Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем выражается сознательность учения школьника и каковы условия ее повышения у современного учащегося?

Поиск

 

Положение о сознательности учениясущественно расширяет пси­хологический контекст анализа процесса учения, выводя его за рамки чисто «интеллектуалистической» схемы. Общая идея такого подхода состоит в том, что сознание не может быть выведено из мышления. Сознание — это не просто мышление в совокупности с другими познавательными процессами. Оно несет в себе качественную новизну, обусловленную способностью сознания выражать не только знание о мире, по и отношение к миру, В том числе и отношение к миру своих знаний.

Требование сознательности учения в контексте рассмотрения мо­тивов учения одним из первых в отечественной психологии было рас­крыто С. Л. Рубинштейном [86]. По его мнению, основным мотивом учения должно выступать стремление подготовиться к будущей жиз­ни. Вместе с тем у школьника возникает целый ряд промежуточных мотивов, не связанных напрямую с конечной целью. Это стремление получать хорошие оценки, получать одобрение от старших и др. Пре­обладание подобных мотивов над должными приводит к преобразованию учения из цели в средство, что существенно искажает смысл разрешаемых школьником задач. В итоге отношение к учению пере­стает быть сознательным.

Чтобы этого не происходило, педагоги должны обеспечивать выпол­нение целого ряда психологических требований.

Во-первых, добиваться осознания учеником оснований и смыс­лового содержания осваиваемых в процессе учения положений, в противоположность формальному, механическому заучиванию пустых формул и необоснованных положений.

Во-вторых, помнить, что на отношение к учению существенно влияют  мотивы учения, отношение учащегося к учению и тому, чему он обучается.

В-третьих, для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, нашли отклик и опор­ную точку в его переживаниях.

В целом сознательность учения определяется тем, насколько усваиваемый материал оказывается личностно значимым для школьника. Поэтому можно сказать, что сознательность учения— интегральная характеристика отношения ученика к процессу учения, обусловленная тем, насколько усваиваемый материал оказывается личностно значи­мым для школьника.

При этом оба процесса — сознательность усвоения и понимание усвоенного — оказываются достаточно тесно взаимосвя­заны. Так, с одной стороны, личностное отношение к изучаемому мате­риалу предполагает достаточно глубокое понимание его объективного содержания. В то же время наличие у школьника заинтересованного отношения к предмету само по себе способствует более глубокому про­никновению в учебный материал.

Таким образом «сознательность учения» выступает, по сути дела, достаточно самостоятельным компонентом психики, образующим «второй план» по отношению к процессу усвоения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.007 с.)