Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чёрные мадонны славянских ряженых
Сюда-Баба (польск. Siuda Baba) - главный ряженый персонаж весеннего обряда, который бытовал в окрестностях Кракова, но в настоящее время сохранился лишь в некоторых посёлках.
Забавно: жители каждого из них уверены, что настоящая Сюда-Баба получается только у них. Отличия ряженых из разных деревень касаются наличия или отсутствия свиты, а также обрядовых предметов: крест, корзинку, плеть в одной местности держат помощники Сюда-бабы, в другой – она сама. Обряд проводится в понедельник перед Пасхой. Лицо Сюда-Бабы должно быть обязательно вымазано сажей, как вариант, в саже может быть вся её одежда. Её украшения разнообразны: бусы из каштанов, картофеля или деревянных бусин.
Обрядовая миссия Сюда-Бабы – совершить обход всех домов. Её сопровождает свита, исполняя пасхальные песни-христославия. С собой Сюда-Баба несёт ёмкость, в которой сажа перемешана со сливками – этим она должна мазать лица домодчадцев, что воспринимается как благословение. Если кто-то начинает стирать сажу, то Сюда-Баба обязана ещё больше измазать этого человека. Но главные, на кого направлена вся композиция обряда, это, несомненно, девушки. Согласно обычаю, они прячутся от Сюда-Бабы. Когда Сюда-баба обнаруживает очередную девушку, та начинает откупаться от неё, чтобы самой не стать Сюда-Бабой(это, конечно, невозможно, ведь Сюдо-Бабой наряжается всегда парень). В итоге Баба мажет ей лицо. Сажа, которой Баба помазала девушку, считается благословением на замужество в этом году. В польской Величке Сюда-Баба ходит вместе с «Цыганом»:
Согласно Википедии, этот обряд связан с местной легендой о женщине-хранительнице ручья, которая выходит к людям в начале весны и символизирует наступление этого времени года. Какие-то дополнительные трактовки в он-лайн польских источниках мне не встретились, поэтому хочу обратиться к работе И. А. Морозова, И. О. Слепцовой, которые считают сажу «символикой плодородия, нового рождения, изгнанием или отпугиванием нечисти». Они описали обряды обмазывания девушек сажей разными ряжеными – эти обряды были распространены на Святки и Масленицу в разных русских регионах. В одном из сёл Воронежской области и по сей день жив такой обычай: обход всех девушек совершает ряженая баба по имени «калида». Внешне она похожа на польскую «коллегу»: её лицо вымазано сажей. Лаптем, внутри которого лёд, она ударяет девушек, если они мало напряли. Ещё одну ряженую «коллегу» Сюда-Бабы можно найти в Львовской области Украины(с. Головецько Старосамбирского ра-на). Там до сих пор жив обычай: по дворам ходят «колядники» – все они ряженые, шутливо называют себя слугами царя Ирода и ищут по всем домам спрятанного младенца-Христа. Среди них есть персонаж «Баба», которая мажет сажей лица домодцадцев, уделяя особое внимание девочкам и девушкам. Украинская Баба (в паре с ряженым «Жидом») : Вероятно, такого рода обычаи есть ещё во многих местах и нужно найти литературу, где это описано. Для общего понимания темы сажи, я считаю, не нужно игнорировать также и этнографию близких, равно как и совершенно далёких от славян народов. В Англии во время рождественского обхода домов, разыгрывали представление для хозяев, причём все лица всех «актёров» были вымазаны сажей. Представление рассказывало о победе над змеем героя и о его чудесном воскрешении. Идя далее по стопам учёного Дж.Фрэзера, то есть сравнивая обычаи разных народов, можно рассмотреть очень известный и масштабный весеннний праздник китайской провинции Юньнань, который так и называется: «Размазывание сажи по лицу».
Участники считают, что раскрашивание лица – это демонстрация «благословения и любви». В этом заключается сходство поверий совершенно разных народов – и там, и там, мы видим символику намазывания сажей как благословение, что говорит о глубокой архаичности представлений. Но на этом сходства заканчиваются. Китайский праздник этой провинции в чём-то напоминает индийский Холи, потому что все раскрашивают друг друга в честь весны. В этом как раз и заключается кардинальное различие со славянской культурой, где не мажут друг друга, а сажу используют только специальные персонажи. Этим персонажам, особенно Сюда-Бабе и подобным им ряженым бабам, ещё только предстоит быть раскрытым с помощью дальнейших исследований. Кто эти Бабы, эти Чёрные мадонны славянских ряженых, что открывают новый сезон и благословляют? Откуда они произошли? Это черновик заметки о Черных мадоннах ряженых.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.122 (0.009 с.) |