Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чёрные мадонны славянских ряженых

Сюда-Баба (польск. Siuda Baba) - главный ряженый персонаж весеннего обряда, который бытовал в окрестностях Кракова, но в настоящее время сохранился лишь в некоторых посёлках.

Забавно: жители каждого из них уверены, что настоящая Сюда-Баба получается только у них. Отличия ряженых из разных деревень касаются наличия или отсутствия свиты, а также обрядовых предметов: крест, корзинку, плеть в одной местности держат помощники Сюда-бабы, в другой – она сама.

Обряд проводится в понедельник перед Пасхой. Лицо Сюда-Бабы должно быть обязательно вымазано сажей, как вариант, в саже может быть вся её одежда. Её украшения разнообразны: бусы из каштанов, картофеля или деревянных бусин.

 

Обрядовая миссия Сюда-Бабы – совершить обход всех домов. Её сопровождает свита, исполняя пасхальные песни-христославия. С собой Сюда-Баба несёт ёмкость, в которой сажа перемешана со сливками – этим она должна мазать лица домодчадцев, что воспринимается как благословение. Если кто-то начинает стирать сажу, то Сюда-Баба обязана ещё больше измазать этого человека.

Но главные, на кого направлена вся композиция обряда, это, несомненно, девушки. Согласно обычаю, они прячутся от Сюда-Бабы. Когда Сюда-баба обнаруживает очередную девушку, та начинает откупаться от неё, чтобы самой не стать Сюда-Бабой(это, конечно, невозможно, ведь Сюдо-Бабой наряжается всегда парень). В итоге Баба мажет ей лицо.

Сажа, которой Баба помазала девушку, считается благословением на замужество в этом году.

В польской Величке Сюда-Баба ходит вместе с «Цыганом»:

 

Согласно Википедии, этот обряд связан с местной легендой о женщине-хранительнице ручья, которая выходит к людям в начале весны и символизирует наступление этого времени года.

Какие-то дополнительные трактовки в он-лайн польских источниках мне не встретились, поэтому хочу обратиться к работе И. А. Морозова, И. О. Слепцовой, которые считают сажу «символикой плодородия, нового рождения, изгнанием или отпугиванием нечисти». Они описали обряды обмазывания девушек сажей разными ряжеными – эти обряды были распространены на Святки и Масленицу в разных русских регионах.

В одном из сёл Воронежской области и по сей день жив такой обычай: обход всех девушек совершает ряженая баба по имени «калида». Внешне она похожа на польскую «коллегу»: её лицо вымазано сажей. Лаптем, внутри которого лёд, она ударяет девушек, если они мало напряли.

Ещё одну ряженую «коллегу» Сюда-Бабы можно найти в Львовской области Украины(с. Головецько Старосамбирского ра-на). Там до сих пор жив обычай: по дворам ходят «колядники» – все они ряженые, шутливо называют себя слугами царя Ирода и ищут по всем домам спрятанного младенца-Христа. Среди них есть персонаж «Баба», которая мажет сажей лица домодцадцев, уделяя особое внимание девочкам и девушкам.

Украинская Баба (в паре с ряженым «Жидом») :

Вероятно, такого рода обычаи есть ещё во многих местах и нужно найти литературу, где это описано.

Для общего понимания темы сажи, я считаю, не нужно игнорировать также и этнографию близких, равно как и совершенно далёких от славян народов.

В Англии во время рождественского обхода домов, разыгрывали представление для хозяев, причём все лица всех «актёров» были вымазаны сажей. Представление рассказывало о победе над змеем героя и о его чудесном воскрешении.

Идя далее по стопам учёного Дж.Фрэзера, то есть сравнивая обычаи разных народов, можно рассмотреть очень известный и масштабный весеннний праздник китайской провинции Юньнань, который так и называется: «Размазывание сажи по лицу».

Участники считают, что раскрашивание лица – это демонстрация «благословения и любви».

В этом заключается сходство поверий совершенно разных народов – и там, и там, мы видим символику намазывания сажей как благословение, что говорит о глубокой архаичности представлений. Но на этом сходства заканчиваются.

Китайский праздник этой провинции в чём-то напоминает индийский Холи, потому что все раскрашивают друг друга в честь весны. В этом как раз и заключается кардинальное различие со славянской культурой, где не мажут друг друга, а сажу используют только специальные персонажи. Этим персонажам, особенно Сюда-Бабе и подобным им ряженым бабам, ещё только предстоит быть раскрытым с помощью дальнейших исследований. Кто эти Бабы, эти Чёрные мадонны славянских ряженых, что открывают новый сезон и благословляют? Откуда они произошли?

Это черновик заметки о Черных мадоннах ряженых.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.122 (0.009 с.)