Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

учреждение высшего профессионального образования

Поиск

 учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический

 университет им. М.Акмуллы»

Колледж БГПУ им. М.Акмуллы

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ

 

На работу студента__________________________________________________

выполненную на тему_______________________________________________

__________________________________________________________________

1. Актуальность работы_____________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2. Научная новизна работы___________________________________________

__________________________________________________________________

3. Оценка содержания работы_________________________________________

__________________________________________________________________

4. Положительные стороны работы____________________________________

__________________________________________________________________

5. Замечания_______________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Рекомендации по внедрению результатов работы______________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Рекомендуемая оценка____________________________________________

8. Дополнительная информация для аттестационной комиссии __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Руководитель_______________________________________________________ __________________________________________________________________

(подпись )                     (фамилия, имя, отчество)

_____________________________________________________________________________

(ученая степень, звание, должность, место работы)

______________________________________

дата

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1

Глава 2

 

ВВЕДЕНИЕ

Резьба по дереву — очень интересное, увлекательное и полезное занятие как для детей школьного возраста, так и для взрослых. Научиться резать по дереву может каждый желающий, так как никаких особых способностей для этого не требуется; нужны лишь желание и терпение.
Человек, который не имеет терпения, овладевает искусством резьбы значительно медленнее. Правда, в процессе обучения у него постепенно, незаметно для него самого, вырабатывается это ценное качество характера.
Для резных работ нужно обладать небольшой физической силой в руках, поэтому мальчик или девочка с 8—9 лет могут обучаться резьбе по дереву. В процессе резьбы по дереву физическая сила в руках быстро развивается.
Необходимость быть очень внимательным при отделке ножом деталей рисунка, опасение зарезов и поломок заставляют резчика сосредоточиться, «взять себя в руки», а это развивает волевые качества и благоприятно действует на нервную систему.
Люди, нервные от природы или имеющие в силу различных причин расшатанную нервную систему, занимаясь резьбой, постепенно перестают быть нервными и раздражительными. Интересно отметить, что это происходит без всякого напряжения, исподволь.
Так как с резьбой по дереву связано составление рисунка, перенесение его с оригинала на дерево, то эти процессы являются большим подспорьем в овладении искусством черчения, что в равной мере с резьбой способствует воспитанию аккуратности, тщательности в работе и терпения.
Наконец, обучающиеся резьбе по дереву овладевают умением составить рисунок для резьбы по своему собственному вкусу и фантазии, а это, в особенности у детей школьного возраста, развивает художественные способности.
Научившийся резать по дереву настолько втягивается в это искусство, настолько начинает им увлекаться, что резьба становится для него отдыхом от другой работы.
Резчики по дереву могут оказать большую помощь школе путем изготовления самых разнообразных наглядных учебных пособий по геометрии, рисованию и другим предметам.
Нет предела возможностям и фантазии в создании различных полезных в домашнем обиходе и общественной жизни вещей, украшенных резьбой.
Резьбой можно украсить письменный стол, буфет, гардероб, не только обработав их плоскость, но и наклеив на них различные орнаментальные фигуры (пальметки, розетки, гирлянды листьев и др.).
Резьбой могут быть украшены мелкие вещи: рамки для фотографий, стенные полочки, шкафчики, рамы для картин и зеркал и многое другое.
Следует рекомендовать детям школьного возраста изучать это интересное и полезное искусство, которое может частично или полностью отвлечь их от стремления «на улицу».
Взрослым людям с расшатанной нервной системой резьба по дереву полезна как лечебное средство и приятный отдых.
Резьба по дереву является одним из наиболее древних и распространенных приемов художественного декора (украшения) зданий, внутреннего оборудования помещений и особенно мебели, бытовой утвари.

Моя цель— преподать приемы и способы оформления рисунка в целом и некоторых его деталей в пределах графических возможностей.

 

1 ГЛАВА

По пунктам

Первые про резьбу

 

Последний про ложки

 

Народная резьба по дереву

 

Начиная с XII века, ложки, как и все необходимые предметы, изготавливались внутри семьи, это была эпоха натурального хозяйства с домашним производством. Женщина ткала и пряла, мужчина должен был обеспечить дом предметами обихода из дерева и железа. У кого-то это получалось лучше других. Секреты ложкарного мастерства передавались от отца к сыну, из рода в род. Их домашнее производство совершенствовалось, и постепенно на его базе возникло ремесло – мелкое ручное производство промышленных изделий. Особенно ярко было развито ложкарное ремесло вокруг «селишка» Семёнова, Нижегородской губернии, где в 17-ом веке зародился и получил развитие ложкарный промысел. В городе Семёнове во второй половине 18-го века наблюдается резкий подъём ложкарного промысла. В 1811г. был открыт ложкарный цех. В 1889г. производством деревянных ложек занималось 6930человек разного пола и возраста, в год вырабатывалось более 3 миллионов деревянных ложек. В начале 20-го века Семёнов – признанная ложкарная столица. Основным местом сбыта товара была Нижегородская ярмарка, куда поступало до 90% всей произведённой за год продукции. В 1910году, самые дешёвые были детские ложки – 5-6руб. за тысячу ложек, а самые дорогие, пальмовые – 60-75руб. за тысячу ложек. Всего в Семёновском крае выделывалось ложек более 40 видов разной формы. В числе их различались: баская, полубаская, тонкая, рыбка, межеумок. Форма и размеры определялись назначением. По качеству материала и чистоте отделки в продаже было три сорта ложкарного товара: лицевой, очень хороший и хороший.

 

В ложкарно-веретённом районе Балахнинского уезда, а точнее его северо-западном углу, куда входили почти все селения трёх волостей Полянской, Павелковской и Катунской ( современный Чкаловский район), с центром расположенным около с. Пурех, было распространено «Пуреховское ложкарство». Процесс работы над ложкой балахнинских кустарей был проще семёновского: часто ложку с начала и до конца делал один мастер, в то время как семёновцы разделяли работу между отдельными членами семьи. Возможно, это связано с изготовлением в Пурехе грубых бурлацких ложек с толстым точёным черенком – «межеумок», не требующих их тщательной обработки, так как 23%местных ремесленников в 1858г. были бурлаками. В начале 20-го в. пурешане всё более стали переходить на изготовление «семёнок». В 1905г. в лошк.-веретён. районе Балахнинского уезда насчитывалось 1395 ложкарей в 796 семьях и вырабатывалось 12млн.712тыс. разных сортов ложек на сумму 66млн.931тыс.рублей. Сбыт изделий можно было разделить на 3 группы: самостоятельно, т.е. на базаре и «вольно»; скупщику на чистые деньги; «хозяину» под товар. Более высокий уровень благосостояния был у ложкарей, продававших изделия самостоятельно. И дом у них был лучше, и живности больше.

 

Ложки изготавливались из дерева способом вырезания или долбления тем или иным стальным инструментом. Делали их из берёзы, ольхи, осины, но предпочтение отдавали клёну, древесина которого обладает высокими декоративными качествами. Блестящие сердцевидные и годичные слои, разделённые тёмными линиями, создают довольно красивую текстуру. Кроме того, клён долго не выцветает. Кленовые ложки применяли, как правило, без какого либо покрытия. Но были ложки и окрашенные, и с цветной росписью. В хохломской волости ( Ковернинский р-он. п. Ковернино) ложка была «с золотом», получали золотой фон с помощью оловянного порошка (хохломская технология). Простую ложку украшали маленькими звёздочками, нанося узор штампиком - трафаретом из гриба – дождевика. Более затейлив был орнамент «лицевых» ложек – «под листочек», «под кудрину», «под фон», «травка». Следующей стадией окраски ложки было покрытие её олифой. Чаще всего ложки, главным образом ручки, украшались резьбой.

 

Технические приёмы производства ложек, хотя и не представляют большой трудности, но весьма многочисленны. Чтобы окончательно сделать белую ложку, необходимо было дереву побывать в руках кустаря не менее 13 раз. Резать было легче из сырой древесины, её пропаривали 2-3 часа.

 

Главный инструмент – топор «тесальный» раскалывал кряжики на «баклуши», затем вертикально поставленную « баклушу», удерживая левой рукой, обтёсывали, придавая ей форму лопаточки, обрубленной более круто со стороны черпачка и положе к черенку. Таким образом, лопасти черпачка постепенно придавалась округлая форма, а черенку - плоская или круглая. Затем у обработанной снаружи ложки вырубали теслом выемку. Использовались также «ложечные ножи» - это заточенное колечко с приваренным к нему прутком, ножи: обрезальный (для окончательной наружной отделки ложки) и скобельный (для скобления ложки). Толщина стенок после тесления черпачка – 4-5мм. Шейку черенка обрабатывали ножом в обоих направлениях – от лопасти к черенку и обратно. На конце черенка оставляли утолщение – «каковку», а так же украшали ложки резными ручками в виде коней, птиц или просто с нарезкой, а также росписью.

 

Небольшая часть семёновских ложек шла в Европу – в Стокгольм, Лондон, Париж, Берлин.

 

В послевоенные годы ложкарный промысел резко сократился из-за низкой оплаты труда. Это было следствием распространения металлических ложек, которые вытесняли в быту ложки деревянные.

 

История рассказывает, что в старину к ложкам относились бережно, ценные ложки носили при себе в футляре, а простые деревянные хранили дома в ложечниках - полках для ложек или ложечницах - специальных корзинах. Широко применялась ложка и в обрядовых действиях. В родильной обрядности во время крестильного обеда подавались на стол ложки красного цвета. Отец втыкал все ложки в кашу и требовал за них выкуп («кто хочет кашу есть, тот выкупи ложку»). На крестинах было принято также гадать на ложках, которыми ели крестинную кашу: считалось, что если брошенная за спину ложка упадёт кверху выпуклой стороной, то у роженицы родится ещё один мальчик, если вогнутой-то девочка. О крестинной каше говорили: «Кашка на ложки, а молодец на ножки».

 

Ложка упоминалась в пословицах, поговорках, загадках. «В час по чайной ложке» (очень медленно). «Дорога ложка к обеду». «В бочке мёда ложка дёгтя» (говорили о чём-то неудавшемся). «Полно корыто людей набито» (миска с ложками). «Деревянка везёт, сечка сечёт, Емельян на возу поворачивается» (ложка, зубы, язык). «Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка).

 

Нашла применение ложка и в русской народной музыке, как ударный инструмент. Она была простая, деревянная, к рукоятке ложки иногда подвешивали бубенчики; комплект ложек состоял из 2,3 или 4 штук. Игрой на ложках сопровождались народные пляски и песни; применялись они и в инструментальном ансамбле. Народные исполнители достигали в игре на ложках большой виртуозности.

 

Ушли в прошлое из нашего быта деревянные ложки. У кого-то возможно служат они украшением жилища, лежат на почётном месте, радуют глаз формой, резьбой, да яркими красками, и такое тепло исходит от них…

 

 

2 ГЛАВА

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. ВЫПОЛНЕНИЕ РЕЗНЫХ ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖЕК.

 

 

Этапы работы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.54.190 (0.008 с.)