Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в БеларусиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Комплексное использование всех элементов организационно-экономического механизма государственного регулирования инновационной деятельности в значительной мере определяет ее эффективность. 5.2Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в Беларуси Инновации в современном мире являются одним из основных факторов повышения эффективности функционирования экономики страны, ее конкурентоспособности, обеспечивают достижение целей устойчивого развития, высокий уровень занятости и жизни населения. Не случайно, поэтому Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г. обозначена главная задача — переход на инновационный путь развития. Для решения этой задачи разрабатывается и реализуется инновационная политика, которая является составной частью государственной научно-технической и социально-экономической политики. В Республике Беларусь разработаны основы нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере инновационной деятельности. Главой государства и Правительством принято за последние годы более 50 нормативно-правовых актов, регламентирующих научно-техническую и инновационную деятельность. Среди них законы: «Об основах государственной научно-технической политики», «О научной деятельности», «О научно-технической информации» и др., указы Президента и постановления Совета Министров Республики Беларусь. О степени совершенства нормативно-правовой базы и эффективности инновационной политики можно судить на основе результатов анализа динамики показателей развития инновационной деятельности. Состояние инновационной деятельности характеризуется уровнем ряда показателей: количеством организаций, выполняющих научные исследования и разработки; численностью персонала, занятого исследованиями и разработками; характером внедряемых нововведений; уровнем развития инновационной инфраструктуры; количеством созданных и используемых передовых производственных технологий; объемом и долей инновационной продукции; экспортом и импортом технологий, новой продукции и др. В динамике важнейших показателей инновационной деятельности в Республике Беларусь, с 1998 по 2006 гг. проявляются следующие тенденции. 1. Увеличение числа организаций, выполнявших исследования и разработки с 272 до 338, в т.ч. научно-исследовательских организаций с 140 до 180, промышленных организаций соответственно с 28 до 61. 2. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, с 1998 по 2006 гг. снизилась с 32477 чел. до 30544 чел., в т.ч. численность исследователей — с 19153 чел. до 18494 чел. 3. Негативной тенденцией является снижение доли расходов республиканского бюджета на науку (в 1998 г. — 0,51% к ВВП, в 2006 г. — 0,38%) и внутренних затрат на исследования и разработки (в 1998 г. — 0,73% к ВВП, в 2006 г. — 0,66%). Наукоемкость ВВП в Беларуси пока в 3—4 раза ниже по сравнению с экономически развитыми странами. 4. Результативность научных исследований и разработок характеризует патентная деятельность. Наблюдается тенденция роста поданных патентных заявок на изобретения с 1039 в 1998 г. до 1377 — в 2006 г., в том числе отечественными заявителями (с 624 до 1188), а иностранными заявителями — снижение с 415 до 189. Подобная тенденция прослеживается и по выданным патентам на изобретения (увеличение с 582 до 1130), в том числе отечественным заявителям с 398 до 1015, а иностранным — снижение с 184 до 115. 5. Важным показателем является число созданных передовых производственных технологий. За последние годы (2004-2006 гг.) наблюдается позитивная тенденция: создано соответственно 375 и 425 передовых производственных технологий, в том числе новых в стране — 340 и 376; новых за рубежом — 24 и 44; принципиально новых — 11 и 5 соответственно. 6. Важным результатом инновационной деятельности является объем отгруженной инновационной промышленной продукции организаций промышленного производства. В 2005 и 2006 гг. отгружено инновационной продукции соответственно на 7003,6 млрд. р. или 15,2% от общего объема отгруженной продукции и 8206,1 млрд. р. или 14,8%, т.е. снижается доля отгруженной инновационной продукции — это негативная тенденция. 7. Не менее важное значение имеют показатели торговли технологиями. В 2006 г. было заключено 787 договоров по их экспорту и 893 — по импорту. Причем поступление средств от экспорта технологий (39,7 млн. долл.) значительно ниже уплаты средств за импорт (67,5 млн. долл.). Основными факторами, препятствующими инновационной деятельности организаций промышленного производства, явились: недостаток собственных денежных средств; недостаток финансовой поддержки со стороны государства; низкий платежеспособный спрос на новые продукты; высокая стоимость нововведений; высокий экономический риск; длительные сроки окупаемости нововведений; низкий инновационный потенциал организаций; низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию; несовершенство нормативно-правовой базы; недостаток квалифицированного персонала; недостаток информации о новых технологиях. Инновационная деятельность в Беларуси получит дальнейшее развитие в соответствии с Программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007—2010 гг. Программой предусмотрено: 1. Совершенствование макроэкономических условий и формирование эффективных экономических институтов: · создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды; · перестройка действующих структурно-функциональных блоков НИС; · формирование инновационной инфраструктуры; · информационное обеспечение инновационной деятельности; · развитие малого и среднего инновационного предпринимательства; · создание механизмов мотивации и стимулирования инновационной деятельности; · совершенствование охраны и управления интеллектуальной собственностью; · подготовка кадров для инновационной деятельности; · государственное управление и обеспечение взаимодействия элементов НИС. 2. Модернизация экономики на основе новых технологий (создание новых предприятий, создание новых производств на действующих предприятиях, модернизация действующих производств на основе внедрения передовых (новых и высоких) технологий). 3. Инновационное развитие регионов. 4. Переоснащение исследовательской базы науки. Для финансирования Программы предполагается использовать средства: · инновационных фондов (республиканского, министерств, ведомств, местных органов власти); · республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной · средств бюджета; · собственных средств субъектов хозяйствования; · кредиты банков; · иностранные инвестиции; · государственные субсидии; · других источников (фонд строительной науки, дорожный фонд, фонд охраны природы, фонд занятости и др.); · венчурных фондов (в том числе с привлечением негосударственных В результате выполнения Программы инновационного развития будет модернизирована экономика республики путем: · создания новых предприятий (1-й уровень, всего — 60 предприятий, из них: 8 — с внедрением иностранных технологий, 52 — с внедрением отечественных технологий; · создания новых производств с освоением новых технологий на действующих предприятиях (2-й уровень, всего — 350 производств, из них: 61 — с внедрением иностранных технологий, 289 — с внедрением отечественных технологий); · модернизации действующих производств на основе внедрения передовых новых и высоких технологий (3-й уровень, всего 230 производств); · технологическое перевооружение производств для освоения и выпуска новой продукции на основе новых технологий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 2; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.233.83 (0.007 с.) |