Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вариантность, вариационное развитие, подголосочная полифония

На прошлом уроке мы вспоминали, что такое Вариации. Сегодня мы продолжаем тему.

Снова вернёмся к Вариациям Н. Сильванского                                             и внимательно вслушаемся в третью вариацию.

В чём её отличие от основного проведения темы

Одновременно с основной темой звучит ещё одна мелодия – помощница.

* Это же полифония, только очень необычная: каждый из голосов подпевает вроде свою мелодию, но она представляет собой вариант мелодии. И полифония, и вариации одновременно. Такую полифонию называют подголосочной полифонией  –  одновременное  звучание с основным голосом его варианта – подголоска или надголоска.

      В  «Детском альбоме» П.И. Чайковского есть и задорная русская народная пляска «Камаринская». Ох, какие залихватские фигуры придумывают танцоры: и размеренной походкой идут, и вприсядку, и с «коленцами». Мелодия одна, а в каких только видах она не предстаёт!

        Это не просто «залихватские фигуры», а вариации. Вам нужно помнить, что так называются изменения темы. Это один из приёмов развития в музыке, а также форма музыкального произведения

Слушаем:  П.И.  Чайковский.  «Камаринская»  из

«Детского альбома» https://vk.com/club207683754

        Послушаем увертюру М.И. Глинки и попробуем понять, как удалось Глинке передать в музыке всю глубину и красоту русских народных песен. Не случайно все русские композиторы в будущем будут изучать «Камаринскую» М.И. Глинки и учиться на этом примере, как обращаться с народной песней. А П.И. Чайковский так и скажет о ней: «…Вся русская симфоническая музыка заключена в «Камаринской», подобно тому, как весь дуб – в жёлуде»

Слышен ли приём подголосочной полифонии

Слушаем:М.И. Глинка. Фантазия на две русские темы

«Камаринская».

1.Мы  познакомились с плясовой

«Камаринская», которая звучала в обработке двух композиторов – М.И. Глинки и П.И. Чайковского. Сейчас мы снова послушаем «Камаринскую», но уже в исполнении оркестра русских народных инструментов в обработке Н. и Д. Осиповых.

    Назовите русские народные инструменты, которые вам знакомы.

Здесь тема будем изменяться благодаря тому, что её звучание будет переходить  от    одного  инструмента к другому.

2.На этих двух уроках вы узнали, как может меняться основная тема. Это могут быть и изменения средств выразительности: мелодии, темпа, фактуры, возможно появление подголоска. А сейчас вы узнаете, что тема может изменяться путём проведения её у разных инструментов.

Давайте представим русское село. Чем занимались люди в свободное от работы время? Собирались вместе, приносили с собой  народные  инструменты  и  играли. А другие, кто любит танцевать, соревнуются в танцах. Представим, как под каждую вариацию танцоры исполняют разные движения: вертушки, присядки, притопывания…

Слушаем:Н. и Д. Осиповы. «Камаринская» (слайд 4).

3. Опрос по теме урока:

- Что собой представляет подголосочная полифония?

- Произведения каких композиторов вы слушали на уроке?

4. Домашнее задание:Выделенное желтым цветом переписать в тетрадь, послушать все произведения.

подобрать и принести произведение по специальности в форме вариаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.4 (0.008 с.)