Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты опроса учеников на предмет использования в речи вводных слов и уровень общей культуры речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте Н.С.Лесков А.и Б. Стругацкие Итого верно вернее – вероятно видно видимо – видишь (-те) ли – в конце концов – да и то сказать – действительно – жалко жаль к сожалению – к счастью – кажется оказывается – подумаешь – пожалуй по-моему по правде сказать – по-твоему – похоже правда разумеется – слава богу случайно – смотришь – собственно – собственно говоря – спасибо – странное дело – черт возьми – честно говоря – Итого (52 %) (48 %) (100 %)
В данной таблице зафиксировано 32 различные единицы. В текстах Лескова – 17, в текстах Стругацких – 26. Общее количество употреблений составляет 221 единицу: на долю Лескова приходится 115 единиц (52%), на долю Стругацких – 106 единиц (48%). Таким образом, авторы почти поровну распределили вводные слова этого раздела между собой. Здесь мы выявили несколько групп, отличных друг от друга семантически.
В первой группе находятся вводные слова, употребляющиеся для выражения того, что высказываемое утверждение основывается не на точном знании, а на предположении говорящего. Это самая многочисленная группа, насчитывающая 102 контекста. В нее вошли такие вводные слова, как «верно», «вероятно», «видно», «видимо», «кажется», «похоже»: «– Вы, вероятно, шутите, доктор. Радиант Пильмана – понятие, известное всякому школьнику» (Стругацкие); «Даже инда жалость, глядя на иного, возьмет, потому что видишь, что вот так бы он, кажется, сердечный, и улетел, да крылышек у него нет...» (Лесков);
Вторая группа употребляется для указания на выражение, которое уточняет сказанное ранее, правильнее передает соответствующий смысл, а так же для выражения события, в котором говорящий не сомневался. В ней содержатся слова «вернее», «действительно», «правда», «разумеется», всего 47 контекстов: «И действительно, серебрится там, нити какие-то серебристые тянутся от канистр к потолку – очень на паутину похоже» (Стругацкие); «Господам, разумеется, это не пристало, и они от этого сейчас в сторону; да и где им с этим татарином сечься, он бы, поганый, их всех перебил» (Лесков); В тексте «Очарованного странника» вводное слово «разумеется» зафиксировано 27 раз, тогда как в «Пикнике на обочине» не встретилось ни разу. Третья группа самая малочисленная. В ней всего 7 контекстов, и представлена она только двумя вводными словами: «по правде сказать», «честно говоря». Они употребляются для выражения того, что говорящий высказывается вполне откровенно, делает доверительное признание: «Я было усумнился, но как, по правде сказать, и самому мне винца попробовать очень хотелось и он приказывает: "Дай, – думаю, – ни для чего иного, а для любопытства выпью!" – и выпил» (Лесков); «Я у него с самого начала, но до сих пор не понимаю толком, чего он от них добивается, да, честно говоря, и понять особенно не стремлюсь» (Стругацкие). Следующая выделенная нами группа выражает разнообразные негативные эмоции, такие, как неодобрение, возмущение, недовольство, огорчение, несогласие, недоверие, осуждение, досада и раздражение. Здесь встречаем вводные слова «видишь ли», «в конце концов», «жалко», «жаль», «к сожалению», «подумаешь», «случайно», «черт возьми». Эта группа представлена 24 единицами: «Пикник, видите ли, нам здесь устроили… Пикник…» (Стругацкие); «К сожалению, я не помню, как его звали» (Стругацкие). Пятая группа представлена 3 вводными словами и насчитывает 13 примеров из текстов. Эта группа выражает позитивные эмоции, такие, как удовлетворение или выражение благодарности. Примечательно, что в этой группе, по сравнению с предыдущей, на много меньше примеров. Здесь встретились такие слова, как «к счастью», «слава богу», «спасибо»: «Сначала они шли в рост, погрузившись по пояс, дно под ногами, к счастью, было каменистое и довольно ровное, но вскоре Рэдрик услышал знакомое жужжание с обеих сторон» (Стругацкие); «– А все прошло, слава богу!» (Лесков); Вводные слова, выражающие точку зрения говорящего или его собеседника, входят в малочисленную группу в составе 13 единиц. Здесь находятся слова «по-моему» и «по-твоему»: «Ладно, братцы, судите ветра в поле; а как, по-моему, полиция, нет ее ничего вреднее, то я сейчас шмыг за одного татарина, да за другого» (Лесков); «Сколько уже времени он с этими “пустышками” бьется, и, по-моему, без всякой пользы для человечества» (Стругацкие); В данной группе отмечается большее лексическое разнообразие в выборе вводных слов у Стругацких по сравнению с Лесковым. По частоте употребления выделяются единицы «по-моему» и «честно говоря». Однако такие лексемы, как «верно», «кажется», «разумеется» чаще встречаются в тексте «Очарованного странника». Можно отметить употребление «уникальных» вводных единиц, встретившихся по одному разу: у Лескова это «вернее», «по правде сказать», «по-твоему», «смотришь», у Стругацких – «да и то сказать», «к счастью», «оказывается», «подумаешь», «случайно», «собственно говоря», «странное дело», «черт возьми». Таким образом, проведенный анализ показал, что диапазон вводных слов и выражений, используемых в произведениях выбранных нами авторов достаточно широк. При этом у Лескова репертуар вводных единиц немного разнообразнее, чем в тексте братьев Стругацких.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. УРОВЕНЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ ВВОДНЫХ СЛОВ УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЫ. Работая над практической частью своего исследования, я опрашивала учащихся девятых, десятого и одиннадцатого классов. При этом я учитывала уровень знаний школьников, потому что считаю, что это показательная информация для выявления результатов моего исследования. В качестве опроса я давала одну из тем итогового устного собеседования и оценивала не только уровень использования вводных слов, но и общую культуру речи.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.007 с.) |