Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное бюджетное профессиональное

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ»

ПЦК Хоровое дирижирование

Лекция – практикум (I часть)

по дисциплине МДК.02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин

для студентов III курса

с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Преподаватель: Дроздецкая М.В.

Тема: «Темп – одно из важнейших средств художественной выразительности хорового звучания»

Одним из важнейших элементов художественно-исполнительской культуры, музыкально-исполнительской дисциплины в пении хора, как и в любом виде исполнительства, является устойчивое соблюдение указанных авторами в партитуре размера, темпа, ритма.

Правильное понимание и ощущение дирижером и участниками хора метроритмической темповой структуры произведения в живом звучании, многообразии их соотношений создает целостность формы и является одним из главных элементов музыкально-исполнительского процесса.

Однако следует помнить, что темп и характер исполнения музыки, соответствующий авторским обозначениям, как писал известный русский дирижер А. Анисимов, «должен быть найден музыкальной интуицией самого исполнителя…»

 Н.М. Данилин словам современников, замечательный русский хоровой дирижер (1878 – 1945) исполнял хоровые произведения в зависимости от своего творческого состояния, он мог заставить хор исполнять по-разному одно и то же произведение. Он был в состоянии на концерте привычно добиваться плавности, ускорить или сдержать темповый порыв певцов, установленный ранее, вызвать у хора новый исполнительский штрих, резко преобразить хор и построение произведения. И все это он делал в меру художественной правды, в пределах вкуса, в полном соответствии с замыслом автора.

Практика показывает, что при сравнительно одинаковых условиях хор должен петь стройно, ритмично, чисто интонировать, четко произносить слова, обладать вокальными навыками, создавать ансамбль в звучании и т.д. Практически же часто результаты получаются слишком разными по художественно-профессиональному уровню. Только квалифицированный хормейстер, знающий и эрудированный, может большое количество времени уделять работе над звуком, строем, чистотой интонации и т.п. и добиваться высоких результатов.

Темп – это степень скорости исполнения в музыке, всегда связан с характером произведений и является ярким средством выразительности.

Важной стороной исполнительского процесса является умение исполнителя правильно ощущать и сохранять темп, обозначенный композитором. Определение темпа имеет относительное значение. Темпы могут быть самыми разнообразными в зависимости от музыки, ее характера, стиля, жанра, структуры произведения.

Помимо метроритмической стороны исполнения, темп является важным фактором в создании и раскрытии музыкальной формы в процессе исполнения. Верное нахождение темпа как в целом для произведения, так и его изменений в отдельных местах важно для хормейстера.

Чаще всего в нотной записи при обозначении темпов используются термины на итальянском языке, однако, как в прошлом, так и в современной нотации во многих странах пользуются терминологией на национальном языке. Кроме того, для указаний характера того или иного темпа, его выразительности используется большое количество дополнительных терминов и понятий.

В сочинениях разных стилей и жанров установились разнообразные типы движения – быстрые, спокойные и медленные, свободные и строгие по темпу.

в книге «Катехизис истории музыки» Г. Риман писал, что темповые обозначения появились лишь к концу XIX века. Поначалу получили распространение термины: Allegro, Аndante и Adagio. Позднее к ним добавились: Presto, Largo и производные – Allegretto, Andantino, Prestissimo. Эти определения относились в большей мере к характеру исполнения (например, темп Allegretto больше указывал на легкость движения, чем на точное определение темпа), что, впрочем, незначительно. Темп, как форма движения, менялся соответственно смене музыкальных стилей в истории. Таким образом, движение Allegro XVIII в. существенно отличается от скорости Allegro XХ, ХХI в. в. большим спокойствием.

Большинство композиторов в своих произведениях выставляют темповые обозначения либо в виде общепринятых терминов, выражающих тип, скорость движения и характерные жанровые, стилистические особенности. Нередко рядом с темповыми обозначениями проставляются метрономические указания, выраженные в числовом значении, они, безусловно, облегчают исполнителям понимание движения в музыке. Первым композитором, использующим метроном, стал Л. Бетховен. Как уже говорилось выше, правильное определение темпа в произведении – первостепенная задача дирижера. Неверно взятый темп отрицательно отражается на всех элементах исполнения, которое утрачивает естественность, выразительность становится неуверенным. Отрицательное воздействие на исполнение может оказать слишком быстрый темп в оживленных произведениях, и чрезмерно замедленный - в медленных. Так, достаточно перейти допустимые границы скорого темпа, как качество исполнения резко ухудшится: утратится отчетливость ритма и слова, разрушится ансамбль и строй.

В хоровой практике известны случаи, когда исполнители не удерживают единый темп с начала до конца произведения. Это проявляется в тенденции связывать crescendo c accelerando, diminuendo c rallentando.

При исполнении медленных произведений хоровые мастера придерживаются единых приемов, направленных на выявление стилистики и целостности музыкально-звуковых образов. В этом случае темп, как тип движения, всегда соотносится с ритмической наполняемостью. К примеру, трактовка ритма в классической музыке имеет точность и конкретность в характеристике своей распевности и вокальности – «чем медленнее темп, тем медленнее, протяжнее мелкие ноты»; «1/16 у композиторов-классиков – протяжная, у современных – короткая»; в лирических жанрах – «лирическая песня не может идти строго по метроному, все подчиняется мелодии, идет капризно, с изменениями темпа и ритма», писал Н.М. Данилин.

 В тех произведениях, где композиторы четко указали метроном, дирижерам приходится точно выполнять авторские указания. Когда под рукой есть метроном, определить пульсацию темпа не составляет труда. Метроном – греч. мetron – мера, nomos – закон - прибор для определения темпа; усовершенствован И. Мельцелем в 1816 году. Раньше в старинных трактатах описывались приемы установления правильного темпа по пульсу человека, отталкиваясь от утверждения, что средний человеческий пульс равняется 80 ударам в минуту. Дирижер также может применять и другие способы исчисления темпа, в том числе по наручным часам, зрительно определяя движение по секундной стрелке.

В исполнительской практике существуют общепринятые темповые разновидности. Они включают группы очень медленных, медленных, умеренных, быстрых и очень быстрых темпов:

I. Очень медленные:

(ММ) 40 – Grave – тяжело, важно, степенно, серьезно, значительно;

46 – Largo – широко, величаво, торжественно;

52 - Lento – медленно, протяжно;

56 - Adagio – медленно.

Очень медленные темпы встречаются, например, в таких хоровых произведениях:

Grave – в хоре М. Парцхаладзе «Озеро»;

Largo – в хоре «Рассказ о бегстве генерала Врангеля» из «Патетической оратории Г. Свиридова;

Adagio – в хоре С. Танеева «На могиле»;

Lento – в хоре З. Кодая «Вечер».

II. Медленные:

60 – Larghetto – умеренно медленный темп, близкий к, Аndante;

66 – Аndante – не спеша, шагом;

69 – Andantino – чуть быстрее, чем Аndante;

76 – Sostenuto – сдержанно;

Медленные темпы проставлены, например, в следующих хоровых произведениях:

Аndante – в хоре Д. Шостаковича «При встрече во время пересылки» из цикла «Десять поэм»;

Andantino – в хоре С. Танеева «Вечер»;

Tranquillo (спокойно)– в хоре П. Чеснокова «Теплится зорька»;

Sostenuto – в хоре «Поднялася с полуночи» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова.

III. Умеренные:

    80 – Commodo – удобно, непринужденно, свободно;

    84 – Maestoso – величественно, величаво, торжественно;

    88 – Moderato – умеренно;

    Умеренные темпы встречаются, например, в таких хоровых сочинениях, как:

Moderato – в хоре С. Танеева «Венеция ночью»;

Moderato con moto – в хоре Д. Шостаковича «Смелей, друзья, идем вперед…» из цикла «Десять поэм»;

Maestoso a piacere – в заключительном хоре «Песнь Яриле солнцу» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

IV. Быстрые:

108 – Allegretto – оживленно (медленнее, чем Allegro);

120 – Animato – одушевленно, оживленно, воодушевленно;

132 – Allegro – скоро, весело.

Быстрые темпы встречаются, например, в таких хоровых произведениях как:

Allegretto – в хоре «Не тужи, дитя родимое» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки;

Allegro в хоре С. Танеева «Посмотри какая мгла».

V. Очень быстрые:

    144 – Allegro assai – весьма скоро;

    152 – Allegro vivace – очень скоро;

    158 – Vivo – живо;

    160 – Vivace –  очень живо,очень оживленно;

    184 – Presto – быстро, скоро;

    208 - Prestissimo – очень быстро.

    Очень быстрые темпы встречаются, например, в следующих хоровых произведениях:

    Allegro agitato – в хоре С. Танеева «Из края в край, из града в град»

    Allegro risaluto assai – в хоре «Лель таинственный» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки Allegro;

    Allegro vivo – в хоре «Ты помилуй нас, не во гнев тебе…» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина;

    Allegro vivace – в хоре «Победа! Победа!» из оперы «Отелло» Дж. Верди;

    Presto – в хоре А. Флярковского «Дорога жизни»;

    Vivo – в хоре Р. Бойко «Голубое море, голубое небо».

    Несмотря на существование приведенных метрономических указаний наиболее часто используемых темпов, мы должны понимать, что музыка – искусство эмоциональное, чувственное. Во время исполнения музыкального произведения музыкант-исполнитель не только четко следует авторским указаниям композитора, но и вносит в звучание частичку своей души, свое внутреннее переживание и отношение к данному произведению, его содержанию, характеру.

Таким образом одно и то же произведение в исполнении разных музыкантов звучит каждый раз по-особенному, обогащаясь эмоциональным отношением исполнителя.

Существует общепринятая градация скорости движения в музыке как очень медленных, очень быстрых, так и средних темпов:

Gravе – 34 - 40

Largo – 40 - 46

Lento – 46 - 52

Adagio – 52 – 58

Аndante – 60 – 68

Andantino – 69 -72

Moderato – 80 – 104

Allegretto – 108 – 116

Allegro – 120 – 138

Allegro assai – 144 – 152

Vivo – 144 – 160

Vivace – 160 – 168

Presto – 170 – 192

Prestissimo – 200 – 208

Как уже говорилось выше, традиционным считается использовать для определения скорости движения итальянскую терминологию. Однако в музыкальной практике нередки случаи, когда композиторы, при создании своих произведений, используют помимо итальянских терминов обозначения на своих национальных языках, например, русском, немецком, французском и других. В некоторой степени, смысловое значение терминов, темповых определений – условны. При переводе иностранных темповых обозначений на русский язык, эта условность особенно заметна. Большинство терминов не является точным и единственным критерием типа движения, и каждое темповое обозначение имеет собственную индивидуальность, которая находится в неразрывной связи со всеми деталями музыкального сочинения. Для подтверждения этой мысли, в качестве примера можно привести два обозначения Allegro non troppo в двух различных произведениях: «Поет зима из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова и хора «Высота ли высота» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. В первом случае метрономическое обозначение – 1/4 (ть) с точкой = 84, а во втором – 1/4 (ть) = 116 несмотря на то, что темповые обозначения приведенных хоров одинаковы, скорость движения в обоих примерах различна – это видно по метрономическим обозначениям. Причина заключается в общемузыкальных отличиях (разные размеры, различные ритмические рисунки, разный характер мелодики и фразировки и т.д.)

В музыкально-исполнительской практике принято считать, что терминология, использующаяся для определения скорости движения, выражает прежде всего, характерно-образный строй произведения и только потом сам тип движения. Более точные определения скорости движения могут указать метрономические градации. Следовательно, при определении точного темпа необходимо придерживаться в первую очередь метрономического показания, когда таковое имеется.

Исходя из арифметически точного определения скорости по метроному все же окончательное установление того или иного темпа следует делать с учетом словесного обозначения, а главное – в соответствии с характером музыки.

Разумеется, приведенные выше обозначения темпов не охватывают встречающиеся в творческой практике различные степени скорости движения. Для определения той или иной тенденции автора в ускорении или замедлении движения, а также характера движения существуют дополнительные обозначения. Они помогают устанавливать исполнителю тот или иной темп и характер скорости движения. К числу общеупотребительных дополнительных терминов, ослабляющих или усиливающих основные обозначения, относятся, например, такие как:

piu - более

meno - менее

mosso – оживленно, быстро

assai – весьма, очень

accelerando - ускоряя

stringendo - стремясь

ritardando - замедляя

rallentando – замедляя, расширяя

calando - успокаиваясь

poco - мало

poco a poco – мало-помалу, постепенно

pachissimo – чуть-чуть, едва

Эти слова в сочетании с другими терминами усиливают или уменьшают действия основного обозначения, например:

piu vivo – более живо

piu allegro – более быстро

meno allegro – менее быстро

piu mosso – более оживленно

meno mosso – менее оживленно

largo assai – очень медленно

allegro assai – очень быстро

poco a poco accelerando – мало-помалу ускоряя

poco a poco ritenuto – мало-помалу замедляя

tempo primo – первый темп (возвращение к первоначальному темпу

a tempo – в темпе

В музыкальной литературе встречается довольно свободное, неопределенное обозначение темпа: tempo quisto – истинный, надлежащий темп. Такое обозначение следует понимать, как установление того или иного темпа, наиболее соответствующего данной музыке.

В музыкальном понимании ровный темп является обязательным условием, потому что через ощущение метрономически постоянного движения открываются возможности переменной и разнообразной агогики.

 

Учебная литература

 

1. Анисимов А. Дирижер-хормейстер. – Л., 1978.

2. Мосягина А. Хороведение и методика работы с хором. – Т., 2002.

3. Осеннева М., Самарин В. Хоровой класс и практическая работа с хором. – М., 2003.

4. Романовский И. Хоровой словарь. – Л., 1980.

5. Самарин В. Хороведение. – М., 1998.

 

 

Рекомендации по выполнению:

1. По данной теме подготовить тезисы ответов, используя материалы лекции и учебную литературу.

2. Найти самостоятельно в хоровой литературе примеры использования разнообразных темпов, указать названия произведений, в которых они встречаются и выучить их напевать.

2. Материал прислать на адрес электронной почты marvit19@mail.ru в срок до 30 апреля 2020 г., указав ФИО обучающегося.

Преподаватель: Дроздецкая М.В.

 

Интернет-ресурсы:

 

www.muslib.mmv.ru

http://notes.tarakanov.net

www.mmv.ru/p/link

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.67.90 (0.009 с.)