Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственное бюджетное профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ» ПЦК Хоровое дирижирование Лекция – практикум (I часть) по дисциплине МДК.02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин для студентов III курса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Преподаватель: Дроздецкая М.В. Тема: «Темп – одно из важнейших средств художественной выразительности хорового звучания» Одним из важнейших элементов художественно-исполнительской культуры, музыкально-исполнительской дисциплины в пении хора, как и в любом виде исполнительства, является устойчивое соблюдение указанных авторами в партитуре размера, темпа, ритма. Правильное понимание и ощущение дирижером и участниками хора метроритмической темповой структуры произведения в живом звучании, многообразии их соотношений создает целостность формы и является одним из главных элементов музыкально-исполнительского процесса. Однако следует помнить, что темп и характер исполнения музыки, соответствующий авторским обозначениям, как писал известный русский дирижер А. Анисимов, «должен быть найден музыкальной интуицией самого исполнителя…» Н.М. Данилин словам современников, замечательный русский хоровой дирижер (1878 – 1945) исполнял хоровые произведения в зависимости от своего творческого состояния, он мог заставить хор исполнять по-разному одно и то же произведение. Он был в состоянии на концерте привычно добиваться плавности, ускорить или сдержать темповый порыв певцов, установленный ранее, вызвать у хора новый исполнительский штрих, резко преобразить хор и построение произведения. И все это он делал в меру художественной правды, в пределах вкуса, в полном соответствии с замыслом автора. Практика показывает, что при сравнительно одинаковых условиях хор должен петь стройно, ритмично, чисто интонировать, четко произносить слова, обладать вокальными навыками, создавать ансамбль в звучании и т.д. Практически же часто результаты получаются слишком разными по художественно-профессиональному уровню. Только квалифицированный хормейстер, знающий и эрудированный, может большое количество времени уделять работе над звуком, строем, чистотой интонации и т.п. и добиваться высоких результатов. Темп – это степень скорости исполнения в музыке, всегда связан с характером произведений и является ярким средством выразительности. Важной стороной исполнительского процесса является умение исполнителя правильно ощущать и сохранять темп, обозначенный композитором. Определение темпа имеет относительное значение. Темпы могут быть самыми разнообразными в зависимости от музыки, ее характера, стиля, жанра, структуры произведения. Помимо метроритмической стороны исполнения, темп является важным фактором в создании и раскрытии музыкальной формы в процессе исполнения. Верное нахождение темпа как в целом для произведения, так и его изменений в отдельных местах важно для хормейстера. Чаще всего в нотной записи при обозначении темпов используются термины на итальянском языке, однако, как в прошлом, так и в современной нотации во многих странах пользуются терминологией на национальном языке. Кроме того, для указаний характера того или иного темпа, его выразительности используется большое количество дополнительных терминов и понятий. В сочинениях разных стилей и жанров установились разнообразные типы движения – быстрые, спокойные и медленные, свободные и строгие по темпу. в книге «Катехизис истории музыки» Г. Риман писал, что темповые обозначения появились лишь к концу XIX века. Поначалу получили распространение термины: Allegro, Аndante и Adagio. Позднее к ним добавились: Presto, Largo и производные – Allegretto, Andantino, Prestissimo. Эти определения относились в большей мере к характеру исполнения (например, темп Allegretto больше указывал на легкость движения, чем на точное определение темпа), что, впрочем, незначительно. Темп, как форма движения, менялся соответственно смене музыкальных стилей в истории. Таким образом, движение Allegro XVIII в. существенно отличается от скорости Allegro XХ, ХХI в. в. большим спокойствием. Большинство композиторов в своих произведениях выставляют темповые обозначения либо в виде общепринятых терминов, выражающих тип, скорость движения и характерные жанровые, стилистические особенности. Нередко рядом с темповыми обозначениями проставляются метрономические указания, выраженные в числовом значении, они, безусловно, облегчают исполнителям понимание движения в музыке. Первым композитором, использующим метроном, стал Л. Бетховен. Как уже говорилось выше, правильное определение темпа в произведении – первостепенная задача дирижера. Неверно взятый темп отрицательно отражается на всех элементах исполнения, которое утрачивает естественность, выразительность становится неуверенным. Отрицательное воздействие на исполнение может оказать слишком быстрый темп в оживленных произведениях, и чрезмерно замедленный - в медленных. Так, достаточно перейти допустимые границы скорого темпа, как качество исполнения резко ухудшится: утратится отчетливость ритма и слова, разрушится ансамбль и строй. В хоровой практике известны случаи, когда исполнители не удерживают единый темп с начала до конца произведения. Это проявляется в тенденции связывать crescendo c accelerando, diminuendo c rallentando. При исполнении медленных произведений хоровые мастера придерживаются единых приемов, направленных на выявление стилистики и целостности музыкально-звуковых образов. В этом случае темп, как тип движения, всегда соотносится с ритмической наполняемостью. К примеру, трактовка ритма в классической музыке имеет точность и конкретность в характеристике своей распевности и вокальности – «чем медленнее темп, тем медленнее, протяжнее мелкие ноты»; «1/16 у композиторов-классиков – протяжная, у современных – короткая»; в лирических жанрах – «лирическая песня не может идти строго по метроному, все подчиняется мелодии, идет капризно, с изменениями темпа и ритма», писал Н.М. Данилин. В тех произведениях, где композиторы четко указали метроном, дирижерам приходится точно выполнять авторские указания. Когда под рукой есть метроном, определить пульсацию темпа не составляет труда. Метроном – греч. мetron – мера, nomos – закон - прибор для определения темпа; усовершенствован И. Мельцелем в 1816 году. Раньше в старинных трактатах описывались приемы установления правильного темпа по пульсу человека, отталкиваясь от утверждения, что средний человеческий пульс равняется 80 ударам в минуту. Дирижер также может применять и другие способы исчисления темпа, в том числе по наручным часам, зрительно определяя движение по секундной стрелке. В исполнительской практике существуют общепринятые темповые разновидности. Они включают группы очень медленных, медленных, умеренных, быстрых и очень быстрых темпов: I. Очень медленные: (ММ) 40 – Grave – тяжело, важно, степенно, серьезно, значительно; 46 – Largo – широко, величаво, торжественно; 52 - Lento – медленно, протяжно; 56 - Adagio – медленно. Очень медленные темпы встречаются, например, в таких хоровых произведениях: Grave – в хоре М. Парцхаладзе «Озеро»; Largo – в хоре «Рассказ о бегстве генерала Врангеля» из «Патетической оратории Г. Свиридова; Adagio – в хоре С. Танеева «На могиле»; Lento – в хоре З. Кодая «Вечер». II. Медленные: 60 – Larghetto – умеренно медленный темп, близкий к, Аndante; 66 – Аndante – не спеша, шагом; 69 – Andantino – чуть быстрее, чем Аndante; 76 – Sostenuto – сдержанно; Медленные темпы проставлены, например, в следующих хоровых произведениях: Аndante – в хоре Д. Шостаковича «При встрече во время пересылки» из цикла «Десять поэм»; Andantino – в хоре С. Танеева «Вечер»; Tranquillo (спокойно)– в хоре П. Чеснокова «Теплится зорька»; Sostenuto – в хоре «Поднялася с полуночи» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова. III. Умеренные: 80 – Commodo – удобно, непринужденно, свободно; 84 – Maestoso – величественно, величаво, торжественно; 88 – Moderato – умеренно; Умеренные темпы встречаются, например, в таких хоровых сочинениях, как: Moderato – в хоре С. Танеева «Венеция ночью»; Moderato con moto – в хоре Д. Шостаковича «Смелей, друзья, идем вперед…» из цикла «Десять поэм»; Maestoso a piacere – в заключительном хоре «Песнь Яриле солнцу» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. IV. Быстрые: 108 – Allegretto – оживленно (медленнее, чем Allegro); 120 – Animato – одушевленно, оживленно, воодушевленно; 132 – Allegro – скоро, весело. Быстрые темпы встречаются, например, в таких хоровых произведениях как: Allegretto – в хоре «Не тужи, дитя родимое» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки; Allegro в хоре С. Танеева «Посмотри какая мгла». V. Очень быстрые: 144 – Allegro assai – весьма скоро; 152 – Allegro vivace – очень скоро; 158 – Vivo – живо; 160 – Vivace – очень живо,очень оживленно; 184 – Presto – быстро, скоро; 208 - Prestissimo – очень быстро. Очень быстрые темпы встречаются, например, в следующих хоровых произведениях: Allegro agitato – в хоре С. Танеева «Из края в край, из града в град» Allegro risaluto assai – в хоре «Лель таинственный» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки Allegro; Allegro vivo – в хоре «Ты помилуй нас, не во гнев тебе…» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина; Allegro vivace – в хоре «Победа! Победа!» из оперы «Отелло» Дж. Верди; Presto – в хоре А. Флярковского «Дорога жизни»; Vivo – в хоре Р. Бойко «Голубое море, голубое небо». Несмотря на существование приведенных метрономических указаний наиболее часто используемых темпов, мы должны понимать, что музыка – искусство эмоциональное, чувственное. Во время исполнения музыкального произведения музыкант-исполнитель не только четко следует авторским указаниям композитора, но и вносит в звучание частичку своей души, свое внутреннее переживание и отношение к данному произведению, его содержанию, характеру. Таким образом одно и то же произведение в исполнении разных музыкантов звучит каждый раз по-особенному, обогащаясь эмоциональным отношением исполнителя. Существует общепринятая градация скорости движения в музыке как очень медленных, очень быстрых, так и средних темпов: Gravе – 34 - 40 Largo – 40 - 46 Lento – 46 - 52 Adagio – 52 – 58 Аndante – 60 – 68 Andantino – 69 -72 Moderato – 80 – 104 Allegretto – 108 – 116 Allegro – 120 – 138 Allegro assai – 144 – 152 Vivo – 144 – 160 Vivace – 160 – 168 Presto – 170 – 192 Prestissimo – 200 – 208 Как уже говорилось выше, традиционным считается использовать для определения скорости движения итальянскую терминологию. Однако в музыкальной практике нередки случаи, когда композиторы, при создании своих произведений, используют помимо итальянских терминов обозначения на своих национальных языках, например, русском, немецком, французском и других. В некоторой степени, смысловое значение терминов, темповых определений – условны. При переводе иностранных темповых обозначений на русский язык, эта условность особенно заметна. Большинство терминов не является точным и единственным критерием типа движения, и каждое темповое обозначение имеет собственную индивидуальность, которая находится в неразрывной связи со всеми деталями музыкального сочинения. Для подтверждения этой мысли, в качестве примера можно привести два обозначения Allegro non troppo в двух различных произведениях: «Поет зима из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова и хора «Высота ли высота» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. В первом случае метрономическое обозначение – 1/4 (ть) с точкой = 84, а во втором – 1/4 (ть) = 116 несмотря на то, что темповые обозначения приведенных хоров одинаковы, скорость движения в обоих примерах различна – это видно по метрономическим обозначениям. Причина заключается в общемузыкальных отличиях (разные размеры, различные ритмические рисунки, разный характер мелодики и фразировки и т.д.) В музыкально-исполнительской практике принято считать, что терминология, использующаяся для определения скорости движения, выражает прежде всего, характерно-образный строй произведения и только потом сам тип движения. Более точные определения скорости движения могут указать метрономические градации. Следовательно, при определении точного темпа необходимо придерживаться в первую очередь метрономического показания, когда таковое имеется. Исходя из арифметически точного определения скорости по метроному все же окончательное установление того или иного темпа следует делать с учетом словесного обозначения, а главное – в соответствии с характером музыки. Разумеется, приведенные выше обозначения темпов не охватывают встречающиеся в творческой практике различные степени скорости движения. Для определения той или иной тенденции автора в ускорении или замедлении движения, а также характера движения существуют дополнительные обозначения. Они помогают устанавливать исполнителю тот или иной темп и характер скорости движения. К числу общеупотребительных дополнительных терминов, ослабляющих или усиливающих основные обозначения, относятся, например, такие как: piu - более meno - менее mosso – оживленно, быстро assai – весьма, очень accelerando - ускоряя stringendo - стремясь ritardando - замедляя rallentando – замедляя, расширяя calando - успокаиваясь poco - мало poco a poco – мало-помалу, постепенно pachissimo – чуть-чуть, едва Эти слова в сочетании с другими терминами усиливают или уменьшают действия основного обозначения, например: piu vivo – более живо piu allegro – более быстро meno allegro – менее быстро piu mosso – более оживленно meno mosso – менее оживленно largo assai – очень медленно allegro assai – очень быстро poco a poco accelerando – мало-помалу ускоряя poco a poco ritenuto – мало-помалу замедляя tempo primo – первый темп (возвращение к первоначальному темпу a tempo – в темпе В музыкальной литературе встречается довольно свободное, неопределенное обозначение темпа: tempo quisto – истинный, надлежащий темп. Такое обозначение следует понимать, как установление того или иного темпа, наиболее соответствующего данной музыке. В музыкальном понимании ровный темп является обязательным условием, потому что через ощущение метрономически постоянного движения открываются возможности переменной и разнообразной агогики.
Учебная литература
1. Анисимов А. Дирижер-хормейстер. – Л., 1978. 2. Мосягина А. Хороведение и методика работы с хором. – Т., 2002. 3. Осеннева М., Самарин В. Хоровой класс и практическая работа с хором. – М., 2003. 4. Романовский И. Хоровой словарь. – Л., 1980. 5. Самарин В. Хороведение. – М., 1998.
Рекомендации по выполнению: 1. По данной теме подготовить тезисы ответов, используя материалы лекции и учебную литературу. 2. Найти самостоятельно в хоровой литературе примеры использования разнообразных темпов, указать названия произведений, в которых они встречаются и выучить их напевать. 2. Материал прислать на адрес электронной почты marvit19@mail.ru в срок до 30 апреля 2020 г., указав ФИО обучающегося. Преподаватель: Дроздецкая М.В.
Интернет-ресурсы:
www.muslib.mmv.ru http://notes.tarakanov.net www.mmv.ru/p/link
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.67.90 (0.009 с.) |