Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коллективизация в Вологодском крае↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одновременно с индустриализацией в крае проходила коллективизация, ознаменовавшаяся многими трагическими событиями для северного крестьянства. К середине 1930-х гг. подавляющая часть крестьянских хозяйств была объединена в колхозы и ситуация в деревне стабилизировалась [3]. В январе 1928 года собрался первый съезд колхозников Вологодской губернии. Делегаты поделились опытом работы колхозов и показали выгоды и преимущества коллективного хозяйства. Съезд обратился с призывом к крестьянам идти в колхозы. Одним из старейших колхозов края была артель «Северное хозяйство» Вологодского уезда, возникшая в 1919 году. Его создали бедняки на базе бывшего помещичьего хозяйства. Дружной работой члены артели достигли хороших урожаев и высоких удоев, построили скотный двор, завели маслозавод, приобрели трактор. Огромное впечатление на крестьян производили первые тракторы и другие сельскохозяйственные машины. Вот как местная газета описывала появление в 1927 году первого трактора в Селе Верхняя Тойма Северо-Двинской губернии: «Трактор в деревне. Стальной конь. В Верхней Тойме появился стальной конь — трактор. Его первое путешествие по селу, вспашка поля были настоящим торжеством для всего села. Все высыпали смотреть, от малышей до стариков. Разглядывали, охали, щупали этого представителя промышленности и внимательно следили за каждым его движением. Разговоры крестьян сводились к тому, чтобы сельское хозяйство использовало его на всех работах». Конечно, крестьяне понимали, что в одиночку трактора не купить. Это доступно лишь колхозам. Число колхозов в крае росло. Переход к колхозному строю ломал весь уклад привычной жизни. С осени 1929 года в нашем крае, как и во всей стране, пошла сплошная коллективизация. Началось массовое вступление крестьян в колхозы. Шли не только бедняки, но и середняки, которые тоже поняли преимущество колхозов [8]. Большую организационную и техническую помощь колхозам оказывали МТС (машинно-тракторные станции). Первая МТС в нашем крае появилась весной 1931 года в Грязовецком районе. Первыми механизаторами становились сельские комсомольцы — юноши и девушки. МТС умело пропагандировали новую технику. У молодых колхозов было немало трудностей, порой крупных ошибок. Но жизнь и работа налаживались, а передовые колхозы вскоре стали добиваться больших успехов. За годы двух пятилеток, благодаря колхозам, сельское хозяйство области добилось больших успехов. Повысилась урожайность зерновых культур и льна. Выросло и улучшилось поголовье скота. Колхозный строй вырастил и новых людей — энтузиастов сельского хозяйства, новаторов, рационализаторов, руководителей. Неслучайно на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1940 году от Вологодской области было 1746 участников. Многие из них получили высокие награды [8]. Но коллективизация одновременно оказалась и трагедией. По мнению М.А. Безнина: «Россия пошла путем первоначального накопления капитала в классическом жестком варианте. Главным его периодом была коллективизация» [6]. Историк отмечает, что: «Коллективизация была шагом вперед, если мы говорим о переходе к более современному типу хозяйственного устройства. Да, этот шаг был жестокий, кровавый, как и при многих других преобразованиях, но в определенном смысле закономерный» [6]. Архивист С.И. Старостин, приводит подробные данные о раскулачивании крестьян в Вологодском крае в 1930 годы. Кулачество было поделено на три класса, которые необходимо было ликвидировать: -К первой была отнесена «контрреволюционная верхушка кулачества» (1 500 хозяйств или 0,3% от общего числа крестьянских хозяйств). При этом кулаки осуждались к направлению в концлагерь, а наиболее активные из них – к высшей мере наказания. Их имущество конфисковывалось, а семьи выселялись с постоянного места жительства. - Ко второй категории относились кулацкие хозяйства в районах сплошной коллективизации. После конфискации имущества данные хозяйства подлежали выселению в северные необжитые районы края. Количество таких хозяйств устанавливалось окружкомами, «исходя из фактического числа кулацких хозяйств каждого района», но не должно было превышать 3–5 % от общего числа хозяйств района. - Кулацкие хозяйства, не вошедшие во вторую категорию, относились к третьей категории и подлежали расселению в пределах района, на новых, отводимых им за пределами колхоза, землях [10, с. 220]. Само же раскулачивание и выселение проводились с грубейшими нарушениями. В Вологодском округе данные мероприятия приобрели ярко выраженный военизированный характер. Так, при проведении раскулачивания в Свердловском районе привлекались отряды вооруженных красноармейцев и комсомольцев (100 человек). В г. Кадникове было введено военное положение (выставлены пикеты, оцеплены дома). Все проходящие и проезжающие по городу и селам задерживались и подвергались аресту. Неоднократно раскулачивались жители, не занимающиеся сельским хозяйством (рабочие, учителя, пенсионеры из числа бывших служащих). При раскулачивании отбиралось все имущество (продовольствие, одежда, посуда, обувь и т.п.), которое без описи сваливалось в кладовые, а ценные вещи присваивались работниками райкома, райисполкома и милиционерами. Типичным явлением были случаи грубого насилия над крестьянами, вплоть до угрозы применения оружия. Так, в Грибцовском сельсовете бригадир по раскулачиванию и милиционер инсценировали расстрел крестьян; в Рабангском сельсовете уполномоченный райисполкома, допрашивая арестованных крестьян, стрелял в потолок и угрожал им расправой. Аналогичными методами проводилось раскулачивание и в других районах округа – Вологодском, КубеноОзерском, Харовском, Сямженском, Шуйском, Тотемском, Толшменском и др. [10, с. 221-222]. Таким образом, курс на коллективизацию проводился успешно в Вологодском крае. Было создано большое количество колхозов, отмечается рост сельскохозяйственной продукции в рассматриваемый период. Однако для населения коллективизация – это трагедия, приведшая к массовой депортации крестьян в отдаленные районы страны. Коллективизация проводилась жестокими и насильственными методами.
3. Культурная революция в крае Большие преобразования в 1930-е гг. произошли в культурной сфере Вологодчины. В крае было много сделано по ликвидации неграмотности, развитию дошкольного, начального, среднего и высшего образования. В 1931 – в области введено всеобщее начальное обучение. Значительно расширилась сеть культурно-просветительских учреждений, получила развитие художественная самодеятельность [3]. Быстро распространялось образование среди взрослого населения. В предвоенные годы полностью завершается ликвидация неграмотности. В 1939 году по области работало 165 вечерних общеобразовательных школ для взрослых (неполных средних и средних), в которых обучалось свыше 12 тысяч человек. Кроме того, на промышленных предприятиях, в совхозах и колхозах была широко развернута техническая и агрономическая учеба, работали школы и курсы по подготовке колхозных кадров и т. д. Тысячи кружков и курсов различного рода давали широкую возможность рабочим и крестьянам поднять свой общеобразовательный и культурный уровень. В 1939 году была осуществлена широкая кинофикация районов области. В городах Вологде, Череповце, Великом Устюге, Грязовце, Тотьме, Устюжне и Вытегре были открыты стационарные кинотеатры. Кино приобретало все большее значение в борьбе за повышение культурного уровня советских людей [9]. В то же время начались гонения на религию и церковь, ограничивалась свобода творчества, культурный процесс жестко контролировался партийно-государственными органами [3]. Гонения на церковь. Сотни священнослужителей и членов их семей были уничтожены без суда по сфабрикованным обвинениям. Всем арестованным, как правило, выдвигалось стандартное обвинение: «за организацию и руководство антисоветской группой церковников, контрреволюционную агитацию, распространение провокационных слухов». Многие священнослужители значатся в списках репрессированных по два раза: в начале 1930-х годов получили по 3-5 лет ссылки или лагерей, а в 1937-1938 гг. их настигала высшая мера наказания. Когда начались массовые репрессии, их легче было «повязать» – они уже привлекались «за контрреволюционную агитацию». Арестовывали, невзирая на возраст. Так, например, священнику Юнееву Павлу Викторовичу, проживавшему в дер. Перебытино Сокольского района, в момент задержания было 80 лет [4]. Таким образом, культурная революция шла успешно, происходила ликвидация неграмотности и широкое развитие народного образования. Но как и по всей стране, в Вологодском крае не обошлось без репрессий на церковь и вмешательства государства в духовную жизнь общества. 4. Создание кейса Практическая часть проектной работы, заключается в создании продукта – в нашем случае кейса на тему «Вологодский край в 1929-1941 г». Для начала изучим информацию о том, что из себя, представляет кейс. Метод конкретных ситуаций (англ. Case method, кейс-метод, метод кейсов, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. [5]. Преимущества кейса как метода обучения: 1. Позволяет студенту применить к практической ситуации полученные теоретические знания и понять, что реальный мир весьма далек от мира теоретических моделей. 2. Разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определенного багажа практической информации, которая может оказаться более полезной в работе, нежели теоретические знания. 3. В процессе разбора кейсов развиваются аналитические и творческие навыки. Если кейс разбирается в группе студентов, это способствует развитию коммуникативных навыков; студенты учатся поддерживать дискуссию, убеждать и слушать своих оппонентов. Методика проведения занятия по кейс-методу: 1. Студент знакомится с содержанием кейса самостоятельно (это может быть в печатном, электронном, устном виде и т.д.). 2. Проводится опрос по пониманию содержания кейса, но при этом не обсуждается со студентами. 3. Преподаватель распределяет студентов по микрогруппам (4-6 человек). Желательно комплектовать группы не по интересам, а по развитию способностей (чтобы не было в одной группе много активных студентов, а в другой – много пассивных). 4. Организуется обсуждение содержание кейса в микрогруппах. При этом преподаватель актуализирует поставленные вопросы и направляет на анализ и выявление всех заложенных ситуаций, проблем (но ни в коем случае не помогает, не решает кейс). 5. В группах выделяется человек (не обязательно лидер), презентирующий решение группы. Презентация составляется всеми членами микрогруппы. Презентация может быть устной, наглядной, графической или с применением компьютера. 6. Презентация решений групп. 7. Организуется общая дискуссия и обсуждение полученных решений. Преподаватель задает «провокационные» вопросы и следит за дисциплиной в аудитории. 8. Проводится обобщение полученных результатов и приобретенных знаний при работе над кейсом [2, с. 90-91]. Кейс на тему «Вологодский край в 1929-1941 г», мы разработали в программе MS Word. Формат кейса А 4. Шрифт Тimes New Roman, кегль 14. Информация, представленная в кейсе: - Мнение М.А. Безнина о коллективизации; - М. А. Безнин об труде российского крестьянства; - С.И. Старостин о массовых депортациях в Вологодской области; - С.Н. Цветков о политических репрессиях против Вологодской православной церкви. Кейс создан для студентов 1 и 2 курсов Вологодского колледжа сервиса. Для кейса преподавателю по истории можно создать задания либо вопросы для студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, при написании проектной работы, мы изучили историю развития Вологодского края в 1929-1941 году, рассмотрели проводимую советской властью, индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию. Пришли к мнению, что эта политика была успешной для советской власти, но для населения такая политика оказалась трагичной, сопровождалась раскулачиванием, репрессиями, гонениями. В результате изучения источников информации был отобран материал для создания кейса по теме проекта. Таким образом, цель, поставленная в начале работы, достигнута, задачи решены в полном объеме. В качестве изучения дополнительного материала можно предложить сходить в музей репрессий в городе Вологде. В дальнейшем можно разработать аналогичные кейсы по другим периодам истории Вологодского края.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Безнин М.А. Повинности российского крестьянства 2. Лежнина Н. Л. Кейс-метод в обучении / Н.Л. Лежнина // Вестник Марийского государственного университета. 2009. №3. 3. Региональный историко-культурный стандарт (Вологодская область) // Департамент образования Вологодской области. Вологда, 2015. - С. 35-37. 4. Цветков С. Политические репрессии против вологодской православной церкви в 1937-1938 гг. / С. Цветков // Историческое краеведение и архивы. – Вып. 6. – Вологда, 2000. – С. 181-185. 5. Википедия [электронный ресурс] – Метод кейсов - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Методкейсов (дата обращения: 15.04.2021). 6. Кочнев С. «Коллективизация была шагом вперед. Жестоким, кровавым, но в определенном смысле закономерным» [электронный ресурс] – Реальное время - Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/155310-istorik-mihail-beznin-o-kollektivizacii-selskogo-hozyaystva?utm_source=mobile&utm_medium=redirect&utm_campaign=mobile (дата обращения: 15.04.2021). 7. Насонь город [электронный ресурс] – Индустриализация в Вологодском крае - Режим доступа: https://nason.ru/industrializaciya/ (дата обращения: 01.04.2021). 8. Насонь город [электронный ресурс] – Коллективизация в Вологодском крае - Режим доступа: https://nason.ru/kollektivizaciya (дата обращения: 01.04.2021). 9. Осминский Т. Очерки по истории края [электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/osm/ins/kiy/10.htm (дата обращения: 01.04.2021). 10. Старостин С.И. Массовые депортации и система спецпоселений в Вологодской области в 1930-1950-е годы [электронный ресурс] / С.И. Старостин // Historia provinciae – журнал региональной истории. 2019. №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/massovye-deportatsii-i-sistema-spetsposeleniy-v-vologodskoy-oblasti-v-1930-1950-e-gody (дата обращения: 15.04.2021).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.234.44 (0.012 с.) |