Содержание книги

  1. Домашнее задание: прочитать. Записать в конспект выделенное красным шрифтом и прислать на электронную почту innac73@mail. Ru или в группу VIber.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Домашнее задание: прочитать. Записать в конспект выделенное красным шрифтом и прислать на электронную почту innac73@mail. Ru или в группу VIber.



 

Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. Крупные жанры — музыкально-драматическая оратория, средние жанры — кантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт, малые — вокальная миниатюра (песня, романс). Встречаются так же произведения, в которых человеческий голос использован в качестве оркестровой краски («Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского), в ней участвует голос в сопровождении с мелодией.                                                 Жанры вокальной музыки:

· Оперный,

· Ораториальный,

· Камерный,

· Оперетта,

· Джаз.

Опера (c латинского — труд, изделие) вид синтетического искусства. Художественное произведение, содержание которого воплощают в сценических и музыкально-поэтических образах.                                           Оратория(c лат. говорю, молю.) — крупное музыкальное произведение для певцов (солистов) хора и симфонического оркестра. Писались обычно на драматический и библейский сюжеты.                                                                                       Кантата— произведение торжественного или лироэпического склада. Ей присущ небольшой размер и однородность содержания (выражается одна тема). Кантата - произведение торжественного или лирико-эпического характера. Отличается от оратории меньшим составом оркестра, менее развитым сюжетом. Содержание светское и духовно- церковное.                     Оперетта(с итал. — Маленькая опера) Музыкально-сценическое произведение комедийного характера, сочетающее в своей драматургии: музыку, танец, разговорный, диалог. В спектакле задействованы солисты, хор, оркестр в небольшом количестве балет. Оперетта как самостоятельный жанр сложилась во Франции в середине 19 в. Создателями были драматург Ф. Эрвэ, и композитор Ж. Оффенбах. Известность оперетте принесли композиторы: Штраус, Легар, Кальман, Дунаевский, Лангербелли. Камерный жанр- (лат. Камера, комната.) Очень обширный пласт вокальной музыки, возникший в эпоху возрождения и барокко. В это время пишутся: мадригалы, кантаты, мессы. Пение требует виртуозности и шикарности . Пишутся произведения для солистов, небольшого хора и малого состава оркестра.                                                                                                             Барочный стиль (причудливый)- свойственна пышность, эффекты, стремление к совмещению реальности с иллюзией. В пении рядом с кантиленой изощренные каденции.

Мадригал -(лат.песня на родном языке). (куплеты, припевы) — коротенькое стихотворение, хвалебное, льстивое, любовное, нежное, тонкое и острое. В 16 в становится вокальной поэмой (обычно 4 — 5 человек) В 17 в лирические стихотворения обращенные женщине..                                                                                                      Романсы — занимают очень большое место в камерном вокальном жанре. Романс (романсо, петь по-романски.) Романс – камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением. В старину романсами называли песни на романском (т.е. испанском) языке, которые исполняли под аккомпанемент гитары, лютни или клавесина. В музыке XIX века романс стал любимым музыкальным жанром. Крупнейшие мастера песни-романса 19 века - Ф. Шуберт, Михаил Глинка и др.Стал интенсивно развиваться в 18 −19в появляются элегии, баллады, драматические монологи. Чуть позже появляются песни любовного, шуточного, сатирического и трагедийного содержания. Лучшими образцами классического романса являются композиторы: Шуман, Шуберт, Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Даргомыжский.                                                                                  ПЕСНИ рождаются, когда человеку радостно или грустно, когда хочется выразить такие чувства, которым не хватает слов. С незапамятных времен человека на протяжении всей его жизни сопровождали народные песни.Нам не известны ни авторы этих песен, ни точное время их сочинения. Народные песни, передаваясь из поколения в поколение, живут и сейчас. Композиторы часто используют их, делая различные обработки – для хора, для солистов, для разных музыкальных инструментов и оркестров. Песни, сочиненные композиторами, называют оригинальными песнями. П е с н я – жанр вокальной музыки (ит. voce -голос). Песни обычно исполняют голосом, хотя «пропеть» ее может и музыкальный инструмент. Если песня предназначена для исполнения одним человеком, то такие песни называют сольными. У них обычно есть инструментальное сопровождение – аккомпанемент. Объединяя несколько голосов и голосовых групп, образуются ансамбли и хоры. В зависимости от состава голосов бывают хоры разных видов: женские, мужские, смешанные, детские хоры. Вокальные ансамбли различают по количеству исполнителей: терцет, квартет, секстет и т.д. Вершиной в развитии вокальной музыки является жанр о п е р ы. Характер песни определяется ее содержанием и выбранными композитором средствами музыкальной выразительности, т.е. элементами музыкального языка.                                                                                              Колыбельные –это первые песни, которые слышит ребенок. Их ласковые, нежные интонации и спокойный, «укачивающий» ритм выражают нежность матери, качающей колыбель.                                                                                                                           Гимны – это торжественные, приподнятые песни, объединяющие людей. Существуют гимны государственные, военные, революционные, в честь какого-нибудь события, праздника или героя. Мелодии гимнов обычно выразительны, но просты, чтобы все могли их запомнить. Автор текста и музыки гимна Латвии Dievs, svētī Latviju! - Карлис Бауманис (Kārlis Baumanis,1835-1905). Dievs, svētī Latviju! является одной из первых оригинальных латышских песен. Ее впервые исполнили на Первом празднике песни(1873), как приветственную песню для участников праздника.                                  Есть песни, мелодии которых очень выразительны, напевны. В них красота мелодии порою затмевает слово. Для таких песен (часто медленных, лирических) типична кантилена (ит. – «пение») - певучая мелодия широкого дыхания и длительного развертывания. Плавное соединение нескольких фраз создает ощущение бесконечной мелодии. Среди знаменитых произведений с кантиленной мелодией ария Нормы«Casta diva» («О, богиня») из оперы итальянского композитора Винченцо Беллини «Норма» (а р и я - сольный номер певца в опере). Широко известны кантиленные произведения на латинский текст католической молитвы «Ave Maria»(лат. «Радуйся, Мария» - обращение к деве Марии, матери Иисуса Христа). Один из первых образцов этой молитвы принадлежит итальянскому композитору 16 века Джулио Каччини. Не менее известны «Ave Maria» австрийского композитора Франца Шуберта и французского композитора Шарля Гуно (с аккомпанементом прелюдии из «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха). Бывает, что кантиленное пение достигает такой выразительности и красоты, что слова отступают на второй план, а то и вовсе исчезают. Недаром говорят, что музыка начинается там, где кончаются слова. Образец такой кантилены – «Вокализ» Сергея Рахманинова. В о к а л и з - (от лат. voceголос) - это упражнение для голоса для развития вокальной (певческой) техники без текста, на любую гласную или слог. Образцами кантилены также считаются многие народные  песни и лирические романсы.                                                                                                              Есть мелодии, которые немного напоминают речь человека – спокойную и уравновешенную либо взволнованную и прерывистую. В таких мелодиях много повторов одинаковых звуков или много скачков – т.е. в мелодии выделены речевые интонации. Мелодии такого типа называются речитативными (от ит. слова recitare – читать вслух, рассказывать) или декламационными(от словодекламация выразительное чтение, произношение). Большим мастером речитатива был русские композиторы 19 века М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, Модест Петрович Мусоргский.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 2; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.232 (0.007 с.)