Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в Беларуси

Поиск

Комплексное использование всех элементов организационно-экономического механизма государственного регулирования инновационной деятельности в значительной мере определяет ее эффективность.

5.2Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в Беларуси

Инновации в современном мире являются одним из основных факторов повышения эффективности функционирования экономики страны, ее конкурентоспособности, обеспечивают достижение целей устойчивого развития, высокий уровень занятости и жизни населения. Не случайно, поэтому Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г. обозначена главная задача — переход на инновационный путь развития. Для решения этой задачи разрабатывается и реализуется инновационная политика, которая является составной частью государственной научно-технической и социально-экономической политики.

В Республике Беларусь разработаны основы нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере инновационной деятельности. Главой государства и Правительством принято за последние годы более 50 нормативно-правовых актов, регламентирующих научно-техническую и инновационную деятельность. Среди них законы: «Об основах государственной научно-технической политики», «О научной деятельности», «О научно-технической информации» и др., указы Президента и постановления Совета Министров Республики Беларусь. О степени совершенства нормативно-правовой базы и эффективности инновационной политики можно судить на основе результатов анализа динамики показателей развития инновационной деятельности.

Состояние инновационной деятельности характеризуется уровнем ряда показателей: количеством организаций, выполняющих научные исследования и разработки; численностью персонала, занятого исследованиями и разработками; характером внедряемых нововведений; уровнем развития инновационной инфраструктуры; количеством созданных и используемых передовых производственных технологий; объемом и долей инновационной продукции; экспортом и импортом технологий, новой продукции и др.

В динамике важнейших показателей инновационной деятельности в Республике Беларусь, с 1998 по 2006 гг. проявляются следующие тенденции.

1. Увеличение числа организаций, выполнявших исследования и разработки с 272 до 338, в т.ч. научно-исследовательских организаций с 140 до 180, промышленных организаций соответственно с 28 до 61.

2. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, с 1998 по 2006 гг. снизилась с 32477 чел. до 30544 чел., в т.ч. численность исследователей — с 19153 чел. до 18494 чел.

3. Негативной тенденцией является снижение доли расходов республиканского бюджета на науку (в 1998 г. — 0,51% к ВВП, в 2006 г. — 0,38%) и внутренних затрат на исследования и разработки (в 1998 г. — 0,73% к ВВП, в 2006 г. — 0,66%). Наукоемкость ВВП в Беларуси пока в 3—4 раза ниже по сравнению с экономически развитыми странами.

4. Результативность научных исследований и разработок характеризует патентная деятельность. Наблюдается тенденция роста поданных патентных заявок на изобретения с 1039 в 1998 г. до 1377 — в 2006 г., в том числе отечественными заявителями (с 624 до 1188), а иностранными заявителями — снижение с 415 до 189. Подобная тенденция прослеживается и по выданным патентам на изобретения (увеличение с 582 до 1130), в том числе отечественным заявителям с 398 до 1015, а иностранным — снижение с 184 до 115.

5. Важным показателем является число созданных передовых производственных технологий. За последние годы (2004-2006 гг.) наблюдается позитивная тенденция: создано соответственно 375 и 425 передовых производственных технологий, в том числе новых в стране — 340 и 376; новых за рубежом — 24 и 44; принципиально новых — 11 и 5 соответственно.

6. Важным результатом инновационной деятельности является объем отгруженной инновационной промышленной продукции организаций промышленного производства. В 2005 и 2006 гг. отгружено инновационной продукции соответственно на 7003,6 млрд. р. или 15,2% от общего объема отгруженной продукции и 8206,1 млрд. р. или 14,8%, т.е. снижается доля отгруженной инновационной продукции — это негативная тенденция.

7. Не менее важное значение имеют показатели торговли технологиями. В 2006 г. было заключено 787 договоров по их экспорту и 893 — по импорту. Причем поступление средств от экспорта технологий (39,7 млн. долл.) значительно ниже уплаты средств за импорт (67,5 млн. долл.).

Основными факторами, препятствующими инновационной деятельности организаций промышленного производства, явились: недостаток собственных денежных средств; недостаток финансовой поддержки со стороны государства; низкий платежеспособный спрос на новые продукты; высокая стоимость нововведений; высокий экономический риск; длительные сроки окупаемости нововведений; низкий инновационный потенциал организаций; низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию; несовершенство нормативно-правовой базы; недостаток квалифицированного персонала; недостаток информации о новых технологиях.

Инновационная деятельность в Беларуси получит дальнейшее развитие в соответствии с Программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007—2010 гг.

Программой предусмотрено:

1. Совершенствование макроэкономических условий и формирование эффективных экономических институтов:

· создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды;

· перестройка действующих структурно-функциональных блоков НИС;

· формирование инновационной инфраструктуры;

· информационное обеспечение инновационной деятельности;

· развитие малого и среднего инновационного предпринимательства;

· создание механизмов мотивации и стимулирования инновационной деятельности;

· совершенствование охраны и управления интеллектуальной собственностью;

· подготовка кадров для инновационной деятельности;

· государственное управление и обеспечение взаимодействия элементов НИС.

2. Модернизация экономики на основе новых технологий (создание новых предприятий, создание новых производств на действующих предприятиях, модернизация действующих производств на основе внедрения передовых (новых и высоких) технологий).

3. Инновационное развитие регионов.

4. Переоснащение исследовательской базы науки.

Для финансирования Программы предполагается использовать средства:

· инновационных фондов (республиканского, министерств, ведомств, местных органов власти);

· республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной науки;

· средств бюджета;

· собственных средств субъектов хозяйствования;

· кредиты банков;

· иностранные инвестиции;

· государственные субсидии;

· других источников (фонд строительной науки, дорожный фонд, фонд охраны природы, фонд занятости и др.);

· венчурных фондов (в том числе с привлечением негосударственных
средств).

В результате выполнения Программы инновационного развития будет модернизирована экономика республики путем:

· создания новых предприятий (1-й уровень, всего — 60 предприятий, из них: 8 — с внедрением иностранных технологий, 52 — с внедрением отечественных технологий;

· создания новых производств с освоением новых технологий на действующих предприятиях (2-й уровень, всего — 350 производств, из них: 61 — с внедрением иностранных технологий, 289 — с внедрением отечественных технологий);

· модернизации действующих производств на основе внедрения передовых новых и высоких технологий (3-й уровень, всего 230 производств);

· технологическое перевооружение производств для освоения и выпуска новой продукции на основе новых технологий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 2; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.233.83 (0.007 с.)