Характеристика связной речи. . Практическое задание
Характеристика связной речи.
На четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. Довольно рано, примерно к 3- 4 годам, они начинают употреблять сложносочиненные и слож- ноподчиненные предложения.
На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской ре- чи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В их речи отмечается на- личие почти всех придаточных предложений (кроме определительного).
В этом возрасте они задают много вопросов взрослым, пытаются объяснить свои дейст- вия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; Вова там, где воспитательница и т. д.).
После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно декламируют стихотворе- ния, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.
После 5 лет детиспособны рассказать о виденном, или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает).
После 6 летони могут придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен составить рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Заполните таблицу нормального развития детской речи за период от одного года до 7 лет, от- ражающую развитие всех компонентов языка (фонетико-фонематическое и лексико- грамматическое).
Критерии
1 год
2 года
3 года
4 года
5 лет
6 лет
Звукопроизношение
Слоговая структура
Фонематическое вос- приятие
Фонематический анализ и синтез
Пассивный словарь
Активный словарь
Словообразование
Связная речь
Словоизменение
|