Содержание книги

  1. Как организовать работу по методу круговой тренировки со школьниками в уроке физической культуры в разных программных видах спорта.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как организовать работу по методу круговой тренировки со школьниками в уроке физической культуры в разных программных видах спорта.



 

Метод круговой тренировки как средство комплексного развития физических качеств на уроках физической культуры 

НТГХиП

Бляблинй Ксении

Группы 19-МД

Актуальность. В последние десятилетия широкое применение нашли специальные методические формы регламентации упражнений при комплексном содержании занятия. Основная из них – так называемая «круговая тренировка». Это организационно-методическая форма занятий, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения. Метод круговой тренировки направлен на развитие физических качеств и на совершенствование двигательного действия. При проведении занятий по этому методу одной из важнейших задач является, с одной стороны, моделирование специальных комплексов и выработка строгого выполнения конкретных упражнений, а с другой стороны, умение организовывать и управлять деятельность учащихся на уроках физического воспитания. Метод круговой тренировки позволяет в короткий промежуток времени провести интенсивное занятие с использованием простого инвентаря и оборудования, что очень удобно в условиях школьных спортивных залов.

Основу круговой тренировки составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединенных в комплексе в соответствии с определенной упорядочивающей схемой. Помимо хорошего тренирующего эффекта организация занятий в форме круговой тренировки позволяет работать в условиях ограниченной площади, нехватки инвентаря, большого количества занимающихся в зале. Круговая тренировка была разработана английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном в 1952–1958 гг. Независимо от них к идее круговой тренировки пришел Б.Д. Фрактман. Методы и принципы круговой тренировки нашли свое отражение в работах специалиста из ГДР М. Шолиха, отечественных ученых Л. Геркана, Х. Муртазина, М. Пейсахова, Г. Хачатурова и В.В.Чунина. Так, В.В. Чунин провел сравнительный анализ эффективности круговой тренировки и традиционных форм организации учебного процесса в ВУЗе и показал преимущество первой в совершенствовании механизмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Метод круговой тренировки, по мнению ряда специалистов (Матвеев Л.П., Романенко В.А., Максимова В.А., Мейксон Г.Б., Шаулин В.Н., Шаулина Е.Б и др.), является наиболее эффективным именно как метод комплексного воздействия на развитие физических качеств.

Для проведения круговой тренировки в условиях школы необходим стандартный инвентарь: скамейки (8–10 шт.), скакалки (25 шт.), набивные мячи весом 0,5–5 кг. (25 шт.), гимнастические палки (25 шт.), маты (10 шт.), гимнастические стенки (8–10 пролетов), подвесные перекладины (8 шт.). В комплексы круговой тренировки включают сравнительно несложные и предварительно хорошо разученные движения из средств общеподготовительной и спортивно-вспомогательной гимнастики, а также из тяжелой и легкой атлетики и некоторые другие. Весь круг проходят от одного до трех раз слитно или интервально, дозируя общее время прохождения, интервалы отдыха и число повторений.

В зависимости от особенностей вида спорта, круговая тренировка может включать комбинированные задания на станциях. Например, в круговой тренировке баскетболистов используются упражнения, направленные на развитие статической и силовой выносливости мышц брюшного пресса, плечевого пояса, туловища и задания, направленные на технику выполнения ведения мяча или броска в кольцо, в сочетании со скоростно-силовыми упражнениями, выполняемыми в разном скоростном режиме.

В легкую атлетику для развития статической и силовой выносливости мышц брюшного пресса, плечевого пояса, туловища, рационально включать в круг 7–8 упражнений, выполняемых в среднем темпе. Количество подходов на станциях – 2, повторений каждого упражнения – 20 раз, время выполнения каждого упражнения – 25 сек., интервал отдыха между сериями – 60 сек.

Круговую тренировку заканчивать прыжками через скакалку. Метод выполнения прыжковых упражнений – повторный. Количество серий в уроке – 3. Время выполнения прыжков – 1 минута.

В гимнастику специальные упражнения лучше включать в водную и основную часть урока. Во вводной части лучше использовать упражнения для развития статической выносливости мышц брюшного пресса. Их необходимо включать в комплексы ОРУ и выполнять в динамическом, статическом, статико-динамическом режимах. В основную часть урока следует включать элементы круговой тренировки на развитие силовой выносливости плечевого пояса и туловища. В конце основной части выполняются прыжковые упражнения.

Прыжки через скакалку, интенсивные упражнения художественной гимнастики (разновидности бега, прыжков, связки упражнений без предметов и с предметами), многократные повторения упражнений силового и скоростно-силового характера дают большой эффект в развитии выносливости. Каждое упражнение динамического характера выполняется в темпе 70–80 % от максимума.

Упражнения статического характера выполняется 5–8 сек., с интервалом отдыха в 2–3 сек. Интервал работы в 45 сек. сменяется интервалами отдыха такой же длительности.

Нагрузка увеличивается постепенно за счет сокращения интервалов отдыха между упражнениями и увеличивается длительность выполнения упражнения, сохраняется тот же темп.

Примеры круговой тренировки для комплексного развития физических качеств:

1. (I станция) Сидя верхом на скамейке, встать, стать ногами (поочередно) на скамейку, сойти со скамейки, вернуться в исходное положение.

2. (II станция) Из виса лежа (девушки) согнуть и разогнуть руки. То же (юноши), но из виса лежа согнувшись, одновременно выпрямляясь в тазобедренных суставах.

3. (III станция) Лежа на спине, ноги закреплены (ступни под скамейкой), поднять туловище, вернуться в исходное положение.

4. (IV станция) Лежа на груди, руки вверх ладонями на пол, поднять туловище, руки и ноги (прямые), вернуться в исходное положение.

5. (V станция) Стоя, палка горизонтально вниз хватом сверху на ширине плеч, продеть правую ногу между палкой и руками и выпрямиться, вернуться в исходное положение. То же левой ногой.

6. (VI станция) Из упора лежа, руки на скамейке. Девушки: согнуть руки, одновременно опуститься на колено; разгибая руки, вернуться в исходное положение. Юноши: переставить руки (поочередно) на пол, вернуться в исходное положение (так же поочередно переставляя руки).

7. (VII станция) Стоя боком к гимнастической стенке, рукой взяться за рейку на высоте пояса, присесть на правой ноге, левую вперед, вернуться в исходное положение. То же на левой.

8. (VIII станция) Выполнять челночный бег на 10 м отрезке.

9. (IX станция) Из полу приседа, руки на коленях, выпрыгнуть вверх, приземлиться в исходное положение.

10. (X станция) Из основной стойки, палка горизонтально внизу, хватом сверху, шире плеч. Наклониться вперед, одновременно поднять палку вверх (спина прямая, палка выше головы, смотреть на палку), вернуться в исходное положение.

Для того, чтобы определить насколько эффективен метод круговой тренировки нами было проведено тестирование учащихся до использования системы круговой тренировки и после 10 уроков с использованием системы круговой тренировки. Предлагалось выполнять следующие упражнения:

 

Тест 1

Прыжки через скакалку

Выполняется вращая скакалку вперед, прыгая на двух ногах.

Результат – количество прыжков за 1 минуту.

Тест 2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Юноши выполняют в упоре лежа, а девушки из упора на коленях. Результат – количество правильных отжиманий за 1 минуту.

Тест 3

Сгибание и разгибание туловища

Упражнение выполняется из исходного положения – лежа на спине. Испытуемый выполняет сгибание туловища до 90о, руки за головой, и возвращается в и.п.

Результат – количество сгибаний туловища за 1 минуту.

Тест 4

Прыжки через скамейку

Стоя правым (левым) боком к скамейке, испытуемый по сигналу выполняет прыжки на двух ногах через скамейку.

Результат – количество прыжков за 1 минуту.

Тест 5

Приседания

Исходное положение – стойка ног на ширине плеч. По сигналу испытуемый выполняет приседание. При этом пятки не отрываются от пола, руки вперед.

Результат – количество приседаний за 1 минуту.

В результате сравнения результатов были выявлены различия показателей: в прыжках через скакалку результаты увеличились на 17 % от исходного уровня. В прыжках через скамейку – на 11%. В сгибании и разгибании рук в упоре лежа – на 12 %. В сгибании и разгибании туловища – на 11 %. В приседании результаты улучшились на 9,8 %.

Таким образом, метод круговой тренировки является эффективным средством комплексного развития физических качеств в уроке физической культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.240 (0.007 с.)