Содержание книги

  1. Ю. С. Милютин девичий переполох (дочь воеводы)


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ю. С. Милютин девичий переполох (дочь воеводы)



 

Д е й с т в у ю щ и е л и ц а : Чанита (сопрано), Пабло (тенор), Рамон (тенор), Дьего (баритон) — студенты;

Чезаре, владелец бара (тенор);

Анжела, певица (сопрано);

Вундервуд, режиссер (тенор);

Анита, судомойка (сопрано);

Кавалькадос, сыщик; сержант полиции;

Эмма, Розалия, Лактолефтина, Клеопатрикос — активистки Лиги нравственности;

Фелиппе, жестянщик;

тетушка Марселина;

 Микаэл, официант

; три девушки; газетчик; посетители бара, горожане, крестьяне, полицейские.

Действие происходит в середине 50-х годов в городе Сан-Лоренто на берегу Тихого океана.

К работе над «Поцелуем Чаниты» Милютин приступил в 1955 году в преддверии Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Тема борьбы за мир, международной солидарности молодежи воплощена в этом произведении. Музыка оперетты насыщена латиноамериканскими интонациями и ритмами. Вслед за «Девичьим переполохом», написанным в русских песенных традициях, и «Трембитой», использующей гуцульский фольклор, «Поцелуй Чаниты» — третья оперетта Милютина с ярко выраженной национальной окраской. Однако здесь эта окраска приобретает несколько условный и общий — «латиноамериканский» — характер. В отличие от предшествующих спектаклей здесь нет конкретных примет места действия, так как основное содержание — воспевание идеалов передовой молодежи всего мира, обличение реакции. По своей теме оперетта Милютина продолжает линию «Вольного ветра», хотя и не достигает его пафоса. По жанру это комедия с музыкой, основанная на развитых песенных и танцевальных формах.

Действие оперетты начинается с интермедии: на развилке дорог показываются студенты Чанита, Пабло, Рамой и Дьего. Они выбирают дорогу, на указателе которой написано: «Сан-Лоренто», и уходят под звуки бодрой «Песни студентов» («Песок и пыль, жара и пыль — мы так прошли немало миль»).

Первое действие. Площадь в Сан-Лоренто. На переднем плане вывеска: «Бар Чезаре». Звучит лирический дуэт Чезаре и Анжелы — его невесты и певицы в баре. Сержанту полиции, показавшемуся из-за угла, Чезаре, местный богач и кандидат в мэры, приказывает арестовать подозрительных молодых людей, появившихся в городе. Их четверо, они поют и распространяют листовки. Все расходятся в разные стороны, а на площади появляются четыре активистки Лиги нравственности. Они уныло поют, призывая в свой клуб, затем пение становится разухабистым. Сержант с полицейскими, считая, что именно к этим дамам относится распоряжение Чезаре, арестовывают их и уводят. На пустую площадь выбегает Пабло, стучит во все окна и двери. Постепенно вокруг него собирается народ. Пабло объявляет начало концерта. Жизнерадостно звучит его песня с хором «Сеньориты и сеньоры, дорогие господа!» Чанита исполняет песенку «Я вышла к морю» в ритме баркаролы. Ее узнают окружающие: в этом городе она училась в школе, отсюда уехала в консерваторию. Она рассказывает, что вместе с другими собирает деньги для поездки на Всемирный фестиваль молодежи. Все с радостью помогают им.

Чезаре, плененный Чанитой и вместе с тем прикидывающий, какие выгоды принесет ему красивая и талантливая певица, предлагает сто реалов за ее поцелуй. Считая это шуткой, студенты благодарят владельца бара за щедрость. Пабло, влюбленный в Чаниту, принимает эту историю близко к сердцу, девушка успокаивает его. Звучит их нежный дуэт «Люблю тебя! Люблю безмерно, бесконечно!» Но Чезаре не думает шутить. В дуэте «Вы появились — и тучи скрылись» он страстно признается в любви. Пабло вмешивается, начинается драка, в разгар которой слышится выстрел. Полицейские хватают студентов. Чезаре обвиняет их в том, что они террористы, покушающиеся на будущего мэра. Пабло, Рамона и Дьего уводят. Все присутствующие подхватывают жизнерадостную студенческую песню.

Второе действие. П е р в а я к а р т и н а . Бар. В центре широкая открытая веранда, за которой видна городская площадь. Утренний час. Посетителей еще нет. В ансамбле «Тот, кто в вас стрелял» Чезаре уговаривает трех служащих у него девушек свидетельствовать на суде в его пользу. Они согласны. Чезаре просит об этом и своего режиссера Вундервуда, но тот прекрасно знает, что Пабло не виноват. Ведь револьвер, из которого тот якобы стрелял, его, Вундервуда, собственный, бутафорский! Чезаре предлагает десять тысяч за предательство. Полупьяный Вундервуд в меланхолических куплетах «Мне не везет буквально с детства» размышляет о своей жизни.

В бар пришла Чанита. Она умоляет Чезаре спасти ее друзей. В большой дуэтной сцене «Вы будете петь в концерте» Чезаре соблазняет девушку картинами успеха и богатства. Он хочет, чтобы она пела в его баре, отказавшись от поездки на фестиваль. Чанита тверда, но вот она видит, как по площади проводят арестованных, чтобы увезти в тюрьму, и соглашается. Не глядя, она подписывает подсунутый ей контракт.

В т о р а я к а р т и н а . Тот же бар вечером. Все столики заняты. Перед посетителями танцует Вундервуд, затем Анжела поет песенку «Прохожий, если вдруг тебе взгрустнулось». Со своей неизменной песней входят выпущенные из тюрьмы студенты. Все веселятся, танцуют самбу, танго, румбу. Но вот объявлен следующий номер — певица Чана Рамирес! Горечью проникнут ее дуэт с Пабло «Ушли, как дым, мои мечтанья». Студенты, не зная, что Чанита пошла на этот шаг ради них, разгневанные, покидают бар. А девушку ожидает еще одно потрясение: оказывается, утром она подписала не актерский, а брачный контракт и теперь должна стать женой Чезаре!

Третье действие. Рассвет над Сан-Лоренто. Базарная площадь. Виден вход в небольшую церковь. Газетчики уже разносят по городу очередную сенсацию: крупнейший богач города женится на красавице певице! Пабло в отчаянье. Его романсеро «Еще вчера я слышал щебет птиц» полно страдания. Вбегает Диего, Рамон и влюбленная в него судомойка бара Анита. Она принесла записку, в которой Чана все объясняет друзьям. Студенты придумывают план спасения Чаниты. Они подменяют охраняющих ее активисток Лиги нравственности, а в церковь под видом иностранной туристки проходит Анжела, которую Вундервуд представляет полицейским как миллионершу, родственницу Ротшильда и Рокфеллера.

Через некоторое время из церкви выходит свадебная процессия, новобрачная — под густой фатой. Чезаре поднимает ее... оказывается, он обвенчан с Анжелой! Со студенческой песней весело уходят друзья из Сан-Лоренто.

 

Оперетта в 3-х действиях, 4-х картинах. Либретто М. Гальперина и В. Типота по одноименной пьесе В. Крылова. Первое представление состоялось 3 ноября 1945 года в Ленинграде.

Д е й с т в у ю щ и е л и ц а : воевода;

 Марья Никитична, его жена;

Ксения, их дочь (сопрано);

Матвеевна, нянька при Ксении (меццо-сопрано);

Тимофей Бесомыка, скоморох;

Настасья, его жена;

Сенька, воеводский холоп;

Иван Афанасьевич Сапун-Тюфякин, боярин из Москвы

; Юрий Токмаков, дьяк при боярине (тенор)

; боярыня Прасковья Бухалова, вдова;

Дарья, ее дочь (сопрано);

Кречетов, захудалый князь;

Устинья, его дочь;

дворянин Глебов;

 Агафон, мельник (бас);

Трошка, подручный мельника;\

первый пристав; второй пристав; подьячий.

Действие происходит в России в XVII веке.

«Девичий переполох», вторая оперетта Милютина, была создана им в 1945 году, в первые же послевоенные месяцы. Как и многие другие музыканты, композитор обратился к прошлому, к истории нашей Родины. Его привлекла пьеса драматурга В. Крылова, рассказывающая о смелой и умной девушке, не желающей мириться с законами домостроя, о том, как в дремучей допетровской Руси появлялись и боролись за свое счастье личности сильные, гордые, умеющие постоять за себя. Милютин и его либреттисты решили эту тему в веселом, комедийном ключе. В спектакле нет привычных опереточных амплуа: «голубых» героев-любовников, простака, субретки, однако по музыкальной драматургии «Девичий переполох» — именно оперетта с четкими вокальными характеристиками героев, развернутыми музыкальными финалами актов.

Музыка оперетты ярко национальна. Композитор исходит из русского фольклора, используя и лирические песенные традиции, и формы инструментальных наигрышей. Во многом оперетта перекликается с русскими комическими операми XVIII века.

Поставленная накануне праздника Великого Октября в Ленинграде, оперетта быстро завоевала повсеместную популярность. Ее премьеры состоялись в других городах Советского Союза, а также за границей — в Болгарии и Румынии.

Первое действие. Сад при доме воеводы. В глубине у частокола вышка со ступеньками. Раннее утро. Бесомыка поет веселые скоморошьи прибаутки, Настасья вовсю честит мужа. В доме воеводы суета и волнение: ждут боярина из Москвы, который должен выбрать невесту царю. А здесь, в дальнем уголке сада, со своей подружкой Дарьей гуляет дочь воеводы Ксения. Звонко разносится ее песня «Любо мне на вольной воле поутру встречать зарю». Ксения и Дарья оживленно обсуждают новость. Каждой девушке лестно стать царской невестой, но Ксения не хочет замуж за немилого, будь он хоть сам царь. «Без любви какое счастье? Не хочу я по старинке». Продолжением разговора становится их дуэт «Ой, и плохо девкам нашим». На тропинке появляется Матвеевна. Ей дан наказ караулить боярышню, так как, говорят, кто-то незнакомый бродит вокруг сада. Ксения тут же забирается на вышку посмотреть, а потом хитро спроваживает няньку, повязавшись ее платком, чтобы сойти за сенную девушку. На вышке появляется молодой незнакомец. Их дуэт «Скажи, ты друг иль ворог лютый» то задумчив, то наполняется весельем. Незнакомец говорит, что он купец, Ксения — что она сенная девка, состоит для услуг при барской дочке.

Свидание прерывает Бесомыка. Влюбленные разбегаются, а скомороха хватает ревнивая Настасья. Появляются Марья Никитична и Бухалова со слугами, и Бесомыке, чтобы не попасть в застенок, приходится открыть тайну: в купеческом платье здесь был государев дьяк. Он приехал заранее, переряженный, присмотреть, чтобы никто не припрятал дочерей от царских смотрин.

Бухалова запугивает робкую Марью Никитичну, чтобы та спрятала красавицу Ксению. Девушка и сама не хочет участвовать в смотринах — ведь она любит другого. Начинается большой финал акта — мольбы Ксении, гнев воеводы, робкие причитания матери сменяются веселыми скоморошьими припевками. Бссомыка готов помочь боярышне. И мать, вопреки воле воеводы, предлагает ей уехать в монастырь. Подвода с Бесомыкой, Матвеевной и Ксенией, переодетой в крестьянское платье, не успевает скрыться, как раздается хор, славящий московского боярина. Мимо притаившихся беглецов шествует торжественная процессия.

Второе действие. П е р в а я к а р т и н а . Парадные палаты в доме воеводы. Горько причитает Марья Никитична: «Ой, дитятко родимое мое». Она признается воеводе, что отправила Ксению в монастырь. Входят дворяне. Их квартет «О, господи-владыко, что же будет?» передает разноречивые чувства — страх, надежду, ожидание. Торжественно является боярин Сапун-Тюфякин. Юрий Токмаков нараспев читает царский указ «Ко всем князьям, боярам да дворянам», а затем велит завтра с утра доставить всех девок на воеводский двор. Там будут смотрины.

Вбегает Настасья. Ревнивая баба выследила Тимошку, видела его у монастыря с двумя женщинами. Токмаков догадывается, что воевода спрятал дочь от смотрин. Вторая же, по его расчету, — его любимая. Он решает ехать в монастырь, искать свою зазнобушку. Воевода, в страхе за Ксению, кидается к Бесомыке, умоляя выручить боярышню.

В т о р а я к а р т и н а . Старая мельница. За окном река и противоположный берег. Лестница, ведущая наверх, большой ларь, стол, лавки. Мельник складывает и считает пустые мешки, поет веселую разудалую песню «Я на мельнице сижу, я колдую, ворожу».

Приехала с богатым подарком Бухалова, просит Агафона наворожить Токмакову, чтобы вез Дарью в Москву. Дьяк здесь, с нею. Входит Юрий и останавливается у окна, завороженный открывшейся перед ним волшебной картиной. Его мечтательная ария «Здравствуй, угол заповедный» передает тоску, тревогу о любимой. Издали доносится хор девушек «Ночь под Ивана Купала». Разворачивается фантастическое зрелище — танцы русалок, леших. Агафон начинает ворожить, но его прерывает стук в окно. Это Бесомыка привез беглянок из монастыря. Юрий прячется за ларь, Бесомыка идет к лошадям, Агафон уводит Матвеевну. Ксения, думая, что она одна, поет задумчивую арию «Слеза туманит ясны очи». Девушке чудится, что этой ночью решится ее судьба. Выходит Юрий. В большом лирическом дуэте он объясняется в любви, а Ксения признается, что она — воеводская дочь. Им нужно тотчас же венчаться, до царских смотрин! Бесомыка сейчас повезет их дальше, к Знаменскому погосту. Если Юрий успеет туда раньше и договорится с попом, они обвенчаются! Юрий спешит уехать. Беглецы тоже собираются в путь, но являются пристава: их привела все та же ревнивая Настасья, которая подслушала, как Бесомыка просил приготовить лошадей у мельницы. Приставам велено хватать всех воровских и гулящих людей. Не обращая внимания на протесты, Ксению, Матвеевну и Бесомыку хватают, связывают. Финал акта — бурный ансамбль всех присутствующих. Беглецов уводят.

Третье действие. Теплые сени в доме воеводы. В них — двери наружу, в сад и в горницы, в глубине, — запертый вход в подполье. Пристава сидят на лавках и весело поют: «У попа была собака». Подьячий приглашает сюда собравшихся на смотрины: в сенях светлее, чем в горнице. Нежно и плавно звучит девичий хор. Невесты в песне рассказывают о своей красе: «Не дурнушки мы, не старушки мы, всех суди подряд, государев сват». Боярин приказывает позвать Токмакова, но его нигде не могут найти. Подьячий начинает выкликать невест, но Сапун-Тюфякин без дьяка не может в них разобраться. Больше всего ему нравится девушка, бойко пляшущая русский танец. Узнав, что это дворовая девка, боярин сожалеет: больно хороша! Доходит очередь до Дарьи Бухаловой. Она запевает веселую плясовую песню «Ох, лебедушку просватали».

Появляется Юрий в чужой рваной одежде. Его схватили сторожевые стрельцы. Воевода велит привести воров из подполья, пристава вытаскивают Бесомыку. Тут же вмешивается Настасья, требует, чтобы показали баб, с которыми ехал Тимошка. Боярин отсылает невест с родителями, и из подполья выходят Ксения и Матвеевна. Видя красоту Ксении, боярин считает, что она годится в жены царю. Но Ксения, не растерявшись объявляет, что помолвлена с Токмаковым. Воевода, Марья Никитична и Юрий подтверждают это. Токмаков просит боярского благословения. Радостным хором заканчивается оперетта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 2; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.198.81 (0.009 с.)