Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как сказать по-другому и наоборотСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Катаем предметы Посредством этой игры малыш знакомится с формой предмета. Соорудите горку из подручных материалов или просто предложите малышу докатить фигурку до выстроенных на полу или столе ворот. Среди фигурок, которыми будет пользоваться ребенок, должны быть шарик и кубик. Поначалу вашему малышу будет безразлично, какую фигурку катить. Но постепенно он поймет, что шарик катится быстрее. Обратите внимание ребенка на острые углы, мешающие катиться кубику. Поучите малыша рисовать шарик и кубик (круг и квадрат) на бумаге. Одежда для кукол Эта игра позволяет сформировать у ребенка понятия большое-малое. Предложите малышу одеть кукол. Для этого дайте ему большую и маленькую кукол и два комплекта одежды. Поставленную задачу ребенок должен решить самостоятельно. Сначала малыш может распределить вещи неправильно. В этом случае обратите его внимание на то, что одежда велика для маленькой куклы (мала для большой), и пусть подумает еще. Для того чтобы усложнить задачу, дайте ребенку три куклы разных размеров. Строитель башни Эта игра позволяет выработать у малыша понятия устойчивости и неустойчивости. Для нее потребуются кубики разных размеров. Малыш должен убедиться на собственном опыте, что для устойчивости башни внизу необходимо расположить самый большой кубик, то есть выстроить кубики по мере их уменьшения. Воздушные шарики Эта игра способствует ориентированию ребенка в мире цвета. Малыш научится подбирать одинаковые цвета. Для подготовки к игре наклейте на картонную основу узкие полоски разных цветов (лучше всего использовать основные цвета спектра). Из бумаги тех же цветов вырежьте круги или овалы. Объясните малышу, что полоски — это ниточки, а круги — шарики. Шарики оторвались от ниточек, и их необходимо «привязать» на место. Покажите, как это сделать. После чего дайте ребенку возможность самостоятельно действовать. Сравнение Играть в эту игру вы можете, занимаясь своими делами и периодически поправляя ребенка, если он был неточен. Поставьте перед малышом две игрушки и предложите ему сказать, чем они похожи, а потом — чем отличаются. Например, мышка и тигренок похожи тем, что у них есть ушки, глазки, лапки, хвостики, они пушистые. Отличаются они тем, что тигренок большой, а мышка маленькая, тигренок рыжий в полосочку, а мышка — серая и пр. Таким образом ваш малыш может сравнивать любые пары игрушек. Для того чтобы усложнить игру, поставьте перед малышом более похожие игрушки (разные машинки, разные мячики или кубики). Что лишнее? Для этой игры вам потребуются карточки с изображением различных предметов. Разложите перед малышом три карточки с предметами из одной смысловой группы, одну — из другой и попросите ребенка найти лишнюю картинку. Картинки могут изображать фрукты, овощи, диких и домашних животных, посуду, книжки и пр. По порядку Для этой игры вам потребуются рисунки, связанные тематически. Например, на одной картинке изображено семечко растения, на второй — росток, на следующей — цветок или дерево, а на последней — плод. Положите карточки перед малышом в произвольном порядке и попросите его определить, что произошло раньше, а что — позже. Пусть ребенок правильно разложит рисунки. Что может быть...? Посредством такой игры малыши учатся обобщать свойства предметов, сравнивать их. Также с помощью этой игры ребенку проще освоить значение таких понятий, как ширина, высота и длина. Сначала вы задаете вопросы, а ваш малыш на них отвечает. Потом малыш задает вопросы вам. Например, вопросы могут быть следующими. Что может быть высоким? Что может быть длинным? Что может быть коротким? Что может быть широким? Что может быть узким? Что может быть круглым? Что может быть квадратным? Что может быть треугольным? Что может быть черным? Что может быть белым? Что может быть мягким? Что может быть пушистым? Что может быть зеленым? Что может быть холодным? Что может быть теплым? Отыщи такой же Эта игра ориентирована на развитие внимания ребенка. Предложите ребенку выбрать из 4—5 мячиков (домиков, кубиков и пр.) такой же, как образец. Чтобы усложнить игру, увеличьте количество похожих предметов. Ошибки Эта игра ориентирована на развитие внимания ребенка. Для нее вам потребуется нарисовать картинку, на которой специально изображено несколько ошибок. Например, если летним днем на лесной полянке играют дети, изобразите одного ребенка в зимней одежде, нарисуйте снеговика и пр. Содержание картинки и допущенные ошибки должны быть понятны вашему ребенку. Пусть он найдет ваши неточности. Вместо рисования можете вместе с малышом склеить несколько коллажей, вырезав детали из разных старых журналов. После чего предложите малышу найти неправильности. Играем в магазин Эта игра ориентирована на развитие памяти малыша. Предложите ребенку сходить в «магазин» (комнату с игрушками) и принести оттуда 1—2 предмета. Постепенно количество предметов увеличивают до 4 — 5. Попросите у ребенка, например, мячик и кубик. Постепенно можете предлагать ему и более сложные задания: принести маленького зайчика, большого мишку и рыжую белочку. Кто кем будет? Эта игра удобна тем, что в нее можно играть вдвоем с малышом, занимаясь своими делами. Задавайте друг другу вопросы. При этом обязательно следите, чтобы ребенок правильно отвечал. Примерный список вопросов вы можете расширить на свое усмотрение. Кем будет яйцо? (Птенцом, змеей, черепахой.) Кем будет цыпленок? (Курочкой, петухом.) Кем будет мальчик? (Мужчиной.) Кем будет девочка? (Женщиной.) Кем будет жеребенок? (Лошадью.) Чем будет вода зимой? (Льдом.) Чем будет семечко? (Цветком, деревом.) Чем будет мука? (Пирогом, блинчиками.) Проведите также обратную игру «Кто кем был?». Играть в нее следует по тому же принципу. Кто что любит? Для этой игры вам потребуются картинки с изображениями животных и еды для них. Разложите перед малышом картинки с изображением животных, отдельно положите картинки с едой. Предложите ребенку «накормить» всех зверей. Одним словом Назовите малышу слова одной группы и попросите сказать, каким словом их можно обозначить. Например: ворона, сорока, голубь, воробей — птица; морковь, картофель, капуста, редиса — овощи, Маша, Ваня, Света — дети. Назови слова В эту игру вы можете играть с ребенком, параллельно занимаясь делами по дому. Предложите малышу назвать как можно слов, обозначающих какое-либо понятие. Например, пусть ребенок перечислит всех известных ему птиц, зверей, пусть назовет фрукты и овощи и пр. Наоборот Предложите малышу поиграть в эту игру. Объясните, что вы называете слово, а ребенок должен сказать наоборот, например: высокий — низкий, верх — низ. Что где находится? Эта игра способствует развитию внимания, расширению кругозора ребенка и увеличению познавательной активности. Предложите ребенку хлопать в ладоши, если он услышит слово на заданную тему, например «птицы». После этого произносите ряд слов: клюв, перья, синица, одежда, когти. Если ваш малыш ошибется, игру можно начинать сначала. Постепенно задачу можно усложнить: предложите ребенку топать ножкой, если он услышит название птицы, и хлопать в ладоши, если будет произнесено название зверя. Найди перемены Перед началом игры подготовьте различные мелкие предметы и разложите их на столе. Позовите ребенка и предложите ему посмотреть на предметы в течение 1 мин и запомнить их расположение. Когда ребенок отвернется, поменяйте предметы местами. После этого ваш малыш должен сказать, что изменилось. В такую игру вы можете играть, занимаясь домашними делами: вместо мелких предметов используйте овощи и фрукты, посуду и салфетки на кухне, а на туалетном столике задействуйте флаконы с духами и кремами. Докрась Для развития внимания можете предложить малышу и такое упражнение. Дайте малышу картинку с изображенным на ней предметом, раскрашенным наполовину. Вторую половину пусть ребенок докрасит сам. Складываем узоры Для проведения такой игры вам потребуются разнообразные фигуры. Составьте из маленьких игрушек какой-либо узор или дорожку. Попросите своего малыша посмотреть на узор, после чего пусть ребенок отвернется, а вы измените расположение сначала одной фигурки (потом — двух, трех и более). После этого пусть ваш малыш поворачивается и восстанавливает первоначальный вид узора. Эта игра способствует развитию внимания и памяти. Чтобы усложнить задачу, уберите со стола узор и предложите малышу восстановить его самостоятельно. Играем в обезьянок Эта игра способствует развитию памяти, внимания, координации движений. Вам потребуются кубики одного или нескольких цветов. На глазах у ребенка сложите конструкцию из кубиков. Малыш должен скопировать конструкцию и, по возможности, все ваши движения. Прикройте сложенную конструкцию тканью и предложите малышу восстановить ее по памяти, после чего сравнить с образцом. Определи на ощупь Возьмите большую коробку из картона, положите в нее разные игрушки, посуду и любые другие предметы. Сверху накройте коробку платком. Попросите ребенка на ощупь определить, что лежит в коробке. Пусть малыш, озвучив свою догадку, вытащит предмет из коробки и убедится в том, насколько верно он угадал. Такая игра способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений ребенка и знакомит малыша с окружающим миром. В очереди Такая игра тоже способствует развитию памяти и внимания ребенка. Предложите ему условия игры: вместе с игрушками или карточками-картинками ребенок сидит в очереди, например, к парикмахеру или зубному врачу. Попросите малыша отвернуться и уберите какой-нибудь предмет. Потом спросите: «А кто убежал из очереди?» Или поменяйте игрушки местами и спросите у малыша, кто перепутал очередь. Также вы можете переворачивать карточки и интересоваться у ребенка, где находилась та или иная картинка. Играем в цифры Эта игра для ребенка, который знает достаточно большое количество цифр. Напишите вразнобой цифры от 1 до 5. Положите перед малышом табличку и предложите ему как можно быстрее назвать все цифры в правильном порядке и показать их. Можно усложнить задачу: написать вразнобой цифры от 1 до 10, а несколько пропустить, оставив пустое место. Пусть малыш обнаружит недостающие цифры. Что ты слышал? Эта игра способствует развитию слухового внимания. Благодаря ей ваш малыш научится сосредоточиваться на звуке, чтобы слушать и понимать речь независимо от ее громкости. Вам потребуются различные игрушки. Шепотом окликните малыша с расстояния 2 — 3 м. Шепотом же давайте ему простые задания, такие как «Подними машинку», «Принеси куклу» и пр. Где звенит? Задача этой игры заключается в умении определять направление звука. Также подобные развлечения учат вашего малыша ориентироваться в пространстве, развивают слуховое внимание. Для того чтобы поиграть в такую игру, вам потребуется колокольчик. Перемещаясь по квартире, звоните в колокольчик и предлагайте малышу догадаться, из какой комнаты доносился звук, из какого места помещения. Когда ребенок привыкнет к звуку колокольчика, можете завязать ему глаза и звонить с какой-либо стороны от него. Пусть малыш догадается, откуда звонил колокольчик. Что это шумит? Задача этой игры заключается в развитии слухового внимания малыша. Вам потребуются различные предметы, которые производят характерные звуки, такие как ложка, колокольчик, кастрюля, стеклянный стакан, барабан, бумага, книжка. Называйте предметы, привлекая внимание малыша к издаваемым ими звукам. После чего попросите ребенка воспроизвести эти звуки с помощью предметов. Постепенно количество предметов можно увеличивать. Телефонные беседы Малыш может разговаривать по телефону, даже если толком не умеет говорить. Такое занятие само по себе стимулирует речевую активность ребенка, поскольку малыш не может видеть собеседника, показать что-либо с использованием жестов. Поначалу пусть взрослый, с которым беседует ребенок, задает ему простые вопросы, на которые малыш ответит «да» или «нет». Постепенно можно приступать и к более сложным разговорам. Каким бывает? Игру начните словами «Твердым бывает пол, а еще дерево, а еще твердым может быть...» и попросите ребенка продолжить предложение. Если малыш не справится с заданием, закончите фразу сами и предложите ребенку подобную фразу с другим признаком. Поинтересуйтесь у ребенка, может ли, например, плюшевый мишка быть одновременно большим и маленьким, мягким и жестким. Еще вы можете задавать ребенку самые разные вопросы: Что бывает острым? Что бывает жидким? Что бывает горячим? Что бывает круглым? Что бывает длинным? Что бывает пушистым? Что бывает квадратным? Что бывает розовым? Что бывает белым? Что бывает прыгучим? Что бывает мокрым? Можете предложить ребенку побывать на вашем месте. Пусть малыш задает вам подобные вопросы, а вы будете на них отвечать. Иногда допускайте ошибки, это поможет вам понять, насколько увлечен игрой ребенок, насколько он внимателен. Сначала и потом Эта игра ориентирована на знакомство малыша с такими понятиями, как «сначала» и «потом». Обучить малыша различать эти понятия можно на конкретных предметах. Допустим, вы накрываете на стол. Комментируйте свои действия: «Сначала мы ставим тарелочки, будем есть суп. Потом мы поставим чашечки, будем пить чай». Когда ребенок освоится с новыми для него понятиями, предложите ему продолжать фразы, такие как: Сначала ты просыпаешься, а потом... Сначала наливают чай, а потом... Сначала курочка откладывает яичко, а потом... Разумеется, чем младше ваш ребенок, тем проще и понятнее должны быть фразы, которые ему требуется закончить. Можете также «запутаться», произнести неправильные фразы, и пусть малыш вас исправит. Например: «Сначала у кошечки рождается котенок, а потом из котенка вырастает большая собака». Вопросы, вопросы... Задавайте малышу как можно больше вопросов, интересуясь его впечатлениями, проблемами, прошедшими событиями, мнением по поводу того или иного явления или предмета. Пусть малыш каждый вечер рассказывает вам о том, что произошло у него задень, что он видел и во что играл, что ему понравилось, а что не очень. Ребенку при этом нужно помогать наводящими вопросами. Когда ребенок увлечен игрой с игрушками, интересуйтесь у него целью игры, спрашивайте, что будет дальше и пр. Что с чем можно делать? Спросите у малыша, что можно делать мячиком, с водой, с кастрюлькой или шкафом. Если ребенок затрудняется, помогите ему: «Воду можно пить. Водой можно умываться, в ней можно плавать, купаться» или «Мячик можно катать, ронять, отбивать ногой, бросать». Когда ребенок освоится с игрой, поменяйтесь с ним местами: пусть малыш начинает фразу, а взрослый продолжает. Аналогично строится и такая игра. Начните одну из приведенных ниже фраз и предложите малышу закончить их: Солнышко светит, сияет, греет, а еще... Чайник свистит, кипит... Автобус едет, гудит, светит... Дождь — идет... Собачка — бегает, ходит, лает, спит... Предложите малышу найти общее действие для двух живых существ, которых вы назовете. Например, собачка и кошечка могут бегать, прыгать, спать, есть, пить; лягушка и зайчик прыгают; муха и птица летают; снег и дождик падают на землю; лед и снег тают. Предложите малышу подумать, что светит (солнышко, фонарь, лампа, фара, свеча и пр.), что едет (велосипед, самокат, поезд, машина), что тает (снег, лед, мороженое). Что у нас есть? Сначала предложите малышу прогуляться по квартире. Задавайте ему вопросы: Что у нас есть на кухне? Что у нас есть в прихожей? Где у нас стоит телевизор? Где у нас лежат кастрюли? Затем предложите малышу совершить воображаемое путешествие. Скажите ему: «Мы идем в лес гулять». И задавайте вопросы. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле? Где сидит бабочка? Что там, внутри? Вы называете место или предмет, а ваш малыш в ответ должен назвать что-либо или кого-либо, находящегося внутри предмета, на этом месте. Например, можете задействовать такие пары слов: дом — стул, шкаф — куртка, холодильник — молоко, стол — книжка, кастрюля — каша, дупло — белка, улей — пчелки, автобус — пассажиры, больница — врачи. Больше-меньше Поставьте ребенку следующую задачу: вы называете что-либо или кого-либо, а малыш должен назвать животное или предмет, больший по размеру, чем названный. Например, слон — дом; мышка — собака; карандаш — кастрюля; телевизор — диван. Также можете играть в игру «наоборот»: вы называете больший предмет, малыш должен назвать что-либо, что будет меньше названного. Один и не один С помощью этого задания ребенок учится понятию множества. Для примера произнесите несколько пар типа мышь — мыши, а потом предложите ребенку вам помочь. Например, стул — стулья, кастрюля — кастрюли, морковка — морковки, яблоко — яблоки, кошка — кошки, дом — дома и пр. После того как ваш малыш начнет уверенно справляться с заданием, начните называть слова в более быстром темпе. Для этих игр вы можете подобрать слова произвольно, ориентируясь на окружающие вас предметы, а можете придерживаться одной темы: называть все, что растет в лесу, или что есть в магазине. В этом случае объясните, что если вы назвали предмет, которого в том или ином месте быть не может, малыш не продолжает за вами и не называет этот предмет во множественном числе. Уменьшаем и увеличиваем Предложите малышу сделать называемый вами объект маленьким, например дом — домик, стул — стульчик, книга — книжка. Можете играть и наоборот: вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ваш малыш произносит слово без него. Можно изменить игру. Предложите ему ласкова назвать животное и пр. Например, заяц — зайчик, слон — слоник. Ребенок может использовать названия детенышей животных. Например, вместо «заяц — зайчик» сказать «заяц — зайчонок» и пр. Подобным образом поиграйте, используя «увеличивающие» суффиксы: дом — домище, волк — волчище и пр. Одним словом Предложите малышу такую игру. Вы описываете что-либо, а ребенок называет описанный предмет одним словом. Например: «Вечерняя еда — ужин» и пр. Потом предложите малышу поменяться ролями. Если у ребенка поначалу не получится создать описание, обязательно помогите ему. В подобную игру можно поиграть и с описаниями. Предложите малышу одним словом описать предмет. Например, вы говорите «чашка для чая», а малыш должен сказать «чайная» и пр. Как узнать... Спрашивайте у ребенка, как он может узнать что-либо. Эта игра способствует интеллектуальному и речевому развитию малыша, помогает ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Вы можете задавать следующие вопросы: Как можно узнать, тепло ли на улице? (Посмотреть на градусник за окном.) Как можно узнать, высохла ли кофта? (Потрогать.) Как можно узнать, сладкий ли компот? (Попробовать.) Как можно узнать, пишет ручка или нет? (Попробовать писать.) Как можно узнать, крепко ли завязан шнурок? (Потянуть.) Как можно узнать, есть ли вода в чашке? (Посмотреть.) Как можно узнать, есть ли игрушка в закрытой коробке? (Потрясти.) Как можно узнать, есть ли кто-нибудь дома? (Позвонить в дверь или по телефону.) Как можно узнать, работает ли телевизор? (Включить.) Как можно узнать, одинаковой ли длины полоски нарисованы? (Измерить линейкой.) Как можно узнать, интересная ли книжка? (Прочитать.) Как можно узнать, мягкий ли хлеб? (Потрогать.) Как можно узнать, любит ли кошка кашу? (Дать кошке ее попробовать.) Эта игра подготовит разум вашего малыша к восприятию синонимов и антонимов. Игра построена на примерах. Скажите малышу, что есть слова, означающие одно и то же. Например: блестеть — сиять; враг — противник; жесткий — твердый; печальный — грустный; сердиться — злиться; смелый — храбрый. Пока вы произносите одно из подобных слов, пусть малыш подумает, как то же самое назвать другим словом. А потом скажите ребенку, что существуют и слова, означающие противоположные понятия. Например: белый — черный; говорить — молчать; горький — сладкий; добро — зло; друг — враг; жара — холод; закрывать — открывать; здоровый — больной; ложиться — вставать; смеяться — плакать. Предложите малышу самостоятельно подобрать к словам антонимы. Пусть ваш ребенок тоже придумает вам задание, которое вы будете выполнять.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.192 (0.008 с.) |