Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шат-тила экадаши.. Ссылки. Тексты. Бхаджан. Подробное описание праздника

Поиск

Шат-тила экадаши.

Мадхава / Магх. Кришна-экадаши.

Ссылки

Тексты

Ш.Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Слава Шат-тила экадаши»: http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvbm_a/2696-o-slave-ekadashi.html

Наставления Шри Мадхвачарьи об экадаши (фрагменты из книги «Кришнамрита-махарнава» с примечаниями Гададхара Пандит даса). Часть 4:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/madhva/247-nastavleniya-shri-madhvachari-ob-ekadashi-chast-4.html

Экадаши-врата. Ари Мардан дас. Часть 1:

http://sampradaya.ru/current/article/9673-ekadashi-vrata-ari-mardan-das-chast-1.html

Экадаши-врата. Ари Мардан дас. Часть 2:

http://sampradaya.ru/current/article/9674-ekadashi-vrata-ari-mardan-das-chast-2.html

Аудио

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж. «Шат-тила экадаши», 2014 г.:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6768-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-dzhaganatha-puri-2014-g.html

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж. «Шат-тила экадаши», 2016 г.:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6769-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-dzhaganatha-puri-2016-g.html

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж. «Шат-тила экадаши», 2017 г.:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/7138-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh23012017-g.html

Видео

Ш. Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж, «О Шат-тила экадаши и слава Шрилы Бхакти Кумуд Шанты Госвами Махараджа»:

https://www.youtube.com/watch?v=rLl90cldVFw

Ш.Бхактиведанта Вана Махарадж, «Упаваса (пост) в Экадаши»:

https://www.youtube.com/watch?v=5ZvyzE5oh_g

Рассказ о Шат-тила экадаши из «Бхавишья-уттара Пураны»:

https://www.youtube.com/watch?v=r4YN8dHjbEc

https://www.youtube.com/watch?v=RMk_YkuZG-4

 

Бхаджан

Ш. Вриндаван дас Тхакур, «Шри Хари-васара-гити» (поётся утром в дни экадаши):

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1090-shri-hari-vasara-giti.html

Ш.Бхактивинода Тхакур, «Шуддха-баката»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1058-shuddha-bhakata.html

 

Книга

«Экадаши-махатмья»:

http://sampradaya.ru/current/book/8267-ekadashi-mahatmya-slava-ekadashi-iz-puran.html

 

Наставления Шри Мадхвачарьи об экадаши
 Фрагменты из книги «Кришнамрита-махарнава» с примечаниями Гададхара Пандит даса
Часть 4

 

159
 на каши на гайа ганга на вени на ча гаутами
 на чапи кауравам кшетрам тулйам бхупа харер динат

О царь! Экадаши – это день Господа Хари, и в отношении величия с ним не могут соперничать ни святые места, такие как Каши, Гая или Курукшетра, ни священные реки, такие как Ганга, Нармада или Годавари!
 (Примечание редакторов: Те святые места, что связаны с Голокой легко могут соперничать по силе с Экадаши. Непревзойдённая по милости Навадвипа вне всякого сравнения. Однако данное утверждение (т.е. 159) призвано особо акцентировать сознание на милости Экадаши. В Мадхва-сампрадае не распространяется наука о мадхурья-бхаве и её таттве. Если бы таттва-вади знали о славе Вриндавана и Навадвипы, то тогда бы они приняли учение и практику Гаудия-сампрадаи, что автоматически дезориентировало их в отношении обретения индивидуальной сварупы.

Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», описывая 64 анги бхакти, ставит мадхура-васу – проживание в Матхуре – более эффективным средством позволяющим обрести прогресс в духовной жизни, чем Экадаши. В мадхурья-бхакти главными могут быть одни анги, а в айшварья-бхакти другие. Так устроено йога-майей, соответственно, это не значит, что учение Мадхвачарьи или Рупы Госвами ошибочно).

Примечание: Кто-то может предположить, что благо от совершения жертвоприношений сопоставимо с благом, обретаемым в процессе соблюдения Экадаши. Ответ даётся в следующем стихе.

 160
 ашвамедха-сахасрани ваджапейа-шатани ча
 экадашй-упавасасйа калам нарханти шодашим

Тысячи жертвоприношений коня – ашвамедха, сотни императорских жертвоприношений – ваджапея, взятые вместе, не идут ни в какое сравнение даже с одной шестнадцатой того блага, которое обретают постящиеся в Экадаши!

Вопрос: В предыдущих стихах были представлены высказывания, со всей очевидностью демонстрирующие превосходство поста Экадаши над другими священными ритуалами. С чем это связано, и каково особое и неповторимое достоинство экадаши-враты? Ответ предлагается ниже.

 161
 экадаши-самуттхена вахнина патакендханам
 бхасми бхавати раджендра апи джанма-шатодбхавам

О, лучший из царей, пост в Экадаши – это священный огонь, дотла сжигающий «дрова» грехов человека, накопленных им в течение ста рождений!

Вопрос: Однако существует ли иной настолько же могущественный, но более лёгкий по сравнению с Экадаши, метод духовного очищения? Ответ следует далее.

 162
 недришам паванам кинчин наранам бхуви видйате
 йадришам падма-набхасйа динам патака-ханидам

Для человека, живущего на Земле, нет ничего столь же благотворного, как сжигающий грехи пост Экадаши, совершаемый в день Господа Падманабхи!

(Примечание редакторов: С этим утверждением, говоря объективно, может поспорить учение Гаудия-сампрадаи, тоже основанное на шастрах и мнении Самого Бога. Шри Чайтанья Махапрабху сказал:

 садху-санга, нама-киртана, бхагавата-шравана
 мадхура-васа, шри муртира шраддхайа севана
 сакала-садхана-шрештха эи панча анга
 кришна-према джанмайа эи панчера алпа санга

«Следует общаться с садху, петь харинаму, слушать «Бхагаватам», жить в Матхуре и поклоняться Божеству с верой. Эти пять видов бхакти лучшие из всех. Даже кратковременное соприкосновение с ними пробуждает в человеке любовь к Кришне» («Чайтанья-чаритамрита», «Мадхья», глава 22, 128–129).

Даже с точки зрения логики можно понять что эти пять анг бхакти обладают более милостивой природой. С ними можно соприкоснуться каждый день, особенно со святым именем Кришны, через маха-мантру, которая неотлична от Него Самого. А с Экадаши – только два раза в месяц.

Цель 162 стиха – просто привлечь к Экадаши, так как пренебрежение этой вратой ведёт к падению в садхане. Иногда в шастрах во имя блага обусловленных джив кое-что может быть выражено особыми словами иногда даже с использованием преувеличения).

Вопрос: Пост Экадаши освобождает человека от грехов, но будет ли очищение полным или же нет? Возможно, наиболее тяжкие грехи так и останутся за душой человека, ведь быстро избавиться от них, наверняка, очень трудно? Следующий стих рассеивает данное сомнение.

163
 тават папани дехе 'смин тиштханти мануджадхипа
 йаван нопошайед джантух падманабха-динам шубхам

О царь, грехи останутся в теле рождённого на Земле человека лишь до тех пор, пока он не начнёт поститься в Экадаши – священный день Господа Падманабхи.

Вопрос: Однако грехи различаются по степени тяжести и, соответственно, искупление за них может варьироваться. Неужели лишь один пост в Экадаши может очистить от всех грехов? В это трудно поверить!

164
 экадашендрийаих папам йат-критам бхавати прабхо
 экадашй-упавасена тат сарвам вилайам враджет

Человек совершает грехи посредством одиннадцати чувств, однако пост на одиннадцатый лунный день (Экадаши) уничтожает все эти грехи.

Вопрос: Если человек способен полностью удерживать чувства от соприкосновения с объектами их наслаждения, вполне вероятно, что посредством совершения такого аскетического подвига он освободится от множества прошлых грехов. Однако трудность заключается в том, что по своей природе чувства человека очень беспокойны и обычный человек едва ли способен контролировать их в полной мере. При малейшем ослаблении внимания чувства немедленно активизируются и отвлекают разум йога от объекта его духовного сосредоточения, подобно тому, как ветер уносит прочь непривязанную крепко лодку. В таком случае, не обладая огромной силой сосредоточения, как можно возлагать большие надежды на очистительное воздействие Экадаши?

165 «Нарадия Пурана» (2.1.14-15)
 экадаши-самам кинчит павирам на хи видйате
 вйадженапи крита раджан на даршайати бхаскарим

Нет ничего столь же священного, как день Экадаши! О царь, даже если кто-то совершил пост на Экадаши шутки ради или без должного почтения, после смерти ему более не грозит страшный суд перед ликом Ямараджи.

Примечание: Таким образом, если человек недостаточно твёрд в соблюдении аскезы и у него остаётся склонность к греху, ему необходимо с искренним упованием положиться на великую очищающую силу Экадаши и тем самым встать на путь исправления. Пускай кто-то не может избежать некоторых отклонений в соблюдении Экадаши, несмотря на это, ему гарантированно духовное благо.

Вопрос: Кто-нибудь может возразить. Даже если невоздержанный человек окажется в состоянии искусственно удерживать свои внешние чувства от плотских наслаждений, он, несомненно, будет продолжать грешить на уровне ума. Есть ли в этом какой-то толк? По словам Господа Кришны, такое воздержание не более чем обман («Бхагавад-гита», 3.6).

Ответ: Тот, кто нарушает Экадаши, не просто отказывается от чего-то позитивного и благоприятного, такой человек рискует угодить в списки великих грешников, совершающих маха-папу, самые отвратительные поступки, перечисленные Вьясадевой в следующем стихе.

166
 шри веда-вйаса увача
 са брахмаха са гогхнаш ча са стено гуру-талпагах
 экадашйам ту бхунджанах пакшайор убхайор апи

Шри Вьясадева сказал: «Экадаши наступает дважды в месяц, на одиннадцатый день как возрастающей, так и убывающей Луны. Тот, кто ест в такой день, столь же греховен, как убийца брахмана или коровы, как вор или соблазнитель жены учителя!»

Вопрос: В тексте 35 упоминалось, что грешник заслуживает искупление, прайашчитту, просто с преданностью памятуя о Господе Кришне. Нельзя ли тогда заменить экадаши-врату более лёгким методом очищения, памятованием о Боге?

Ответ: Здесь перечислены лишь некоторые тяжкие грехи, и если человек неосознанно совершил какой-либо из них, молясь и памятуя о Господе, он может со временем надеяться искупить их, однако у грешника, сознательно пренебрегающего постом в Экадаши, нет никакой надежды на искупление.

167
 варам сва-матри-гаманам варам го-мамса-бхакшанам
 варам хатйа-сура-панам экадашй-анна-бходжанат

Лучше испытывать вожделение к собственной матери, лучше есть плоть коровы, лучше пьянствовать и убивать, чем вкушать злаковую пищу и бобовые в день Экадаши!

Примечание: Согласно священным писаниям вышеуказанные грехи всё же можно устранить с помощь метода памятования о Господе, но нарушение Экадаши вовсе не предполагается как возможное. Здесь Господь Вьясадева сопоставляет несоблюдение поста в Экадаши со страшными грехами, которые совершенно недопустимы. Таким образом, используя метод «от противного», Он всячески подчеркивает исключительную важность поста в Экадаши.

Вопрос: В повседневной жизни мы постоянно соприкасаемся с множеством людей, которые не постятся в Экадаши. Некоторые из них наделены религиозностью и прочими достоинствами. Как же следует к ним относиться?

168
 экадаши-дине пунйе бхунджанте йе нарадхамах
 авалокйа мукхам тешам адитйам авалокайет

Лишённые духовной культуры люди едят в Экадаши. Даже мельком увидев их лица, следует с целью очищения взглянуть на лучезарное Солнце.

Примечание: Нормы ведической культуры предписывают, что, увидев труп или нечто явно отвратительное, нужно тут же для очищения посмотреть на Солнце.

Вопрос: Как можно лишь за несоблюдение Экадаши считать нецивилизованными хороших и добрых людей своего социума? Разве это не преувеличение? Разве в подобном упущении заключены подлинные проблемы человечества?

169 «Нарадия Пурана» (2.22.8)
 притхивйам йани папани брахма-хатйадикани ча
 аннам ашритйа тиштханти сампрапте хари-васаре

 Все виды ужасных грехов, совершаемых на Земле, такие как убийство брахмана и прочие, покоятся в злаках и бобовых. Они не приемлемы для пищи в Экадаши – день Господа Хари.

Примечание: Если хорошие и благородные люди не соблюдают Экадаши, как следствие, они лишаются плодов собственного благочестия, их благонравие угасает, а негативные качества характера усиливаются. Поэтому если человек не соприкасается с благодатной очищающей силой Экадаши, ему придётся неизбежно пожинать горькие плоды собственных греховных поступков.

Сейчас можно нередко видеть, что «хорошие» люди творят плохие дела и что в современном обществе резко снижаются стандарты нравственности. Поэтому Господь милостиво даровал нам очень действенное средство духовного совершенствования и очищения от грехов. Если бы многие люди приняли на вооружение пост в Экадаши, стольких проблем в обществе можно было избежать...

Вопрос: Даже если пост в Экадаши приносит такую пользу, как можно ожидать, что его будут соблюдать все – и стар, и млад? Должны же существовать хоть какие-то ограничения в соответствии с возрастом постящихся?

170 «Нарадия Пурана» (2.22.8)
 ашта-варшадхико йас ту ашитир на хи пурйате
 йо бхункте манавах папи вишнор ахани чагате

Царь Ругмангада сказал: Любой, кто старше восьми лет от роду и моложе восьмидесяти, если он ест в Экадаши – день Господа Вишну, вне всякого сомнения, является грешником.

Вопрос: Если исключение дано в отношении детей и стариков, быть может, оно действует и в отношении других? Например, как быть, если кто-либо из близких нарушает Экадаши. Допустимо ли это?

171 «Нарадия Пурана» (2.3.18)
 пита ва йади ва путро бхарйа вапи сухрид-джанах
 падманабха-дине бхункте ниграхйо дасйувад бхавет

Неважно, делает это отец или сын, жена или близкий друг, за нарушение поста в Экадаши, день Падманабхи, нужно порицать со всей строгостью.

Примечание: Неверно думать, что если чьи-то близкие нарушают Экадаши, и человек не способен повлиять на них, тогда ему можно не поститься самому. (Также следует заметить, что в этом стихе перечислены те, кого мужчина может порицать за нерадивость в посте. Однако сыну и жене следует быть очень осторожными в порицании мужа или отца, чтобы не совершить оскорблений).

Вопрос: А как следует готовиться к Экадаши?

172–173
 пратар хари-дине локас тиштхадхвам чаика-бходжанах
 акшара-лаванах сарве хавишйанна-нишевинах
 авани-талпа-шайанах прийа-санга-виварджитах
 смарадхвам дева-девешам пурана-пурушоттамам

Дхарма-вибхушана сказал: О люди, вставайте в Экадаши рано утром! Перед его наступлением кушайте один раз в день, принимая лишь освященную пищу без соли и перца. Мужчины в ночь на Экадаши не должны спать с жёнами, им следует отказаться от удобных постелей и ложиться отдыхать на твёрдую поверхность (пол, землю и т.п.). А главное, в Экадаши все вы должны помнить Изначального, Верховного Господа – Пурушоттаму!

174
 сакрид-бходжана-самйукта хй упавасе бхавишйатха
 акрита-шраддха-ничайа-джала-пиндодака-крийах

Соблюдайте пост, вкушая зерновую пищу лишь один раз в день перед Экадаши и один раз в день после него. Не следует в Экадаши совершать памятные обряды по усопшим предкам. В этот постный день предкам не подносится вода и пища.

Вопрос: Как относиться к тем, кто иногда пропускает Экадаши, но соблюдает пост на Двадаши, не нарушая указанных выше правил?

175
 упошйа двадаши пунйа сарва-пара-кшайа-прада
 на пашйанти йамам вапи наракани на йатанам

Брахма сказал: «Тому, кто постится в священный Двадаши, не грозит встреча с Ямараджой, и они не отправятся страдать в аду».

Вопрос: Важность поста в Экадаши очевидна, но нужно ли было говорить об этом так много и столько раз повторять одно и то же?

176 «Нарадия Пурана» (2.3.30)
 ратантиха пуранани бхуйо бхуйо варанане
 на бхоктавйам на бхоктавйам сампрапте хари-васаре

О светлоликая богиня! Пураны твердят вновь и вновь: когда наступает день Господа Хари – наслаждаться пищей нельзя!

Примечание: В системе ведического образования считается, что многократное повторение предмета способствует его глубокому усвоению и, в конечном счете, запоминанию. Так как тема, касающаяся Экадаши очень важна, её необходимо тщательно изучать и усвоить во всей полноте. Следует помнить, что относительно дня Экадаши подробно говорит не только автор книги - Шрипада Мадхвачарья, священные тексты Пуран вновь и вновь воспевают его славу.

Вопрос: Да, Пураны постоянно говорят о важности Экадаши, но так как возможность исключений все же подразумевается (для детей и стариков), быть может, не обязательно поститься на Экадаши в течение всей жизни? Ответ следует далее.

 177
 двадаши на прамоктавйа йавад айух правартате
 арчанийо хришикешо вишуддхенантаратмана

От соблюдения поста в Экадаши или Двадаши не следует отказываться до конца жизни! Так, с чистым сердцем нужно поклоняться Властелину чувств – Господу Хришикеше.

 

«Экадаши День Господа Хари»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.008 с.)