Содержание книги

  1. Развивающие игры для дети 3-4 лет»
  2. Конструктор Полесье — лучшая бюджетная игрушка для развития ребенка


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструктор Полесье — лучшая бюджетная игрушка для развития ребенка



Кубики Никитина

Среди многообразия педагогических разработок, развивающих методик, детских пособий, обучающих игр, особое внимание заслуживает методика Никитиных для детей. Не только потому, что она имеет давние, еще советские корни, успешно опробована на детях и внуках знаменитых супругов – педагогов, распространена их последователями. Методика раннего развития Никитиных проста, доступна и используется педагогами не только России, но и многих стран мира.

Помощь взрослого, воспитателя или родителя, требуется только в самом начале, когда надо предложить игру ребенку, вовлечь, заинтересовать. Здесь есть небольшой психологический момент – надо угадать настроение малыша, чтобы ему было интересно и комфортно играть в условиях новой развивающей среды.

Каждая игра состоит из нескольких задач, ребенок должен найти решение с помощью фигурок, деталей, картинок и т.п.

Задачи могут быть представлены в различных формах (рисунки, чертежи, конструкции, модели и т.п.), так они стимулируют познание разных способов передачи информации.

Игровые задачи следует вводить с возрастанием уровня сложности.

Игровые задания имеют разный диапазон трудностей, от простых, для 2 — 3-летних малышей, до сложных для взрослого игрока. Поэтому игры Никитиных интересны в любом возрасте.

Поэтапное усложнение игровых задач стимулирует интеллектуальное развитие ребенка, заставляя думать, идти вперед, самостоятельно развиваясь в творческом поиске.

Взрослый ни в коем случае не должен вмешиваться в игру ребенка, не должен подсказывать, позволяя самому искать решение проблемной ситуации.

От ребенка не следует требовать немедленного решения игровой задачи. Он должен дойти до всего сам, пусть даже через день, неделю, месяц.

Ответ на игровое задание должен быть наглядным, осязаемым, в виде схемы, рисунка, модели, таким, чтобы ребенок сам мог убедиться в своей правоте, в своем правильном выборе решения.

Развивающие игры не должны быть ограничены предлагаемыми заданиями, их можно дополнять, придумывать свои, новые, а можно разработать самим более сложные игры или более творческие.

Интеллектуальные игры помогают выяснить предел своих возможностей.

Таким образом, цель развивающих игр по методике Никитиных заключается в формировании у детей разных интеллектуальных качеств: памяти, внимания, пространственного воображения, способности к логическим вычислениям, поиска закономерностей, умения классифицировать, находить свои ошибки. Играя, ребенок учится быть сообразительным, изобретательным, развивает творческое мышление.

Блоки Дьенеша

Логические блоки Дьенеша – уникальная методика интеллектуального развития дошкольников, подготовки их к школе. Игры развивают математическое и логическое мышление, раскрывают творческие способности ребенка, улучшают пространственную ориентацию. Играть с детьми можно на протяжении всего дошкольного периода с постепенным усложнением заданий.

Для детей 3-4 лет блоки являются эталонами формы и цвета. Манипулируя с ними, ребенок выясняет, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Дети должны подобрать такую же фигуру по цвету, как у воспитателя (по форме, размеру).

В середине года можно задавать два свойства для искомой фигуры. Например: «Найди жёлтую большую фигуру, красную треугольную, маленькую квадратную и т.д.». Играя с блоками, можно решить следующие задачи:

1. Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие.

3. Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трём).

4. Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.

5. Развивать пространственные представления.

6. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

7. Развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

8. Развивать словесно-логическое мышление.

Игры с блоками Дьенеша

Игра «Что изменилось» Перед детьми выкладывают 3-5 фигур. Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось. Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить.

Игра «Третий лишний» Выложите три фигуры, две из которых объединены одним признаком. Попросите ребёнка ответить и объяснить, какая фигура лишняя.

Игра «Волшебный мешочек» Все фигуры сложите в мешочек и предложите малышу выбрать все круглые (квадратные, треугольные) фигуры.

Лабиринт с шариком

Лабиринт с шариками представляет собой планшет с интересными изображениями и замысловатыми дорожками, на которых расположены подвижные металлические шарики. Главная задача игры с Лабиринтом - закатить шарики из ниши на позиции "Старт" в нишу на позиции "Финиш". В игре участвуют сразу три шарика, которые постоянно убегают в разные стороны, это с одной стороны, усложняет задачу ребенку, а с другой учит терпению и усидчивости. Яркие картинки, позитивные герои, изображенные на игрушке, привлекают внимание, побуждают к активным действиям. Игровые действия с Лабиринтом развивают логическое мышление, память, воображение, зрительное и тактильное восприятие, знакомят с предметами и объектами окружающего мира, учат ориентироваться в пространстве. Увлекательный процесс игры с Лабиринтом занимает ребенка на продолжительное время, тренирует мелкую моторику и координацию движения, дарит массу положительных эмоций.

 

Ловкие пальчики

Игра "Ловкие пальчики" поможет устроить веселое соревнование среди двух участников. Основная задача - как можно быстрее намотать веревку на свою палочку, пока цветной шарик не окажется в руках одного из игроков. Это самобытная русская игра, которая отлично подойдет, как для самостоятельной игры вдвоем, так и для детских праздников и спортивных состязаний. Выполнение такой задачи развивает моторику детских рук. Ребенок может и сматывать трос на рукоятку, и размахивать тросом, подобно движениям в художественной гимнастике. Таким образом укрепляется мышечная структура кистей и гибкость суставов

 

Конструктор можно назвать по-настоящему универсальной детской игрушкой во всех смыслах этого слова. Судите сами: конструкторами играют дети всех возрастов (и даже взрослые); в процессе сборки деталей и игры с конструктором развивается огромное количество навыков, по своему эффекту он даст фору многим «развивающим» игрушкам; конструкторы подходят и мальчикам, и девочкам; сборка деталей из набора может быть самостоятельной игрой, а может выполнять второстепенную роль, когда ребенок мастерит какой-то атрибут для другой игры; играть конструктором можно и одному, и с мамой или папой, и с друзьями.

Список универсальных качеств и достоинств конструкторских наборов можно продолжать еще долго. Попробуем разобраться более конкретно, что собой представляет эта категория игрушек, а так же для чего и как стоит играть конструкторами

Благодаря тому, что любой набор предполагает множество разных вариантов сборки, во время игр с ним ребенок приобретает массу важных навыков. Каких – читайте ниже. Игры с конструктором отлично развивают все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Это и понятно, ведь ребенку нужно спланировать, что он будет строить, понять, сколько и каких деталей понадобится, оценить, какие детали и каким способом он сможет скрепить. Развивается логическое, пространственное, образное мышление. Особенно выражен этот эффект, если ребенок собирает что-то «из головы», а не по инструкции. Вместе с пространственным мышлением развивается глазомер, ведь ребенку нужно «на глаз» определить пропорции модели, которую он пытается собрать. Тренирует усидчивость, улучшает концентрацию внимания. Дети могут подолгу возиться с конструктором, пробуя разные варианты сборки. Во время игр с конструктором прекрасно развивается моторика рук, поскольку ребенку приходится совмещать, соединять детали. Набор деталей – это отличный материал для развития фантазии и творческого мышления. Во-первых, из деталей конструктора можно собрать что угодно. Во-вторых, сами детали абстракты, поэтому ими можно играть и по назначению, и придумывать им новые функции. Кубики можно использовать для строительства башни и в качестве стульчиков для игрушек в сюжетно-ролевой игре.

Геоборд

Геоборд, математический планшет или геометрик - это многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоскостных изображений. Возможности геоборда широки. Его можно использовать в развивающих играх и обучении детей с 2 лет, дошкольников и младших школьников.

Историческая справка. Изобретение этого чудесного устройства приписывают математику, философу и магистру искусств Калебу Гаттегно египетского происхождения. Именно он создал игровое поле с встроенными в него штырьками, между которыми натягивались резиночки. Несмотря на свою простоту первоначально игрушка была предназначена именно для обучения.

В чем польза геоборда?

-развитие памяти, внимания и усидчивости

-развитие мелкой моторики

-развивает фантазию и творческий потенциал детей

-изучение букв и цифр

-развитие пространственного и математического мышления, базовое знакомство с геометрическими фигурами

-формирует познавательные способности.

-занятия на геоборде расслабляют и снимают физическое и психологическое напряжение.

Как играть с геобордом?

Играть с геобордом можно по-разному. Первое знакомство ребенка с математическим планшетом можно провести примерно с 2 лет. Для начала нужно познакомить с планшетом, показать, как одевать и снимать резинки. Игра проходит под присмотром взрослых. Уже с 3-х лет ребенок может создавать разные фигуры и простые рисунки под руководством взрослого. Постепенно следует усложнять задания и не забывать давать ребенку свободу для его собственного изображения.

Математический планшет или Геометрик (Оксва).

Доска имеет размер 25х25см и округлые края поля – для безопасности самых маленьких пользователей. Геоборд окрашен в черный цвет, что дает больше контрастности в сочетании с цветными фигурами и резиночками: картинки получаются яркими и нравятся ребенку. Для того, чтобы знать, с чего начать, в комплекте имеется методическое пособие. Планшет выполнен из дерева так же, как и фигурки к нему.

Бизиборд

Бизиборд — развивающая доска для детей, которая содержит много различных кнопочек, замочков, щеколд, прищепок и прочих предметов, которые могли бы заинтересовать ребенка.

Мелкая моторика и развитие речи взаимосвязаны напрямую. Через выполнение мелких движений пальчиками рук, происходит прямое влияние на мозг ребенка. При давлении на кончики пальцев сигнал идет прямо в кору головного мозга, эти сигналы активизируют еще неразвитые клетки головного мозга, отвечающие за речь ребенка. Многократно открывая и закрывая замочки, ребенок каждый раз испытывает радость, когда ему удается справиться с механизмом. Работа с модулем совершенствует зрительно-моторную координацию, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка.

Цели и задачи бизиборда

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движения, внимания, фантазии, усидчивости, творческого и логического мышления, самостоятельности; помогать в освоении бытовой деятельности; способствовать формированию умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек, молний, щеколд.

Задачи:

  • развивать мелкую моторику рук, логику и мышление;
  • способствовать изучению различных цветов;
  • формировать причинно-следственные связи;
  • развивать самостоятельность и познавательную активность;
  • способствовать развитию произвольности (умение играть по правилам и выполнять инструкции).

Шнуровка бусы

Шнуровка-бусы — уникальная развивающая игрушка для малышей. Нанизывать детали на шнурок не только интересно, но и полезно. Ведь это занятие тренирует мелкую моторику, а значит — развивает речь, координацию движений, мышление, вырабатывает усидчивость, внимательность, аккуратность.

Шнуровка-бусы — уникальная развивающая игрушка для малышей. Нанизывать детали на шнурок не только интересно, но и полезно. Ведь это занятие тренирует мелкую моторику, а значит — развивает речь, координацию движений, мышление, вырабатывает усидчивость, внимательность, аккуратность.

Что такое игра-шнуровка

Идея создания таких игрушек принадлежит итальянскому педагогу-психологу Марии Монтессори. Она придавала огромное значение развитию мелкой моторики у детей, а первыми ее дидактическими материалами стали кусочки кожи с отверстиями для продевания шнурков. Доказавшие на практике свою эффективность шнуровки стали использовать как развивающие пособия в детских садах, развивающих центрах, домашних условиях.

Конструкция игрушки представляет собой толстую нить (шнурок) с жесткими наконечниками и набора элементов с отверстиями. Сегодня существует несколько видов бус-шнуровок, которые различаются материалом, а главное — конфигурацией, тематикой, размером, цветом бусин. Это позволяет подобрать игрушки, развивающие когнитивные функции или навыки шнурования, кругозор, а также помогающие малышам запомнить буквы, цифры, научиться читать.

Что касается материала, то по отзывам родителей и мнению психологов, лучшими считаются деревянные игрушки. Они экологичны, практичны, долговечны. Кроме того, дерево обладает особой энергетикой, вызывает приятные тактильные ощущения от соприкосновения с теплой, гладкой поверхностью.

Интересные занятия с бусами-шнуровками

Нанизывать в одиночестве бусины на шнурок понравится далеко не всем малышам. Чтобы у детей возник интерес, взрослые должны предлагать им разнообразные развивающие игры и упражнения. К примеру:

  • «Делай как я». Для этого занятия понадобится набор с двумя шнурками. Мама нанизывает бусины в определенном порядке, а малыш должен в точности его повторить. Можно нарисовать схему и попросить собрать бусы в строгом соответствии с «технической документацией».
  • Изучаем цвет и форму. Предложите ребенку сделать ожерелье из зеленых бусин или красных, только из круглых или добавить на шнурок элементы в виде кубика.
  • «Найди элемент». Спрячьте все бусины в мешочек с крупой и попросите малыша достать сначала круглые, потом квадратные, прямоугольные, эллипсы, ромбы, цилиндры.
  • «Сортировка». Бусины можно разделить по группам: цвету или форме. Пусть ребенок оценит каждый элемент и соберет несколько «кучек».
  • «Шнуруем вместе». Задача — нанизать определенное количество бусин, а затем передать шнурок взрослому, который делает то же самое и возвращает бусы обратно. Проигрывает тот, кто ошибся в подсчете. Начинать можно с одной-двух бусин, постепенно увеличивая количество, а также темп игры.

Подключив фантазию, можно придумать десятки интересных, полезных для раннего развития ребенка, развлечений. Если у вас в приоритете вырастить гармонично развитого малыша, бусы-шнуровки станут вашими верными помощниками

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 1; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.183 (0.01 с.)