![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Псковская традиция. игры на гуслях.. В поисках утерянного смысла.
Псковская традиция игры на гуслях. Забытый строй. Аверченков Дмитрий (Семён Скрипкин) Начну с того, что в уроках Ахрамеева я давно заподозрил закравшуюся ошибку. В результате этой ошибки, традиция шла в разрез с музыкальной грамотой. Сама традиция не имеет никакого отношения к древней гармонии, и относится скорее всего к концу 19-ого века (т.к. относится к шестиаккордовой гармонии). Какой-то гусляр в Псковской области придумал оригинальный способ игры, который быстро распространился по всей области… « « Маленькое отступление. Сам способ игры «через струну» очень схож с принципом игры на губной гармошке. Схожи и приемы игры. Так, например, прием «подергивания» на гуслях, на губной гармошке выполняется серией выдох-вдох-выдох на одних и тех же отверстиях. Губная гармошка была придумана в Германии в начале 19-ого века. Изначально строй был хроматический, и гармошка использовалась как камертон. Затем строй был изменен на диатонику, а после была придумана система вдох-выдох
До середины века конструкция гармошки бурно развивалась. Музыканты разных направлений изменяли строй, добавляя в него разные (не диатонические) тона. В это творчество очевидно включились и Псковские гусляры. » »
… Способ действительно интересный, но с годами (как в игре «испорченный телефон») в него закрались ошибки. Мне удалось их выявить. Прежде всего это касается строя – он должен быть G#AHCDEFGABC, где H – просто си, а B – сиЬ (си бемоль). Этот строй позволяет при традиционном смещении пальцев (просунутых меж струн) вверх – вниз, получать все шесть аккордов тональности ля минор. В урезанном виде HCDEFGABC, строй позволяет брать три аккорда тональности до мажор.
То же самое можно изобразить без нотного стана Начнем с 9-ти струнного варианта.
При традиционном положении инструмента (басовой струной вниз) большой палец левой руки просовывается между 8-ой и 7-ой струной, указательный – между 5-ой и 6-ой, средний – между 3-ей и 4-ой, безымянный – между 1-ой и 2-ой. Получаем три (четыре) аккорда Вот тут надо объяснить суть открытия –то, о чем я знал, но не замечал. Если в аккорде G7 (соль си ре фа) убрать ноту соль, то этот аккорд все равно будет звучать как соль септ (G7). Если в аккорде Е7 (ми соль# си ре) убрать ноту ми, то он все равно будет звучать как ми септ (Е7). Вот это я знал, но не заметил раньше. Шестиаккордовая гармония предполагает три аккорда непосредственно минора и три аккорда параллельного мажора. Для тональности ля минор, тональность до мажор является параллельным мажором. Так что три аккорда параллельного мажора (C, G7 и F) мы освоили на укороченном строе (HCDEFGABC), непосредственно три аккорда минора (Am, E7 и Dm) рассмотрим на полном (11-ти струнном) строе G#AHCDEFGABC. Теперь при традиционном положении инструмента (басовой струной вниз) большой палец левой руки просовывается между 9-ой и 10-ой струной, указательный – между 7-ой и 8-ой, средний – между 5-ой и 6-ой, безымянный – между 3-ей и 4-ой, мизинец – между 1-ой и 2-ой. Получаем три аккорда минора
Вот собственно и вся теория. Тем, кто разобрался в этом, и у кого есть инструмент с нужным строем, предлагается закрепить все на практических упражнениях.
Практические упражнения:
1. Сначала освоим мажор C F C G7 C F G7 C
2. А теперь так же минор Am D Am E7 Am D E7 Am
Тональность Ре минор. Молодым девушкам с высоким, звонким голосом, трудно петь частушки в до мажоре и шестиаккордовые песни в ля миноре. Им нужна тональность повыше. Переход из одной тональности в другую называется транспонированием. Поговорим просто о сложном. Не получится перестроить гусли, сделанные под ля минор в тональность ре минор. У гуслей под ля минор нижняя (самая длинная) струна должна иметь длину 65 см, под ре минор – 58 см. Так что заказывая гусли, надо знать какая тональность вас интересует. Под ре минор строй будет C#DEFGABCDEЬF, где B – сиЬ. При том же положении пальцев, ударяя по тем же струнам, мы получим аккорды на много (на пять полутонов) выше. Несмотря на похожее звучание, названия у аккордов будут другие.
Так выглядят три аккорда мажора А так три аккорда минора Несмотря на те же положения пальцев, ударяя по тем же струнам, практические упражнения будут записаны по другому:
В мажоре F B F C7 F B C7 F
В миноре Dm Gm Dm A7 Dm Gm A7 Dm
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.2.97 (0.008 с.) |