Содержание книги

  1. М.: Государственное музыкальное издательство, 1953
  2. Скрипка Корелли и ее историческое место
  3. Вопросы музыкального стиля у Корелли


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М.: Государственное музыкальное издательство, 1953



К. Кузнецов, И. Ямпольский

Арканджело Корелли

 

М.: Государственное музыкальное издательство, 1953

 

Текст приводится без нотных примеров. Написание, не соответствующее, приведено в соответствие с современными правилами (принятыми в 1961 г.), устаревшие формы имен и названий оставлены без изменений.

От авторов

Скрипка Корелли и ее историческое место

Жизнь и творчество Корелли

Вопросы музыкального стиля у Корелли

 

Заключение


ОТ АВТОРОВ

 

Настоящая работа посвящена Арканджело Корелли; 300-летие со дня его рождения отмечается в 1953 году. С Корелли, великого классика итальянской скрипичной школы, начинается вереница скрипачей, поднявших до высокого художественного уровня искусство игры на своем инструменте в оркестре, камерном ансамбле, музыке соло, утвердивших значение скрипки в развитии национальных музыкальных культур.

Корелли прошел свой жизненный путь как мастер инструментальной музыки. Скрипке отдал он безраздельно все свои творческие силы. Про себя и про свою скрипку Корелли мог сказать, что «умел петь с помощью струн», как говорили древние римляне про своих кифаристов-струнников.

Восторженное отношение к Корелли современников, называвших его «новым Орфеем», «Колумбом в музыке», готовых, как это сделал французский клавесинист Франсуа Куперен, сочинять в честь Корелли музыкальные «Апофеозы», — с течением времени приняло более уравновешенные формы, но и в оценках потомства Корелли живет как музыкант не умирающего значения.

Это отметил Гектор Берлиоз в своей оставшейся малоизвестной статье о Корелли, написанной в 1837 году. Берлиоз говорит в ней одновременно и о композиторе-певце Джулио Каччини, одном из создателей итальянской вокальной школы. Сопоставление двух новаторов в области вокальной и инструментальной музыки не случайно. В деятельности Корелли на переломе XVII-XVIII веков и в деятельности Каччини на переломе XVI-XVII веков Берлиоз тонко подметил их значение как художников, стоявших на исторической грани в рождении нового, мелодического в его первооснове, музыкального стиля. Берлиоз высоко оценивает «чистоту», ясность гармонии Корелли, и в особенности его «мелодию», полную чувства (sensibilite). Это качество современники Корелли характеризовали, употребляя итальянский термин «кантабиле» — певуче, напевно. «Всякое музыкальное произведение, вокальное или инструментальное, должно быть кантабильно», — по выражению младшего современника Корелли, немецкого музыканта, Иоганна Маттесона.

«Экспрессивность», выразительность в музыке, утверждает Берлиоз в той же статье, явилась почвой, на которой выросла «драматичность» музыки XIX века, ее Конкретная содержательность. Свою драматическую симфонию «Ромео и Юлия», создававшуюся в период 1829-1838 годов, Берлиоз посвятил последнему великому представителю итальянского скрипичного искусства, Николо Паганини. Работая над драматической симфонией, Берлиоз не упустил из поля зрения и творческий облик Корелли, родоначальника итальянской скрипичной школы, посвятив ему краткую, меткую статью.

Корелли — один из основоположников итальянской национальной музыкальной культуры, заложивший фундамент новой, светской инструментальной музыки. В публикуемой работе авторы пытаются осветить значение деятельности Корелли как итальянского национального художника.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.204 (0.007 с.)