Понятия, вокруг которых группируются КС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия, вокруг которых группируются КС

Поиск

Смысловые группы

Исходный текст

Смысловые вехи

Разговор (диалог) хозяина и гувернантки

(1)На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. (2)Нужно было посчитаться.

(3)— Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. (4)— Давайте посчитаемся. (5)Вам, наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите... (6)Ну-с... Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...

(7)— По сорока...

(8)— Нет, по тридцати... (9)У меня записано... (10)Я всегда платил гувернанткам по тридцати. (11)Ну-с, прожили вы два месяца...

(12)— Два месяца и пять дней...

(13)— Ровно два месяца... (14)У меня так записано. (15)Следует вам, значит, шестьдесят рублей... (16)Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника...

(17)Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..

(18)— Три праздника... (19)Долой, следовательно, двенадцать рублей... (20)Четыре дня Коля был болен и не было занятий... (21)Вы занимались с одной только Варей... (22)Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда... (23)Двенадцать и семь — девятнадцать. (24)Вычесть... останется... гм... сорок один рубль... (25)Верно?

(26)Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. (27)Подбородок её задрожал. (28)Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..

(29)— Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. (30)Долой два рубля... (31)Чашка стоит дороже, она фамильная, но... бог с вами! (32)Где наше не пропадало? (33)Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... (34)Долой десять... (35)Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. (36)Вы должны за всем смотреть. (37)Вы жалованье получаете. (38)Итак, значит, долой еще пять... (39)Десятого января вы взяли у меня десять рублей...

(40)— Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна.

(41)— Но у меня записано!

(42)— Ну, пусть... хорошо.

(43)— Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать...

(44)Оба глаза наполнились слезами... (45)На длинном хорошеньком носике выступил пот. (46)Бедная девочка!

(47)— Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. (48)— Я у вашей супруги взяла три рубля... (49)Больше не брала...

(50)— Да? (51)Ишь ведь, а у меня и не записано! (52)Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... (53)Вот вам ваши деньги, милейшая! (54)Три... три, три... один и один... (55)Получите-с!

(56)И я подал ей одиннадцать рублей... (57)Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

(58)— Merci, — прошептала она.

Люди бывают разные. Некоторые могут быть неспособны постоять за себя, дать отпор хамству и грубости.

Итоги разговора хозяина и гувернантки

(59)Я вскочил и заходил по комнате. (60)Меня охватила злость.

(61)— За что же merci? — спросил я.

(62)— За деньги...

(63)— Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! (64)Ведь я украл у вас! (65)За что же merci?

(66)— В других местах мне и вовсе не давали...

(67)— Не давали? (68)И не мудрено! (69)Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам... (70)Я отдам вам все ваши восемьдесят! (71)Вон они в конверте для вас приготовлены! (72)Но разве можно быть такой кислятиной? (73)Отчего вы не протестуете? (74)Чего молчите? (75)Разве можно на этом свете не быть зубастой? (76)Разве можно быть такой размазней?

(77)Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»

(78)Я попросил у неё прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому её удивлению, все восемьдесят. (79)Она робко замерсикала и вышла... (80)Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

Ощущение собственной силы и безнаказанности подчас толкает человека на безнравственные, жестокие поступки

 

Проблема

Проблема человеческих взаимоотношений (Как (на чём) должны строиться человеческое взаимоотношения?)

Проблема понимания силы человеческой личности (Что значит быть сильным человеком? Какие качества отличают сильного человека?)

Пример-иллюстрация №1

Разговор (диалог) хозяина и гувернантки

Итоги разговора хозяина и гувернантки (хозяин считает себя сильным человеком)

Пример-иллюстрация №2

Итоги разговора хозяина и гувернантки

Разговор (диалог) хозяина и гувернантки (поведение хозяина, которое он считает проявлением силы своей личности)

Смысловая связь

Причинно-следственные

Противопоставление

 

Вариант сочинения

Автор предложенного для анализа текста поднимает проблему выстраивания человеческих взаимоотношений. Как должны строиться человеческое взаимоотношения? Чем должны руководствоваться люди, вступая во взаимодействие друг с другом. Именно эта непростая проблема – в центре внимания А.П. Чехова.

Проблему выстраивания человеческих взаимоотношений автор раскрывает на примере разговора хозяина с гувернанткой его детей. Производя расчёт с девушкой, герой решает преподать ей «жестокий урок»: упорно настаивая на своём и тем самым подавляя её слабое сопротивление, он практически обкрадывает её. Желая убедить её в том, что «на этом свете не быть зубастой» просто невозможно, он всячески провоцирует её на сопротивление своей напускной наглости и хамству. В итоге разговора, всё-таки вернув заплаканной, раздавленной девушке причитающуюся ей сумму, хозяин восклицает: «Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?»

Таким образом, подобное поведение хозяина является вроде бы следствием его благих намерений, проявлением заботы о гувернантке, желанием убедить её в необходимости учиться сопротивляться, «быть зубастой».

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что такой способ выстраивания человеческих взаимоотношений для него неприемлем. Автор, несомненно, считает, что даже руководствуясь благими побуждениями, недопустимо унижать человека, заставлять его страдать. Именно поэтому последнее самодовольное замечание героя «легко на этом свете быть сильным!» обнажает его истинные мотивы – продемонстрировать окружающим и в первую очередь себе свою силу.

Я совершенно разделяю позицию А.П. Чехова: человеческие отношения должны выстраиваться на взаимном уважении, бережном отношении к чувствам другого человека. Примером таких отношений можно считать отношения Сани и Кати, героев романа В. Каверина «Два капитана». Саня, стремясь отыскать причину гибели экспедиции, возглавляемой капитаном Татариновым, отцом Кати, всегда бережно относился к чувствам Кати. Он не давил на неё, убеждая принять то или иное решение, а только знакомил её с фактами, которые со временем убедили её в подлости Николая Антоновича, погубившего экспедицию отца. Катя самостоятельно принимает непростое решение уйти из дома, а Саня поддерживает её в этот непростой момент жизни.

Таким образом, рассказ Чехова ещё раз убеждает нас в том, что в своих взаимоотношениях люди должны руководствоваться взаимным уважением. Никогда даже самая благая цель не может быть реализована безнравственными средствами.

Задание №5.

Текст для анализа

Ключевые слова (КС)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 8; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.85.245 (0.009 с.)