Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Необходимость проведения основных этапов↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Парикмахерская для парикмахеров[1] или Как подготовить и провести Work-shop на психологической конференции. С.Походенко (г.Запорожье)
В 2007 году В.Гречка пригласил меня во время летнего интенсива по гештальттерапии супервизировать не совсем обычную группу. Я, как обычно, быстро согласилась, а потом поняла, что мне предстоит совершенно новый опыт: в течение 9 дней супервизировать начинающих терапевтов (выпускников института[2]), которые в своей группе тренировались проводить Work-shop. Раньше, когда меня приглашали на практическую конференцию и надо было готовить Work-shop, я всегда маялась, тревожилась и не могла объяснить себе толком, с чем связаны мои переживания. Казалось бы, ну что тут такого: какие-то 1,5-3 часа, небольшое количество мотивированных людей, доброжелательная атмосфера принятия и поддержки, рядом коллеги, с которыми можно обсудить основные процедуры. И все равно душа не лежит и как-то не по себе… Постепенно вникая в особенности подготовки и проведения мастер-классов вместе с участниками группы мы обнаруживали все новые и новые аспекты, которые необходимо учитывать для того Work-shop состоялся, т.е. оказался интересным и полезным. Оказалось, что при кажущейся внешней простоте, это очень сложный жанр групповой работы, который требует серьезной подготовки, а также наличия определенных профессиональных и личностных компетенций ведущего. В процессе обсуждения работы данной группы на тренерском совете возникла идея обобщения ее результатов и подготовки данной статьи. Особую благодарность хочу выразить Елене Бурцевой и Борису Зелексону, которые своим интересом и вниманием к работе группы поддержали и симулировали меня в написании статьи. Цели и задачи. Все многообразие структурно-организационных решений при проведении Work-shop определяется его основной целью и вытекающими из нее задачами. Цель определяет тип группы, позицию ведущего и участников в групповом процессе. Поэтому прежде чем начать подготовку своего Work-shop, необходимо определиться с целью. Цель каждого конкретного Work-shop определяется целью конференции в целом и составом ее участников. В последние годы в организации профессиональных психологических конференций наметилась общая тенденция перехода от фестиваля[3] к научной конференции[4]. В конце 90-х годов и в начале нашего века основной целью конференций была популяризация практической психологии и различных направлений психотерапии. В задачи ведущих Work-shop входили презентация подходов, самых общих идей и мотивация участников. Востребованными становились харизматичные и соблазняющие психотерапевты, способные устроить яркое шоу от психологии на 2-3 часа. В настоящее время сформировавшиеся профессиональные сообщества и организации решают задачу легитимизации сферы профессиональной психологической помощи. В фокусе внимания специалистов все чаще оказывается не только захватывающий процесс самопознания[5], но и его результат: улучшение состояния, личностное развитие, повышение качества жизни клиента и психотерапевта и пр. Основной целью профессиональных конференций становится обмен опытом работы, повышение профессиональной квалификации, обеспечение чувства принадлежности к сообществу при достижении методологического и ценностно-ориентационного единства с коллегами. Качественно изменился и состав участников конференций: количество практикующих специалистов сравнялось, а иногда и превышает количество начинающих (студенты). Просто интересующихся участников (клиенты) на конференциях становится все меньше. Этими факторами обусловлено смещение акцента в работе с личности ведущего[6] Work-shop на методы и способы его работы с клиентом или группой. Основное отличие профессиональной конференции практикующих психологов (психотерапевтов) от других специальностей состоит в том, что работу надо показывать, а не рассказывать о ней. Самое лучшее сообщение или доклад не могут передать специфические особенности условий, созданных специалистом: необходимые характеристики поля группы или терапевтических отношений. Демонстрация осуществляется в группе, которая должна быть максимально подходящей для реализации задач Work-shop. Например: если ведущий собирается показать работу с психосоматическим расстройством, в группе должны найтись потенциальные клиенты, создана атмосфера безопасности и доверия для их самораскрытия, обеспечена экологическая защита для наблюдателей и пр. Важно понимать, что по своему жанру Work-shop – это не терапевтическая группа, а скорее группа активного социально-психологического обучения. Собственный опыт проживания группы участниками дает им возможность расширить профессиональный репертуар, личное осознавание в заявленной области, углубить теоретические представления о проблеме и методах работы с ней. Д.Б.Карвасарский в зависимости от целей выделяет следующие виды обучающих групп для практикующих психологов: 1. Социально-психологический тренинг, целью которого является повышение компетентности в сфере профессионального межличностного общения в системе клиент-терапевт. 2. Балинтовские группы, целью которых является анализ и совершенствование терапевтических отношений. В таких группах внимание уделяется, преимущественно, личностным позициям и установкам, проблемам и конфликтам психотерапевта, препятствующим достижению оптимального контакта с клинетом и эффективности работы. Основные задачи балинтовских групп состоят в осознании личностных «слепых пятен», блокирующих профессиональные отношения с клиентом и психопрофилактике участников группы, основанная на возможности проработки неудачных случаев в ситуации групповой поддержки. 3. Супервизорские группы (супервизия в индивидуальной и в групповой формах), направленные на приобретение в групповой ситуации опыта собственной практической работы, получение от коллег профессиональной обратной связи, обсуждение трудных случаев с точки зрения профессиональных навыков. 4. Тренинговые психотерапевтические группы проводятся с целью развития и совершенствования способности человека воспринимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия. Основные задачи тренинговых психотерапевтических групп состоят в следующем: а) приобретение в процессе непосредственного взаимодействия в группе новых знаний в области клинической и социальной психологии, психологии личности и группы, биопсихосоциальной концепции человека, б) обучение методическим приемам и техникам психотерапии, в) ознакомление с групповой динамикой, повышение чувствительности к групповым процессам, развитие навыков использования групповой динамики в психотерапевтических целях, г) познание себя, развитие самосознания, личности, совершенствование навыков саморегуляции [1]. На конференциях гештальттерапевтов группы социально-психологического тренинга проводятся редко, так как концепция коммуникативной компетенции гештальттерапевта только начинает формироваться[7], балинтовские и супервизорские группы проводятся на каждой конференции и могут стать началом для долгосрочного проекта после ее окончания, но основной формой для Work-shop является тренинговая терапевтическая группа. Конкретные задачи такой группы могут охватывать 6 основных сфер: 1. Групповые процессы: формирование межличностных отношений и изучение процессов, происходящих в малых группах; повышение чувствительности к групповым процессам; развитие умений успешно вмешиваться во внутригрупповые ситуации; развитие умений использовать групповые процессы в терапевтических целях. 2. Познание других людей: расширение межличностного сознания (т. е. знания о других людях) и диагностических умений в межличностной сфере; развитие и совершенствование способности наблюдать, воспринимать и понимать психологические проявления и своеобразие других людей; развитие способности применять различные теоретические подходы для интерпретации и прогнозирования поведения других людей. 3. Самосознание: познание себя и совершенствование самопонимания; расширение сферы самосознания; усиление чувства самоидентичности; развитие личности; совершенствование навыков саморегуляции. 4. Теоретический аспект: приобретение в процессе непосредственного взаимодействия в группе новых знаний в области психотерапии, психологии личности и группы, клинической и социальной психологии, биопсихосоциальной концепции человека; формирование четких представлений об обусловленности основных направлений психотерапевтической практики соответствующими концепциями нормы и патологии (подходами к пониманию личности и природы личностных нарушений). 5. Методический аспект: ознакомление с методическими приемами и техниками психотерапевтической работы с клиентом в группе; развитие навыков использования групповой динамики в психотерапевтических целях. 6. Деонтологический аспект: формирование представлений о деонтологических и этических аспектах психотерапевтической практики [1]. Цель Work-shop определяется также степенью овладения терапевтом его предметом: · если терапевт работает в заявленной области достаточно долго и накопил опыт, который может и хочет передать другим, целью может стать презентация; · если терапевт заметил, что нашел удачный прием, новую концептуализацию, но чувствует, что идеи нуждаются в верификации, обсуждении коллег и уточнении, тогда его цель – апробация; · если терапевт обнаружил малоисследованную область психотерапии, отсутствие в теории и практике путей и способов решения актуальной для общества проблемы, он может заявить на конференции Work-shop с целью ее феноменологического исследования, привлечения внимания профессионального сообщества к образовавшемуся дефициту. Такой подход позволяет увидеть логику организационного построения Work-shop, определить необходимое время для его проведения и позицию ведущего (см. Таблицу 1). Основные этапы Work-shop Каждый Work-shop – это целостное законченное событие, и вместе с тем он является частью большего события – конференции в целом. Для понимания значения основных структурных этапов Work-shop представляется полезным использовать модель цикла контакта П.Гудмана (см. Рис.1-2) [2, с.138]. Рис. 1. Этапы трехдневной конференции. Таблица 1. Цели и структура Work-shop № п/п Предмет Цель
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.235.107 (0.009 с.) |