Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На столбе – объявление. От гения
Виктор ШАТАЛОВ. 77 лет. Живет в Донецке. Учитель Москва, Китай-город, март 2003 года, время весен них каникул. Объявление: Виктор Федорович Шаталов приглашает учеников, желающих изучить курс геометрии седьмого класса. За неделю... Вообще-то, наблюдение, что «нет пророка в своем Отечестве», не в России родилось. Но нигде так не умеют игнорировать своих пророков, как у нас. Ну представьте себе: Менделеев с лотка, вразнос, торгует элементами сноси системы... Или Эйнштейн приглашает к себе учиться граждан, желающих заиметь маленькую персональную АЭС. Попутно он им докажет, что «Е»-таки равняется «Эм Це квадрат»... Я ничуть не иронизирую. Я просто считал и считаю, что Виктор Федорович Шаталов — гений, вровень с Менделеевым, и Эйнштейном. Право так утверждать мне дает сорокалетнее знакомство с ним, с реальными результатами его работы. И сравнение с обычной, дошаталовской педагогикой. От Симона Соловейчика,. который сам был педагог и журналист Божьей милостью, я впервые узнал об учителе, у которого нет ни трудных, ни отстающих, а все 0ТЛИЧНИКИ, за девять лет осваивающие десятилетку. Я тут же попросил тогдашнюю свою редакцию послать меня в Донецк к Виктору Федоровичу Шаталову. Слишком мною накопилось воспоминаний об учителях, от которых хочется бежать подальше. ...Вологда. Я собкор «Известий», мое хобби, мое детище – клуб юных техников. Наши мастерские во дворе школы. Эдька Бохтюжский ладит свой карт. Из открытого окна голос — резкий, металлический, диктует что-то Эдьку всею передергивает, как бересту на огне. «Ты чего?». — «Училка моя бывшая, не-на-ви-жу!». В пятом классе этот парень построил первый из наших сорока микро-мотоциклов, в десятом водил на соревнованиях гоночную «Эстонию». А в школе был и остался отстающим, трудным. И сегодня в тысячах школ миллионы учителей и учеников мучают друг друга. Все у Шаталова в классе было «не так». Доски две, а парты, напротив, одноместные. «Отвечает» каждый не раз в неделю, а десятки раз в день Двойки и тройки можешь тут же, в ходе урока, правильным ответом исправить на пятерки, и пятерок этих можешь за день до десятка нахватать. Каждый день обязательно час физкультуры. В любую погоду на улицу – и пошел трусцой за любимым учителем (сегодня Шаталову 77 лет, а он... читай начало заметки...).
Я беседовал с ребятами, и они меня поразили. Не знаниями – нет: я не так силен в математике и физике, чтобы оценить их эрудицию. Нравственным обликом – вот чем. Вы видели, как одинокий малыш лепит куличики в песочнице? Он самое важное дело на свете делает – познает мир. Вот и шаталовские подростки были такие. Ни заторможенности, ни визгливой развязности – спокойное уважение к себе и собеседнику. Как им удается сжать до девяти лет неподъемную школьную программу? Методика Шаталова позволяет спрессовать учебный материал но любому предмету. Там куча приемов. Скажем, «опорные пункты»: рисунок, словечко, деталь, цепляющая за память и вводящая в нее огромный кусок науки - как тот «охотник» с «фазаном», что позволяет запомнить цвета спектра. Крупные «блоки», на которые разбивается курс. Повторения, прогоны - всего не упомянешь. Кто хочет познакомиться с методикой — издательство «Москва - Санкт-Пегербург» выпускает серию книг Шаталова. Есть и видеокассеты - его уроки. Без рекламы, ради святого дела бесплатно, даю координаты: 107078, Москва, Рязанский переулок, д. 3, офис 79, тел. 265-80-42. Но не только в методике дело, О главном мне Шаталов и тогда страстно говорил, и сейчас он повторяет везде, где может: «Ребенка, подростка мы совсем не знаем -даже своего, родного. Возможности его в упор не видим. Детская головка - чудо. Надо только ее однажды раскрепостить». В книге Шаталова «Трудных детей не бывает» есть рассказ об эксперименте в «спецшколе», то бишь колонии для несовершеннолетних злодеев. Воспитатели, супруги Зайцевы, прошли курсы у Шаталова и стали преподавать по-новому. Из их отчета: «Дети постигают основы наук, даже не замечая прилагаемых усилий. В хулигане, грозе школьных будней, просыпается Личность. Всего за месяц работы ребята стали неузнаваемыми: уверенными, заинтересованными, требующими разговора на равных». Получив такие отчеты, Шагалов решил провести с учителями района «семинар за колючей проволокой». И поставил эксперимент: пусть седьмой класс спецшколы изучит годовой курс геометрии ЗА ЧЕТЫРЕ ДНЯ. И сдаст экзамен учителям. 11 мальчишек отвечали на 110 вопросов. Когда экзамен закончился пятерками, комиссия разрыдалась. Потому что учителя ничего подобного от своих «благополучных» не слышали, и им стало «мучительно стыдно за напрасно прожитые годы».
Между прочим, считается, что в колониях две трети воспитанников «с отклонениями»... Сейчас Шаталов по-прежнему работает с детьми и учителями - не менее успешно, чем тогда. Как появилось объявление, с которого я начал заметку? Есть предприниматель – глава издательства «Дортранспечать» и еще нескольких фирм Сергей Николаевич Виноградов. Он по первой профессии философ и кандидатскую защищал, связанную с работами Шаталова. Он страстный «шаталовец», организует в Москве курсы Шаталова дня учеников и учителей. Вот и нынче, в весенние каникулы, сорок юных москвичей отзанимались у великого педагога. Прошли за неделю годовой курс геометрии и сдали экзамены на пятерки. Я взял интервью у одного из них –десятиклассника Николая Макарихина. Коля очень доволен экспериментом. Говорит, что раньше по геометрии у него были тройки, а теперь ниже четверки не получает. Говорит, что хотел бы, чтобы все предметы во всех школах преподавались по-шаталовски: «Мы тогда кончали бы школу на год-два раньше, и у мальчиков появилось бы время, чтобы несколько раз «атаковать» вузы, не боясь при этом загреметь в военкомат». Ежегодно в память Симона. Соловейчика его детище – газета «Первое сентября» проводит «соловейчиковские чтения» в Московском доме учителя. Вот там я увидел новую, молодую педагогику России. Парни и девушки со всех концов страны, затаив дыхание, слушают Шаталова и других новаторов: Амонашвили, Тубельского, Лысенко. Как горячие пирожки, раскупают методики и пособия. Все вроде хорошо. Но впечатление такое, что никаких сорока лет после первой статьи Соловейчика о Шаталове не прошло. Шаталовских школ как не было в России, так и нет. Педагог только начинает эксперимент с помощью энтузиастов-доброхотов. Но тогда ему было 37 лет, сейчас - 77... А ведь вроде нынешнего министра образования В.М. Филиппова не назовешь бюрократом и консерватором. Посмотрите, как он бьется за «единый госэкзамен». Буквально лбом прошибает гранитную стену из взяток и навязанного предвузовского репетиторства. Уже в половину вузов пробил дорогу способным детям с периферии, из бедных семей... Как же не может он понять, оценить великую раскрепощающую силу шаталовской педагогики? И не он один. Нет, не приемлет традиционная педагогика революционную, не пускает ее в себя! Все-таки консерватизм в этой сфере едва ли не сильнее, чем во всех остальных. У Шаталова в книге целая глава посвящена великой битве... шариковых ручек с перьевыми и с чернильницами. Годы ушли на то, чтобы доказать преимущества «шариков»... За сорок лет только один сдвиг в сознании педагогической массы. Тогда говорили, что методика Шаталова – глупые выдумки, что она антинаучна и наносит вред здоровью детей. Сейчас спрашивают: «Разве этот гениальный учитель еще жив?» И начинают прибедняться: мол, его опыт неповторим, где нам, сирым-убогим, гоняться за гениями? Горько, господа педагоги!
Александр Никитин “Русский курьер” 3 июня 2003 года
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.243 (0.011 с.) |