Содержание книги

  1. Цели и формы использования ударных инструментов
  2. Особенности техники игры на ударных инструментах


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности техники игры на ударных инструментах



Молоточковые ударные инструменты по способу звукоизвлечению можно условно разделить на две группы:

1. Ксилофон и малый барабан.

2. Литавры и вибрафон.

В первой группе два инструмента: один из них шумовой, а другой звуковысотный, но по штрихам и звукоизвлечению они похожи.

Отличительная черта этих инструментов в способе звукоизвлечения являются удары «двойками». Это такие удары, где каждая рука в одном движение делает два удара, только на малом барабане нам в этом помогает отскок, а на ксилофоне это делается только за счет пальцев. И для этих инструментов свойственны штрихи staccato, staccatissimo, marcato; legato же изобразить тяжело на данных инструментах.

Так же на ксилофоне очень эффектным является прием игры «пассаж», glissando, тремоло. Для точного исполнения по нотам, а не по «соседям» нужно вырабатывать мелкую моторику, разрабатывать механическую память, следить за амплитудой и силой удара. Необходимо учесть и держание палочки, о чем говорит К. М. Купинский, и направлять ее в центр резонатора, для точности звучания данного инструмента.

На малом барабане главным приемом и можно сказать даже самым основным по его предназначению является прием — дробь, который исполняется с помощью тех же «двоек» плюс прижим и отскок. Прижим это плотное, но не зажатое соприкосновение палочки с пластиком, которое исполняется путем сдавливания пальцами барабанной палочки. Если при обычных «двойках» в игре еще активно участвует кисть, то при дроби на p и pp кисть практически не подвижна и всю работу делают пальцы, а на f и ff добавляется амплитуда. Так же необходимо разрабатывать мелкую моторику, механическую память, правильное применение амплитуды для исполнения более сложных ритмических рисунков, которые так часто встречаются в партиях барабанщика.

На малом барабане существуют еще и такие способы звукоизвлечения:

1. Обычная игра — записывается обычными нотами,

2. Rim-shot — техника игры, когда барабанная палочка ударяется телом об обод барабана, а головкой – о мембрану,

3. Сross-stick (он же side stick) — техника игры, когда задняя часть палочки лежит на мембране, а плечом палочки (приподымая заднюю часть палочки) наносят удар по ободу.

Все эти приемы так же исполняются за счет пальцев, кистей и быстрым перемещением руки, в данной ситуации предплечье, по поверхности барабана (мембраны). Но и тут действует самое главное правило, мышцы не должны зажиматься иначе не один прием не оправдает наши ожидания.

Вторая группа инструментов — вибрафон и литавры. На этих инструментах легко играть legato, portato, tenuto, но и с помощью особых хитростей можно исполнить и staccato.

Отличительный способ звукоизвлечения при игре на вибрафоне – это участие ноги в игре. Нога на данном инструменте работает по типу педальной техники на фортепиано. Т. е с помощью педали звук продливается, а не гаснет как на ксилофоне и естественно удары будут тоже более смягченными, чем в первой группе наших инструментов. Используется на вибрафоне и прием пассажей и glissando, и даже тремоло, только в отличие от ксилофона все будет звучать более legato.

Второй инструмент этой группы — литавры. Основной прием игры – одиночные удары и тремоло. На литаврах можно исполнять виртуозные приемы glissando (имея ввиду усовершенствованные литавры — педальные, а не винтовые). Понятие staccato на этом инструменте своеобразное, оно используется, но все равно звук остается немного плывущий. Чтобы изобразить staccato нужно усилить удар и играть ближе к краю пластика.

Отличительной особенностью при игре на литаврах является амплитуда. Ведь количество котлов у литавр может быть от трех и выше. В основном используется четыре. У литавриста задействована в игре вся рука от кончиков пальцев при pp и непосредственно само плечо при ff. Если в замахе руки не будет хватать той самой расслабленной амплитуды, то оркестру не хватит мощи литавр, звук будет приглушенным и не озвученным.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 1; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.95 (0.004 с.)