Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость проведения основных этапов

Поиск

 

Парикмахерская для парикмахеров[1]

или

Как подготовить и провести Work-shop на психологической конференции.

С.Походенко (г.Запорожье)

        

В 2007 году В.Гречка пригласил меня во время летнего интенсива по гештальттерапии супервизировать не совсем обычную группу. Я, как обычно, быстро согласилась, а потом поняла, что мне предстоит совершенно новый опыт: в течение 9 дней супервизировать начинающих терапевтов (выпускников института[2]), которые в своей группе тренировались проводить Work-shop.

Раньше, когда меня приглашали на практическую конференцию и надо было готовить Work-shop, я всегда маялась, тревожилась и не могла объяснить себе толком, с чем связаны мои переживания. Казалось бы, ну что тут такого: какие-то 1,5-3 часа, небольшое количество мотивированных людей, доброжелательная атмосфера принятия и поддержки, рядом коллеги, с которыми можно обсудить основные процедуры. И все равно душа не лежит и как-то не по себе…

Постепенно вникая в особенности подготовки и проведения мастер-классов вместе с участниками группы мы обнаруживали все новые и новые аспекты, которые необходимо учитывать для того Work-shop состоялся, т.е. оказался интересным и полезным. Оказалось, что при кажущейся внешней простоте, это очень сложный жанр групповой работы, который требует серьезной подготовки, а также наличия определенных профессиональных и личностных компетенций ведущего. В процессе обсуждения работы данной группы на тренерском совете возникла идея обобщения ее результатов и подготовки данной статьи. Особую благодарность хочу выразить Елене Бурцевой и Борису Зелексону, которые своим интересом и вниманием к работе группы поддержали и симулировали меня в написании статьи.

Цели и задачи.

    Все многообразие структурно-организационных решений при проведении Work-shop определяется его основной целью и вытекающими из нее задачами. Цель определяет тип группы, позицию ведущего и участников в групповом процессе. Поэтому прежде чем начать подготовку своего Work-shop, необходимо определиться с целью.

    Цель каждого конкретного Work-shop определяется целью конференции в целом и составом ее участников. В последние годы в организации профессиональных психологических конференций наметилась общая тенденция перехода от фестиваля[3] к научной конференции[4].

В конце 90-х годов и в начале нашего века основной целью конференций была популяризация практической психологии и различных направлений психотерапии. В задачи ведущих Work-shop входили презентация подходов, самых общих идей и мотивация участников. Востребованными становились харизматичные и соблазняющие психотерапевты, способные устроить яркое шоу от психологии на 2-3 часа.

В настоящее время сформировавшиеся профессиональные сообщества и организации решают задачу легитимизации сферы профессиональной психологической помощи. В фокусе внимания специалистов все чаще оказывается не только захватывающий процесс самопознания[5], но и его результат: улучшение состояния, личностное развитие, повышение качества жизни клиента и психотерапевта и пр. Основной целью профессиональных конференций становится обмен опытом работы, повышение профессиональной квалификации, обеспечение чувства принадлежности к сообществу при достижении методологического и ценностно-ориентационного единства с коллегами. Качественно изменился и состав участников конференций: количество практикующих специалистов сравнялось, а иногда и превышает количество начинающих (студенты). Просто интересующихся участников (клиенты) на конференциях становится все меньше. Этими факторами обусловлено смещение акцента в работе с личности ведущего[6] Work-shop на методы и способы его работы с клиентом или группой.

Основное отличие профессиональной конференции практикующих психологов (психотерапевтов) от других специальностей состоит в том, что работу надо показывать, а не рассказывать о ней. Самое лучшее сообщение или доклад не могут передать специфические особенности условий, созданных специалистом: необходимые характеристики поля группы или терапевтических отношений. Демонстрация осуществляется в группе, которая должна быть максимально подходящей для реализации задач Work-shop. Например: если ведущий собирается показать работу с психосоматическим расстройством, в группе должны найтись потенциальные клиенты, создана атмосфера безопасности и доверия для их самораскрытия, обеспечена экологическая защита для наблюдателей и пр.

Важно понимать, что по своему жанру Work-shop – это не терапевтическая группа, а скорее группа активного социально-психологического обучения. Собственный опыт проживания группы участниками дает им возможность расширить профессиональный репертуар, личное осознавание в заявленной области, углубить теоретические представления о проблеме и методах работы с ней.

Д.Б.Карвасарский в зависимости от целей выделяет следующие виды обучающих групп для практикующих психологов:

1. Социально-психологический тренинг, целью которого является повышение компетентности в сфере профессионального межличностного общения в системе клиент-терапевт.

2. Балинтовские группы, целью которых является анализ и совершенствование терапевтических отношений. В таких группах внимание уделяется, преимущественно, личностным позициям и установкам, проблемам и конфликтам психотерапевта, препятствующим достижению оптимального контакта с клинетом и эффективности работы.

Основные задачи балинтовских групп состоят в осознании личностных «слепых пятен», блокирующих профессиональные отношения с клиентом и психопрофилактике участников группы, основанная на возможности проработки неудачных случаев в ситуации групповой поддержки.

3. Супервизорские группы (супервизия в индивидуальной и в групповой формах), направленные на приобретение в групповой ситуации опыта собственной практической работы, получение от коллег профессиональной обратной связи, обсуждение трудных случаев с точки зрения профессиональных навыков.

4. Тренинговые психотерапевтические группы проводятся с целью развития и совершенствования способности человека воспринимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия. Основные задачи тренинговых психотерапевтических групп состоят в следующем: а) приобретение в процессе непосредственного взаимодействия в группе новых знаний в области клинической и социальной психологии, психологии личности и группы, биопсихосоциальной концепции человека, б) обучение методическим приемам и техникам психотерапии, в) ознакомление с групповой динамикой, повышение чувствительности к групповым процессам, развитие навыков использования групповой динамики в психотерапевтических целях, г) познание себя, развитие самосознания, личности, совершенствование навыков саморегуляции [1].

На конференциях гештальттерапевтов группы социально-психологического тренинга проводятся редко, так как концепция коммуникативной компетенции гештальттерапевта только начинает формироваться[7], балинтовские и супервизорские группы проводятся на каждой конференции и могут стать началом для долгосрочного проекта после ее окончания, но основной формой для Work-shop является тренинговая терапевтическая группа.

Конкретные задачи такой группы могут охватывать 6 основных сфер:

1. Групповые процессы: формирование межличностных отношений и изучение процессов, происходящих в малых группах; повышение чувствительности к групповым процессам; развитие умений успешно вмешиваться во внутригрупповые ситуации; развитие умений использовать групповые процессы в терапевтических целях.

2. Познание других людей: расширение межличностного сознания (т. е. знания о других людях) и диагностических умений в межличностной сфере; развитие и совершенствование способности наблюдать, воспринимать и понимать психологические проявления и своеобразие других людей; развитие способности применять различные теоретические подходы для интерпретации и прогнозирования поведения других людей.

3. Самосознание: познание себя и совершенствование самопонимания;  расширение сферы самосознания; усиление чувства самоидентичности;  развитие личности; совершенствование навыков саморегуляции.

4. Теоретический аспект: приобретение в процессе непосредственного взаимодействия в группе новых знаний в области психотерапии, психологии личности и группы, клинической и социальной психологии, биопсихосоциальной концепции человека; формирование четких представлений об обусловленности основных направлений психотерапевтической практики соответствующими концепциями нормы и патологии (подходами к пониманию личности и природы личностных нарушений).

5. Методический аспект: ознакомление с методическими приемами и техниками психотерапевтической работы с клиентом в группе; развитие навыков использования групповой динамики в психотерапевтических целях.

6. Деонтологический аспект: формирование представлений о деонтологических и этических аспектах психотерапевтической практики [1].

Цель Work-shop определяется также степенью овладения терапевтом его предметом:

· если терапевт работает в заявленной области достаточно долго и накопил опыт, который может и хочет передать другим, целью может стать презентация;

· если терапевт заметил, что нашел удачный прием, новую концептуализацию, но чувствует, что идеи нуждаются в верификации, обсуждении коллег и уточнении, тогда его цель – апробация;

· если терапевт обнаружил малоисследованную область психотерапии, отсутствие в теории и практике путей и способов решения актуальной для общества проблемы, он может заявить на конференции Work-shop с целью ее феноменологического исследования, привлечения внимания профессионального сообщества к образовавшемуся дефициту.

Такой подход позволяет увидеть логику организационного построения Work-shop, определить необходимое время для его проведения и позицию ведущего (см. Таблицу 1).

Основные этапы Work-shop

Каждый Work-shop – это целостное законченное событие, и вместе с тем он является частью большего события – конференции в целом. Для понимания значения основных структурных этапов Work-shop представляется полезным использовать модель цикла контакта П.Гудмана (см. Рис.1-2) [2, с.138].

Рис. 1. Этапы трехдневной конференции.


Таблица 1. Цели и структура Work-shop

№ п/п

Предмет

Цель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.235.107 (0.009 с.)