Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзаменационный билет по русскому языку состоит из трех вопросов.

 

Школа (классы) с углубленным изучением предмета

 

Экзаменационный билет по русскому языку состоит из трех вопросов.

 

Первый вопрос направлен на проверку лингвистической подготовки учащихся, способности в устном ответе продемонстрировать знания в разных областях русского языка.

 

Второй вопрос дает возможность проверить знания выпускников об изобразительно-выразительных возможностях изученных явлений языка. Рассказывая об этом, ученик должен показать не только понимание соответствующего термина, но и свою лингвистическую эрудицию. Она прежде всего проявляется в способности доказательно построить ответ, уместно используя отрывки из художественных текстов по памяти или из тех книг, которыми учащиеся имеют право пользоваться на экзамене.

 

Третий вопрос билета – лингвистический анализ небольшого по объему художественного текста (стихотворения или отрывка из прозаического произведения). Школьники должны продемонстрировать навыки выразительного чтения, способность оценивать эстетическую функцию языковых средств, используемых в художественном тексте. При проведении такого анализа учащиеся определяют фонетико-интонационные, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические особенности текста, которые являются средством художественной выразительности, а также основой создания разнообразных тропов, риторических фигур.

 

Примерные билеты

Билет № 1

 

 1. Назовите выдающихся русских ученых-лингвистов. Расскажите, какой вклад в развитие науки внес каждый из них (на примере одного- двух лингвистов).

 

 2. Расскажите о стилистических фигурах речи – бессоюзии, многосоюзии.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 2

 

 1. Расскажите о лингвистике как науке. Дайте характеристику разделам науки о языке.

 

 2. Расскажите об изобразительной функции лексики ограниченного употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы и др.).

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 3

 

 1. Прочитайте наизусть и прокомментируйте несколько высказываний выдающихся русских писателей, общественных деятелей, лингвистов о русском языке.

 

 2. Расскажите, как переносное значение слов используется при создании олицетворения.

 

 3. Проведите лингвистический анализ  текста.

 

 

 Билет № 4

 

 1. Расскажите о сходстве и различии устной и письменной форм русского литературного языка.

 

 2. Расскажите, как переносное значение слов используется при создании метафоры.

 

 3. Проведите лингвистический анализ  текста.

 

 

 Билет № 5

 

 1. Охарактеризуйте фонетическую систему русского языка: систему гласных и согласных звуков речи. На примерах покажите смыслоразличительную функцию звуков (фонем).

 

 2. Докажите на примерах, что прямая речь используется как средство речевой характеристики литературного персонажа.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 6

 

 1. Докажите, что словообразование – источник непрерывного пополнения словарного запаса родного языка. Охарактеризуйте основные способы образования слов.

 

 2. Расскажите об анафоре и эпифоре как стилистических фигурах речи.

 

 3. Проведите лингвистический анализ  текста.

 

 

 Билет № 7

 

 1. Расскажите о лексике как разделе науки о языке. Охарактеризуйте основные группы лексики русского языка: а) синонимы, антонимы, омонимы; б) устаревшие слова и неологизмы; в) исконно русские и заимствованные слова.

 

 2. Охарактеризуйте обращение как средство поэтического синтаксиса.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 8

 

 1. Расскажите об орфоэпии как разделе лингвистики. Охарактеризуйте основные орфоэпические нормы русского языка.

 

 2. Используя фрагменты художественных текстов, докажите, что художественные тропы основаны на употреблении слова в переносном значении. Приведите примеры использования тропов в известных вам поэтических текстах.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 9

 

 1. Используя тексты древнерусской литературы, покажите, какие произошли изменения в русском языке с течением времени.

 

 2. Охарактеризуйте интонационные особенности вопросительных предложений. Расскажите о риторическом вопросе и его художественной функции.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 10

 

 1. Охарактеризуйте разные типы лингвистических словарей русского языка. Объясните, в каких случаях нужно обращаться к каждому из них и какие нормы русского литературного языка в них отражены.

 

 2. Расскажите об экспрессивном использовании однородных членов предложения в художественном тексте.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 11

 

 1. Расскажите о нормах русского литературного языка и их разновидностях: орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических, орфографических, пунктуационных.

 

 2. Охарактеризуйте интонационные особенности восклицательных предложений и их употребление в речи.

 

 3. Проведите лингвистический анализ  текста.

 

 

 Билет № 12

 

 1. Расскажите о фразеологизмах: их лексическом значении, стилистической принадлежности, основной функции в речи, происхождении.

 

 2. Покажите на примерах, какую роль в передаче эмоций и чувств играют служебные слова и междометия.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 Билет № 13

 

 1. Охарактеризуйте систему частей речи русского языка. Объясните, по каким языковым признакам слова распределяются по частям речи.

 

 2. Докажите, что фамилия литературного героя может стать средством художественной характеристики персонажа. На какой языковой особенности строится этот прием?

 

 3. Проведите лингвистический анализ  текста.

 

 

 Билет № 14

 

 1. Докажите, что на принципе единообразного написания морфем построено большинство орфографических правил, связанных с правописанием корней, приставок, суффиксов и окончаний.

 

 2. Объясните, для каких целей используются в художественных текстах слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 

 3. Проведите лингвистический анализ  текста.

 

 

 Билет № 15

 

 1. Расскажите о слитном, дефисном и раздельном написании слов в русском языке.

 

 2. Приведите примеры крылатых слов и расскажите, из каких художественных произведений они пришли в русский язык.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 16

 

 1. Охарактеризуйте основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика (повышение и понижение голоса), темп, тембр речи.

 

 2. Расскажите, какие средства графического оформления текста используются в художественных произведениях в изобразительных целях (курсив, разрядка, другие шрифтовые выделения). Приведите примеры акростиха как разновидности поэтического произведения, рассчитанного на зрительное восприятие.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 17

 

 1. Докажите, что интонация выполняет в речи смыслоразличительную функцию. На примерах продемонстрируйте связь смысла высказывания, интонации и пунктуации.

 

 2. Докажите, что художественные тропы строятся на образном употреблении слова в переносном значении.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 18

 

 1. Раскройте положение о том, что синтаксис – учение о предложении и словосочетании, о связи слов, предложений и их частей.

 

 2. Объясните, как вы понимаете выражение «лексическое богатство русского языка». Охарактеризуйте основные пути обогащения словарного состава языка (словообразование, изменение значения слов, заимствование).

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 19

 

 1. Назовите отличительные признаки словосочетания и предложения. Перечислите основные типы словосочетаний в русском языке.

 

 2. Объясните, для каких целей в художественных текстах глаголы одного времени могут использоваться в значении другого времени.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 20

 

 1. Расскажите об односоставных и двусоставных простых предложениях в русском языке. Охарактеризуйте типы односоставных предложений.

 

 2. Охарактеризуйте особенности словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, разноместное). Покажите, как эти свойства ударения используются в стихотворных размерах, которые являются заданной схемой ритмического чередования ударных и безударных слогов.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 21

 

 1. Расскажите о видах сложных предложений в русском языке и о постановке знаков препинания в таких предложениях.

 

 2. Расскажите о звукописи как изобразительном языковом средстве. Приведите фрагменты художественных текстов, в которых использован этот прием.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 22

 

 1. Охарактеризуйте разные способы передачи чужой речи, цитирования. Расскажите о постановке знаков препинания в таких случаях.

 

 2. Охарактеризуйте антитезу, оксюморон и языковые средства их создания.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 23

 

 1. Расскажите о постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами, сравнительными оборотами, обособленными членами.

 

 2. Объясните, как вы понимаете выражение «синонимическое богатство русского языка». Расскажите, как пользуются этим богатством мастера русского слова.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 24

 

 1. Охарактеризуйте основные случаи постановки тире, двоеточия в простом и сложном предложениях.

 

 2. Расскажите о языковых средствах создания эпитетов и использовании постоянных эпитетов в произведениях устного народного творчества.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 

 Билет № 25

 

 1. Расскажите о разделе «Культура речи», его предмете и задачах. Расскажите о двух ступенях овладения литературным языком: о речи правильной и хорошей (коммуникативно-целесообразной).

 

 2. Расскажите об использовании фразеологизмов в текстах.

 

 3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.

 

 

 Билет № 26

 

 1. Составьте развернутый план ответа на тему «Стилистика как лингвистическая дисциплина». Покажите ее особое место в лингвистике, охарактеризуйте ее основные понятия (стили речи и стилистические ресурсы языка).

 

 2. Докажите, что авторские слова (окказионализмы) создаются по типичным словообразовательным моделям русского языка. Объясните, как определяется значение искусственно созданных слов.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 27

 

 1. Расскажите о тексте как предмете изучения лингвистики и его признаках. Объясните, как развивается мысль в тексте с помощью последовательной (цепной) и параллельной связи предложений. Покажите, какие средства языка используются для связи предложений.

 

 2. Охарактеризуйте сравнение как поэтический троп и расскажите о языковых средствах его создания.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 28

 

 1. Расскажите о функционально-смысловых типах речи как основных способах отражения действительности. Назовите разновидности описания, повествования, рассуждения. Укажите, какие языковые средства характерны для описаний, повествований, рассуждений.

 

 2. Наизусть прочитайте два-три высказывания великих людей о богатстве и выразительности русского языка. Докажите справедливость этих высказываний на примерах.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 29

 

 1. Расскажите, что вы знаете о спорных вопросах современной лингвистики. Объясните, почему по-разному квалифицируются причастия и деепричастия – слова категории состояния, некоторые морфемы, например инфинитивное -ть(-ти), и некоторые другие языковые факты.

 

 2. Охарактеризуйте основные особенности пословиц и поговорок, расскажите об их употреблении в речи.

 

 3. Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 Билет № 30

 

 1. Сравните понятия художественного стиля речи и языка художественной литературы. Покажите на примерах, что в языке художественного произведения возможно использование всех других стилей речи.

 

 2. Расскажите об инверсии как изобразительном средстве русского языка.

 

 3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.

 

Возможны незначительные изменения, о которых будет сообщено дополнительно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.121.23 (0.01 с.)