Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие сведения о достижениях по реализации программы по шахматам «умные клеточки».

Поиск

Приоритетными направлениями моей авторской программы «Умные клеточки» является интеллектуальное развитие и развитие поисково-исследовательской деятельности учащихся. Занятия интегрируются с народными традициями, обычаями тувинского народа. Использую следующие педагогические технологии: игровые, информационно-коммуникационные, здоровье-сберегающие, технологии развивающего обучения.

В первом году обучения для поддержания устойчивой мотивации к занятию активно использую дидактические сказки, через которые дети обучаются легко и непринужденно познают правила игры и изучают фигуры. По изучению темы «Конь», показала легенду, как тувинцы любят и почитают коня и как эта фигура появилась в шахматах. Приглашаю на занятия героев сказок – Короля, Королеву, коня и других персонажей. Они задают детям хитрые вопросы, приносят письма с заданиями.

Побудить учащихся к активизации мыслительной деятельности, к творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого ребенка позволяют нетрадиционные формы организации занятия: КВН, занятие-путешествие, занятие - аукцион, занятие -соревнование, занятие -эстафета, занятие «Своя игра», занятие -экскурсия. Например, в одном из «занятие-экскурсий», которое происходило в Кадетском Президентском училище РТ, нам показали другой вид шахмат – чатурангу.

Так же применяю на занятиях дидактические игры и другой занимательный материал (загадки, пословицы, ребусы, кроссворды, головоломки). Это даёт положительные результаты в процессе обучения ребенка.

Когда сказочный этап в обучении заканчивается, а мотивация не должна снижаться. Для этого я использую излюбленный прием педагога по шахматам – турнирную практику. На первом году обучения, когда еще нельзя стимулировать ребёнка разрядностью, за победу выдаются баллы. Баллы носят накопительный характер – 50 баллов обмениваются на приз.

В последние годы использую на занятиях современные интерактивные средства обучения. Возможности мультимедиа позволяют сделать занятие насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на занятие, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного?» А это значит, что ещё до занятия есть учебная мотивация, развить которую – одна из важнейших творческих задач педагога. При проведении занятий использую компьютерные презентации на различных этапах занятия: при решении шахматных задач, при проведении физкультминуток. Например, физминутка «Танец коня» по теме «Ход коня».

Кроме того, с помощью презентации организовываю разнообразные формы познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Большую роль в активизации мыслительной деятельности учащихся играет олимпиада по шахматам. Олимпиада знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

На протяжении всего обучения ребята изучают теорию шахмат: на практических занятиях учатся использовать её для победы над соперником в турнирах, при решении шахматных задач – над собой, при тестировании – для проверки знаний. «Без теории нет практики», - сказал кто-то из мудрецов.

Поэтому, рассматривая шахматные партии на доске, обращаю внимание на то, что в них наглядно моделируются различные жизненные ситуации, из которых необходимо найти оптимальный выход, принять ответственное решение. Неправильное решение приведет к ослаблению позиции и к проигрышу, что постепенно учит детей обдумывать свои ходы. Здесь и формируется характер – индивидуальное сочетание устойчивых особенностей человека, предопределяющих типичный для растущей личности способ поведения в учебных и жизненных ситуациях.

Постоянно напоминаю детям, что подобно всем другим спортивным играм, шахматы представляют собой состязание за победу над противником, но в конечном итоге это состязание в игре перерастает в стремление ребенка к своему совершенствованию.

На моих занятиях дети сами воплощаются в шахматные фигурки, с помощью шапочек-масок и играют на большом шахматном поле. Каждый ребенок понимает свою ответственность и один только неверный шаг может изменить судьбу партии.

Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата с обязательной презентацией этих результатов. Ребята защищали свои проекты по различным темам: «Бычьи шахматы», «Я выбираю шахматы» и др.

Брали интервью у опытных шахматистов в доме интернате для пожилых людей г. Кызыла. Таким образом, они узнали секрет «Как хорошо играть в шахматы?» от дедушки, который увлекается шахматами на протяжении 70 лет.

Обучаю учащихся работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками. Итогом этой деятельности явились доклады и сообщения по темам: «Чемпионы по шахматам РТ», «Секрет успешной игры по шахматам» и др. Учащиеся, увлеченные темами занятий, самостоятельно подбирали материал (интернет), готовили сообщения.

Я нахожусь постоянном поиске форм и технологий, которые эффективно влияли бы на личность ребенка: личностно-ориентированного развивающего обучения (Якиманская И.С.), проблемного обучения (Ильина Т.А.), игровые, информационные и здоровье сберегающие технологии. Использую такие групповые технологии как: групповой опрос, нетрадиционные занятия, в которых имеет место разделение класса на группы (занятие -конференция, занятие -путешествие и т.д.).

Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на основе высказывания, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, решение задач познавательного характера. Задача педагога - учить думать, рассуждать, анализировать, делать сопоставления и выводы. Я стараюсь придерживаться принципа: «Плохой учитель тот, который преподносит истину, хороший — учит её находить». На каждом занятии создаю какую-то проблему, которую дети решают в процессе занятия.

Например, в начале занятия можно поставить проблемный вопрос «Какая фигура лишняя?», показав шахматных фигур: ферзя, ладьи, коня. Дети отвечают, что лишняя фигура конь, потому что конь не линейная, легкая фигура. Таким образом они сами определяют тему занятия «Конь».

Большой интерес на занятиях вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в шахматах разговоров" между шахматными фигурами. Этот материал помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом.

Работа с одарёнными детьми. В зависимости от способностей детей каждому ребёнку даю индивидуальное творческое задание. В результате учащиеся превращаются в коллектив личностей: красноречивые и артистичные ребята работают с дополнительными источниками литературы и готовят сообщения по шахматам. А так же пишут мини-сочинение на тему «Моя любимая шахматная фигура». Для тех, кто любит и умеют хорошо рисовать, провожу конкурсы рисунков «Моя любимая шахматная фигура».

Для развития аналитической способности использую игру «Вслепую». Один сильный игрок поворачивается спиной и играет, не видя доски. Его противник выбирает фигуру и говорит свой ход. «Слепой» игрок представляет ходы в уме и объявляет ему следующий ход и так до конца партии.

С первого года обучения на всех учащихся заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ребенка, и стимулируют познавательную активность.

Шахматы – древняя национальная игра у тувинского народа. Игру в шахматы я представляю, как большую сокровищницу, которая хранит самобытность, традиции, историю народа. Поэтому занятия интегрируются с народными традициями, обычаями тувинского народа. Знакомлю с историей возникновения тувинских шахмат. Учащихся учу не только классическим шахматам, но и тувинским шахматам, «Бычьим шахматам» - «Буга шыдыраа». Атрибутами этой игры является доска, две больших фигуры (быки) и 24 маленьких фигур (мальчики). Для фигур быков и мальчиков обычно использовали речные камешки. Можно утверждать, что данная игра была придумана нашими предками – древними людьми. Действительный смысл игры отображает загон целой общиной первобытных, безоружных людей большого зверя в ловушку. Благодаря таким играм, наскальным рисункам до нас и дошли исторические материалы об образе жизни наших предков. (Е. Грумм-Гржимайло. Западная Монголия и Урянхайский край).

Когда сказки становятся неактуальными, теория становится гораздо сложнее и менее интересной, в бой за повышение мотивации вступает система рейтингов и разрядности.

Повысить свой рейтинг может каждый ребёнок, участвующий в турнирной практике. Чем чаще он участвует в различного рода турнирах (начиная с групповых и заканчивая районными, городскими и региональными), чем больше он выигрывает, тем выше поднимается его рейтинг, а соответственно повышается и мотивация. Набрав определённое количество рейтинговых баллов, учащийся получает разряд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.45.228 (0.009 с.)