Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Оценка фонетико–фонематического строя речи
У младших умственно отсталых школьников часто имеют место нарушения звукопроизношения по типу «детского косноязычия». Нередки случаи сложного косноязычия. Бывают изменены сила, голосовые модуляции, темп и ритм речи.
Со стороны фонематического слуха, в обычных условиях при пользовании хорошо знакомыми и часто употребляемыми словами, дефекты в звуковом составе слов бывают незаметны. В учебных же ситуациях при необходимости пользоваться словами, сложными по звуковому составу и не входящими в практику привычного использования, такие трудности становятся заметными. Они обнаруживаются в неполном или излишнем наборе звуков в слове, в перестановке звуков и слогов, в смешении значения слов, сходных по своему звучанию. Степень выраженности дефекта различна в каждом конкретном случае.
При специальном логопедическом обследовании фонематического слуха обнаруживаются затруднения в тонкой дифференцировке звуков, в определении места звука в слове, в выделении отдельных слов в фразе, в определении места их расположения по отношению друг к другу.
Дети с ЗПР показывают, с фонетико–фонематической стороны, ту же, хотя и менее выраженную картину, что и умственно отсталые.
Учащиеся с первичной речевой патологией и слабослышащие, в противоположность умственно отсталым, обычно сразу при речевом общении обнаруживают выраженные в большей или меньшей мере – в зависимости от степени дефекта и от степени продвижения в развитии речи – особенности не только звукопроизношения, но и в звуковой, и морфологической структуре слов и фраз.
В звукопроизношении для алаликов типично сложное косноязычие. При нарушениях слуха обращает на себя внимание оглушение звонких согласных звуков, призубное или смазанное произношение свистящих и шипящих.
|