В чем выражается сознательность учения школьника и каковы условия ее повышения у современного учащегося?
Положение о сознательности учениясущественно расширяет психологический контекст анализа процесса учения, выводя его за рамки чисто «интеллектуалистической» схемы. Общая идея такого подхода состоит в том, что сознание не может быть выведено из мышления. Сознание — это не просто мышление в совокупности с другими познавательными процессами. Оно несет в себе качественную новизну, обусловленную способностью сознания выражать не только знание о мире, по и отношение к миру, В том числе и отношение к миру своих знаний.
Требование сознательности учения в контексте рассмотрения мотивов учения одним из первых в отечественной психологии было раскрыто С. Л. Рубинштейном [86]. По его мнению, основным мотивом учения должно выступать стремление подготовиться к будущей жизни. Вместе с тем у школьника возникает целый ряд промежуточных мотивов, не связанных напрямую с конечной целью. Это стремление получать хорошие оценки, получать одобрение от старших и др. Преобладание подобных мотивов над должными приводит к преобразованию учения из цели в средство, что существенно искажает смысл разрешаемых школьником задач. В итоге отношение к учению перестает быть сознательным.
Чтобы этого не происходило, педагоги должны обеспечивать выполнение целого ряда психологических требований.
Во-первых, добиваться осознания учеником оснований и смыслового содержания осваиваемых в процессе учения положений, в противоположность формальному, механическому заучиванию пустых формул и необоснованных положений.
Во-вторых, помнить, что на отношение к учению существенно влияют мотивы учения, отношение учащегося к учению и тому, чему он обучается.
В-третьих, для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, нашли отклик и опорную точку в его переживаниях.
В целом сознательность учения определяется тем, насколько усваиваемый материал оказывается личностно значимым для школьника. Поэтому можно сказать, что сознательность учения— интегральная характеристика отношения ученика к процессу учения, обусловленная тем, насколько усваиваемый материал оказывается личностно значимым для школьника.
При этом оба процесса — сознательность усвоения и понимание усвоенного — оказываются достаточно тесно взаимосвязаны. Так, с одной стороны, личностное отношение к изучаемому материалу предполагает достаточно глубокое понимание его объективного содержания. В то же время наличие у школьника заинтересованного отношения к предмету само по себе способствует более глубокому проникновению в учебный материал.
Таким образом «сознательность учения» выступает, по сути дела, достаточно самостоятельным компонентом психики, образующим «второй план» по отношению к процессу усвоения.
|