Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лучшая свинарка Чкаловской области.

       На страницах любимой газеты хочу рассказать о человеке, который оставил в нас с сестрёнкой духовный росток, многое испытавшем, в чьей судьбе отразился весь трагичный и изломавший миллионы судеб двадцатый век. Почему – то чаще мы вспоминаем о давно ушедшем из жизни близком человеке в день его смерти. День рождения бабы Нюры – 19 августа 1916 года. Я запомнил её ещё без палочки, когда она брала меня шести – семилетнего с собой собирать лекарственные травы. «Сынок, вон жёлтенький, зверобой!» Бегу, набираю полную корзинку. «Сынок, мне – то оставь!» Она очень любила смотреть кино, называя всё действо, там происходящее, картиной. Детей своих, как и замужества, у неё не случилось в жизни, и всё своё душевное тепло она дарила мне и моей сестре. Баба Нюра рано научила нас читать, вырезая буквы из ненужной клеёнки. Пойдя в первый класс, я с удивлением обнаружил, что знаю на несколько букв больше, чем было в алфавите, который висел в кабинете около доски. Учила она нас читать по единственной книге – Евангелию 1914 года издания. До сих пор помню вкус пареной тыквы, которую она готовила целиком в печи.              О своём прошлом она вслух никогда не вспоминала. Если ей что – то приходило на ум из прошлого, она тихо произносила какие – то непонятные слова. Со временем мы с сестрой стали понимать, что это были молитвы. Не смотря на все гонения, истребление в людях веры в Бога на протяжении почти всего двадцатого столетия, баба Нюра пронесла эту веру через всю свою жизнь. О прошлом бабы Нюры, Тучкиной Анны Михайловны, рассказала мне моя бабушка, её родная сестра, Елизавета Михайловна Майорова.                                                                                                                                          Семья Тучкина Михаила Александровича до революции 1917 года имела справное хозяйство, девять рабочих лошадей, много крупного и мелкого рогатого скота. На земельных наделах выращивали все необходимые для себя и прокормления многочисленной живности культуры. У них был большой деревянный дом, крытый, у одних на всю Покровку, железом. Имелись механические сельхозорудия. Жнейка, молотилка, механизм для вязки снопов, конные косилка, грабли и много других разных, нужных в хозяйстве, приспособлений. У них был сепаратор. И односельчане до самого утра, выстроившись в очередь, сепарировали на нём вечерний удой.                                                                                                                                                          Революция, затем Гражданская война. Но самый сильный удар по крестьянству пришёлся на время коллективизации. Был истреблён самый цвет крестьян, не только желающих, но и умеющих работать на земле. Земля не терпит по отношению к себе разгильдяйства и нерадивости. Работать на земле – это такой же талант, как писать картины, создавать архитектурные сооружения, строить корабли. Работали до кровавых мозолей, до седьмого пота. И те односельчане, которые сепарировали у Тучкиных молоко, предпочитали всегда попасть на уборку именно на их поля, потому что платили им хорошо, объявившись в одночасье «батраками», угнетаемыми и притесняемыми, в один день разорили крепкое, создававшееся десятилетиями, хозяйство. Со старой бабушки стащили худые валенки, Михаила Александровича отправили по этапу без всякого суда, бабушку и четверых её внуков привезли в Преображенку, хотели отправить на Соловки, но не оказалось для них сопровождающего. Были «преступники» поважнее. В поисках пропитания пошли бабушка, Мария, Александр, Елизавета и Анна от села к селу, прося милостыню. Подавали неохотно и Елизавета, будучи одарена проникновенным голосом, пела молитву. Ночевать не пускали, завидев на них кишащих клубками вшей. За зиму дошли до Абдулино. Весной стало легче. Прорезался по холмам дикий чеснок, подрастала лебеда, выливали сусликов, ловили ежей и хомяков. Потрошили воробьят. Весной вернулись в родную Покровку. Четыре года подряд ни одного дождя. Страшная засуха. Разразился голод. Поели всех кошек и собак, крыс и мышей. В Преображенке на кладбище есть братская могила. У людей уже не оставалось сил копать могилу каждому. Собрались все, у кого ещё оставались силы и выкопали одну большую общую могилу. Привезут на телеге умершего, положат, землёй присыпят. А там навстречу уже и следующего везут.                                                                                                                                                       Пётр Спигин разрешил поселиться Тучкиным ребятишкам с бабушкой в своей бане. Оттуда они, подрастая, и выходили замуж. В колхоз поначалу не брали – дети кулаков. Но и без их рабочих рук стало не обойтись. Война! Всю Великую Отечественную баба Нюра работала на тракторе. В начале прицепщицей, а когда однажды надорвалась плугом, её послали учиться на тракториста. Первые тракторы, а баба Нюра пахала и сеяла на ЧТЗ (Челябинский тракторный завод), были тяжелы в эксплуатации. После каждого круга на поле нужно было делать перетяжку. И здоровый то мужик не всякий справлялся. А тут женщины. После войны Анна Михайловна устроилась работать свинаркой в совхоз «Электрозавод». Крестьянская жилка – она жива, независимо, колхоз это, совхоз, сельхозартель. Свиноматки, закреплённые за Анной, приносили иногда за двадцать поросят, и всех до единого она выхаживала. Непосвящённому человеку такой факт покажется пустой строчкой, ничего не говорящей. Сосков у свиноматки обычно от восьми до четырнадцати. Выходить при этом двадцать поросят стоит великого труда и терпения. За такой труд Анна Михайловна была удостоена чести стать участником ВДНХ (Выставка достижений народного  хозяйства) в Москве. Это примерно как сейчас для нас слетать в космос. Сразу после войны баба Нюра четыре года осваивала целину. Хоть сегодня некоторые историки и пишут, что освоение целинных и залежных земель шло с грубыми нарушениями агротехнологии возделывания, но главная задача – накормить страну в тяжёлые и голодные послевоенные годы, была выполнена. Бабу Нюру отмечали и награждали правительственными наградами. Она бывала несколько раз на курортах Советского Союза по премиальным путёвкам. В моём семейном архиве хранятся две её фотографии, где она на берегу моря, в шезлонге, с книгой в руках.                          Когда баба Нюра скончалась, её хоронили, как мне сказали позже, в сорокоградусный мороз. А я тогда не почуял. После, когда стал забирать её награды и документы, открыл сундук, а там на оборотной стороне крышки сундука приклеена была пожелтевшая от времени газета. «Голос ударника» Ивановского района. В газете почти выцветшая, еле читаемая статья «Об успехах местного комитета бедноты в деле раскулачивания зажиточных крестьян». Вот она где, наша подлинная история – в бабушкиных сундуках. Среди перечисленных там фамилий, значилась и фамилия Тучкиных. Подвергнув репрессиям, Тучкиных разбросали по всему СССР. Кто оказался расстрелян, кого съели медведи, выгруженных из вагонов посреди Сибири зимой в лютые морозы. Баба Нюра всегда благодарила Бога, никогда ни разу в своей жизни не пожаловавшись на судьбу.

                                                                                         Николай Полонец.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.128 (0.01 с.)