Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективизация в Вологодском крае

Поиск

Одновременно с индустриализацией в крае проходила коллективизация, ознаменовавшаяся многими трагическими событиями для северного крестьянства. К середине 1930-х гг. подавляющая часть крестьянских хозяйств была объединена в колхозы и ситуация в деревне стабилизировалась [3].

В январе 1928 года собрался первый съезд колхозников Вологодской губернии. Делегаты поделились опытом работы колхозов и показали выгоды и преимущества коллективного хозяйства. Съезд обратился с призывом к крестьянам идти в колхозы.

Одним из старейших колхозов края была артель «Северное хозяйство» Вологодского уезда, возникшая в 1919 году. Его создали бедняки на базе бывшего помещичьего хозяйства. Дружной работой члены артели достигли хороших урожаев и высоких удоев, построили скотный двор, завели маслозавод, приобрели трактор.

Огромное впечатление на крестьян производили первые тракторы и другие сельскохозяйственные машины. Вот как местная газета описывала появление в 1927 году первого трактора в Селе Верхняя Тойма Северо-Двинской губернии:

«Трактор в деревне. Стальной конь. В Верхней Тойме появился стальной конь — трактор. Его первое путешествие по селу, вспашка поля были настоящим торжеством для всего села. Все высыпали смотреть, от малышей до стариков. Разглядывали, охали, щупали этого представителя промышленности и внимательно следили за каждым его движением. Разговоры крестьян сводились к тому, чтобы сельское хозяйство использовало его на всех работах».

Конечно, крестьяне понимали, что в одиночку трактора не купить. Это доступно лишь колхозам. Число колхозов в крае росло. Переход к колхозному строю ломал весь уклад привычной жизни.

С осени 1929 года в нашем крае, как и во всей стране, пошла сплошная коллективизация. Началось массовое вступление крестьян в колхозы. Шли не только бедняки, но и середняки, которые тоже поняли преимущество колхозов [8].

Большую организационную и техническую помощь колхозам оказывали МТС (машинно-тракторные станции). Первая МТС в нашем крае появилась весной 1931 года в Грязовецком районе. Первыми механизаторами становились сельские комсомольцы — юноши и девушки. МТС умело пропагандировали новую технику.

У молодых колхозов было немало трудностей, порой крупных ошибок. Но жизнь и работа налаживались, а передовые колхозы вскоре стали добиваться больших успехов.

За годы двух пятилеток, благодаря колхозам, сельское хозяйство области добилось больших успехов. Повысилась урожайность зерновых культур и льна. Выросло и улучшилось поголовье скота. Колхозный строй вырастил и новых людей — энтузиастов сельского хозяйства, новаторов, рационализаторов, руководителей.

Неслучайно на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1940 году от Вологодской области было 1746 участников. Многие из них получили высокие награды [8].

Но коллективизация одновременно оказалась и трагедией.

По мнению М.А. Безнина: «Россия пошла путем первоначального накопления капитала в классическом жестком варианте. Главным его периодом была коллективизация» [6]. Историк отмечает, что: «Коллективизация была шагом вперед, если мы говорим о переходе к более современному типу хозяйственного устройства. Да, этот шаг был жестокий, кровавый, как и при многих других преобразованиях, но в определенном смысле закономерный» [6].

Архивист С.И. Старостин, приводит подробные данные о раскулачивании крестьян в Вологодском крае в 1930 годы. Кулачество было поделено на три класса, которые необходимо было ликвидировать:

-К первой была отнесена «контрреволюционная верхушка кулачества» (1 500 хозяйств или 0,3% от общего числа крестьянских хозяйств). При этом кулаки осуждались к направлению в концлагерь, а наиболее активные из них – к высшей мере наказания. Их имущество конфисковывалось, а семьи выселялись с постоянного места жительства.

- Ко второй категории относились кулацкие хозяйства в районах сплошной коллективизации. После конфискации имущества данные хозяйства подлежали выселению в северные необжитые районы края. Количество таких хозяйств устанавливалось окружкомами, «исходя из фактического числа кулацких хозяйств каждого района», но не должно было превышать 3–5 % от общего числа хозяйств района.

- Кулацкие хозяйства, не вошедшие во вторую категорию, относились к третьей категории и подлежали расселению в пределах района, на новых, отводимых им за пределами колхоза, землях [10, с. 220].

Само же раскулачивание и выселение проводились с грубейшими нарушениями. В Вологодском округе данные мероприятия приобрели ярко выраженный военизированный характер. Так, при проведении раскулачивания в Свердловском районе привлекались отряды вооруженных красноармейцев и комсомольцев (100 человек). В г. Кадникове было введено военное положение (выставлены пикеты, оцеплены дома). Все проходящие и проезжающие по городу и селам задерживались и подвергались аресту. Неоднократно раскулачивались жители, не занимающиеся сельским хозяйством (рабочие, учителя, пенсионеры из числа бывших служащих). При раскулачивании отбиралось все имущество (продовольствие, одежда, посуда, обувь и т.п.), которое без описи сваливалось в кладовые, а ценные вещи присваивались работниками райкома, райисполкома и милиционерами.

Типичным явлением были случаи грубого насилия над крестьянами, вплоть до угрозы применения оружия. Так, в Грибцовском сельсовете бригадир по раскулачиванию и милиционер инсценировали расстрел крестьян; в Рабангском сельсовете уполномоченный райисполкома, допрашивая арестованных крестьян, стрелял в потолок и угрожал им расправой. Аналогичными методами проводилось раскулачивание и в других районах округа – Вологодском, КубеноОзерском, Харовском, Сямженском, Шуйском, Тотемском, Толшменском и др. [10, с. 221-222].

Таким образом, курс на коллективизацию проводился успешно в Вологодском крае. Было создано большое количество колхозов, отмечается рост сельскохозяйственной продукции в рассматриваемый период. Однако для населения коллективизация – это трагедия, приведшая к массовой депортации крестьян в отдаленные районы страны. Коллективизация проводилась жестокими и насильственными методами.

 

3. Культурная революция в крае

Большие преобразования в 1930-е гг. произошли в культурной сфере Вологодчины. В крае было много сделано по ликвидации неграмотности, развитию дошкольного, начального, среднего и высшего образования.

В 1931 – в области введено всеобщее начальное обучение. Значительно расширилась сеть культурно-просветительских учреждений, получила развитие художественная самодеятельность [3].

Быстро распространялось образование среди взрослого населения. В предвоенные годы полностью завершается ликвидация неграмотности. В 1939 году по области работало 165 вечерних общеобразовательных школ для взрослых (неполных средних и средних), в которых обучалось свыше 12 тысяч человек. Кроме того, на промышленных предприятиях, в совхозах и колхозах была широко развернута техническая и агрономическая учеба, работали школы и курсы по подготовке колхозных кадров и т. д. Тысячи кружков и курсов различного рода давали широкую возможность рабочим и крестьянам поднять свой общеобразовательный и культурный уровень.

В 1939 году была осуществлена широкая кинофикация районов области. В городах Вологде, Череповце, Великом Устюге, Грязовце, Тотьме, Устюжне и Вытегре были открыты стационарные кинотеатры. Кино приобретало все большее значение в борьбе за повышение культурного уровня советских людей [9].

В то же время начались гонения на религию и церковь, ограничивалась свобода творчества, культурный процесс жестко контролировался партийно-государственными органами [3].

Гонения на церковь.

Сотни священнослужителей и членов их семей были уничтожены без суда по сфабрикованным обвинениям. Всем арестованным, как правило, выдвигалось стандартное обвинение: «за организацию и руководство антисоветской группой церковников, контрреволюционную агитацию, распространение провокационных слухов».

Многие священнослужители значатся в списках репрессированных по два раза: в начале 1930-х годов получили по 3-5 лет ссылки или лагерей, а в 1937-1938 гг. их настигала высшая мера наказания. Когда начались массовые репрессии, их легче было «повязать» – они уже привлекались «за контрреволюционную агитацию». Арестовывали, невзирая на возраст. Так, например, священнику Юнееву Павлу Викторовичу, проживавшему в дер. Перебытино Сокольского района, в момент задержания было 80 лет [4].

Таким образом, культурная революция шла успешно, происходила ликвидация неграмотности и широкое развитие народного образования. Но как и по всей стране, в Вологодском крае не обошлось без репрессий на церковь и вмешательства государства в духовную жизнь общества.

4. Создание кейса

Практическая часть проектной работы, заключается в создании продукта – в нашем случае кейса на тему «Вологодский край в 1929-1941 г».

Для начала изучим информацию о том, что из себя, представляет кейс.

Метод конкретных ситуаций (англ. Case method, кейс-метод, метод кейсов, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. [5].

Преимущества кейса как метода обучения:

1. Позволяет студенту применить к практической ситуации полученные теоретические знания и понять, что реальный мир весьма далек от мира теоретических моделей.

2. Разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определенного багажа практической информации, которая может оказаться более полезной в работе, нежели теоретические знания.

3. В процессе разбора кейсов развиваются аналитические и творческие навыки. Если кейс разбирается в группе студентов, это способствует развитию коммуникативных навыков; студенты учатся поддерживать дискуссию, убеждать и слушать своих оппонентов.

Методика проведения занятия по кейс-методу:

1. Студент знакомится с содержанием кейса самостоятельно (это может быть в печатном, электронном, устном виде и т.д.).

2. Проводится опрос по пониманию содержания кейса, но при этом не обсуждается со студентами.

3. Преподаватель распределяет студентов по микрогруппам (4-6 человек). Желательно комплектовать группы не по интересам, а по развитию способностей (чтобы не было в одной группе много активных студентов, а в другой – много пассивных).

4. Организуется обсуждение содержание кейса в микрогруппах. При этом преподаватель актуализирует поставленные вопросы и направляет на анализ и выявление всех заложенных ситуаций, проблем (но ни в коем случае не помогает, не решает кейс).

5. В группах выделяется человек (не обязательно лидер), презентирующий решение группы. Презентация составляется всеми членами микрогруппы. Презентация может быть устной, наглядной, графической или с применением компьютера.

6. Презентация решений групп.

7. Организуется общая дискуссия и обсуждение полученных решений. Преподаватель задает «провокационные» вопросы и следит за дисциплиной в аудитории.

8. Проводится обобщение полученных результатов и приобретенных знаний при работе над кейсом [2, с. 90-91].

Кейс на тему «Вологодский край в 1929-1941 г», мы разработали в программе MS Word. Формат кейса А 4. Шрифт Тimes New Roman, кегль 14.

Информация, представленная в кейсе:

- Мнение М.А. Безнина о коллективизации;

- М. А. Безнин об труде российского крестьянства;

- С.И. Старостин о массовых депортациях в Вологодской области;

- С.Н. Цветков о политических репрессиях против Вологодской православной церкви.

Кейс создан для студентов 1 и 2 курсов Вологодского колледжа сервиса. Для кейса преподавателю по истории можно создать задания либо вопросы для студентов.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, при написании проектной работы, мы изучили историю развития Вологодского края в 1929-1941 году, рассмотрели проводимую советской властью, индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию. Пришли к мнению, что эта политика была успешной для советской власти, но для населения такая политика оказалась трагичной, сопровождалась раскулачиванием, репрессиями, гонениями.

В результате изучения источников информации был отобран материал для создания кейса по теме проекта.

Таким образом, цель, поставленная в начале работы, достигнута, задачи решены в полном объеме.

В качестве изучения дополнительного материала можно предложить сходить в музей репрессий в городе Вологде.

В дальнейшем можно разработать аналогичные кейсы по другим периодам истории Вологодского края.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Безнин М.А. Повинности российского крестьянства
в 1930-1960-х годах / М. А. Безнин, Т. М. Димони, Л. В. Изюмова. //  Вологда, 2001. – Гл. 2. Трудовая и гужевая повинность на лесозаготовках. – С. 76-97.

2. Лежнина Н. Л. Кейс-метод в обучении / Н.Л. Лежнина // Вестник Марийского государственного университета. 2009. №3.

3. Региональный историко-культурный стандарт (Вологодская область) // Департамент образования Вологодской области. Вологда, 2015. - С. 35-37.

4. Цветков С. Политические репрессии против вологодской православной церкви в 1937-1938 гг. / С. Цветков // Историческое краеведение и архивы. – Вып. 6. – Вологда, 2000. – С. 181-185.

5. Википедия [электронный ресурс] – Метод кейсов - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Методкейсов (дата обращения: 15.04.2021).

6. Кочнев С. «Коллективизация была шагом вперед. Жестоким, кровавым, но в определенном смысле закономерным» [электронный ресурс] – Реальное время - Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/155310-istorik-mihail-beznin-o-kollektivizacii-selskogo-hozyaystva?utm_source=mobile&utm_medium=redirect&utm_campaign=mobile (дата обращения: 15.04.2021).

7. Насонь город [электронный ресурс] – Индустриализация в Вологодском крае - Режим доступа: https://nason.ru/industrializaciya/ (дата обращения: 01.04.2021).

8. Насонь город [электронный ресурс] – Коллективизация в Вологодском крае - Режим доступа: https://nason.ru/kollektivizaciya (дата обращения: 01.04.2021).

9. Осминский Т. Очерки по истории края [электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/osm/ins/kiy/10.htm (дата обращения: 01.04.2021).

10. Старостин С.И.  Массовые депортации и система спецпоселений в Вологодской области в 1930-1950-е годы [электронный ресурс]  / С.И. Старостин // Historia provinciae – журнал региональной истории. 2019. №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/massovye-deportatsii-i-sistema-spetsposeleniy-v-vologodskoy-oblasti-v-1930-1950-e-gody (дата обращения: 15.04.2021).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.234.44 (0.012 с.)