Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Псковская традиция. игры на гуслях.. В поисках утерянного смысла.
Псковская традиция игры на гуслях. Забытый строй.
Аверченков Дмитрий (Семён Скрипкин) Начну с того, что в уроках Ахрамеева я давно заподозрил закравшуюся ошибку. В результате этой ошибки, традиция шла в разрез с музыкальной грамотой. Сама традиция не имеет никакого отношения к древней гармонии, и относится скорее всего к концу 19-ого века (т.к. относится к шестиаккордовой гармонии). Какой-то гусляр в Псковской области придумал оригинальный способ игры, который быстро распространился по всей области… « « Маленькое отступление. Сам способ игры «через струну» очень схож с принципом игры на губной гармошке. Схожи и приемы игры. Так, например, прием «подергивания» на гуслях, на губной гармошке выполняется серией выдох-вдох-выдох на одних и тех же отверстиях. Губная гармошка была придумана в Германии в начале 19-ого века. Изначально строй был хроматический, и гармошка использовалась как камертон. Затем строй был изменен на диатонику, а после была придумана система вдох-выдох Конструктивно гармошка позволяла извлекать звуки из сразу трех-четырех расположенных рядом отверстий. Три звука давали трезвучие С (до ми соль) или G (соль си ре), четыре – септаккорд С7 (до ми соль сиЬ) или G7 (соль си ре фа). Возможно именно эта возможность и сформировала Псковскую традицию гусельной игры. До середины века конструкция гармошки бурно развивалась. Музыканты разных направлений изменяли строй, добавляя в него разные (не диатонические) тона. В это творчество очевидно включились и Псковские гусляры. » »
… Способ действительно интересный, но с годами (как в игре «испорченный телефон») в него закрались ошибки. Мне удалось их выявить. Прежде всего это касается строя – он должен быть G#AHCDEFGABC, где H – просто си, а B – сиЬ (си бемоль). Этот строй позволяет при традиционном смещении пальцев (просунутых меж струн) вверх – вниз, получать все шесть аккордов тональности ля минор. В урезанном виде HCDEFGABC, строй позволяет брать три аккорда тональности до мажор.
То же самое можно изобразить без нотного стана Начнем с 9-ти струнного варианта.
При традиционном положении инструмента (басовой струной вниз) большой палец левой руки просовывается между 8-ой и 7-ой струной, указательный – между 5-ой и 6-ой, средний – между 3-ей и 4-ой, безымянный – между 1-ой и 2-ой. Получаем три (четыре) аккорда Вот тут надо объяснить суть открытия –то, о чем я знал, но не замечал. Если в аккорде G7 (соль си ре фа) убрать ноту соль, то этот аккорд все равно будет звучать как соль септ (G7). Если в аккорде Е7 (ми соль# си ре) убрать ноту ми, то он все равно будет звучать как ми септ (Е7). Вот это я знал, но не заметил раньше. Шестиаккордовая гармония предполагает три аккорда непосредственно минора и три аккорда параллельного мажора. Для тональности ля минор, тональность до мажор является параллельным мажором. Так что три аккорда параллельного мажора (C, G7 и F) мы освоили на укороченном строе (HCDEFGABC), непосредственно три аккорда минора (Am, E7 и Dm) рассмотрим на полном (11-ти струнном) строе G#AHCDEFGABC. Теперь при традиционном положении инструмента (басовой струной вниз) большой палец левой руки просовывается между 9-ой и 10-ой струной, указательный – между 7-ой и 8-ой, средний – между 5-ой и 6-ой, безымянный – между 3-ей и 4-ой, мизинец – между 1-ой и 2-ой. Получаем три аккорда минора
Вот собственно и вся теория. Тем, кто разобрался в этом, и у кого есть инструмент с нужным строем, предлагается закрепить все на практических упражнениях.
Практические упражнения:
1. Сначала освоим мажор C F C G7 C F G7 C
2. А теперь так же минор Am D Am E7 Am D E7 Am
Тональность Ре минор. Молодым девушкам с высоким, звонким голосом, трудно петь частушки в до мажоре и шестиаккордовые песни в ля миноре. Им нужна тональность повыше. Переход из одной тональности в другую называется транспонированием. Поговорим просто о сложном. Не получится перестроить гусли, сделанные под ля минор в тональность ре минор. У гуслей под ля минор нижняя (самая длинная) струна должна иметь длину 65 см, под ре минор – 58 см. Так что заказывая гусли, надо знать какая тональность вас интересует. Под ре минор строй будет C#DEFGABCDEЬF, где B – сиЬ. При том же положении пальцев, ударяя по тем же струнам, мы получим аккорды на много (на пять полутонов) выше. Несмотря на похожее звучание, названия у аккордов будут другие.
Так выглядят три аккорда мажора А так три аккорда минора Несмотря на те же положения пальцев, ударяя по тем же струнам, практические упражнения будут записаны по другому:
В мажоре F B F C7 F B C7 F
В миноре Dm Gm Dm A7 Dm Gm A7 Dm
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.226 (0.009 с.) |