Структура и содержание бизнес плана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и содержание бизнес плана

Поиск

Необходимо отметить, что различные экономисты выделяют несколько разные структуры бизнес - планов, однако все они имеют приблизительно одинаковое строение.

Концепция бизнеса (резюме) - это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие, начиная свое дело или развивая имеющееся.

По сути, концепция является сокращенной версией самого бизнес — плана.

В резюме должны быть отражены следующие основные моменты:


возможности для бизнеса;

привлекательность бизнеса;

важность для предприятия и региона;

необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные);

срок окупаемости проекта;

возможный срок возврата заемных средств;

условия инвестирования;

ожидаемая прибыль и ее распределение и т.д.

Порядок изложения концепции является достаточно свободным, однако ее необходимо начинать с главной цели предлагаемого бизнеса (как правило получение прибыли) и назначения разрабатываемого бизнес - плана.

Концепция бизнеса (резюме) составляется в конце написания бизнес - плана, однако находится в начале.

В разделе, описывающем ситуацию в настоящее время и дающем краткую информацию о предприятии, отражаются следующие моменты:

главные события, повлиявшие на появление идей по бизнес -плану;

главные обстоятельства и проблемы стоящие перед менеджерами;

состояние на рынке и положение, которого необходимо добиться

и пр.

Далее в сжатой форме приводится основная информация о предприятии - дата основания, организационно - правовая форма, учредители, юридический адрес и т.п.

В разделе, характеризующем объект бизнеса, необходимо отметить направленность бизнес - плана ( продукция, работы, услуги, создание нового предприятия, развитие действующего, финансовое оздоровление).

В данном разделе необходимо отметить, важность товара для потребителей, его уникальность. Также желательно охарактеризовать функциональные возможности и особенности продукции.

Завершает раздел, описание ключевых факторов, которые должны определить успех предлагаемого бизнеса.

Исследования и анализ рынка направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение


потенциальных. В этом разделе желательно определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, сервисное обслуживание и т.п.

Необходимо произвести сегментацию рынка, определить размеры и емкость рынков по продукции предприятия.

Следует проанализировать, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке и обосновать возможности его дальнейшего расширения, а также основные факторы влияющие на это.

Также весьма важным является отслеживание и оценка конкурентов. Необходимо выявить и проанализировать их сильные и слабые стороны.

Необходимо определить возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении.

При создании нового предприятия разрабатывается организационный план.

Здесь необходимо привести организационную структуру предприятия, в которой четко определены должностные инструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе, а также определяется как будет осуществляться взаимодействие служб и подразделений.

Кроме этого желательно указать такие факторы как потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплаты труда и т.п.

Подразделом организационного плана является правовое обеспечение деятельности предприятия, в котором приводится вся информация о правовых аспектах деятельности (сведения о регистрации, учредительные документы, форма собственности, законодательные ограничения, патентная защита и т.п.).

В разделе «Персонал и управление» следует привести информацию о менеджерах и охарактеризовать их управленческие возможности.

Желательным здесь является разработка штатного расписания и штатной расстановки работников.

План производства отражает производственный процесс. Если отдельные операции поручаются субподрядчику, то это должно быть указано.

Целесообразно представить производственный процесс с указанием его структуры по трудоемкости и видам.

Необходимо отразить потребность в производственных помещениях и их площадь, а также производственную площадь


предприятия, необходимо указать потребность в дополнительном оборудовании и материальных ресурсах.

По возможности здесь описывается система охраны окружающей среды, утилизации отходов, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Раздел заканчивается расчетом издержек производства и себестоимости производимой продукции.

Особым разделом может быть выделен инвестиционный план, где отражается потребность в инвестициях, а также указывается за счет каких средств будет осуществлено финансирование проекта (собственные или заемные средства) и т.п.

План маркетинга - это план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей.

Необходимо отразить маркетинговую стратегию развития предприятия.

Разрабатывая эту стратегию, целесообразно учесть влияние внешнего окружения (тенденции изменения технологий, запросов и мотивации потребителей и т.д.) в целях адаптации предприятия к меняющимся рыночным условиям путем разработки комплекса маркетинга, включающего товарную, ценовую, сбытовую политику и сервисное обслуживание.

Особое место уделяется стратегии ценообразования, которая базируется на следующих методах:

полных затрат;

усредненных затрат;

предельных затрат;

стандартных издержек производства;

прямых затрат (целевой нормы прибыли).

Раздел, описывающий потенциальные риски, особенно важен, так как фактор риска оказывает большое влияние на финансово — хозяйственную деятельность предприятия.

Следует учитывать, как минимум, следующие виды рисков:

производственные, связанные с различными нарушениями в производственном процессе или процессе поставок сырья, материалов и комплектующих;

коммерческие, связанные с реализацией продукции на рынке не в полном объеме;


финансовые риски, которые вызываются инфляционными процессами, неплатежами, колебаниями валютных курсов и т.п.;

риски, связанные с форс - мажорными обстоятельствами, которые могут быть вызваны непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса до стихийных бедствий);

Методы снижения влияния рисков различны, однако наиболее действенным является коммерческое страхования, создание резервного фонда и функционирование предприятия с большим запасом финансовой прочности.

Важной частью практически любого бизнес - плана является финансовый план.

Цель финансового плана определить эффективность предлагаемого бизнеса. В данном разделе необходимо отразить:

общую потребность в инвестициях;

источники финансирования;

план доходов и расходов;

баланс денежных расходов и поступлений;

потребность в оборотном капитале;

срок окупаемости проекта;

отчет по прибыли а также необходимые финансовые показатели.

Особое место в финансовом плане следует уделить расчету безубыточности и запаса финансовой прочности.

Точка безубыточности рассчитывается по формуле:

где Тб/у - точка безубыточности;

Рпост. - условно - постоянные расходы;

Кпер. - удельный вес условно - постоянных расходов в объеме продаж.

Запас финансовой прочности представляет собой разницу объема продаж анализируемого года и объема точки безубыточности.

Если разрабатывается план финансового оздоровления то в этом разделе необходимо рассчитать показатели финансово -хозяйственной деятельности предприятия.

В бизнес плане предусматривают такие разделы:

характеристика промышленного предприятия, оценка его сильных и слабых сторон по сравнению с предприятиями конкурентами, финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время, организационная структура и кадровый состав,


какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие, какова доля предприятия на рынке и каковы тенденции, возможности по упрочению положения на рынке, основные конкуренты и их сильные стороны, уровень технологии и анализ издержек;

виды выпускаемой продукции в сравнении с продукцией других предприятий, указанием конкурентных преимуществ, обоснованием ценовой политики, расчетов оптимальных заказов, характеристикой форм оплаты труда, оценкой уровня запасов и изложением производственной концепции;

главным звеном в системе бизнес - плана являются разделы, в которых определены рынки сбыта товаров, работ и услуг, дана оценка конкуренции на товарных рынках и для обоснования возможностей по сбыту изложен план и итоги маркетинговых исследований. Маркетинг -план посвящен оценке рыночных возможностей предприятия: объема сбыта продукции и услуг предприятия. С точки зрения прогнозирования - это наиболее важные и сложные показатели, поскольку изучение существующего рынка и формирование уровня и структуры спроса на продукцию, определяют результаты реализации инвестиционного проекта. Данные по исследованию рынка являются также базой для разработки долгосрочной стратегии и текущей политики предприятия и определяют его потребности в материальных, людских и денежных ресурсах. Важное место в этом плане занимает описание ценовой стратегии предприятия. Определение исходной цены основываются на результатах анализа спроса цен конкурентов, оценке издержек на производство и реализацию продукции.

В этих разделах необходимо рассмотреть мировой рынок, если продукция предприятия имеет возможность конкурировать с аналогичными на мировом рынке. Здесь стоит отразить, какой объем продаж продукции этого типа был на мировом рынке за каждый год из последний пяти лет. (Лучше указать по географическим зонам или странам). Следует указать, какой, по мнению составителей бизнес -плана, будет продажа на мировом рынке в каждом году из последующих пяти лет, какую долю на мировом рынке будет составлять продукция предприятия в каждом году из последующих пяти лет и почему.

Следует описать отдельно, какие факторы повлияют на рынок, например, законодательство, политика, демографическая ситуация и т.д. Какие необходимы мероприятия для усиления (увеличения) сбыта


продукции предприятия в условиях изменения, например, цен, ускоряющейся инфляции, каких - то законодательных ограничений на вывоз капитала или на ввоз продукции и т.д.

На базе результатов анализа состояния и тенденции развития рынка формируется один из основных показателей бизнес - плана -план сбыта (реализации) продукции и услуг. На обеспечение выполнения этого основного показателя нацелены и такие разделы бизнес - плана, как план производства, инвестиционный и организационный планы, правовое обеспечение деятельности предприятия, оценка рисков и страхования. Все эти разделы характеризуют и определяют экономическое состояние предприятия. На их основе при разработке бизнес плана предприятия обосновывают такие разделы, как финансовый план, а также стратегию финансирования всех направлений развития.

Бизнес - план промышленного предприятия представляет собой количественное и финансовое определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Для того, чтобы этот план стал руководством к действию и реальным, необходимо постоянно сравнивать фактические данные с его показателями, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные факторы, постоянно улучшить методологию обоснования всех разделов планов. Отрицательное влияние на экономические и финансовые показатели оказывает незнание предполагаемых объемов продаж по причине незнания своих покупателей и рынков сбыта продукцию. Поэтому центральным звеном бизнес плана является обоснование ожидаемых объемов продаж. Правильные прогнозы и планы продаж позволят предприятию избежать потерь или минимизировать их и сделать бизнес - план документом для управления деятельностью предприятия.

Реальность бизнес - плана должна определяться на основе анализа возможностей по достижению поставленных целей и оценки выгодности достижения этих целей для предприятия.

По ходу выполнения бизнес - плана (ежеквартально) необходимо в него при необходимости вносить коррективы на основе экспресс -диагностики состояния предприятия.

Каждое предприятие имеет возможность значительно облегчить экспресс - диагностику, комплексный анализ всех основных сторон деятельности и обоснования бизнес плана на основе использования

*


современных компьютерных технологий и постоянно проводить сценарный анализ (что будет, если...)- Особое значение в этом случае имеет грамотная постановка задач и квалификация пользователей. Для этого необходимо наладить постоянное обучение специалистов не только работе с компьютером, но и новым методам анализа, планирования, учета и контроля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.226.5 (0.012 с.)