Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Несколько концептуальных мыслей о концепции (Январские тезисы)
1. Концепция должна быть комфортной: а) Для чтения. То есть от нее не должно тошнить, например, в ней недопустимы фразы вроде «повышение успеваемости», «повышение квалификации» и т.п. б) Для жизни. То есть из школы не должно хотеться убежать ни учащемуся, ни учащему. 2. Необходим принцип «школа – это я» – для школьника, для учителя, для родителя. Сначала, естественно, надо выяснить, что это значит для разных людей – как сам принцип, так и понятие необходимости. 3. Слово «концепция» не должно вводить в заблуждение насчет применимости ее для других школ. Не стоит внутренне ориентироваться на некий всеобщий, всероссийский императив, отклонение от которого якобы ошибочно. Надо иметь дело с тем, что есть и с теми, кто есть или доступен в данном месте в данное время. Так называемая передача опыта – очень поверхностное явление, никакой учитель не сможет передать вам свой опыт, поскольку сам этим опытом и является. Гоголь просил своих друзей присылать ему за границу наблюдения за российской жизнью и злился, что они присылают все не то. Он не понимал, что они не Гоголи. 4. Желательна осознанная двуликость. Лик, обращенный внутрь школы и лик для внешнего комильфо. Это не означает лжи, лицемерия и т.п., наоборот – честно признается, что концепция устраивает не всех, понимается не всеми, и для этих не всех имеется некий понятный облик, не противоречащий внутреннему. Это неизбежный принцип всех живых, что-то создающих, осмысливающих групп – от кружка Пифагора до Макинтоша. 5. Концепции возможны двух типов: а) Школа – это собрание репетиторов, готовящих детей к экзаменам, олимпиадам и прочим конкурсам. Здесь учителя могут не видеть и не слышать друг друга, они друг другу не нужны, каждый занят своей работой. Такая деятельность мотивирована соответствующими родителями: надо отдать ребенка в хорошую школу, чья хорошесть означает попадание в хороший институт, чья хорошесть означает попадание на хорошую работу, чья хорошесть означает возможность отдать ребенка в хорошую школу. Этот герменевтический круг недоступен моему пониманию. б) Школа – это коллектив, в котором ребенок за десять лет обнаруживает свои свойства, научается понимать, кто он такой, что ему по плечу и что не нравится. Учителя здесь совершают нечто общее, что трудно определить одним словом. Обучение, воспитание, жизнь в ребенке, – но обучение, воспитание и жизнь с неизвестными заранее параметрами, поскольку дети разные. Во всяком случае, учителя друг другу нужны и друг другом нежно любимы.
Оба варианта могут иметь формально совершенно одинаковую цель – например, поступление в институт. Но в первом случае ребенок как бы выталкивается на орбиту по инерции, за счет разгона, и чем дальше, тем меньше у него шансов свернуть, и потом крутится на этой орбите всю жизнь, даже не зная, хорошо это или плохо. Во втором случае ребенок тоже выходит на орбиту, но, во-первых, неизвестно какой планеты, во-вторых, он как бы космический самолет, т.е. может попасть туда не сразу: он может поработать лаборантом в институте или осветителем в театре, но он все равно поступит, куда ему надо и если ему это надо, потому что он знает себя. Возможно ли совмещение пунктов а) и б) – я не знаю. Видимо, да, но как – этому и посвящено, наверное, текущее обсуждение.
6. Так как мы не знаем будущего, мы не знаем, чему учить детей, значит, учить их надо наиболее универсальному: как понимать сложное, как понимать простое, как вообще понимать и что с этим делать. 7. Стимулом для учащегося может быть лишь личный пример – существующий или представляемый, например, в прошлом. Если мне (ученику) не нравится Иван Иванович, занимающийся орнитологией, то и я ею заниматься не буду – я же вижу, к чему это приводит. 8. Интеллектуальная увлеченность тождественна научной работе или художественному творчеству. Спорт (олимпиады, шахматы, ЕГЭ и т.п.) – суровая необходимость текущего быта (см. п. 4). 9. Деление на классы чисто номинально. Если семиклассник захочет посетить урок в шестом классе или в десятом, он может это сделать без специального разрешения. 10. Желательны парные уроки. То есть урок ведут два учителя. (Недаром сегодня комментаторы спорта и пр. работают в паре: зрителю интереснее слушать дискуссию, чем монолог) Например, на уроке физики – учитель истории. Он спрашивает – как не очень знакомый с физикой – а дети видят, как задавать вопросы, под каким углом смотреть на проблему. Ну, и из своей науки он может вдруг извлечь нечто соответствующее моменту – что-то подобное физическому принципу или обстоятельства эпохи.
11. Надо посоветоваться со школьниками.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.239.182 (0.006 с.) |