Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Алексей Львович Хвостенко («Хвост»)Алексей Львович Хвостенко («Хвост») Опубликовано в Чт, 06/21/2012 - 03:43 http://insurgent.ru/xvost
Я — дегенерат, имеющий все основания... Алексей Львович Хвостенко. «Подозритель» Алёша Хвостов родился не в самое лучшее время, да и не в самом лучшем месте. Он появился на свет в Свердловске, в 1940 г. спустя неделю после очередной годовщины Октябрьской революции. Его дед – горный инженер и оперный певец Василий Хвостенко, эмигрировавший ещё до революции вернулся в Россию из Англии в тридцатые с сыном Львом и довольно скоро стал профессором одного из ВУЗов Свердловска. Тайком бабка Алексея показывала афиши с выступлений Василия Хвостенко в Нью-Йорке, Париже, Лондоне. По её рассказам Василий Васильевич был дружен с Шаляпиным и являлся его большим поклонником. Своими выступлениями он вполне мог прокормить семейство. Его расстреляли в конце тридцатых как врага народа. Оставшись сиротой, Лев довольно быстро женился, и в Свердловске родился его сын Алексей. В Свердловске Льва Васильевича сторонились, местные поэты относились к «англичанину» с опаской, ожидая его ареста и расстрела. Вскоре Льва покидает мать Алёши, а после войны он с сыном переезжает в Ленинград. В Ленинграде Лев Хвостенко основывает английскую школу «на Фонтанке», одну из первых английских школ в СССР. Помимо школы, Лев Васильевич занимается проведением семинара переводчиков при Союзе Писателей. Лев Васильевич отдал сына в привилегированную английскую школу, которую он и закончил. Отец Алёши проживёт недолго – в 1959 году его не станет. Алексею тогда было всего девятнадцать. Позже он запишет несколько песен на стихи отца – и свои («Вор») и переводные (старинная английская баллада «Стоят цыгане у ворот»). Впоследствии Алексей Хвостенко вспоминал, что с раннего детства он жил в окружении книг. По иллюстрированным томам он изучал искусство и культуру Ренессанса и Средневековья. Особенно Алёшу влёк поэтический период начатый трубадурами и оконченный Данте. «Самым важным поэтом» для Алексея Хвостенко всегда был Хлебников. Среди других повлиявших на него авторов Сумароков, Державин, Катулл, Марциал, Тибулл, Проперций, Петрарка с Шекспиром, и – особенно стилистически – Ларошфуко. Уже сиротой Алексей продолжает учиться, поступив в Высшую школу искусств. Перед театральным институтом Хвост увлекается битниками, Поллоком и поп-артом, читает Гинзберга и Керуака. Подобно многим молодым питерцам Хвостенко зовёт себя битником, разгуливая в рванье с нечесаными, грязными волосами. Он учится у Николая Павловича Акимова – по его воспоминаниям гениального режиссёра и весьма хорошего художника. Тот рассказывал довольно разнообразные вещи, что-то показывал, разъяснял – но основным уроком была творческая свобода. У Акимова можно было делать практически что угодно – в том числе абстракции. Однако на курсе Хвостенко пробыл недолго – «зашёл и вышел, проучился месяца два или три». На первой художественной выставке – а начинал Хвост именно как художник – Акимов критиковал его «Портрет бабушки» – коллаж из различных предметов, найденных на улице. «Бабушка не плавает» - сказал он – «так, конечно, ничего – красиво, элегантно. Но будет пылиться». В ответ Хвостенко пересказал своему учителю пьесу Беккета, «Последняя магнитофонная лента». Пересказ понравился и они разошлись довольные друг другом, чтобы уже не встречаться. Никогда больше. По воспоминаниям Хвоста его превращение из свободного бит-художника в artist complete, в поэта пишущего собственные песни началось после прочтения «Когда качаются фонарики ночные» его друга Глеба Горбовского. Позже Горбовский спасался у него на 5-й Советской, от… клопов, которых тогда морили в его квартире. Кроме Глеба, которого Хвост знал с 1960 г, примерно в то же время завязал дружбу с Бродским. Они жили рядом – Бродский на Пестеля, Хвостенко – на Греческом, так что когда ломали старую греческую церковь стихи на эту тему написали оба. Вполне возможно, что первым стихи Бродского об этом услышал именно Хвост – Бродский часто забредал к нему утром прочесть что-нибудь новенькое. Бит-тусовка тогда перетекала от сквера у Зимнего стадиона к Екатерининскому саду. Затем её сердцем стал знаменитый «Сайгон». В начале 60-х творческую Москву делили лианозовцы, смогисты и группки вокруг Зверева, Яковлева или Харитонова. В Питере же имелись «хеленкуты» Эрля, «Верпа» самого Хвостенко (+Анри Волохонский и Леонид Ентин) и, по выражению Кузьминского, «ахматовские сироты». Кстати, к затащить Хвоста к Ахматовой неоднократно пытался Бродский, но у него ничего не вышло – Хвост не интересовался известными личностями. Пускай работает рабочий Алексей Львович Хвостенко В начале-середине шестидесятых у Хвостенко обостряются проблемы с работой. То есть он как бы уже нигде и не учится, но работает лишь на «левых» заработках – то мыловаром в прачечной, которую он таки залил мылом, то конюхом на кухне зоопарка – развозит еду по клеткам на хромом коне Цыгане, запихивая её в пасти животных, а то – фотографом в Крыму на пляже. Деньги пропивал в Коктебеле, на «Киселёвке» - даче, где жил художник Юра Киселёв, иногда – пел в доме Волошина. К Киселёву приезжали все кто угодно – помогали дом достраивать. Сам Хвост больше спаивал гостей. Кончилось всё это зимним пожаром, и «киселёвка» - сгорела. В 1961 году он проездом в Тарусе – на выставке Штейнберга, Воробьёва и компании. По уверениям Хвоста он побыл там день, повалялся в стогу с какой-то девчонкой а утром его погнали крестьяне с вилами, навсегда отбив охоту посещать Тарусу. В 1963 году Хвост создаёт Верпу – небольшое литобъединение, получившее название по маленькому якорю и музе. Девиз Верпы «Каждый делает что хочет» он берёт из «Телемского аббатства» Рабле. Чуть раньше, чем Бродского его судят за тунеядство. Бродский ходит просить за Хвоста. В то время по Питеру расходятся фельетоны о тунеядцах Ентине, Роме Каплане, Бродском и Хвосте. Он вспоминал: «меня спросили: «Чем вы занимаетесь сейчас?» — «Я пишу стихи». — «Как, вы пишете стихи и не имеете никакого образования?». Я сказал, что считаю необязательным иметь образование. Они ответили, что обязательно нужно иметь образование: «Давайте договоримся с вами так: вы пойдете на какое-нибудь филологическое отделение и будете изучать филологию». Я сказал: «Ну, хорошо — тогда я постараюсь поступить в университет, на филфак». Когда Хвоста в первый раз арестовали – он писал, стихи и готовился к поступлению. Затем его арестовывали ещё два раза, но не судили, а сразу сажали. Первый раз на месяц упекли в Пряжку – на койку Бродского. Дальше – хуже. Полгода он провёл в Ленобласти, в психбольнице на инсулиновой шокотерапии. В 1965 в самиздате он публикует «Подозрителя» - первую книжку стихов, а в 1966 году входит в группу хеленкутов. Я говорю вам: жизнь красна Алексей Львович Хвостенко Песни Хвоста неслучайно охватывают огромные пространства. Например, «жизнь красна» он пишет в самаркандском зиндане, сидя там с Пятницким, Ванькой Богом, Тимашевым и Геной Снегирёвым. Он едет туда расписывать комнаты баям, а бывшему прокурору Самарканда целый айван – внутреннюю террасу. Прокурор расскажет ему, что стал таким богатым, когда был директором детдома – продавал детей в рабство. Девочки ценились дороже. В Джамбае, городе крымчаков-ссыльных они расписывали чайхану. Потом, чтобы не платить, местные подставили их, и на 15 суток Хвоста посадили в яму. Там он и сочинил эту песню, первыми слушателями которой стали зэки. По выходе их встречали с почётом, пригласив на плов с гашишем. «Поел плова и улетел» - рассказывал Хвост. Когда надоедал юг – ехали на север, в Салехард, на полярный круг. Жители – ссыльные поволжские немцы. С Юрой Ермолинским Хвост расписывал какие-то клубы и рестораны. Вокруг – снова зэка, лагеря - Воркута и Лабытнанги. Перекрёсток Ленина и Маркса, а вокруг заборы с колючкой. В ресторан «Семь лиственниц», куда Хвост ездил за водкой, переезжать Обь было надо на вездеходах, по сути – облегчённых танках. Летом – только пароходы. Так и жили. В промежутках между всем этим Хвост умудрялся писать, сотрудничал с Анри Волхонским под псевдонимом А. Х. В. Песни, басни, пьесы, даже «касыда» Фурцевой. Одной из первых стала пьеса «Первый гриб», её носили в ТЮЗ к Зяме Корогодскому. Пьеса понравилась, но не подошла – несоветские намёки и анахронизмы слога сделали своё дело. Предложение написать пьесу по «Марсианским хроникам» Брэдбери было с негодованием отвергнуто. В 1968 г. Хвостенко перебирается в Москву, вливаясь в местный художественный андерграунд. Холин, Сапгир, СМОГ. Он пишет минималистскую поэму «Я живу в Измайловском зверинце», через самиздат издаёт песни и стихи. В официальных изданиях по-прежнему ни строчки. 15 р. 30 коп. – единственный легальный гонорар Хвоста в СССР, уплаченный за чтение его стихотворения о войне котов и мышей дикторшей по кличке Марихуана на салехардском радио. В 1972 г. появляется, пожалуй, самая известная песня, которую довелось петь Хвосту – «Над небом голубым» или «Рай», впоследствии перепетая БГ в «Ассе» Соловьёва. Музыка была взята с пластинки Вавилова «Лютневая музыка XVI – XVII вв.».. Возможно Волхонского вдохновило мозаичное панно Аксельрода «Небо на земле», создавать которое он и помогал, впрочем, больше лентяйничая, чем работая. Кроме того его вдохновляла и книга пророка Иезекииля, о чём говорил он сам. В 1977 г. его ставят перед выбором – высылка или арест и он выезжает в Париж. Во Франции с Владимиром Марамзиным Хвост издаёт журнал «Эхо». И в России и во Франции Хвост жил примерно одинаково – играл и пел, не мешал никому. Он лежал на кушетке, что-то писал, курил, потягивал вино, не обижался, когда его ругали. В 70-х Хвост несколько месяцев жил в Израиле, у Миши Гробмана. Когда ему захотелось обратно в Париж, ему сделали концерт в «Цавта» он собрал денег на билет, и полетел в Париж через Лондон. В Лондоне задержался на два года – подружился с русской и записал «Прощание со степью». У подруги был английский муж с винным погребком. Запасов Хвосту как раз хватило на два года, и лишь допив последнюю бутылку, он всё-таки улетел в Париж. Во Франции Хвост отдаётся творчество – скульптура, живопись, реклама, выставки в сквотах – нелегальных «коммунах» богемы в заброшенных помещениях. На рю Жюль-етт Додю, рю Бобиньи и на Гранже он ставит спектакли, в частности – превращённую им в оперетту пьесу «На дне», где он играл роль Луки. Сквотов пришлось сменить около пяти, пока Хвост – уже легально – не осел в Симпозионе. В Париже он записывает две кассеты «шансона» с цыганскими музыкантами – «Последняя малина». В 1989 году Алексей вместе с «Митьками» снимается в фильме «Митьки в Париже». Тогда же он знакомится с «АукцЫоном», в их первом французском туре, на каком-то из сквотов. Хвост спел «Хабарик, хабарик, я нашел его в туалете» и один из музыкантов вспомнил, что слышал эту хвостовскую песню от гопоты в парадном. Хвост пел, пел Фёдоров. Хвосту пришла идея аранжировать и всё записать. Парни уехали, а Хвост напел всё это на кассету, и передал всё это «аукцЫонщикам». Так и появились альбомы «Чайник вина», и, особенно порадовавший самого Хвоста «Жилец вершин» на стихи Хлебникова, сведённые во время коротких встреч во Франции и Германии. Верпа всегда умирает До последних дней во Франции Хвост – уже устало, через силу хипповал. Битник, ставший «первым хиппи» Союза жил на правах беженца, на пособии, говорят даже без французского паспорта. Он объехал Северную Америку, Европу, часть Африки. В последнем интервью он жаловался, что устал от Парижа, устал что-то организовывать, и, перебираясь в Москву, надеялся обрести помощников. В апреле 2004 г. указом Президента РФ Хвосту вернули гражданство, а в ноябре того же года в московской больнице № 61 он обрёл вечный покой и могилу под номером 7525.
Вячеслав Чеш
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.166.215 (0.01 с.) |