Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятка о правилах поведения в школе

Поиск

 

Общие правила поведения:

1. Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий; чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место с предупреждением на урок и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

2. Ученик обязан выполнять домашнее задание в сроки, установленные школьной программой.

3. По первому требованию учителя следует предъявлять дневник .

4. Ежедневно вести запись домашнего задания в дневнике.

5. Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, письменные принадлежности.

6. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие

(в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.

7. Курение на территории школы запрещено

8. Не разрешается жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.

9. Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.

10. Учащиеся школы должны уважать достоинство учителей и работников школы.

11. Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или расовому признаку являются недопустимым формами поведения. Школа категорически осуждает подобное поведение.

12. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему,

так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории

школы. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные

представители) обязаны возместить его.

13. Все учащиеся принимают участия в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей.

14. Учащимся следует уважать право собственности. Книги, куртки и прочие

личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.

15. К учащимся, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до уголовного наказания.

16. Учащимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, предлагается сдать их дежурному администратору или учителю.

17. Нельзя без разрешения педагогов или медицинской сестры уходить из школы в урочное время. Выйти из школы

можно, предъявив записку от учителя или медицинского работника дежурному охраннику.

18. В случае пропуска занятий, учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку отродителей (лиц их замещающих) о причине отсутствия на занятиях[11].

Таких правил, существующих устно или письменно в виде наставлений, нравоучений, документов, законов, много. Они образуют мораль.

Такова сущность морали. Она – не нравственность.

2. Нравственность отождествляется с этикой. «Нравственность - термин, употребляющийся в живом языке и в специальной литературе чаще всего как синоним морали, реже — этики», - пишет Р. Г. Апресян [8].«Ввиду нечеткого различения морали и теории морали термин «Этика» часто употребляют в значении «нравственность» в европейских языках (в т.ч. в рус. яз.)», - говорится в «Философской энциклопедии [17].

Нравственность не является этикой. Этика – наука. «Этикой» мы будем называть науку, область знания, интеллектуальную традицию, а «моралью» или «нравственностью», употребляя эти слова как синонимы, - то, что изучается этикой, ее предмет», - пишут авторы учебника «Этика» [6 , с. 5]. Науки под названием «нравственность» нет.

Этика изучает философские основы поведения. Мораль, как совокупность правил поведения, является только одним из аспектов предмета этики. Кроме морали – правил, норм поведения - в ней рассматриваются многие теоретические и практические вопросы, касающиеся поведения. Это видно в оглавлении учебника по этике.

СОДЕРЖАНИЕ учебника «Этика»

[Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Г96 Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2000. — 472 с.]

От авторов....................................……………………………………… …………2

Введение .....................................…………………………………………………. 4

Тема 1. Предмет этики. ...........:....................……………………………………..4

Что означает термин «этика»?.....................…………………………………… 4

Моральное измерение личности ...................…………………………… ………6

Моральное измерение общества ...................…………………………... ……...12

Тема 2. Мораль в жизни человека........................………………………………20

Особенности функционирования морали ............……………………….. ……20

Ненасилие как категорический моральный запрет. .....…………………. ……21

Единство морали и многообразие нравов ............…………………………… 23

Парадокс моральной оценки .....................……………………………….. …..25

Парадокс морального поведения. .................……………………………….... 26

Раздел I. ВАЖНЕЙШИЕ МОРАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ……….29

Учителя человечества ............................……………………………………… 31

Тема 3. Конфуций ...................................……………………………………… 31

Жизнь. .....................................…………………………………………………. 31

Жень: человечность ............................…………………………………….. ….32

Ли: ритуал..................................……………………………………………….. 33

Вэнь: воспитанность. ...........................……………………………………. ….36

Цзюнь-цзы: благородный муж ...................…………………………………... 37

Тема 4. Будда................................……………………………………………... 39

Жизнь. ....................................…………………………………………………. 39

Срединный путь ...............................………………………………………….. 42

Четыре благородные истины. .....................………………………………….. 44

Самосовершенствование через самоотрешение ........………………………. 46

Тема 5. Моисей .....................................………………………………………. 48

Жизнь и миссия Моисея .................………………………………………….. 48

Десять заповедей ......................………………………………………………. 51

Особенности Декалога как нормативной программы....…………………… 53

Об избранном народе и справедливости .............…………………………… 54

Тема 6. Иисус Христос..............................…………………………………….58 Жизнь....................................…………………………………………………...58

Благая весть…………………………………………………………………… 60

«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»………….. ….62

«Как я возлюбил вас...». .......................……………………………………… 64

«А я говорю вам...» ..........................……………………………………. ……67

От справедливости к милосердию................………………………………… 69

 Тема 7. Мухаммед ................………………………………………………… 74

Жизнь и деятельность .......…………………………………………………… 74

Истинная вера и последний суд …………………………………………….. 78

Устои правоверного мусульманина ………………………………………… 80

Своеобразие этики Корана....………………………………………………… 82

Философы-моралисты………………………………………………………… 85

Тема 8. Сократ. .............………………………………………………………. 85

Жизнь и смерть Сократа ………………………………………………….. …85

Добродетель есть знание…………………………………………………....... 89

Сократ беседует.......………………………………………………………….. 90

Я знаю, что ничего не знаю…………………………………………………... 93

Тема 9. Эпикур .............………………………………………………………. 96 Жизнь..............……………………………………………………………… …96

Счастье как безмятежность………………………………………………….. 97

Свобода от страданий………………………………………………………… 99

Свобода от страхов. ....………………………………………………………..101

Свобода от социума ....……………………………………………………….105

Тема 10. Кант .......................………………………………………………….108

Жизнь. ......................………………………………………………………….108

Об абсолютности морали и доброй воле ………………………………….. 111

Категорический императив. .......……………………………………………113

Долг ........................………………………………………………………….. 116

Постулаты практического разума…………………………………………. 118

Тема 11. Милль …………………………………………………………….. 122

Жизнь ……………………………………………………………………. ….122

Принцип наибольшего счастья …………………………………………… 124

Польза и добродетель.....…………………………………………………… 127

Уровни нравственности ...…………………………………………………. 128

Основания выбора и оценки……………………………………………….. 129

Тема 12. Ницше ..................………………………………………………… 134

Жизнь. ...................………………………………………………………….. 134

Мораль рабов. ...............……………………………………………………. 136

Внеморальная мораль сверхчеловека …………………………………….. 141

Моралисты нашего времени ……………………………………………… 148

Тема 13. Толстой .........……………………………………………………... 148

Жизнь. ........…………………………………………………………………. 148

Смысл жизни ....…………………………………………………………….. 153

Не противься злому. ……………………………………………………….. 155

Ненасилие как закон ……………………………………………………….. 156

Тема 14.Швейцер ....................……………………………………………... 160

Жизнь ……………………………………………………………………….. 160

Этика — основа культуры ........…………………………………………… 166

Этика и мистика...............………………………………………………….. 170

Чистая совесть — изобретение дьявола ………………………………….. 171

Раздел II. ОБЩИЕ МОРАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ ………………………….. 176

Тема 15. Идеал ……………………………………………………………... 176

Ценности …………………………………………………………………. ...177

Иерархия ценностей ……………………………………………………….. 177

Идеал ……………………………………………………………………….. 181

Идеал единства …………………………………………………………...... 184

Нравственный идеализм ………………………………………………….. 186

Тема 16. Добро и зло...............…………………………………………….. 188

Соотнесенность с идеалом .....……………………………………………. 188

Природа и содержание добра и зла ……………………………………….190

Взаимоопределенность добра и зла ……………………………………… 192

Выбор ....................………………………………………………………… 194

Конструктивна ли роль зла? ....…………………………………………… 195

Тема 17. Долг и совесть .....……………………………………………….. 198

Императивность морали ………………………………………………….. 198

Долг ……………………………………………………………………….... 201

Совесть …………………………………………………………………….. 204

Тема 18. Свобода............…………………………………………………... 209

Свобода и необходимость ……………………………………………….. .209

Своеволие или автономия ?………………………………………………. 211

Свобода выбора и ответственность ……………………………………… 217

Свобода духа ..............…………………………………………………….. 219

Тема 19. Добродетель и порок .................………………………………... 222

Этика добродетелей...................…………………………………………... 222

Учение Аристотеля о добродетелях........………………………………… 224

Внутренний конфликт ..................……………………………………….. .226

 «Кардинальные» и «теологические» добродетели …………………….. 228

Учение B.C. Соловьева о добродетелях .....……………………………... 230

Франклиновские добродетели ............…………………………………… 232

Тема 20. Счастье. .............………………………………………………… 234

Различные мнения о счастье ……………………………………………. 234

Счастье мудреца. .......……………………………………………………. 239

Парадокс счастья .......……………………………………………………. 243

Раздел III. НРАВСТВЕННЫЙ ОПЫТ………………………………….. 246

ема 21. Удовольствие ..........……………………………………………... 247

Понятие удовольствия ....…………………………………………………247

Этика удовольствия ......…………………………………………………..250

Гедоническое мироотношение ………………………………………….. 252

Возвышение наслаждения ………………………………………………..254

Тема 22. Польза. ...........…………………………………………………... 256

Понятие пользы …………………………………………………………... 256

Общий и частный интерес ………………………………………………. 259

Этика пользы. .......……………………………………………………….. 260

Польза и добродетель..…………………………………………………… 265

Тема 23. Справедливость. ............................…………………………….. 267

Понятие справедливости ......................…………………………………. 267

Справедливость распределительная и уравнивающая ..………………...268

Справедливость как равенство ..................……………………………….269

Два принципа справедливости Дж. Ролза ..........…………………………271

Справедливость во взаимоотношениях между людьми ……………….. 272

Тема 24. Милосердие ....................………………………………………...278

Заповедь любви ..................………………………………………………. 278

Нигилистическая критика заповеди любви …………………………….. 281

Милосердие и долг................…………………………………………….. 282

Милосердие и справедливость. .......…………………………………….. 284

 Путь совершенства. ..:............…………………………………………….286

Тема 25. Прагматика милосердия........……………………………………290

Как полюбить ближнего своего?...………………………………………. 291

Мнимое благодеяние ...........……………………………………………… 292

Трудность милосердия ..........……………………………………………. 294

Этика самоотречения. ..........…………………………………………….. 295

В отношении кого милосердствовать?………………………………….. 286

Инициативность милосердия .....………………………………………… 297

Добро и насилие ..............………………………………………………… 297

Прощение. ..................…………………………………………………….. 300

Любовь к врагам ..............………………………………………………… 301

Тема 26. Совершенствование ....………………………………………….302

Нравственное совершенство………………………………………………302

Духовность ...........………………………………………………………… 305

Путь совершенствования ………………………………………………… 309

Раздел IV. ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ ……………………...312

Тема 27. Рациональность и эгоизм ……………………………………….316

Эгоизм ............…………………………………………………………….. 316

Рациональность действий ……………………………………………….. 318

«Разумный эгоизм» ...……………………………………………………. .319

Ограничение эгоизма..……………………………………………………. 324

Дилемма заключенного …………………………………………………... 325

Тема 28. Благотворительность.........................…………………………… 329

Что такое благотворительность? .................………………………………329

Критика благотворительности. ..................……………………………… 330

 Критерий эффективности......................………………………………….. 333

Благотворительность: этика или социальная инженерия? …………….. 335

Тема 29. Эвтаназия ................................…………………………………..340

Определение эвтаназии ........…………………………………………….. 340

«За» и «против» эвтаназии......……………………………………………342

Дополнительные аргументы «против» …………………………………. 344

Тема 30. Смертная казнь ...........................………………………………. 347

Историческая социология смертной казни ........………………………... 347

Существуют ли этические аргументы в пользу смертной казни?………349

Этические аргументы против смертной казни......……………………… 351

Тема 31. Насилие во благо? .......………………………………………….354

Что такое насилие? .......……………………………………………………354

Добро против зла?........…………………………………………………….356

Равное возмездие.........……………………………………………………..359

Насилие и государство .....…………………………………………………361

Ненасилие..............…………………………………………………………363

Оправдывает ли цель средства?………………………………………….. 365

Именной указатель. .............………………………………………………368

[6, с. 370-375].

Все словари по философии, энциклопедии, учебники утверждают, что предметом этики является мораль. Однако это ограниченное представление о предмете этики. Этика изучает философские основы поведения, что намного шире морали.

3.Нравственность отождествляется с психикой. «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, это этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений», - говорится в «Глоссарии философских терминов» [7].

«Усвоенные с помощью наставлений и нравоучений внутренние, духовные качества, этические нормы, правила поведения» являются достоянием психики. Нравственность находится за пределами психики. Она проявляется в поведении. К сожалению, авторы этого глоссария разницы между психикой и нравственностью не видят.

4.Нравственность отождествляется с поведением. «Нравственность - общая тенденция вести себя, таким образом, который соответствует моральному кодексу общества. Этот термин означает, что такое поведение», - говорится в «Оксфордском толковом словаре по психологии»[9]. В «Философии: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)» Е.М. Удовиченко читаем:«Нравственность – это практическое выражение морали в поступках и нравах» [15].

В первом определении и без комментариев ясно: нравстенность называется поведением.

Мораль для практического выражения в «поступках и нравах» сначала усваивается, то есть поступает в психику, а выражаясь, образует поведение. «Поведение - проявление психики в действиях, поступках, деятельности» [13, с. 179]. Нравственность не усваивается. Она, как было сказано выше, не является элементом психики. Она определяет качество поведения. Бывают нравственные, безнравственные действия, поступки. Поэтому поведение и его качество не могут быть тождественными понятиями. Нравственность не является поведением.

5. Нравственность объясняется как способ (метод) регуляции действия. «Нравственность– …один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм», - говорится в «Словаре терминов по общей и социальной педагогике» [5].Такая же мысль содержится в «Большом энциклопедическом словаре».

Способ – это метод. Методами регуляции действия, например, являются корректировка, запрет, отказ, сравнение, анализ и т.д. «Нравственность» можно ставить в один ряд с ними и назвать методом (способом)? Конечно, нет.

6.Нравственность объясняется как способность. «Нравственность –способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии с нормами морали, с нравственными законами». Эту цитату мы взяли из энциклопедического словаря педагога «Основы духовной культуры» [3].

Способность означает готовность и потенциальную возможность человека выполнять определенные действия. Бывают, например, такие способности: правильно действовать и выжить в экстремальных ситуациях; непрерывно усваивать знания, умения, навыки; способность говорить; «следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые» [12, с. 148-152] и т.д.

Способность - признак (свойство, характеристика) неосуществленного действия, поэтому свидетельствует только о готовности человека совершать его. А нравственность характеризует совершенное действие (поступки). Она – признак поведения. Поэтому нравственность не может называться способностью.

Таковы некоторые ошибки в объяснении нравственности. Как видно, наука не знает, что такое нравственность. А сколько у нас книг, монографий, диссертаций, статей о нравственности!? Этим вопросом занимаются многие науки: этика, философия, педагогика, психология и т.д.

Незнание нравственности дорого обходится государству. Оно задерживает развитие науки, ухудшает воспитание людей, приводит к упадку морали в обществе. «Важность этой частично утерянной, а частично искажённой основы категории нравственности опасно недооценивать, поскольку во все времена она была для людей наиважнейшей, как определявшей саму человечность в её подлинном смысле духовно-нравственном, а не хищническом» [20].

Каковы причины отстутствия правильного ответа о нравственности? Причин три. Первая – отсутствие теоретической базы для поиска ответа. Не зная сущности психики, сознания, поведения (а наши ученые их не знают), невозможно правильно объяснять нравственность и многие другие вопросы, связанные с воспитанием. Вторая причина – недостаточное владение учеными теорией и практикой исследовательской работы. Без этого невозможно дойти до истины. Третья причина - отсутствие у исследователей критического, аналитического отношения (подхода) к научным продукциям коллег, восприятие их с ошибками.

К счастью, мы, избавив себя от этих причин, смогли раскрыть сущность нравственности. Она средство оценки поведения человека. Поведение, как правило, оценивается словами: правильное, неправильное, положительное, отрицательное, нормальное, ненормальное. Вместе с ними можно употреблять слова: нравственное, безнравственное. Поведение: действия, поступки, соответствующие морали (правилам, нормам поведения), законам являются нравственными, отклоняющие от нее – безнравственными. (Отказ выполнять не соответствующие нормам морали законы, приказы, распоряжения тоже является нравственным поступком).

Мораль - средство измерения нравственности поведения.

Таким образом, нравственность не является ни моралью, ни этикой, ни психикой, ни поведением, ни способом регуляции действия, ни способностью. Она - синоним к словам: правильный, неправильный, положительный, отрицательный, нормальный, ненормальный и используется для оценки поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.72 (0.013 с.)