Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Поиск

И.А. Гончаров «Обломов»

В романе И.А. Гончарова «Обломов» выделяется не только внешний конфликт, связанный с взаимоотношениями между Обломовым и обществом, но и внутренний конфликт, который связан с противоборствующими началами внутри Обломова.

В главе «Сон Обломова» показано, что первоначально Обломов-ребенок был довольно любознательным и неравнодушным к окружающему его миру, однако родительское воспитание и окружающая атмосфера любящей тишину и покой Обломовки способствовали развитию Обломова как пассивного и бездеятельного человека.

Мечтательный и стремящийся к внутреннему чувству свободы Обломов не может жить в обществе. Его не интересует ни служба, ни светские мероприятия, ни любовь к представительницам светского общества. Илья Ильич Обломов видит пошлость современного ему общества, ничтожность и пустоту того существования, которое ведут окружающие его люди, поэтому Обломов сознательно отказывается от жизни в таком обществе, и выражением этого отказа становится то, что Обломов не выходит из дома и лежит на диване.

И.А. Гончаров показывает внутренние противоречия центрального персонажа. Обломов не является отрицательным персонажем, потому что он добрый и открытый душой человек, к которому тянется деятельностный Штольц. Все отрицательные черты, которые можно назвать общим словом «обломовщина», сливаются воедино с положительными чертами, образуя противоречивую личность, спорящую с самой собой. Автор романа показывает, что Обломов вступает в беседу с самим собой, неслучайно в повествовании делается акцент на тот вопрос, который Обломов задает самому себе: «Отчего же это я такой?». Обломов, будучи «лишним человеком», пытается понять, почему он отличается от окружающих его людей.

Любовь к Ольге Ильинской меняет Обломова, у него начинают проявляться те скрытые качества, которые были подавлены в детском возрасте. Главный герой сначала отказывается от привычного ему образа жизни, но вскоре возвращается к нему. Испытание любовью помогает Обломову разрешить внутренний конфликт. Он выбирает тихую и спокойную жизнь, лишенную потрясений. Спутницей жизни становится не активная Ольга Ильинская, которая стремилась изменить Обломова, а Агафья Матвеевна, которая приняла Обломова таким, какой он есть. Обломов, отвечая на вопрос «Что значит быть собой?», отказывается от той жизни, которая ему не нравится, и начинает жить так, как ему комфортно.

ОБЛОМОВ

Не менее самобытным героем является Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова. Своим примером он опровергает все устоявшиеся убеждения о жизни русских дворян своего времени. Ни шальных троек, ни пышных балов, ни модных сюртуков, ни вечеров за кулисами театра у него в жизни нет. Илья Ильич не видит смысла читать модные, но неинтересные книги, заниматься выгодной, но скучной работой, надевать красивые, но неудобные вещи. Он не хочет общаться просто потому, что так принято, и гулять просто потому, что это нужно для здоровья. Герой не видит смысла в общепринятых ценностях и целях. Однажды он попробовал было себя изменить ради любимой женщины, но вскоре понял, что перемены ему самому не нравятся, а Ольгу эти усилия только обманывают. Поэтому Обломов женился на Агафье Пшеницыной, ведь она приняла его таким, каким он был: праздным, пассивным, апатичным и инфантильным. Вся жизнь Ильи Ильича, которая противоречила всем стандартам его окружения, является иллюстрацией того, что значит «быть самим собой».

Тот, кто остается преданным защитником самого себя, имеет смелость противостоять мнению большинства о том, что является нормой. Он каждый день идет против всех, дабы сберечь самобытность и право на принятие своего решения. Такие люди уникальны, поэтому им трудно адаптироваться в обществе, канонам которого они не соответствуют.

 

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

В поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» показано, как центральный персонаж находится в поисках самого себя. Форма повествования от первого лица, которую можно назвать своеобразной исповедью, помогает увидеть особенности внутреннего мира Мцыри, его чувства и переживания в разные моменты жизни.

Родившийся в ауле и проживший 6 лет среди вольнолюбивых горцев Мцыри оказывается в монастыре. Его новая жизнь становится совершенно не похожей на ту жизнь, к которой он уже привык. Спокойная и тихая жизнь в монастыре противоречила сущности Мцыри. Вдалеке от дома главный герой чувствует себя ужасно, новая жизнь противна ему. Монастырь, в котором ему пришлось жить, Мцыри называет тюрьмой, а самого себя – «в тюрьме воспитанным цветком». М.Ю. Лермонтов показывает, что Мцыри, находясь в монастыре, не мог иметь как внешнюю, так и внутреннюю свободу, о чем он искренне мечтал. В поэме показано, что жизнь в монастыре, которая предназначена для любящих тишину и спокойствие людей, по-настоящему сковала Мцыри, который стремился к различным приключениям, сделала из него внешне и внутренне несвободного человека.

Из-за того, что Мцыри не устраивала его жизнь в монастыре, он решается на смелый поступок: сбежать из монастыря и отправиться на поиски своей родины. Те немногие дни, которые Мцыри провел на свободе, принесли ему счастье. Все испытания, которые Мцыри проходит на воле, не ломают его личность, а закаляют его характер. Он наконец-то обретает то взаимодействие с природой, которого ему так не хватало в монастыре. М.Ю. Лермонтов показывает, что Мцыри находит самого себя и смысл своей жизни в свободной, никем и ничем не ограниченной жизни. Несмотря на то что волю Мцыри обрел ненадолго, встретив свою смерть, случайно оказавшись в монастыре, эта воля была очень важна для процесса самопознания.

В поэме показано, что внутренний мир Мцыри полон красок и различных оттенков. Показывая несчастье главного героя, находившегося в монастыре, М.Ю. Лермонтов меняет картины повествования, в следствие чего меняются и чувства Мцыри. Он радуется тому, что находится на свободе, короткая воля дает центральному персонажу больше жизни, чем долгое существование в монастыре. Однако дальнейшее повествование также представляет собой смену внутренних переживаний: от состояния радостного упоения свободой Мцыри переходит в состояние обреченности.

А.Н. Островский «Гроза»

В драме А.Н. Островского «Гроза» продемонстрирован внутренний конфликт главной героини Катерины.

Сначала внутренние переживания Катерины связаны с внешними обстоятельствами. Привыкшая к свободной жизни в родительском доме Катерина чувствует себя неуютно в доме Кабановых и во всем городе Калинове с его «жестокими нравами». Воспоминания о жизни, когда Катерина была «точно птичка на воле», делают героиню еще более несчастной. Чувствуя себя несчастной и одинокой, Катерина пытается смириться со своей новой жизнью: она пытается полюбить своего мужа Тихона и найти общий язык с Кабанихой. Фактически, пытаясь подчиниться правилам «темного царства, Катерина борется против самой себя.

Внутренний конфликт Катерины усиливается, когда она влюбляется в Бориса. Героиня пытается противиться своим чувствам к Борису, потому что не хочет изменять своему законному мужу, считая измену грехом. В сцене с ключом показаны те терзания, которые происходили в душе Катерины. Героиня хочет выбросить данный Варварой ключ, чтобы не видеться с Борисом и не совершать грех, долго сомневается в том, какое решение будет правильным, но все же оставляет ключ себе, принимая решение увидеть с возлюбленным. Первая встреча с Борисом не лишает Катерину внутренних переживаний, она все еще задумывается о правильности своего решения, но вновь выбирает любовь к Борису.

Те внутренние терзания, которые происходили за те десять дней, которые Катерина провела вместе со своим возлюбленным Борисом, в драме не описываются, однако то, что эти терзания были в душе главной героини, подтверждается поведением Катерины после приезда Тихона. Конфликт с собой приводит Катерину к признанию: Тихон, его семья во главе с Кабанихой и фактически весь город Калинов узнает об измене Катерины.

Признание не спасает главную героиню от переживаний, их становится еще больше. Получив от Бориса отказ от того, чтобы уехать вместе, Катерина решает покончить жизнь самоубийством, потому что понимает, что та несвободная жизнь, которая ее ждет в «темном царстве» не принесет ей никакого счастья. Самоубийство кажется для Катерины единственным способом прекратить те душевные мучения, которые она испытывала на протяжении уже долгого времени. А.Н. Островский показывает, к чему может привести внутренний конфликт, рожденный при этом конфликтом внешним.

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» особое внимание уделяется внутреннему миру центрального персонажа – Петра Гринева. С раскрытием данного образа тесно связана проблема совершенствования личности.

Жизнь Петра Гринева можно разделить на «до» и «после», а разделительным жизненным явлением становится служба. В начале повествования Петр Гринев показан как типичный недоросль, стремящийся к разгульному образу жизни. До шестнадцати лет Петр Гринев не задумывался о смысле жизни и собственном предназначении, он жил, плывя по течению. Зная, что его ждет служба, Петр Гринев мечтал о службе в Петербурге, где он бы смог вести праздный образ жизни, как это делали типичные представители дворянского общества. Такое отношение к службе и возможному образу жизни говорит о том, что до шестнадцатилетнего возраста Петр Гринев думал о том, что счастье человека заключается в веселье и различных удовольствиях.

Отношение Петра Гринева к жизни меняется по пути на службу в Белогорскую крепость, куда главного героя отправляет отец, давший ему наказ «Береги платье снову, а честь смолоду». А.С. Пушкин показывает, как из беспечного молодого человека Петр Гринев превращается в способного взять на себя ответственность мужчину, защищающего честь Родины и честь своих близких. События пугачевского восстания, в которые оказался втянул Петр Гринев, помогают ему обратиться к собственному «я», понять свои сильные личностные качества. В повести показано, как каждый день Петр Гринев самосовершенствуется, постоянно вспоминая отцовский наказ. Защита Родины, которая оказалась в сложной ситуации из-за крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, и любовь к Маше Мироновой помогли Петру Гриневу понять собственное предназначение. Главный герой понял, что счастье заключается не в праздной жизни с получением удовольствий, как он думал раньше, а в любви и способности реализовать свои лучшие качества. А.С. Пушкин показывает, что внешние события влияют на внутренний мир Петра Гринева, он взрослеет и становится опытнее и мудрее. В повести особое внимание уделяется внутренним изменениям центрального персонажа, между Гриневым до службы и Гриневым во время службы наблюдается колоссальная разница. В итоге главный герой обретает самого себя, теперь от Гринева-недоросля нет и следа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.244 (0.012 с.)