Прохождение Старших арканов (rota taro) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прохождение Старших арканов (rota taro)

Поиск

Глава 29

 

ТАРО И ПУТЬ ИНДИВИДУАЦИИ

 

 

Исторически сложившиеся символические системы, как правило, демонстрируют семантический ряд, развитие сюжета, схожие со значимым мифологическим паттерном развития личности. Карты Старших арканов в своей последовательности нередко представляются как архетипический путь Героя. Хайо Банцхаф привязывает этот путь к системе Дж. Кемпбелла, другие авторы, в частности Тереза Михельсен, ориентируются на собственные представления. Мы тоже рассмотрим этот порядок как линию развития классического символического сюжета.

 

0. «Шут».

Невинный дурак, обычный герой сказки, начинает свое героическое путешествие. В некоторых случаях его успех будет зависеть целиком от «дурацкой» непосредственности и простоты. (Но, забегая вперед, скажу, что тогда герой доходит лишь до X аркана, «Колеса Фортуны».)

 

1. Маг.

Главный герой обучается некоему навыку или же проявляет какую-то удивительную способность. Также возможно его обучение у какого-то мастера или встреча с «инициирующим магом», превращающим простака в иное существо. Ряд сказок и символических историй могут закончиться на этом этапе. Это будут истории об удивительном достижении мастерства. Об этом повествуют часто местные легенды: жил-был простой парень, а потом с ним случилось что-то невероятное, и он стал кем-то другим.

 

2. «Верховная Жрица» («Жрица»).

В истории героя это может быть появление волшебной и таинственной помощницы, непознаваемой по своей природе. Герой еще не слишком искушен, чтобы знать правду или понимать действительность. Разные таинственные старушки у воды как нельзя более подходят для роли Верховной Жрицы. Главному герою эта встреча дает опыт контакта с мистическим неизведанным, обусловленным вместе с тем своими правилами и собственной осмысленностью (в этом отличие этого этапа от более поздней Луны, когда герою необходимо самому спуститься в бездны бессознательного; здесь же оно само к нему является во вполне определенной, хотя и непонятной форме).

 

3. «Императрица».

Эта карта может обозначать как благодетельную женскую фигуру в истории героя, так и любой другой опыт получения щедрого дара и благоволения. И это важное переживание, необходимое для успешного продолжения пути.

 

4. «Император».

Эта карта обычно означает верховную власть и подчиненную ей структуру. Пока сила принадлежит королю или царю. Но задача героя – признание этой власти и встраивание в общую структуру (свою личную власть и силу он получит потом). Как фигура отца входит в жизнь ребенка за фигурой матери, так и отцовские фигуры в Таро идут следом за материнскими. Это конец частной жизни и вступление в социальную структуру.

 

5. «Иерофант».

Иерофант появляется в сказках и символических историях в качестве учителя и наставника. В ряде культур его значимость огромна: это мистический учитель, гуру или наставник в науках, волшебник, бард. «Иерофант» дает герою представление о правилах, традиции и некоей человеческой общности.

 

6. «Влюбленные».

Герой уже обладает всеми ресурсами для самостоятельного выбора. Это момент выбора и решения, иногда – встречи со своей будущей парой. Основной смысл состоит в расширении своего опыта за счет «присоединения» нового аспекта реальности.

 

7. «Колесница».

Здесь герой или героиня пускается в путь, чаще одержимый идеей, задачей, целью. Или же оказавшись несомым, ведомым некоей неведомой силой.

 

8. «Справедливость» или «Сила»

Справедливость часто представляет серию заданий или проверок героя на понимание им правил; иногда их необходимо соблюдать, иногда нарушать. Ответ заранее неизвестен. Ошибка же в любом случае будет провинностью. Это может быть испытание доброты или твердости, честности или хитрости. Таким образом, герой сам выстраивает себя и свой дальнейший путь. В ряде сказок после удачного выполнения задания следует счастливая развязка: герой доказал свою адекватность в социуме. Но так бывает не всегда, и система Таро предлагает дальнейшее странствие.

На этом месте может стоять и карта «Сила». Тогда герою предстоит силовое испытание, что тоже входит в представление о решающем подвиге этого этапа.

 

9. «Отшельник».

Эта карта вновь может представать в виде мудрого помощника, но на этот раз герой уже понимает, о чем идет речь, кто он или что от него требуется. Также понимание этого может прийти и самостоятельно. Неудивительно, что осознание приходит после испытания себя VIII арканом, но также это может быть и удрученное, печальное осознание последствий ошибки предыдущего этапа и поиск нового решения.

 

10. «Колесо Фортуны».

После того как герой узнает свою истинную природу, с ним случается нечто неожиданное и необыкновенное, как награда или же новое испытание.

 

11. «Сила».

Мы уже говорили, что карты «Сила» и «Справедливость» чередуются в разных системах. С точки зрения прохождения мифологического пути они способны быть взаимозаменяемыми как испытания силы и воли (Сила) или же точного соответствия некоей неожиданной ситуации (Справедливость).

 

12. «Повешенный».

Это внезапное наступление неопределенности, может быть кризис идентификации, понимания своего места в мире, который встал с ног на голову. Это неизвестность, существование в отрыве от прошлого и пока без будущего в неизменном, бесконечно длящемся моменте. Ключевое переживание этого этапа – неизвестность. Также это может быть жертва и самопожертвование.

Эта карта заменила в историческом Таро карту четвертой добродетели – Благоразумие. И с этой карты начинается совершенно уникальный путь героя. А испытание «Повешенного» оказывается ключевым для всей истории.

 

13. «Смерть».

На этом этапе герой перестает оглядываться назад и прощается с прошлым. В ряде случаев это может быть и спуск в Подземный мир смерти, с оставлением позади всего, что было. Здесь героиня смотрит в лицо смерти и может на некоторое время остаться во тьме, а в некоторых мифах и сказках даже стать женой Подземного Царя. В качестве платы за вход в Нижний мир от нее, как от Инанны, может потребоваться отказ от всего, чем она владела на земле.

 

14. «Умеренность».

Добродетель Умеренность XIV аркана в настоящее время часто воспринимается как Алхимическое Делание, по большей части из-за аллегорической фигуры, смешивающей жидкости из двух сосудов (изначально это разбавление вина водой). В мифологическом или сказочном сюжете этому этапу соответствует терпеливое ожидание, сосредоточенность на своем деле без всякой определенной надежды на успех. Это частая ситуация женских мифов и сказок: прядущая полотно Пенелопа, смиренная Психея. Да и в мужских мифах и сказках это часто неспешный, но необходимый труд, служение некоей цели.

 

15. «Дьявол».

Дьявол часто является искушать Героя. Это соблазн и риск, который герой преодолевает, посрамляя Дьявола, или же он поддается соблазну, и это искажает его путь. Это часто рискованный выбор (аналог Влюбленных), который необходимо пройти для индивидуального развития души. Это вызов, который принимает герой, чтобы совершить только свои ошибки и найти единственно свой уникальный духовный путь. Часто это роковая ошибка, которая, тем не менее, ведет к Свету.

 

16. «Башня».

Эта карта довольно значительное время связывалась с разрушением того, что выстраивалось осознанно и в течение длительного времени: это крах надежд, ожиданий, иллюзий или же внезапная катастрофа вполне честного дела. Однако после Дьявола мы можем ожидать, что причина краха Башни лежит в ловушке Дьявола. Здесь ошибки становятся очевидными, а злой рок – непреодолимым.

Впрочем, есть и иная версия Башни, которую предлагают Салли Николе и Тереза Михельсен. Здесь Башня – освобождение героя от прошлого заточения, от прежнего сценария. Два взгляда на одну и ту же ситуацию могут быть совмещены в символической истории. Так Рапун-цель, а вслед за ней и ее возлюбленный были выброшены из высокой башни. Катастрофа случилась и с ними, и с ведьмой – приемной матерью. Но если для ведьмы это разрушение ее планов и построений (а Дьяволом, конечно, оказался Принц), то для возлюбленной пары Башня оказывается благом, шансом на новую жизнь.

 

17. «Звезда».

Звезда дает свет новой цели, надежды и веры в свою удачу несмотря ни на что, невзирая на прежние невзгоды и потери. Это вера брошенной невесты и жены, которая подкладывает в бокал забывшему ее супругу или жениху колечко. Это путь навстречу испытаниям, но и светлой цели у героя, обретшего и потерявшего свою судьбу. Также это может быть иллюзорная, обманчивая надежда, подобная той, что вела Перифоя и Тезея, решивших похитить Персефону, царицу Подземного мира.

 

18. «Луна».

Луна – нижняя точка падения человеческой души в пучину бессознательного. Однако это необходимая точка путешествия. Так Психея спускается в Подземный мир к Персефоне и засыпает там. Так герои многих сказок ищут ответа в мире мертвых. Всегда есть риск остаться там навсегда, но удачливый герой, как правило, возвращается. Потому Тезея Персефона отпускает из своего царства, а Перифоя – нет.

 

19. «Солнце».

Здесь герой завершает свою миссию и выходит на солнечный свет, как в прямом, так и в переносном смысле. Парсифаль обретает Святой Грааль, Данте покидает ад, потерявшиеся дети кидаются в объятия отца. Находят друг друга разлученные братья или возлюбленные. Это момент единения и рождения осознанной уникальности души, истинного смысла всей символической истории. Это метафора явления Самости.

 

20. «Суд»,

»

Ключевая и окончательная трансформация не только героя, но и пространства вокруг него. «Заклятие снято, лягушка превращается в прекрасного принца, спящая Красавица просыпается, а Святой Грааль исцеляет больного короля и всю его страну. Зло разоблачено и наказано, а добро получает королевство и принцессу в придачу (или выходит замуж за принца). Это аллюзия на Судный День и приход Царства Божьего, но и символ нашего собственного внутреннего суда и оправдания, которое может наступить, если мы действительно обрели целостность (Тереза Михельсен).

 

21– «Мир».

История закончилась. Начинается совсем другая…

 

Порядок и общий набор символических актов в каждой конкретной, индивидуальной или мифологической истории может различаться. Мы также не можем с убежденностью сказать, почему исторически сложился именно такой порядок, ведь это плод работы коллективного бессознательного.

Для того чтобы эта система была осмысленно применима к реальности, мы склонны признать, что хронологически порядок Старших арканов достаточно достоверно проявляется в человеческой действительности на протяжении первых 10–11 карт, от Шута до Колеса Фортуны.

«Шут» (0) и «Маг» (I) могут вполне соотноситься с младенчеством, новым неизвестным миром и овладением навыками. «Жрица» (II) и «Императрица» (III) обычно означают здесь материнское влияние: чередование щедрости и отстраненности, теплоты или холодности, наполненности своего близкого тесного пространства и свободы внешнего мира. «Император» (IV) и «Иерофант» (V) представляют маскулинное и патриархальное начало, социальную реальность в жизни каждого индивида. Это обусловленная родительская любовь отца, в отличие от безусловной любви матери. Это встраивание нового человека в социальную систему (IV) и обучение его моральным нормам и ценностям общности (V). Первые шесть карт (0–VI) – это заложенные основы для полноценного развития личности; недостаток силы какого-либо принципа будет с очевидностью сказываться в дальнейшем, требуя необходимого восполнения и насыщения нужной формы. Аркан «Влюбленные» (VI) – это время самостоятельного личного выбора; и обычно это проблематика подросткового возраста. Вызов самостоятельного выбора и принятия личных решений относится к этому периоду, как и переживания «гонки» VII аркана – «Колесницы». Безудержность последней компенсируется освоением индивидуальных способов совладания с внешними и внутренними влияниями по VIII карте – «Сила». Это все навыки, которыми с большим или меньшим успехом овладевает в нужный период подросток и юноша/девушка. IX карта – «Отшельник» не относится к обязательным этапам прохождения, хотя вполне соответствует самокопанию и постижению смысла жизни в юном возрасте. И все же мы можем ожидать явление этого принципа изнутри лишь после вполне успешного совладания с собой и миром по карте «Сила» (VIII). В противном случае страх перед Отшельником будет вновь и вновь возвращать человека к проработке Силы, а то и Колесницы с Влюбленными. Однако мы готовы закончить «обязательный порядок» лишь на карте «Колесо фортуны» (X), принимая его как вступление индивидуума в мир, где он будет управлять и будет управляем причудливыми узорами судьбы. Дальнейший порядок карт в каждой частной жизни будет уникален и неповторим.

Колесо Фортуны (X) в современном Таро – это уже не роковая мощь божественно безупречного инструмента, каждому в свой срок отмеряющего удел. Это удивительная взаимосвязь множества «колесиков», каждое из которых способно запустить Большое колесо личной судьбы или участи многих множеств. Точно так же можно сказать, что и каждая уникальная жизнь состоит из множества маленьких прохождений Старших арканов и некоторого количества крупных подобных циклов, складывающихся в Большое колесо судьбы.

Так, несмотря на различия системного строя Старших карт, и актуального переживания различных архетипических явлений в реальной жизни человека, в упражнениях и продуцировании важных психических и духовных провесов этот порядок может быть принят как базовый при Работе с инструментарием Таро.


 

Глава 30

 

 

 

Одним из самых интересных упражнений, связанных с постижением принципов Таро, является прохождение Старших арканов. Это своего рода мистическое или символическое путешествие, знакомство с идеями и воплощениями карт. Разновидностью этой техники можно считать практикуемые в группах медитации на Таро или же обсуждения. Однако глубоко значимым оказывается именно индивидуальное прохождение. Я назвала бы его Rota Taro (Дорога Таро).

Это метод достаточно серьезный и ориентированный скорее на людей, способных посвятить около полутора месяцев свободной практике духовных упражнений, интроспекции и осознанию. Я бы сказала, достаточно свободных от обычных забот, требующих адекватной социальной реакции.

Смысл метода состоит в том, чтобы впустить в себя и свой мир, ощутить внутри себя или в мире принципы каждой из карт Старших арканов по их сложившемуся порядку. При этом стоит выбрать одну из колод, по которой это делается. В наше время, как правило, выбирается одна из мистических, оккультных колод, например «Таро Тота» Кроули, известное точностью и яркостью мистических представлений.

В своей практике я проходила это упражнение несколько раз, как по колоде Тота, так и по колоде Хайндля. При этом поводом к началу служило именно мое нахождение в Нулевой карте Шута. Оказавшись в растерянности Небытия, я начинала «космизировать» порядок своего мира. Мне лично кажется рискованным применять эту технику без такого или подобного повода, но это может оказаться моим личным субъективным мнением. Таковым я считаю именно состояние «Шута», Нулевой карты входа в систему.

Проживание каждой карты даст возможность воспринять, ощутить и попять, пережить принцип каждой карты в той ее форме, что задается колодой, и в том аспекте, который мы способны в настоящий момент получить.

Есть еще один существенный и интересный момент. Проходить порядок Старших арканов можно как от Шута к Миру, так и, наоборот, от Шута (как идущего после Мира) к Магу. При этом предполагается, что от 0 к XXI мы проходим путь личностного развития человека (некий общий смысл пути, разумеется), а от 0 к I (через XXI – XX – XIX… и т.д.) – путь магической инициации. При первом опыте подобного рода я ориентировалась, на обычный правильный порядок, пока не выяснилось, что Шут уже прошел, я «непонятно где», а Маг пока не наступил. Оказалось, что это было состояние Мира. Все мои последующие «путешествия» тоже почему-то шли всегда таким образом. Однажды, уже с колодой Хайндля. я попыталась пройти вначале в обратном порядке, а потом развернуться на Шуте и пойти вперед, от Мага к Миру. Но у меня ничего не получилось. Мне пришлось вновь пройти путь от Шута к Магу. Почему так происходит – я точно сказать не могу, однако предпочитаю в таких случаях следовать за естественным ходом событий, если они настолько сильны и красивы.

Каким образом происходит смена принципа? Это наминает ощущаться – сам переход от одного к другому. При достаточном общем понимании принципов карты это получается достаточно наглядно. Кроме того, находится индивидуальный ритм пребывания в каждом принципе. У меня это было обычно два-три дня для колоды Тота Кроули и три-четыре дня для колоды Хайндля, которые постепенно сократились до половины суток в каждой карте. Это было достаточно ощутимо, и продлить срок волевым усилием не выходило.

Очевидный вопрос, на который я готова ответить лишь здесь, под конец: каким образом происходит эта концентрация на принципе? Я думаю, что это достаточно индивидуально. Мне хватило оказаться внутри Шута именно оккультных, сильных колод, ощутить его всем естеством — и выразить внутреннее намерение двигаться дальше. Для ориентации я выставляла карты напротив своего спального или рабочего места, рассматривала их и относилась как к указателям. Никаких глубоких медитаций не делала, но я и не любительница такого подхода, я пользовалась привычными мне, удобными и достаточно эффективными для себя методами.

Иногда были ошибки: это происходило в самом первом путешествии по колоде Тота. Я внезапно ошибалась и, совершенно неожиданно для себя, пропускала карты или меняла их местами. Тогда их ощущение становилось более резким и спутанным. Ничего страшного вроде бы не произошло. В дальнейшем я относилась к этому более Внимательно. Мне кажется важным в нужный момент начать и непременно довести до конца все путешествие. Являясь индивидуальным ритуалом, техника требует соблюдения принципиальных норм символического действа, в частности доведения до конца, то есть сохранения общей формы. Это дает ритуальной технике возможность оказаться внутри мифологического пространства, не выплескиваясь наружу, в мир (с неопределенными последствиями).

Еще одной разновидностью этой техники может быть изображение принципов карт Таро, но их порядку – то есть рисование картин па эту тему. У меня и у моих подруг есть и такой опыт. Здесь сложнее завершим, работу, пас всех останавливает какой-то принцип, внезапно Вторгаясь в реальность и требуя к себе особенного внимания. И его приходится тогда переживать уже в реальности. Но часть путешествия вес же остаемся воплощенной. Написание литературных или иных опусов на тему Старших арканов в их заданном порядке также оказывается подобием этого ритуального процесса. Так и эта книга стала его воплощением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.197 (0.018 с.)