Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историческая периодизация Первобытной эпохи. Социокультурные феномены↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
3) ТРАДИЦИОННОСТЬ В первобытной культуре традиция доминирует над инновацией. Т.е. стремление к сохранению культурного опыта прошлого доминирует над желанием преобразовывать и созидать новое. Традиционность определяется мифологическим воззрениями: Ø Идея сотворения мира богом (богами). Боги-первопредки (а позднее культурные герой) выступают как боги-демиурги созидающие мир, человека и все предметы. Творчество бога-демиурга всегда идеально. Ø Идея «Золотого века» (первая эпоха после сотворения мира), когда в мире устанавливаются идеальный порядок, вырабатываются правила и нормы общественных отношений и видов деятельности (в т.ч. правила создания вещей). Ø Идея несовершенства и греховности человека. Потеря Золотого века, как правило, связана с человеческой ошибкой (нарушение табу = грехопадение). Ø Идея возможности соприкоснуться с идеальным миром сакральной реальности с помощью ритуала и повторения. Т.о. для первобытного сознания характерна идея: всё что было создано ранее – есть истина, проверенная опытом нескольких предшествующих поколений. Поэтому традиционность свойственна всем видам человеческой деятельности – первобытное общество сохраняет неизменными нормы поведения и социальные отношения, виды хозяйственной деятельности и творчества.
_____________________________________________________________ ВЫВОД: Общая характеристика художественной культуры первобытного общества.
1) Морфологический аспект ХК. ü Синкретизм видов искусств в ритуале. ü Первобытное искусство уделяло особое внимание родовой памяти. Постоянное воспроизведение исходного текста (мифа), повторение архетипа. Все это порождало особые требования к средствам воспроизведения – возникновение традиций, канонов (традиционность). ü Традиционность проявляется в том, что художественная культура Первобытного общества имеет четкую установку на клиширование. Стилистические изменения были крайне медленными, существенные преобразования происходят лишь при освоении новых материалов ü Традиционность проявляется в том, что в первобытном искусстве доминируют «вторичные», исполнительские виды искусства, которые наиболее полно выражаются в коллективной памяти
2) Институциональный аспект ХК. ü Синкретизм на уровне взаимоотношений Творец – Зритель. Каждый член племени участвует в ритуале и каждый может выступать в роли художника, танцора, певца, музыканта. Одновременно каждый участник является наблюдателем (зрителем) ритуального действа. 3) Духовно-содержательный аспект ХК. ü Художественная культура первобытного общества неразрывно связана с мифологическими представлениями. Вся художественная деятельность имеет сакральное значение и связана с ритуалом
Археологические периоды и эпохи
Социальные феномены
Культурные феномены Нижний (древний) палеолит
2.5 млн. лет – 40 тыс. лет
Антропосоциогенез Анхантропы: Homo habilis (человек умелый) Homo erectus (человек прямоходящий) Стоянки: Сангирон (Ява), Олдувай (Южная Африка), Чжоукоудянь (Китай), Гейдельберг (Германия). Эпоха каменных орудий (обитые гальки и др.) Кремневые пластины с ретушированными краями, костяные шилья.
Феномен «натурального творчества»: экспонирование символических частей зверя (медведя) – головы, конечностей, шкуры.
Средний палеолит Переходная эпоха мустье 40 тыс. лет – 35 тыс. л.
Палеонтроп – «неандертальский человек». Стоянки: Ла Фераси, Ла-Шапель-о-Се (Франция), Шанидар (Ирак), Брокен-Хилл (Вост. Африка), Тешик-Таш (Узбекистан), Пещера Схуул (Израиль) и др.
Вид деятельности: собирательство и охота.
Захоронение умерших. Становление «первобытного стада». «Знаковое творчество»: геометрическая орнаментация орудий * насечки на камнях, гравировка параллельных линий на кости, * крестообразные начертания, следы красочных пятен на плитках известняка, * камни с чашечными углублениями. Феномен «натурального макета» (основа + шкура = медведь): 1) прообраз нат. макета (использование естественной фигурной основы–камня, скалы); 2) основа составлена из нескольких камней; 3) основа вылеплена из глины в виде холмика и шеи. Создание особых хранилищ для натуральных символов – «Медвежьи пещеры» – в Вильдкирхли, Драхенлох (Швейцария), Церовацер (Югославия), Ильинка (Украина), Ахтырская и Новолишенская пещеры (Кавказ) и др.
Посыпание красной охрой умерших предков. Рядом с останками умерших находят черепа и кости животных→ (возможно) ритуальная трапеза или жертвоприношение. Верхний палеолит Перигород 35 – 30 тыс. лет
Ориньяк 30 – 19 тыс. лет
Солюте 18 – 15 тыс.
Мадлен 15 – 10 тыс.
Вид деятельности: охота и собирательство
Завершение антропосоциогенеза – появление неоантропа как современного вида человека Homo sapiens. Сложение родовой организации (матриархата). Экзогамия → регуляция брака, рода → культ предков. Стоянки: Корманьон (Франция); Оберкассель (Германия); Пржедмость, Долни Вестоница (Моравия); Гагарино, Костенки, Буреть (Россия) и др. «Натуральный макет» с глиняной основой вылепленной в виде обобщенной фигуры медведя без головы (пещера Монтеспан, Франция). Развитая каменная индустрия. Кремневые пластинки с ретушированными краями, костяные шилья. ! Появление изделий из составных частей – наконечники копий. Формирование различных форм жилья в экологических зонах. Создание стабильных жилищ и поселений. Систематическое захоронение умерших.
Отпечатки рук, когти медведей («гриффады»), макароны («меандры») Гравировка на камнях Пластины, скребки, резцы, костяные наконечники, лампы-светильники, чашечки для приготовления красок. Изображения человека редки, только знаки женского пола
Эволюция объемной пластики – статуэтки. Палеотические «Венеры»: Виллендорф, Леспюг, Авдеево, Елисеевичи, Буреть и др. Самая высокая техника обработки кремния. Наконечники копий в форме ивового и лаврового листа
Расцвет «натурального стиля» искусства первобытных охотников. «Стенопись»: изображения животных в пещерах Альтамир (Испания), Ласко (Франция), Карпова (Россия), Хойт-Ценкер-Агуй (Монголия) и др. Появление монументального рельефа (изображения бизонов в пещере Тюк-д`Одубер, женское изображение в гроте Лоссель и др.) Мезолит 10 – 8 тыс. Послеледниковое время Вид деятельности: охота и собирательство. Развитие форм охотничьего хозяйства, в т.ч. рыболовства. →Выдвижение на главное место в социальной структуре мужчины-охотника. Начинается процесс «приручения» («одомашнивания») животных. Переходный характер культуры. Таянье ледников→ миграции, освоение новых территорий. Формирование постоянных поселений (рядом с ними – культовые места и могильники). ! Изобретение лука и стрелы. Создание значительного арсенала мелких кремневых орудий, развитие декоративного творчества. Схематизация в наскальных изображениях (и уменьшение размера изображений) Расцвет мелкой пластики. Неолит с 7 тыс. лет до н.э.
Неолетическая революция: появление новых форм деятельности – земледелия, скотоводства, ремесел; становление городов. Эпоха свайных построек. Геометризация наскальных изображений (наскальные изображения Скандинавии, петроглифы Онежского озера и Белого моря, Алтая и др.). Гончарное искусство (Триполье, Яншао и др.) Конец неолита – появление мегалитических сооружений (менгиры, дольмены, кромлехи).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.42.247 (0.007 с.) |