Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 13. Малокомплектная школаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Литература
Азаров Ю.Л. Радость учить и учиться. М., 1989. Ажонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. Антология гуманной педагогики. В 27 книгах. М., 2000–2004. Будницкая И.И. Катаева А.А. Ребенок идет в школу. М., 1985. Воспитание свободной личности: теория, история, практика. Сб. научн. ст. Белгород, 2001. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М., 2001. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. М., 1986. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. Корчак Я. Как любить детей. М., 1969. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. М., 1989. Педагогический поиск. М., 1988. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002. Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001. Снайдер М., Снайдер Р. Ребенок как личность. М., 1994. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001. № 8. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. М., 2002. Шиянова Е.Н., Ромаева И.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. М., 2003. ГЛАВА 13. МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться. В.Л. Сухомлинский
Особенности малокомплектной школы
Малокомплектная начальная школа – это школа без параллельных классов, с небольшим количеством учеников. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» малокомплектной называется школа, насчитывающая менее 15 учеников. Появление этого типа школ у нас обусловлено неравномерностью расселения людей на территории страны. Раньше малокомплектные школы открывались только в небольших поселках, временных поселениях, городках, но в последнее время в связи с уменьшением рождаемости и значительной миграцией населения они появляются даже в больших населенных пунктах. Имеет место новое сочетание основной и средней школы с малокомплектной. Малочисленными становятся уже и средние школы, чему способствует нехватка учеников и учителей. Из 5 учеников формируется полноценный класс. Для 2–3 отдельный класс не открывают, а присоединяют к другому. Так же и с учителями: для 5 учеников в классе приглашается отдельный педагог, но для 7 учеников в школе это проблематично. Динамика развития сети малокомплектных школ неравномерная. В одних регионах число их уменьшается, в других возрастает. На этот процесс влияет и изменение структуры производства. Пока существует поселок, действует рудник, эксплуатируется магистраль, живет и школа. К сожалению, в связи с неблагоприятной демографической ситуацией в стране количество малокомплектных школ увеличивается. В постановлении Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» намечены меры по улучшению качества их работы в сложившихся условиях. Под реорганизацию подпадают основные школы, в которых обучаются менее 40 учеников, а их в России сегодня около 3 тыс. В документе записано: «Общеобразовательное учреждение основного общего образования с контингентом обучающихся 40 и менее человек при наличии организационно-транспортных условий и расположенное вблизи (до 3 км) другого общеобразовательного учреждения с большим контингентом обучающихся может быть реорганизовано». С контингентом учеников в 100 и менее человек оно преобразуется в учреждение основного общего образования. Сегодня в России таких школ более 3 тыс. В начальных классах обучается свыше 7 млн детей. Их обучают почти 400 тыс. учителей, из которых почти половина работают в сельских, в том числе и малокомплектных, школах[30]. Малокомплектная школа отличается: 1) небольшим количеством учеников; 2) отсутствием параллельных классов; 3) увеличением затрат на обучение одного ученика. В этой связи один из главных мотивов реструктуризации школьной сети – экономия финансовых средств, сокращение расходов на финансирование затратных малочисленных школ, где обучение одного ученика обходится очень дорого (от 7 до 12 тыс. в год, в городе – около 2 тыс.); 4) неравномерной наполняемостью классов или отсутствием отдельных классов вовсе; 5) наличием классов, где вместе обучаются дети – ученики разных возрастов; 6) здесь работают один или два учителя; должности библиотекаря, завхоза, заведующего не предусмотрены. Их функции выполняют учителя; 7) учитель малокомплектной школы – не узкопрофильный специалист, а мастер на все руки: от глубокой профессиональной диагностики до ремонта помещения простираются его обязанности. Его школа – часто единственный очаг культуры в поселке – открыта всегда и для всех; 8) малокомплектные школы отличаются большим разнообразием: наличием в них 2–3 учеников и побольше – 40–50; в некоторых отсутствуют один или два класса; 9) у большинства таких школ слабая материальная база.
Еще не так давно на малокомплектную школу смотрели как на учебное заведение второго сорта, где трудно достичь высоких результатов обучения и воспитания. Сегодня многие специалисты склоняются к выводу, что и тут есть определенные преимущества. Главное – небольшое количество учеников в школе, малая наполняемость классов, что дает учителю прекрасную возможность организовать личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Небольшой разновозрастный коллектив создает условия для воспитания и обучения младших старшими. Возможность детей разных возрастов общаться друг с другом, построение школы по модели семьи приводят к особым отношениям, которые в большой школе организовать очень непросто, в малой они возникают почти автоматически. Школа с 20–30 учениками напоминает большую семью. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому нет случаев серьезного хулиганства и других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают и любят, все друг другу доверяют и помогают. Американский педагог, посетивший нашу малокомплектную школу, сравнил ее с элитарным учебным заведением. Только вот бюджет ее довольно скудный. Малокомплектная школа сталкивается с множеством специфических трудностей, обусловленных именно небольшим количеством учеников. Здесь нельзя в полную силу задействовать закономерности взаимообучения. Значительную часть знаний дети получают друг от друга, при этом лучше понимают материал, быстрее схватывают, без труда усваивают. В классах обязательно должны быть сильные ученики. Но если класс маленький, их может не оказаться и тогда учиться не у кого. Учитель, каким бы мастером он ни был, не способен восполнить этот пробел. Дифференцировать учеников по классам и способностям здесь тоже нельзя. Л. Байбородова, заведующая лабораторией проблем сельской школы Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, на основе исследований приходит к заключению, что уровень учебной мотивации учеников малокомплектных школ довольно низкий, познавательные интересы их развиты гораздо слабее и соответственно ниже успеваемость. Эти особенности влекут за собой перестройку учебно-воспитательного процесса, требуют особой методики, ведь в педагогических училищах, колледжах, институтах и университетах студентов обычно обучают работать с полными классами или отдельными учениками. В малокомплектной школе такое невозможно. Даже группы, отвечающие всем требованиям, не всегда удается выделить. Нередко начинающему учителю приходится придумывать особые методы работы, чтобы максимально удовлетворить потребности школьников. Педагогические закономерности в условиях малокомплектной школы приобретают конкретный характер, методические рекомендации требуют творческого переосмысления и применения; отдаленность таких школ от методических центров ставит учителей перед необходимостью постоянного педагогического поиска. ...
Характерная особенность современных малокомплектных школ – их тесное сотрудничество с детскими дошкольными учреждениями. Хорошо зарекомендовали себя комплексы «школа-детский сад». Они открываются везде, где есть надлежащие социально-экономические и санитарно-гигиенические условия. Под общей крышей и единым руководством создается центр воспитания для всех детей дошкольного и младшего школьного возраста. Стратегию определяет педагогический совет, куда, кроме заведующего, входят учителя, воспитатели, методист, музыкальный руководитель, председатель родительского совета, представитель администрации населенного пункта. Сегодня в стране около 3 тыс. комплексов «школа-детский сад». Практика подтверждает, что слияние начальной малокомплектной школы с детским садом имеет ряд преимуществ: – учебно-воспитательный процесс планируется на длительную перспективу и осуществляется по единому плану; – создаются благоприятные условия для диагностики развития детей и оптимального управления этим процессом; – возникают разновозрастные детские объединения, где воспитание младших старшими дает положительные результаты; – экономятся средства, энергоресурсы; – полнее используется материальная база, оборудование; – равномерной становится нагрузка педагогов; – создаются благоприятные условия для медицинского контроля, профилактики заболеваемости; – устраняются сложности, связанные с переходом ребенка из детского сада в школу. Комплекс объединяет всех. Здесь проходят родительские собрания, читаются лекции, проводятся праздники, утренники, выставки, соревнования, конкурсы. Основной структурный компонент начальной малокомплектной школы – класс-комплект, руководимый одним педагогом-классоводом и состоящий из двух, трех или даже четырех классов. Возможные схемы соединения классов в комплекты: 1 и 2-й; 1 и 3-й; 2 и 3-й; 1, 2 и 3-й; 3 и 4-й; 1, 2, 3 и 4-й. Очень редки школы, где одновременно действуют учебные планы и программы для трех– и четырехлетнего обучения. Создавать классы-комплекты там еще труднее. Сложность работы учителя здесь в том, что ему ежедневно надо готовиться к 8-12 урокам, распределять внимание между двумя-тремя классами. Восхищение вызывают учителя, у которых дети трудятся в полную силу, а результаты обучения и воспитания не хуже тех, что достигаются в значительно лучших условиях. Усложняет работу и неравномерная наполняемость классов. В 1 классе, например, могут обучаться 2–3 ученика, во 2-м – 6–7, в 3-м – 11–12. На следующий год ситуация может измениться: в 1 класс придет 12–14 детей, 2-й и 3-й останутся без изменений. Это влечет за собой ежегодное изменение планов учебно-воспитательной работы. Однако не связанный работой в параллельных классах и жесткими сроками учитель начальной малокомплектной школы свободен в выборе темпа обучения. На первом плане у него – качество обучения и воспитания. Если детям трудно, он снижает темп, экономит время при выполнении более легких заданий. На качество обучения и воспитания работают современные методические находки учителей начальной малокомплектной школы. Здесь нет второгодников. Если ученик даже слабо усвоил программный материал, его все равно переводят в следующий класс. Пробелы в знаниях он ликвидирует, когда этот же материал будут проходить ученики младшего класса. Многократное повторение знаний, которое обеспечивает малокомплектная школа, – важный способ их упрочения. Эффективность работы начальной малокомплектной школы определяется общими и частными условиями. Первые определяют принципиальные возможности достижения высоких результатов учебно-воспитательного процесса, вторые связаны с организацией и проведением уроков, внеклассной и воспитательной работы (рис. 15). Общими условиями являются: – материальные (помещение, мебель, наличие пришкольного участка, технические средства обучения, учебные пособия, учебники и т.п.); – экономические (наличие денежных средств для оплаты энергоносителей и т.п.); – санитарно-гигиенические (соответствие учебных и других помещений определенным требованиям: освещение, температура, размер мебели и т.д.); – экологические (прежде всего место расположения школы); ...
Рис. 15. Общие и частные условия эффективности работы в малокомплектной школе – отдаленность школы (возможности приема телепрограмм, повышения квалификации учителей, методической и инспекторской помощи и т.д.); – квалификация учителей; – взаимодействие (с дошкольными учреждениями, средней школой, администрацией населенного пункта, родителями). Все эти условия мало зависят от учителей, но они задают те принципиальные возможности, которые определяют уровень работы школы, качество обучения и воспитания. Если в классе холодно, нет в достаточном количестве нужных книг, а из-за расположенного рядом шиферного завода трудно дышать, надеяться на высокое качество учебно-воспитательного процесса трудно. Однако учителя могут влиять на те условия, которые создают они сами. Все зависит от их добросовестного отношения к делу. К таким конкретным условиям относятся: – рациональное объединение классов в комплекты; – правильное составление расписания уроков; – выбор эффективных методов обучения, воспитания, правильное сочетание их в технологическом процессе; – определение наиболее целесообразной структуры урока в соответствии с поставленной целью; – оптимизация содержания урока; – правильное сочетание урочной и внеурочных форм учебно-воспитательной работы; – рациональное чередование самостоятельной работы учеников с работой под руководством учителя; – формирование у детей умения учиться и самостоятельно приобретать знания; – рациональное использование наглядности и слова на различных этапах изучения знаний, формирования умений; – научная диагностика развития, уровня обученности и воспитанности школьников; – систематический контроль знаний, умений, основанный на принципах гуманистической педагогики; – разумное руководство разновозрастными объединениями детей; – применение технических средств обучения; – использование личностно-ориентированного обучения и воспитания. При соединении классов в комплекты исходят из того, сколько: 1) классов; 2) в каждом из них учеников; 3) учителей в школе. Если в школе один учитель, вариантов нет: он объединяет все классы в один комплект. Если два-три учителя, они могут создавать комплекты, руководствуясь соображениями: а) равного числа учеников; б) личных наклонностей; в) педагогической целесообразности. Учитываются также: • сложность программы в каждом классе; • уровень подготовленности учеников; • опыт и квалификация педагога; • преемственность в работе (сохранить ее или, наоборот, не принимать во внимание); • нагрузка, которую имел классовод в предыдущем году; • размер классной комнаты и др.
В любых комбинациях классов есть свои плюсы и минусы. Например, если в один комплект соединены 1 и 3 классы, то в первом полугодии учитель вынужден больше внимания уделять 1 классу. А когда первоклассники начнут читать, он переключится на 3 класс. Такой комплект более предпочтителен: на каждом уроке почти половину времени третьеклассники смогут работать самостоятельно – ведь они уже достаточно овладели общеучебными и специальными умениями. Преимущество комплекта 1–2 в возможности проводить общие однотемные уроки. При этом лучше осуществляется преемственность обучения, удовлетворяется потребность учеников примерно одного возраста в общении. Один из наиболее очевидных недостатков комплекта – непроизвольное завышение требований в 1 классе и снижение во 2-м. Практически ученики обоих классов овладевают одной и той же программой на одном и том же уровне. Расписание уроков зависит от того, какие комплекты образованы. В смежных классах (1–2, 2–3, 3–4) целесообразно соединять одинаковые предметы. В комплектах 1–3, 2–4, 1–4 возможны другие сочетания. Здесь одинаковых предметов мало, поскольку учебные планы существенно отличаются. Составляя расписание, руководствуются установленными требованиями, которые в данном случае исключений не имеют. Учитываются прежде всего годовая, недельная и суточная динамика работоспособности детей. Последовательность уроков на протяжении недели и дня обусловливается физиологическими особенностями младших школьников. Наиболее продуктивные дни – вторник и среда, а уроки – второй и третий. В эти дни и часы в расписании должны стоять самые трудные предметы. На протяжении недели с помощью уроков, требующих меньших усилий от учеников – рисования, музыки (пения), физкультуры, труда, – учитель может управлять динамикой работоспособности, чтобы не допускать переутомления. Какие предметы целесообразно соединять в расписании – одинаковые или разные? Если объединить одинаковые, учителю легче планировать урок, переключать внимание учеников с одного вида занятий на другой, иногда проводить уроки на одну и ту же тему, в частности, уроки чтения, физкультуры, природоведения, труда, музыки и пения. Уроки чтения чаще всего объединяют с уроками языка. Проводить одновременно занятия по математике и языку в двух классах очень сложно. Начинающий учитель не сможет справиться с интенсивным управлением мыслительной деятельности учеников. Только в одном классе следует проводить уроки математики, языка, природоведения. Для всего комплекта целесообразно планировать уроки физкультуры, музыки и пения, труда, работу на пришкольном участке. Особого внимания требуют первоклассники. Еще в 60-е годы был предложен проект работы с ними в первом полугодии в режиме сокращенных уроков (В.П. Стрезикозин). Первые два урока по 30 мин проводятся для первоклассников отдельно. Следующие два по 40 мин – вместе с другими классами. Заключительные, если в них есть необходимость, по 35 мин. Со второго полугодия, когда первоклассники начинают работать самостоятельно, можно уменьшить время занятий с ними и обратить больше внимания на другой класс. Вот как будет выглядеть расписание для комплекта, в котором есть 1 класс (табл. 9). Таблица 9
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 10; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.201 (0.013 с.) |