Содержание книги

  1. Охранение и укрепление психического здоровья как фактор успешной коррекции речи детей с онр.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охранение и укрепление психического здоровья как фактор успешной коррекции речи детей с онр.



Движение – это жизнь! Это знают все, но далеко не все понимают, как важна двигательная активность для формирования физического и психического здоровья человека, насколько необходимо приучать детей вести активный образ жизни.

Проблема физического и психического здоровья стоит в наше время очень остро. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья количество детей с патологией за последние годы увеличилось в два раза. А ведь полноценное физическое здоровье ребёнка – это основа формирования личности.

Что такое здоровье? «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» [5]. Проблема охраны и укрепления психического здоровья разрабатывается сейчас во всём мире.

Синоним психического здоровья – психическое благополучие. Психическое благополучие – это целостное состояние личности, которое раскрывается в понятиях «эмоциональное самочувствие», «эмоциональное благополучие», «внутренний духовный комфорт» (Коломинский Я.Л., Панько Е.А., 2000).

Эмоциональное благополучие – устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребёнка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.

Одним из основных показателей эмоционального благополучия выступает физическое здоровье.

На единство физического и психического здоровья указывают многие современные отечественные исследователи (Г.В. Морозов и Г.К. Лебединский (1972), Г.И. Царегородцев, Г.К. Шингаров (1972), В.В. Николаева (1987) и другие).

Особенностью развития детей с ОНР является физиологическая незрелость коры головного мозга, что отрицательно сказывается на физическом и психическом состоянии.

Детям с ОНР, наряду с общей соматической ослабленностью и замедлением развития локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы.

Отставание в развитии двигательной сферы характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижение скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушение мелкой моторики. Вследствие вышеперечисленного у детей с ОНР отмечается более быстрое наступление утомления, снижение работоспособности, чем у сверстников без речевой патологии.

«Утомление – особое состояние центральной нервной системы, характеризующееся снижением работоспособности вследствие длительного выполнения различных видов деятельности» [8]. Утомление может развиваться при любом виде деятельности. Различают умственное и физическое утомление. «Умственное утомление – состояние организма, возникающее в результате длительной высшей нервной деятельности без отдыха» [8]. Вследствие чего нарушается нормальное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга.

Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности умственного труда, снижением внимания, трудностью сосредоточения, замедленностью мышления.

Физическое утомление может сказываться снижением мышечной силы, замедлением движений, уменьшением их амплитуды, падением интенсивности работы, нарушением точности, согласованности, ритмичности, координации движений. Скорость наступления утомления зависит от интенсивности работы, с увеличением интенсивности работы утомление наступает быстрее. Имеет значение вид работы. При статической работе, характеризующейся непрерывностью напряжения мышц, утомление наступает быстрее.

Работоспособность – это способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности.

Работоспособность также подразделяют на умственную и физическую. Умственная и физическая работоспособность тесно связана с возрастом детей, соматическими показателями, развитием высших психических функций. На сохранение высокого уровня работоспособности дошкольников и её благоприятную динамику оказывают влияние различные факторы: состояние здоровья, наличие или отсутствие хронических заболеваний, иммунитет – степень сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, физическое и психическое развитие ребёнка. Вся работа в ДОУ должна быть направлена на сохранение психического и физического здоровья детей. К мерам профилактики утомления у детей дошкольного возраста можно отнести: сбалансированный режим дня, чередование видов деятельности, их многообразие, ежедневную физкультуру, пребывание на свежем воздухе, достаточную двигательную активность.

При планировании занятий необходимо учитывать:

• недельную динамику работоспособности: понедельник – адаптация; вторник, среда – наиболее устойчивый и высокий уровень работоспособности; с четверга – спад работоспособности;

• дневную динамику работоспособности: высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы (с 8 до 11); снижение активности в предобеденное, обеденное время; восстановление работоспособности в период от 16 до 18 часов (при правильном отдыхе) и вновь её значительное падение;

• фазы работоспособности детей на занятии: включение, оптимальная работоспособность, снижение работоспособности;

• продолжительность активного внимания детей, которое зависит от возраста: 3 – 4 года – 10 минут, 4 – 5 лет – 15 минут, 6 – 7 лет – 25 минут.

Для профилактики утомления и сохранения работоспособности у детей с ОНР на занятиях необходимо:

• создать эмоциональный настрой, поддерживать интерес; учитывать то, что умеренные эмоции являются фактором организующим, а сильные – дезорганизующим; поддерживать такой уровень эмоционального напряжения, при котором деятельность детей эффективна;

• использовать различные игровые ситуации, художественное слово, элементы театрализации, музыкальное сопровождение;

• включать элементы психогимнастики, упражнения для релаксации;

• проводить игры и упражнения для развития общей и мелкой моторики, координации речи с движением; самомассаж (с использованием массажёров); упражнения для развития физиологического дыхания; артикуляционные упражнения, упражнения для профилактики зрительного утомления (с использованием специальных пособий, зрительных ориентиров); упражнения для развития параметров внимания, памяти, воображения.

Таким образом, применение вышеперечисленных моментов в коррекционной деятельности обеспечивает эффективное психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи.

Литература

1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004.

2. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1995.

3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986.

4. Маханёва М.Д. Здоровый ребёнок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004.

5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская Академия Наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ технологии», 2003.

6. Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно-правовые документы, рекомендации/ авт.- сост. М.С. Горбатова. – Волгоград: Учитель, 2008.

7. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании. – Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2007.

8. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред.В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1997.

9. Сиротнюк А. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка// Дошкольное воспитание. – 2005. № 1.

10. Тимофеева Е.А. Подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 2; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.124.177 (0.009 с.)