), новые улицы (Инженерную и Михайловскую), продлил Садовую и Итальянскую улицы.

Михайловский дворец, после 1848 года

В апреле 1819 года была создана "Комиссия для построения дворца великому князю Михаилу Павловичу". Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а строительство началось 26 июля. Михайловский дворец Росси связал с Невским проспектом новой Михайловской улицей, переходящей в Михайловскую площадь непосредственно перед дворцом. Михайловская улица открывает вид на главный корпус здания, к которому по бокам примыкают два служебных корпуса. В одном из них размещались кухни, в другом - манеж и конюшни. Со стороны Марсова поля появился сад при дворце - Михайловский. В 1823 году были закончены основные строительные работы, в 1825 году завершена отделка.

Михайловский дворец обошёлся казне в 7,6 миллионов рублей. Карлу Росси за исполненную работу был пожалован орден Святого Владимира 3-й степени, пожалован участок земли для строительства собственного дома за казённый счёт.

Освящение Михайловского дворца состоялось 30 августа 1825 года. В этот день здесь состоялся праздничный обед. А уже на следующий день, 1 сентября император Александр I уехал из Санкт-Петербурга, больше сюда уже не вернувшись. Сразу же после освящения дворца великий князь Михаил Павлович с супругой переехали сюда из Зимнего дворца.

Михайловский дворец, 1850-е года

Личные покои Михаила Павловича располагались на первом этаже. Среди его шести комнат здесь был Арсенал с коллекцией оружия и мундиров (в юго-восточном углу). На первом этаже также были квартиры придворных. На его северной стороне - запасные, гостевые комнаты. В погребном этаже находились дворцовые кухни, хозяйственные помещения.

На втором этаже находились великокняжеские Кабинет, Библиотека, Гостиная, Приёмная и Передняя. В парадные помещения вела Парадная лестница. Залы для балов и приёмов шли от вестибюля по западной стороне и заканчивались на северной стороне. Вдоль линии залов шли узкие коридоры для прислуги. На антресольный этаж вели Сервизная (в западной части дворца) и Церковная (в восточной части) лестницы. Сервизная лестница вела в кладовые. Церковная - в комнаты прислуги и в домовую церковь, освящёную во имя архангела Михаила.

В центре анфилады второго этажа со стороны сада Росси был устроен Белый зал. Его художественное оформление было настолько впечатляющим, что модель зала было решено преподнести в подарок ангийскому королю Георгу IV. Императором было указано "на приготовление модели с большой белой гостиной комнатой ... для отправления оной к королю английскому, выдать ... архитектору Росси пять тысяч рублей на задатки художникам и мастерам".

Михайловский дворец, кабинет Михаила Павловича, 1856 год

Михайловский дворец оставил у современников крайне положительные впечатления. Журнал "Отечественные записки" в 1825 году писал:

"По величию наружного вида дворец сей послужит украшением Петербурга, а по изящности вкуса внутренней отделки оного может считаться в числе лучших европейских дворцов ... это роскошь воображения, которую искусство умело, так сказать, разлить на все части всего здания. Там залы, которых стены отделаны под палевый и лазоревый мрамор, лоснятся, как стекло, и украшаются во всю высоту широкими зеркалами, в которых отражаются во множестве видов и драгоценные бронзы и пышная мебель. Двери из берёзы под лаком с резьбою и позолотою, и отделки карнизов и потолков лепною работаю и живописью, довершают убранство. Белая под мрамор с колоннами зала представляет на стене ряд исторических изображений ... Гирлянды, как будто живых цветов вплелись и вьются по стенам белым как снег. Только что недостаёт аромата фиалкам и розам, а на потолке, который блещет золотом и как радуга пестреет цветами, столь легко начертаны прелестные гении и нимфы... Не говорю уже о ярких золотистых и малиновых штофах, устилающих стены комнат, о полах из розового дерева, анажу и гебенового, о коврах и прочее. Нельзя умолчать о превосходных обоях комнат в нижнем этаже (Царскосельской обойной фабрики). По синей, по оранжевой ткани блестят серебристые и золотые цветы, а там стены целой комнаты составлены из лиловых атласных подушек, со шнурами и кистями, складенных одна на другой. Это не иное что, как обои; но сбористый атлас, выпуклости подушек и кисти представлены столь живо, что кажется, чувствуешь мягкость их, и зрение, утомлённое блеском, как бы отдыхает на них".

Михайловский дворец, Белый зал, до 1896 года

Вместе с Карлом Росси над созданием интерьеров Михайловского дворца работали скульпторы С. Пименов и В. Демут-Малиновский, художники Д. Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, П. Скотти, Ф. Брюлло, мраморщик Я. Щенников, резчики Ф. Степанов, В. Захаров, паркетчик С. Тарасов, мебельные мастера В. Боков, И. Боуман, А. Тур... Внутренное убранство обошлось дороже, чем строительство самого здания. Обои Царскосельской фабрики стали новинкой для того времени. Паркет был изготовлен из драгоценных пород дерева: красного, чефразового, сахарданового, фиолетового, чёрного, пальмового. Стоимость одной квадратной сажени паркета составила 160 рублей.

Широкая гранитная лестница у входа в здание украшена двумя статуями львов. Эти львы были отлиты в 1824 году специально для Михайловского дворца. Они являются копией античных статуй, найденных в началу XVI века при раскопках в Риме. Тогда была найдена фигура льва, опирающегося лапой на шар. Долгое время эта скульптура вместе с отлитой такой же парной украшала итальянские архитектурные ансамбли. А в конце XVIII века их копии привезли в Академию художеств. Вот с этих то копий и были сделаны львы для Михайловского дворца.

При великом князе Михаиле Павловиче в Михайловском дворце велась бурная жизнь, часто проходили великосветские балы. Ежедневно хозяин дворца принимал здесь военных и гражданских лиц. Иногда здесь проводились заседания различных комитетов, устраивались полковые праздники, давались аудиенции по случаям вступлений в должности. В Михайловском дворце какое-то время жил герой войны 1812 года, генерал-майор Д. В. Васильчиков. За порядком во дворце присматривали ветераны-инвалиды. Общее количество обслуги летом доходило до 300 человек, зимой - до 600. Главные должности занимали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.

Михайловский дворец

В 1849 году Михаил умер, 28 августа Михайловский дворец перешёл к его вдове, великой княгине Елене Павловне. При ней события здесь проходили не менее бурно. Она приглашала на встречи общественных деятелей, музыкантов, учёных, писателей. Во дворце проходили заседания салона Елены Павловны. Она встречалась с Пушкиным, у неё бывали Тютчев, Жуковский. Великая княгиня помогала художникам А. Иванову, К. Брюллову, И. Айвазовскому. Её салон посещал Н. Миклухо-Маклай. Здесь при помощи Елены Павловны А. Рубинштейн основал Русское музыкальное общество, а затем и первую в России Консерваторию. Михайловский дворец стал своеобразным культурным центром. По четвергам сюда съезжались государственные люди, учёные, литераторы, художники. Иногда эти "четверги" посещал сам Николай I. Бывал здесь и прусский посланник в России Отто фон Бисмарк (будущий канцлер Германии). Немного позже Михайловский дворец посещал и Александр II с супругой Марией Александровной.

Великая княгиня устраивала в Михайловском дворце не уступающие императорским балы. Марких де Кюстин, поражённый увиденным писал:

"Великая княгиня Елена для каждого устраиваемого ею праздненства придумывает, как мне передавали, что-нибудь новое, оригинальное, никому не знакомое. И на этот раз свет отдельных групп цветных лампионов живописно отражался на колоннах дворца и на деревьях сада, в глубине которого несколько военных оркестров исполняли симфоническую музыку. Группы деревьев, освещённые сверху прикрытым светом, производили чарующее впечатление, так как ничего не может быть фантастичнее ярко освещённой зелени на фоне тихой, прекрасной ночи.

Михайловский дворец (Русский музей)

Большая галерея, предназначенная для танцев, была декорирована с исключительной роскошью. Полторы тысячи кадок и горшков с редчайшими цветами образовали благоухающий боскет. В конце залы, в густой тени экзотических растений, виднелся бассейн, из которого беспрерывно вырывалась струя фонтана. Брызги воды, освещённые яркими огнями, сверкали как алмазные пылинки и освежали воздух. Роскошные пальмы, банановые деревья и всевозможные другие тропические растения, корни которых скрыты были под ковром зелени, казалось, росли на родной почве, и чудилось, будто кортеж танцующих пар какой-то чудодейственной силой был перенесён с дикого севера в далёкий тропический лес. Невольно грезилось наяву, так как кругом дышало не только роскошью, но и поэзией. Блеск волшебной залы во сто крат увеличивался благодаря обилию огромных зеркал, каких я нигде не видел ранее. Эти зеркала, охваченные золочёными рамами, закрывали широкие простенки между окнами, заполняли также противоположную стену залы, занимающей в длину почти половину всего дворца, и отражали свет бесчисленного количества свечей, горевших в богатейших люстрах. Трудно представить себе великолепие этой картины. Совершенно терялось представление о том, где ты находишься. Исчезали всякие границы, всё было полно света, золота, цветов, отражений и чарующей, волшебной иллюзии... Этот дворец как бы создан для праздненства, и казалось, что после бала вместе с танцующими парами исчезнет и эта волшебная зала. Я нигде не видел ничего более красивого..."

Всё описанное маркизом происходило в Танцевальном зале, который располагался в северо-западной части Михайловского дворца, ныне - Академический зал музея. Танцевальный зал украшали голубые коринфские колонны, белоснежные стены, фриз голубого искусственного мрамора. Отсюда можно было попасть в Столовую. Меду Танцевальным и Белым залами размещалась Первая гостиная.

Михайловский дворец (Русский музей)

В Михайловском дворце был произведён ряд перестроек. На первом этаже в Вестибюле был устроен Малый театр. Вместо Столовой на втором этаже появился Большой театр. Рядом с Первой гостиной устроили Малую дворцовую церковь во имя святой Елены. Первая гостиная (ныне зал Боровиковского) была превращена в мемориальный Петровский зал. Белый зал (Вторая гостиная) использовался как Музыкальная гостиная. Изменились интерьеры, мебель. Все эти работы производились по проектам Г. Э. Боссе, А. И. Штакеншнейдера, Р. А. Гедике и других архитекторов.

После Елены Павловны дворец унаследовала её третья дочь, великая княгиня Екатерина Михайловна, вышедшая замуж за герцога Георга Августа Мекленбург-Стрелицкого. Через четырнадцать лет супружеской жизни Екатерина Михайловна отдалилась от мужа и поселилась в Манежном флигеле. Для неё архитектором Е. А. Прейсом в нём была создана 8-комнатная квартира с окнами на Инженерную улицу и Парадный двор со входом из центрального проезда во флигель. Здесь она и умерла в апреле 1894 года.

Михайловский дворец Екатерина Михайловна завещала своим детям. Для них (дочь Елена, сыновья Георг и Михаил) были отведены четыре комнаты - Спальня принцессы, Ковровая, Гимнастическая, Спальня принцев. Они располагались в южной части первого этажа, справа от входа. Зимой 1890 года к свадьбе Георга-младшего с бывшей фрейлиной двора великой княгини Екатерины Михайловны Н. Ф. Вонлярлярской архитектором К. Е. Прейсом в нижнем этаже Фрейлинского (западного) флигеля была создана 18-комнатная квартира.

Михайловский дворец (Русский музей)

В 1891 году принцесса Елена Георгиевна вышла замуж за своего троюродного брата принца Альберта Саксен-Альтенбургского. Для них была перестроена часть бывших покоев Георга - Малая свитская, Свитский кабинет и Спальня. В Большом угловом кабинете устроили Спальню принца Альберта. Бывшие детские комнаты под своё жильё приспособил герцог Михаил. Здесь он хранил свои коллекции сервизов: золотой чайный, большой французский серебряный, серебряный туалетный, а кроме того и старинный фарфор, шпагу украшенную бриллиантами и изумрудами и другие ценности.

При новых владельцах с 1894 года дворец стал доходным домом, здание начало разрушаться. После смерти Елены Павловны парадные залы стали сдавать в наём для проведения международных конгрессов, устройства кружков, курсов. Чтобы как то окупить содержание дворца, в западном флигеле организовали канцелярию Дворцового ведомства. После кончины Екатерины Михайловны император Александр III из уважения к ней подписал её завещание даже не прочитав его. Но по брачному контракту княгиня и её дети становились подданными Мекленбург-Стрелицкого герцогства. В тоже время, по закону Михайловский дворец должен был принадлежать Романовым. Александр III счёл нужным выкупить Михайловский дворец за казённый счёт. В нём он предложил устроить Ксениинский институт (по имени своей дочери), при условии, что никто из членов царской семьи не пожелает поселиться во дворце.

После смерти Александра III его сын Николай II поручил министру финансов С. Ю. Витте провести переговоры с принцем о выкупе Михайловского дворца. Сговорились на сумме в 4 миллиона рублей. Сделка была совершена 20 января 1895 года. Прежним владельцам было дозволено забрать себе некоторые предметы убранства, связанные с историей семьи. В итоге ими Михайловский дворец был практически полностью опустошён. Были сняты все люстры, двери, даже разобраны камины.

корпус Бенуа

Николаю II Витте предложить переселиться в Михайловский дворец из Зимнего. После отказа министр напомнил императору, что его отец собирался устроить в нём Ксениинский институт. Однако, для его нужд уже было решено передать Николаевский дворец. Тогда Витте предложил устроить здесь Русский музей имени императора Александра III. Это предложение и было принято.

13 апреля 1895 года именным указом император Николай II учредил "Русский Музей Императора Александра III" и передал для него весь дворцовый комплекс. Решение о создании Русского Музея было принято в связи с тем, что Эрмитаж к тому времени уже был наполнен произведениями иностранных мастеров, а для отечественного искусства отводился только один зал. Для произведений русских мастеров было решено организовать отдельное заведение. Управляющим музеем по указу непременно должен был быть член Императорского Дома. Первым управляющим стал великий князь Георгий Михайлович.

Для нужд музея здание Михайловского дворца было перестроено по проекту В. Свиньина. Им был снесён восточный корпус, на их месте в 1900-1911 годах построено здание Этнографического отдела музея. Полностью были перестроены интерьеры дворца. От интерьеров Карла Росси остались лишь Парадная лестница и Белый зал, в котором из шести настенных росписей сохранились только четыре. Г. Петров, автор книги о Русском музее писал об этих работах:

Русский музей, Парадная лестница

"Он взялся за дело с воодушевлением и в короткий срок опустошил дворец так, словно по его анфиладам пронёсся смерч. Свиньин не терпел художественного стиля россиевской эпохи и торопился разделаться со всем, что было ему не по вкусу. Часто он брал у плотника топор и азартно, с плеча рубил плафонную живопись лучшего художника-декоратора первой трети XIX века Джованни Батиста Скотти и его товарищей. Содранные со стен ковры, шторы, дорогие обивочные ткани выбрасывали из окон прямо во двор. Все, кому не лень, растаскивали бесценное убранство дворца - люстры, бра, канделябры, мебель, всевозможные украшения. В этом разгроме участвовали и наследники Михаила Павловича, раздосадованные необходимостью покинуть привычные апартаменты. То, что они не могли вывести, с удовольствием ломали, разбивали статуи, составленные на время ремонта в дворцовом манеже. Уцелела лишь часто обстановки и обширной библиотеки".

Открытие Русского музея в Михайловском дворце состоялось 7 марта 1898 года.

В связи со значительным увеличением коллекции в 1910-1914 годах Леонтием Николаевичем Бенуа был спроектирован новый корпус, своим боковым фасадом выходящий на канал Грибоедова (тогда Екатерининский). Закладка этого здания состоялась 27 июня 1914 года, но строительство было отложено начавшейся Первой Мировой войной. Уже после её окончания, при советской власти, корпус был построен. Он получил имя своего создателя - "корпус Бенуа".

Русский музей, Белый зал

В ноябре 1941 года в корпус Бенуа попало две фугасные бомбы. Реставрация здания проходила в 1947-1963 годах. В годы блокады Ленинграда была проделана огромная работа по спасению ценностей музея. В то время во дворе Михайловского дворца стоял памятник Александру III. Его засыпали песком и накрыли брёвнами. В эту конструкцию однажды попала фугасная бомба, но памятник не пострадал. В 1958 году корпус Бенуа был соединён с основным зданием крытым переходом.

Русский музей является одним из самых известных не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России. Здесь можно увидеть художественные произведения Андрея Рублёва, Ф. Шубина, К. Брюллова, Ф. Бруни, О. Кипренского, А. Иванова, И. Репина, А. Куинджи, И. Шишкина, В. Серова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, К. Малевича, М. Шагала, К. Петрова-Водкина и многих других.

Легенды, история

(http://www.spbin.ru/encyclopedia/palaces/michal_palace.htm)

Этот дворец и окружающий его сад считаются одним из самых необычных мест в Санкт-Петербурге. Окруженный старинными петербургскими домами, Михайловский архитектурный ансамбль больше всего напоминает пригородную усадьбу, непонятно как оказавшуюся в центре большого города. Идея создать в столице дворец, построенный по схеме загородных царских резиденций, принадлежала известному архитектору К. Росси. Таким необычным образом он подошел к строительству особняка для младшего брата императора Александра I - великого князя Михаила Павловича Романова.

Главный корпус дворца, названного Михайловским по имени его владельца, Росси построил в глубине просторного двора. Знаменитый архитектор лично следил за работой специалистов, которым была поручена внешняя и внутренняя отделка здания. Под его руководством лучшие скульпторы того времени - С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский - оформили главный фасад дворца портиком с восемью коринфскими колоннами, поднятым над землей на высоту второго этажа, выполнили на наружных стенах фигурные барельефы и установили у центрального входа двух каменных львов, словно бы охраняющих здание. Барельефы и живописные панно, созданные художниками А. Виги, Д. Скотти и Б. Медичи, украсили и внутренние помещения дворца, среди которых особенно роскошно и оригинально был отделан Белоколонный зал. Он был разделен на три части рядами коринфских колонн, а его стены украсили барельефами и живописными панно, на которых А. Виги изобразил сцены из античных поэм "Илиада" и "Одиссея". Не забыл Росси и об обстановке будущего здания - мебель и хрустальные люстры Михайловского дворца были сделаны по его эскизам.

Несмотря на то, что Михайловский дворец не был похож на окружающие его строения, он прекрасно вписался в ансамбль расположенной рядом с ним Михайловской площади, как в то время называлась площадь Искусств. В этом тоже была заслуга К. Росси, приложившего все силы для того, чтобы новый дворец сочетался с соседними строениями по стилю, но в то же время выглядел более пышно, чем они, являясь главным зданием площади. Так и вышло: Михайловский дворец, как и все здания на площади, был построен в стиле ампир, но если другие дома в этом месте имели довольно скромный внешний вид, то Михайловский дворец со своими колоннами и барельефами смотрелся гораздо более торжественно.

Чугунная ограда, окружающая территорию Михайловского ансамбля также была создана по рисунку К. Росси. Он спроектировал высокую решетку, символизирующую военную мощь и славу России и императорского семейства: сверху она была увенчана острыми наконечниками копий, каждую ее секцию украшал кованный лавровый венок, а на створках ворот были изображены щиты и скрещенные мечи.

Переехав в свой новый дворец, великий князь Михаил и его жена Елена Павловна завели традицию устраивать в нем музыкальные вечера, которые очень любили посещать известные деятели культуры того времени. Вскоре Елена Павловна пошла еще дальше и организовала во дворце музыкальные классы для одаренной молодежи. Эти классы, впоследствии превратившиеся в Консерваторию, были первым шагом в развитии музыкального образования в России. А в годы Крымской войны часть помещений дворца, по настоянию Елены Павловны, превратилась в военный госпиталь. После смерти Елены Павловны Михайловский дворец некоторое время стоял заброшенным, и только его служебные флигели сдавались в наем Канцелярии Дворцового ведомства и другим государственным учреждениям. Идея создания музея, в котором хранились бы произведения российских художников, появилась еще в середине 19 века. Здания Эрмитажа к тому времени были заполнены картинами и скульптурами зарубежных авторов, а для отечественных мастеров в нем отводился только один зал, где, естественно, не могли разместиться все известные российские художники. Причем исправить это положение было практически невозможно, так как свободных залов в Эрмитаже уже не было. Необходимо было найти отдельное здание, не уступающее другим музеям по красоте и богатству оформления и, главное, достаточно большое, чтобы в нем поместились уже написанные полотна и осталось свободное место "про запас". Михайловский дворец соответствовал всем этим условиям, и в конце века Николай I выкупил его в государственную казну, чтобы превратить в Императорский музей русского искусства Александра III. Музей открылся через несколько лет, поскольку дворец, бывший когда-то жилым помещением, не совсем идеально подходил для расположения экспонатов, и его пришлось частично перестроить. Кроме художественно-промышленного отдела, в котором были выставлены картины и скульптуры российских мастеров, в нем был также отдел, посвященный памяти Александра III, и этнографический отдел, где можно было увидеть произведения искусства разных народов России.

Этнографический отдел, сформировавшийся позже остальных, быстро разросся, и в начале 20 века для него пришлось строить дополнительные помещения. Для этого архитектор В. Ф. Свиньин полностью перепланировал восточный флигель Михайловского дворца, фактически превратив его в самостоятельное здание, словно бы предвидя, что в будущем этнографическая секция действительно отделится от Русского музея и станет самостоятельным культурным учреждением - Музеем Этнографии народов СССР. Некоторое время в Русском музее существовал еще один, историко-бытовой, отдел, но впоследствии он перешел в ведомство Эрмитажа.

В 20 веке в залах Михайловского дворца стали выставляться не только классические произведения искусства, но и современная скульптура и живопись, а также изделия декоративно-прикладного искусства. Сегодня во дворце нем находится не только Русский музей, но еще и научно-исследовательский, реставрационный и культурно-просветительский центры.


Как добраться

Доехать до станции метро "Невский проспект" и по подземному переходу перейти на другую сторону Невского проспекта. Пройти по Михайловской улице к площади Искусств.

Историческая справка

1819-1825 гг. - строительство Михайловского дворца.
1873 г. - смерть великой княгини Елены Павловны. В Михайловском дворце располагается Канцелярия дворцового ведомства.
1896 г. - решение о создании Императорского музея русского искусства Александра III и покупка Михайловского дворца Николаем I.
1898 г. - открытие Императорского музея русского искусства Александра III.
1912 г. - первая выставка этнографического отдела Русского музея.
1913 г. - создание историко-бытового отдела Русского музея.
1934 г. - этнографический отдел русского музея получает статус Музея Этнографии народов СССР.

Легенды и мифы

Существует мнение, что идея отмены крепостного права в России пришла к Александру II на одном из приемов в Михайловском дворце - на эту мысль его натолкнула хозяйка дворца Елена Павловна Романова, имевшая довольно сильное влияние на молодого императора. Елена Павловна действительно была хорошо образована и неплохо разбиралась в политической ситуации того времени, а на ее приемах часто бывали не только представители российской интеллектуальной элиты, но и члены царской семьи. Современники говорили, что сначала ей удалось убедить в необходимости крестьянской реформы младшего брата царя, великого князя Константина Николаевича, а затем, вместе с ним, уговорить на это и самого Александра.

 

Тайны Михайловского дворца

(http://sergeytsvetkov.livejournal.com/32047.html)


Имя императора Павла I неотделимо от истории Михайловского дворца – самой знаменитой постройки его царствования. Неувядаемый интерес к этому таинственному зданию понятен: ведь в истории едва ли найдется другой памятник, строительство которого было бы так густо замешано на мистических совпадениях.

Искренняя вера Павла в сны и предзнаменования подтверждена многими современниками. Постройку дворца также связывали с одним странным происшествием, о котором говорил тогда весь Петербург. В 1796 году часовому, стоявшему у старого Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, явился архангел Михаил и велел передать государю, чтобы тот возвел на этом месте церковь. Когда Павлу доложили об этом, он произнес загадочные слова: «Я знаю». Что послужило поводом для такого ответа, осталось неизвестным, но только Павел с неимоверной быстротой приступил к постройке нового дворца, названного в память этого чудесного события Михайловским замком.
Впоследствии заметили еще одно мистическое совпадение: по желанию царя, на фронтоне замка была выбита библейская надпись: «Дому твоему подобаетъ Святыня Господня въ долготу дней», и количество букв в ней совпало с числом лет, прожитых Павлом.
Строительство было закончено за четыре года. 8 ноября 1800 года, в день святого архистратига Михаила, дворец был освящен и царь впервые обедал здесь вместе с семьей. Наспех законченное здание было почти непригодно для жизни. Сырость принизывала собою все. Печи не могли согреть и осушить воздух. Густой туман клубился по коридорам. Бархат, которым были обиты комнаты, плесневел, углы большой залы, несмотря на два камина, сверху донизу были покрыты льдом. Но Павел все равно был в восторге от нового жилища.
Напоследок царя посетило еще два видения. Накануне смерти ему привиделось во сне, что на него надевают парчовый кафтан, такой узкий, что он закричал от боли. А вечером 11 марта 1801 года, отправляясь спать, царь увидел себя в зеркале с шеей, скошенной на сторону. Спустя полтора часа дюжина гвардейских офицеров вломилась к нему в спальню и задушила офицерским шарфом.

История эта стара, как мир: Минотаврам вовеки суждено погибать в воздвигнутых для них Лабиринтах.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.89 (0.028 с.)