Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Может ли человек жить вне общества.
6. Что такое толерантность?
Толерантность – это внутреннее качество человека, которое предполагает терпимость к другим людям. Толерантные люди принимают права, ценности, мировоззренческие взгляды, поведение, интересы и идеалы других людей, уважают их и не осуждают их. В узком смысле слова толерантность связана с принятием и уважением всех национальностей со всеми этническими традициями и культурой. В широком смысле слова толерантность – принятие и уважение всех людей, вне зависимости от их гендерной принадлежности, расы, национальности, происхождения, вероисповедания, убеждений, языка, места жительства, имущественного и должностного положения. Толерантное общество – общество, которое принимает человека таким, каким он есть на самом деле. Проблема толерантности поднимается во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей. В сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» говорится о гадком утенке, который родился совершенно непохожим на других утят. Другие утята сразу же невзлюбили гадкого утенка из-за его непохожести на них. Вскоре и мать гадкого утенка перестала принимать его таким, какой он есть на самом деле. Сбежав со двора, гадкий утенок все равно не мог найти понимания у окружающих: почти все те, кого он встречал, всячески задирали его, относились к нему презрительно и неуважительно. Только спустя время гадкий утенок, поняв, что он является не уткой, а лебедем, обрел счастье в стае лебедей. На примере нетолерантного мира животных, олицетворяющего человеческое общество, Г.Х. Андерсен учит и детей, и взрослых тому, что тот, кто не похож на остальных, не заслуживает презрительного и пренебрежительного отношения, он, как и все остальные, заслуживает принятия и уважения. Проблема толерантности поднимается и в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». В центре повествования находится коррекционный класс 7 «Е», в котором обучаются дети с так называемыми диагнозами или жизненными проблемами. Е.В. Мурашова показывает, что большинство окружающих людей жестоко относятся к ученикам 7 «Е», которым с детства приходится сталкиваться не только с личными, но и с социальными проблемами. Окружающие люди считают «ешек» «антиобщественным явлением», «отбросами общества». Влиятельные и материально обеспеченные родители «ашек» недовольны тем, что в одной школе с их детьми учатся ребята из коррекционного класса. Учителям все равно на судьбы учеников 7 «Е», они не помогают им разрешить свои проблемы и относятся к ним с неким презрением. Лишь один молодой преподаватель Сергей Анатольевич, который пришел работать в гимназию, относится к «ешкам» как к обычным детям, которые заслуживают счастливого детства и уважительного отношения к ним. Понимающее и уважительное отношение Сергея Анатольевича к ученикам коррекционного класса и его борьба против ущемления прав «ешек» становятся примером толерантности. Таким образом, толерантность – это внутреннее качество человека, предполагающее терпимое отношение к окружающим людям, принятие их такими, какие они есть на самом деле.
Может ли человек жить вне общества? Теоретически да, но существование находящегося вне социума человека нельзя назвать жизнью в полноценном понимании этого слова. Человек – существо не только биологическое, но и социальное, общество занимает особое место в становлении личности человека. Общество помогает человеку развиваться, становиться лучше в умственном и нравственном плане. Вне социума человек не имеет возможности развиваться, он либо останавливается в развитии, либо вовсе деградирует. Вне общества человек не имеет никаких жизненных целей, его жизнь является обычным существованием, не имеющим никакого смысла. Вне социума человек не может быть счастливым. О том, можно ли жить вне общества, рассуждали многие писатели, поэты и драматурги. В написанном М. Горьким рассказе «Старуха Изергиль» показано, как один из героев легенд, рассказанных старухой Изергиль, отказывается от общества. Рожденный от девушки и орла Ларра с детства был лишен взаимодействия с окружающими людьми. Детство вне человеческого общества способствовало тому, что у Ларры стали преобладать принципы жизни, взятые у отца-орла. Появившись в обществе людей, среди которых раньше жила его мать, Ларра отказался от жизни в племени из-за того, что не уважал людей и считал себя лучше всех окружающих. М. Горький демонстрирует, что физически Ларра жив, однако его существование нельзя назвать настоящей жизнью. Существование Ларры лишено какого-либо смысла, у него нет никаких жизненных целей, которые он хочет достигнуть, ему не к чему стремиться. Можно сказать, что Ларра был наказан вечной жизнью за свой отказ от общества. В рассказе выражается мысль о том, что человек, отказывающийся от общества, получает наказание, причем наказывает Ларра себя самостоятельно, ведь он сам отказался от общественной жизни. То, что Ларра стремится к обретению смерти, говорит о том, что жизнь вне общества не может сделать человека счастливым. Рассуждения о жизни вне общества наблюдаются и в написанной М.Е. Салтыковым-Щедриным сказке «Дикий помещик». Помещик Урус-Кучум-Кильдибаев молил Бога о том, чтобы с его земель исчезли ненавистные ему крестьяне. Когда крестьяне действительно исчезли с помещичьих земель, глупый помещик все еще продолжал быть частью общества благодаря тому, что его посещали гости. Однако когда глупого помещика перестали посещать гости, он лишился возможности общаться с людьми, он стал жить вне общества. В сказке показано, что помещик начинает дичать и вести себя как настоящее животное, даже медведь оказывается умнее глупого помещика. М.Е. Салтыков-Щедрин выражает мысль о том, что жизнь вне общества приводит человека к одичанию и нравственной деградации. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что вне общества человек может лишь существовать, не имея никаких целей, не имея счастья, настоящей жизнью такое существование назвать нельзя. Вне социума человек не имеет возможности развиваться и нравственно деградирует.
|