Содержание книги

  1. Тема 2: Художественная культура Первобытного общества.
  2. Историческая периодизация Первобытной эпохи. Социокультурные феномены


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческая периодизация Первобытной эпохи. Социокультурные феномены



3) ТРАДИЦИОННОСТЬ

В первобытной культуре традиция доминирует над инновацией. Т.е. стремление к сохранению культурного опыта прошлого доминирует над желанием преобразовывать и созидать новое. Традиционность определяется мифологическим воззрениями:

Ø Идея сотворения мира богом (богами). Боги-первопредки (а позднее культурные герой) выступают как боги-демиурги созидающие мир, человека и все предметы. Творчество бога-демиурга всегда идеально.

Ø Идея «Золотого века» (первая эпоха после сотворения мира), когда в мире устанавливаются идеальный порядок, вырабатываются правила и нормы общественных отношений и видов деятельности (в т.ч. правила создания вещей).

Ø Идея несовершенства и греховности человека. Потеря Золотого века, как правило, связана с человеческой ошибкой (нарушение табу = грехопадение).

Ø Идея возможности соприкоснуться с идеальным миром сакральной реальности с помощью ритуала и повторения.

Т.о. для первобытного сознания характерна идея: всё что было создано ранее – есть истина, проверенная опытом нескольких предшествующих поколений. Поэтому традиционность свойственна всем видам человеческой деятельности – первобытное общество сохраняет неизменными нормы поведения и социальные отношения, виды хозяйственной деятельности и творчества.   

 


_____________________________________________________________

ВЫВОД:

Общая характеристика художественной культуры первобытного общества.

 

1) Морфологический аспект ХК.

ü Синкретизм видов искусств в ритуале.

ü Первобытное искусство уделяло особое внимание родовой памяти. Постоянное воспроизведение исходного текста (мифа), повторение архетипа. Все это порождало особые требования к средствам воспроизведения – возникновение традиций, канонов (традиционность).

ü Традиционность проявляется в том, что художественная культура Первобытного общества имеет четкую установку на клиширование. Стилистические изменения были крайне медленными, существенные преобразования происходят лишь при освоении новых материалов

ü Традиционность проявляется в том, что в первобытном искусстве доминируют «вторичные», исполнительские виды искусства, которые наиболее полно выражаются в коллективной памяти

 

2) Институциональный аспект ХК.

ü Синкретизм на уровне взаимоотношений Творец – Зритель. Каждый член племени участвует в ритуале и каждый может выступать в роли художника, танцора, певца, музыканта. Одновременно каждый участник является наблюдателем (зрителем) ритуального действа. 

3) Духовно-содержательный аспект ХК.

ü Художественная культура первобытного общества неразрывно связана с мифологическими представлениями. Вся художественная деятельность имеет сакральное значение и связана с ритуалом

 


Археологические периоды и эпохи

   

Социальные феномены

 

                                      Культурные феномены

Нижний (древний)

палеолит

2.5 млн. лет – 40 тыс. лет

 

Антропосоциогенез

Анхантропы:

Homo habilis (человек умелый)

Homo erectus (человек  

                       прямоходящий)

Стоянки:   Сангирон (Ява),

  Олдувай (Южная Африка),

  Чжоукоудянь (Китай),

  Гейдельберг (Германия).

Эпоха каменных орудий (обитые гальки и др.)

Кремневые пластины с ретушированными краями, костяные шилья.

 

Феномен «натурального творчества»: экспонирование символических частей зверя (медведя) – головы, конечностей, шкуры.

 

Средний палеолит

Переходная эпоха мустье

 40 тыс. лет

 – 35 тыс. л.

 

 

Палеонтроп – «неандертальский человек».

Стоянки:       Ла Фераси,

Ла-Шапель-о-Се (Франция),

Шанидар (Ирак),

Брокен-Хилл (Вост. Африка),

Тешик-Таш (Узбекистан),

Пещера Схуул (Израиль) и др.

 

Вид деятельности: собирательство и охота.

 

 

Захоронение умерших.

Становление «первобытного стада».

«Знаковое творчество»: геометрическая орнаментация орудий

* насечки на камнях, гравировка параллельных линий на кости,

* крестообразные начертания, следы красочных пятен на  

плитках известняка,

* камни с чашечными углублениями.

Феномен «натурального макета» (основа + шкура = медведь): 1) прообраз нат. макета (использование естественной фигурной основы–камня, скалы); 2) основа составлена из нескольких камней; 3) основа вылеплена из глины в виде холмика и шеи. Создание особых хранилищ для натуральных символов – «Медвежьи пещеры» – в Вильдкирхли, Драхенлох (Швейцария), Церовацер (Югославия), Ильинка (Украина), Ахтырская и Новолишенская пещеры (Кавказ) и др.

 

Посыпание красной охрой умерших предков. Рядом с останками умерших находят черепа и кости животных→ (возможно) ритуальная трапеза или жертвоприношение.

Верхний палеолит

Перигород

35 – 30

 тыс. лет

Ориньяк

30 – 19

 тыс.

лет

Солюте

18 – 15

 тыс.

Мадлен

15 – 10

 тыс.

 

Вид деятельности: охота и собирательство

 

Завершение антропосоциогенеза – появление неоантропа как современного вида человека Homo sapiens.

Сложение родовой организации (матриархата). Экзогамия → регуляция брака, рода → культ предков.

Стоянки: Корманьон (Франция); Оберкассель (Германия); Пржедмость, Долни Вестоница (Моравия); Гагарино, Костенки, Буреть (Россия) и др.

«Натуральный макет» с глиняной основой вылепленной в виде обобщенной фигуры медведя без головы (пещера Монтеспан, Франция).

Развитая каменная индустрия. Кремневые пластинки с ретушированными краями, костяные шилья.

! Появление изделий из составных частей – наконечники копий.

Формирование различных форм жилья в экологических зонах. Создание стабильных жилищ и поселений. Систематическое захоронение умерших.

 

Отпечатки рук, когти медведей («гриффады»), макароны («меандры»)

Гравировка на камнях

Пластины, скребки, резцы, костяные наконечники, лампы-светильники, чашечки для приготовления красок.

Изображения человека редки, только знаки женского пола

 

Эволюция объемной пластики – статуэтки.

Палеотические «Венеры»: Виллендорф, Леспюг, Авдеево, Елисеевичи, Буреть и др.

Самая высокая техника обработки кремния. Наконечники копий в форме ивового и лаврового листа

 

Расцвет «натурального стиля» искусства первобытных охотников.

«Стенопись»: изображения животных в пещерах Альтамир (Испания), Ласко (Франция), Карпова (Россия), Хойт-Ценкер-Агуй (Монголия) и др.

Появление монументального рельефа (изображения бизонов в пещере Тюк-д`Одубер, женское изображение в гроте Лоссель и др.)

Мезолит

10 – 8 тыс.

Послеледниковое время

Вид деятельности: охота и собирательство. Развитие форм охотничьего хозяйства, в т.ч. рыболовства. →Выдвижение на главное место в социальной структуре мужчины-охотника.

Начинается процесс «приручения» («одомашнивания») животных.

Переходный характер культуры.

Таянье ледников→ миграции, освоение новых территорий. Формирование постоянных поселений (рядом с ними – культовые места и могильники).

! Изобретение лука и стрелы.

Создание значительного арсенала мелких кремневых орудий, развитие декоративного творчества.

Схематизация в наскальных изображениях (и уменьшение размера изображений)

Расцвет мелкой пластики.

Неолит

с 7 тыс. лет до н.э.

 

Неолетическая революция: появление новых форм деятельности – земледелия,

скотоводства, ремесел;

становление городов.

Эпоха свайных построек.

Геометризация наскальных изображений (наскальные изображения Скандинавии, петроглифы Онежского озера и Белого моря, Алтая и др.).

Гончарное искусство (Триполье, Яншао и др.)

Конец неолита – появление мегалитических сооружений (менгиры, дольмены, кромлехи).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.79.65 (0.005 с.)