Содержание книги

  1. Несколько концептуальных мыслей о концепции (Январские тезисы)


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несколько концептуальных мыслей о концепции (Январские тезисы)



 

1. Концепция должна быть комфортной:

а) Для чтения. То есть от нее не должно тошнить, например, в ней недопустимы фразы вроде «повышение успеваемости», «повышение квалификации» и т.п.

б) Для жизни. То есть из школы не должно хотеться убежать ни учащемуся, ни учащему.

2. Необходим принцип «школа – это я» – для школьника, для учителя, для родителя. Сначала, естественно, надо выяснить, что это значит для разных людей – как сам принцип, так и понятие необходимости.

3. Слово «концепция» не должно вводить в заблуждение насчет применимости ее для других школ. Не стоит внутренне ориентироваться на некий всеобщий, всероссийский императив, отклонение от которого якобы ошибочно. Надо иметь дело с тем, что есть и с теми, кто есть или доступен в данном месте в данное время. Так называемая передача опыта – очень поверхностное явление, никакой учитель не сможет передать вам свой опыт, поскольку сам этим опытом и является. Гоголь просил своих друзей присылать ему за границу наблюдения за российской жизнью и злился, что они присылают все не то. Он не понимал, что они не Гоголи.

4. Желательна осознанная двуликость. Лик, обращенный внутрь школы и лик для внешнего комильфо. Это не означает лжи, лицемерия и т.п., наоборот – честно признается, что концепция устраивает не всех, понимается не всеми, и для этих не всех имеется некий понятный облик, не противоречащий внутреннему. Это неизбежный принцип всех живых, что-то создающих, осмысливающих групп – от кружка Пифагора до Макинтоша.

5. Концепции возможны двух типов:

а) Школа – это собрание репетиторов, готовящих детей к экзаменам, олимпиадам и прочим конкурсам. Здесь учителя могут не видеть и не слышать друг друга, они друг другу не нужны, каждый занят своей работой. Такая деятельность мотивирована соответствующими родителями: надо отдать ребенка в хорошую школу, чья хорошесть означает попадание в хороший институт, чья хорошесть означает попадание на хорошую работу, чья хорошесть означает возможность отдать ребенка в хорошую школу. Этот герменевтический круг недоступен моему пониманию.

б) Школа – это коллектив, в котором ребенок за десять лет обнаруживает свои свойства, научается понимать, кто он такой, что ему по плечу и что не нравится. Учителя здесь совершают нечто общее, что трудно определить одним словом. Обучение, воспитание, жизнь в ребенке, – но обучение, воспитание и жизнь с неизвестными заранее параметрами, поскольку дети разные. Во всяком случае, учителя друг другу нужны и друг другом нежно любимы.

Оба варианта могут иметь формально совершенно одинаковую цель – например, поступление в институт. Но в первом случае ребенок как бы выталкивается на орбиту по инерции, за счет разгона, и чем дальше, тем меньше у него шансов свернуть, и потом крутится на этой орбите всю жизнь, даже не зная, хорошо это или плохо. Во втором случае ребенок тоже выходит на орбиту, но, во-первых, неизвестно какой планеты, во-вторых, он как бы космический самолет, т.е. может попасть туда не сразу: он может поработать лаборантом в институте или осветителем в театре, но он все равно поступит, куда ему надо и если ему это надо, потому что он знает себя.

Возможно ли совмещение пунктов а) и б) – я не знаю. Видимо, да, но как – этому и посвящено, наверное, текущее обсуждение.

 

6. Так как мы не знаем будущего, мы не знаем, чему учить детей, значит, учить их надо наиболее универсальному: как понимать сложное, как понимать простое, как вообще понимать и что с этим делать.

7. Стимулом для учащегося может быть лишь личный пример – существующий или представляемый, например, в прошлом. Если мне (ученику) не нравится Иван Иванович, занимающийся орнитологией, то и я ею заниматься не буду – я же вижу, к чему это приводит.

8. Интеллектуальная увлеченность тождественна научной работе или художественному творчеству. Спорт (олимпиады, шахматы, ЕГЭ и т.п.) – суровая необходимость текущего быта (см. п. 4).

9. Деление на классы чисто номинально. Если семиклассник захочет посетить урок в шестом классе или в десятом, он может это сделать без специального разрешения.

10. Желательны парные уроки. То есть урок ведут два учителя. (Недаром сегодня комментаторы спорта и пр. работают в паре: зрителю интереснее слушать дискуссию, чем монолог) Например, на уроке физики – учитель истории. Он спрашивает – как не очень знакомый с физикой – а дети видят, как задавать вопросы, под каким углом смотреть на проблему. Ну, и из своей науки он может вдруг извлечь нечто соответствующее моменту – что-то подобное физическому принципу или обстоятельства эпохи.

11. Надо посоветоваться со школьниками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.239.182 (0.006 с.)