Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Памятка о правилах поведения в школеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общие правила поведения: 1. Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий; чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место с предупреждением на урок и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку. 2. Ученик обязан выполнять домашнее задание в сроки, установленные школьной программой. 3. По первому требованию учителя следует предъявлять дневник . 4. Ежедневно вести запись домашнего задания в дневнике. 5. Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, письменные принадлежности. 6. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды. 7. Курение на территории школы запрещено 8. Не разрешается жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках. 9. Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты. 10. Учащиеся школы должны уважать достоинство учителей и работников школы. 11. Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или расовому признаку являются недопустимым формами поведения. Школа категорически осуждает подобное поведение. 12. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) обязаны возместить его. 13. Все учащиеся принимают участия в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей. 14. Учащимся следует уважать право собственности. Книги, куртки и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам. 15. К учащимся, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до уголовного наказания. 16. Учащимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, предлагается сдать их дежурному администратору или учителю. 17. Нельзя без разрешения педагогов или медицинской сестры уходить из школы в урочное время. Выйти из школы можно, предъявив записку от учителя или медицинского работника дежурному охраннику. 18. В случае пропуска занятий, учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку отродителей (лиц их замещающих) о причине отсутствия на занятиях[11]. Таких правил, существующих устно или письменно в виде наставлений, нравоучений, документов, законов, много. Они образуют мораль. Такова сущность морали. Она – не нравственность. 2. Нравственность отождествляется с этикой. «Нравственность - термин, употребляющийся в живом языке и в специальной литературе чаще всего как синоним морали, реже — этики», - пишет Р. Г. Апресян [8].«Ввиду нечеткого различения морали и теории морали термин «Этика» часто употребляют в значении «нравственность» в европейских языках (в т.ч. в рус. яз.)», - говорится в «Философской энциклопедии [17]. Нравственность не является этикой. Этика – наука. «Этикой» мы будем называть науку, область знания, интеллектуальную традицию, а «моралью» или «нравственностью», употребляя эти слова как синонимы, - то, что изучается этикой, ее предмет», - пишут авторы учебника «Этика» [6 , с. 5]. Науки под названием «нравственность» нет. Этика изучает философские основы поведения. Мораль, как совокупность правил поведения, является только одним из аспектов предмета этики. Кроме морали – правил, норм поведения - в ней рассматриваются многие теоретические и практические вопросы, касающиеся поведения. Это видно в оглавлении учебника по этике. СОДЕРЖАНИЕ учебника «Этика» [Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Г96 Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2000. — 472 с.] От авторов....................................……………………………………… …………2 Введение .....................................…………………………………………………. 4 Тема 1. Предмет этики. ...........:....................……………………………………..4 Что означает термин «этика»?.....................…………………………………… 4 Моральное измерение личности ...................…………………………… ………6 Моральное измерение общества ...................…………………………... ……...12 Тема 2. Мораль в жизни человека........................………………………………20 Особенности функционирования морали ............……………………….. ……20 Ненасилие как категорический моральный запрет. .....…………………. ……21 Единство морали и многообразие нравов ............…………………………… 23 Парадокс моральной оценки .....................……………………………….. …..25 Парадокс морального поведения. .................……………………………….... 26 Раздел I. ВАЖНЕЙШИЕ МОРАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ……….29 Учителя человечества ............................……………………………………… 31 Тема 3. Конфуций ...................................……………………………………… 31 Жизнь. .....................................…………………………………………………. 31 Жень: человечность ............................…………………………………….. ….32 Ли: ритуал..................................……………………………………………….. 33 Вэнь: воспитанность. ...........................……………………………………. ….36 Цзюнь-цзы: благородный муж ...................…………………………………... 37 Тема 4. Будда................................……………………………………………... 39 Жизнь. ....................................…………………………………………………. 39 Срединный путь ...............................………………………………………….. 42 Четыре благородные истины. .....................………………………………….. 44 Самосовершенствование через самоотрешение ........………………………. 46 Тема 5. Моисей .....................................………………………………………. 48 Жизнь и миссия Моисея .................………………………………………….. 48 Десять заповедей ......................………………………………………………. 51 Особенности Декалога как нормативной программы....…………………… 53 Об избранном народе и справедливости .............…………………………… 54 Тема 6. Иисус Христос..............................…………………………………….58 Жизнь....................................…………………………………………………...58 Благая весть…………………………………………………………………… 60 «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»………….. ….62 «Как я возлюбил вас...». .......................……………………………………… 64 «А я говорю вам...» ..........................……………………………………. ……67 От справедливости к милосердию................………………………………… 69 Тема 7. Мухаммед ................………………………………………………… 74 Жизнь и деятельность .......…………………………………………………… 74 Истинная вера и последний суд …………………………………………….. 78 Устои правоверного мусульманина ………………………………………… 80 Своеобразие этики Корана....………………………………………………… 82 Философы-моралисты………………………………………………………… 85 Тема 8. Сократ. .............………………………………………………………. 85 Жизнь и смерть Сократа ………………………………………………….. …85 Добродетель есть знание…………………………………………………....... 89 Сократ беседует.......………………………………………………………….. 90 Я знаю, что ничего не знаю…………………………………………………... 93 Тема 9. Эпикур .............………………………………………………………. 96 Жизнь..............……………………………………………………………… …96 Счастье как безмятежность………………………………………………….. 97 Свобода от страданий………………………………………………………… 99 Свобода от страхов. ....………………………………………………………..101 Свобода от социума ....……………………………………………………….105 Тема 10. Кант .......................………………………………………………….108 Жизнь. ......................………………………………………………………….108 Об абсолютности морали и доброй воле ………………………………….. 111 Категорический императив. .......……………………………………………113 Долг ........................………………………………………………………….. 116 Постулаты практического разума…………………………………………. 118 Тема 11. Милль …………………………………………………………….. 122 Жизнь ……………………………………………………………………. ….122 Принцип наибольшего счастья …………………………………………… 124 Польза и добродетель.....…………………………………………………… 127 Уровни нравственности ...…………………………………………………. 128 Основания выбора и оценки……………………………………………….. 129 Тема 12. Ницше ..................………………………………………………… 134 Жизнь. ...................………………………………………………………….. 134 Мораль рабов. ...............……………………………………………………. 136 Внеморальная мораль сверхчеловека …………………………………….. 141 Моралисты нашего времени ……………………………………………… 148 Тема 13. Толстой .........……………………………………………………... 148 Жизнь. ........…………………………………………………………………. 148 Смысл жизни ....…………………………………………………………….. 153 Не противься злому. ……………………………………………………….. 155 Ненасилие как закон ……………………………………………………….. 156 Тема 14.Швейцер ....................……………………………………………... 160 Жизнь ……………………………………………………………………….. 160 Этика — основа культуры ........…………………………………………… 166 Этика и мистика...............………………………………………………….. 170 Чистая совесть — изобретение дьявола ………………………………….. 171 Раздел II. ОБЩИЕ МОРАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ ………………………….. 176 Тема 15. Идеал ……………………………………………………………... 176 Ценности …………………………………………………………………. ...177 Иерархия ценностей ……………………………………………………….. 177 Идеал ……………………………………………………………………….. 181 Идеал единства …………………………………………………………...... 184 Нравственный идеализм ………………………………………………….. 186 Тема 16. Добро и зло...............…………………………………………….. 188 Соотнесенность с идеалом .....……………………………………………. 188 Природа и содержание добра и зла ……………………………………….190 Взаимоопределенность добра и зла ……………………………………… 192 Выбор ....................………………………………………………………… 194 Конструктивна ли роль зла? ....…………………………………………… 195 Тема 17. Долг и совесть .....……………………………………………….. 198 Императивность морали ………………………………………………….. 198 Долг ……………………………………………………………………….... 201 Совесть …………………………………………………………………….. 204 Тема 18. Свобода............…………………………………………………... 209 Свобода и необходимость ……………………………………………….. .209 Своеволие или автономия ?………………………………………………. 211 Свобода выбора и ответственность ……………………………………… 217 Свобода духа ..............…………………………………………………….. 219 Тема 19. Добродетель и порок .................………………………………... 222 Этика добродетелей...................…………………………………………... 222 Учение Аристотеля о добродетелях........………………………………… 224 Внутренний конфликт ..................……………………………………….. .226 «Кардинальные» и «теологические» добродетели …………………….. 228 Учение B.C. Соловьева о добродетелях .....……………………………... 230 Франклиновские добродетели ............…………………………………… 232 Тема 20. Счастье. .............………………………………………………… 234 Различные мнения о счастье ……………………………………………. 234 Счастье мудреца. .......……………………………………………………. 239 Парадокс счастья .......……………………………………………………. 243 Раздел III. НРАВСТВЕННЫЙ ОПЫТ………………………………….. 246 ема 21. Удовольствие ..........……………………………………………... 247 Понятие удовольствия ....…………………………………………………247 Этика удовольствия ......…………………………………………………..250 Гедоническое мироотношение ………………………………………….. 252 Возвышение наслаждения ………………………………………………..254 Тема 22. Польза. ...........…………………………………………………... 256 Понятие пользы …………………………………………………………... 256 Общий и частный интерес ………………………………………………. 259 Этика пользы. .......……………………………………………………….. 260 Польза и добродетель..…………………………………………………… 265 Тема 23. Справедливость. ............................…………………………….. 267 Понятие справедливости ......................…………………………………. 267 Справедливость распределительная и уравнивающая ..………………...268 Справедливость как равенство ..................……………………………….269 Два принципа справедливости Дж. Ролза ..........…………………………271 Справедливость во взаимоотношениях между людьми ……………….. 272 Тема 24. Милосердие ....................………………………………………...278 Заповедь любви ..................………………………………………………. 278 Нигилистическая критика заповеди любви …………………………….. 281 Милосердие и долг................…………………………………………….. 282 Милосердие и справедливость. .......…………………………………….. 284 Путь совершенства. ..:............…………………………………………….286 Тема 25. Прагматика милосердия........……………………………………290 Как полюбить ближнего своего?...………………………………………. 291 Мнимое благодеяние ...........……………………………………………… 292 Трудность милосердия ..........……………………………………………. 294 Этика самоотречения. ..........…………………………………………….. 295 В отношении кого милосердствовать?………………………………….. 286 Инициативность милосердия .....………………………………………… 297 Добро и насилие ..............………………………………………………… 297 Прощение. ..................…………………………………………………….. 300 Любовь к врагам ..............………………………………………………… 301 Тема 26. Совершенствование ....………………………………………….302 Нравственное совершенство………………………………………………302 Духовность ...........………………………………………………………… 305 Путь совершенствования ………………………………………………… 309 Раздел IV. ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ ……………………...312 Тема 27. Рациональность и эгоизм ……………………………………….316 Эгоизм ............…………………………………………………………….. 316 Рациональность действий ……………………………………………….. 318 «Разумный эгоизм» ...……………………………………………………. .319 Ограничение эгоизма..……………………………………………………. 324 Дилемма заключенного …………………………………………………... 325 Тема 28. Благотворительность.........................…………………………… 329 Что такое благотворительность? .................………………………………329 Критика благотворительности. ..................……………………………… 330 Критерий эффективности......................………………………………….. 333 Благотворительность: этика или социальная инженерия? …………….. 335 Тема 29. Эвтаназия ................................…………………………………..340 Определение эвтаназии ........…………………………………………….. 340 «За» и «против» эвтаназии......……………………………………………342 Дополнительные аргументы «против» …………………………………. 344 Тема 30. Смертная казнь ...........................………………………………. 347 Историческая социология смертной казни ........………………………... 347 Существуют ли этические аргументы в пользу смертной казни?………349 Этические аргументы против смертной казни......……………………… 351 Тема 31. Насилие во благо? .......………………………………………….354 Что такое насилие? .......……………………………………………………354 Добро против зла?........…………………………………………………….356 Равное возмездие.........……………………………………………………..359 Насилие и государство .....…………………………………………………361 Ненасилие..............…………………………………………………………363 Оправдывает ли цель средства?………………………………………….. 365 Именной указатель. .............………………………………………………368 [6, с. 370-375]. Все словари по философии, энциклопедии, учебники утверждают, что предметом этики является мораль. Однако это ограниченное представление о предмете этики. Этика изучает философские основы поведения, что намного шире морали. 3.Нравственность отождествляется с психикой. «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, это этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений», - говорится в «Глоссарии философских терминов» [7]. «Усвоенные с помощью наставлений и нравоучений внутренние, духовные качества, этические нормы, правила поведения» являются достоянием психики. Нравственность находится за пределами психики. Она проявляется в поведении. К сожалению, авторы этого глоссария разницы между психикой и нравственностью не видят. 4.Нравственность отождествляется с поведением. «Нравственность - общая тенденция вести себя, таким образом, который соответствует моральному кодексу общества. Этот термин означает, что такое поведение», - говорится в «Оксфордском толковом словаре по психологии»[9]. В «Философии: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)» Е.М. Удовиченко читаем:«Нравственность – это практическое выражение морали в поступках и нравах» [15]. В первом определении и без комментариев ясно: нравстенность называется поведением. Мораль для практического выражения в «поступках и нравах» сначала усваивается, то есть поступает в психику, а выражаясь, образует поведение. «Поведение - проявление психики в действиях, поступках, деятельности» [13, с. 179]. Нравственность не усваивается. Она, как было сказано выше, не является элементом психики. Она определяет качество поведения. Бывают нравственные, безнравственные действия, поступки. Поэтому поведение и его качество не могут быть тождественными понятиями. Нравственность не является поведением. 5. Нравственность объясняется как способ (метод) регуляции действия. «Нравственность– …один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм», - говорится в «Словаре терминов по общей и социальной педагогике» [5].Такая же мысль содержится в «Большом энциклопедическом словаре». Способ – это метод. Методами регуляции действия, например, являются корректировка, запрет, отказ, сравнение, анализ и т.д. «Нравственность» можно ставить в один ряд с ними и назвать методом (способом)? Конечно, нет. 6.Нравственность объясняется как способность. «Нравственность –способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии с нормами морали, с нравственными законами». Эту цитату мы взяли из энциклопедического словаря педагога «Основы духовной культуры» [3]. Способность означает готовность и потенциальную возможность человека выполнять определенные действия. Бывают, например, такие способности: правильно действовать и выжить в экстремальных ситуациях; непрерывно усваивать знания, умения, навыки; способность говорить; «следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые» [12, с. 148-152] и т.д. Способность - признак (свойство, характеристика) неосуществленного действия, поэтому свидетельствует только о готовности человека совершать его. А нравственность характеризует совершенное действие (поступки). Она – признак поведения. Поэтому нравственность не может называться способностью. Таковы некоторые ошибки в объяснении нравственности. Как видно, наука не знает, что такое нравственность. А сколько у нас книг, монографий, диссертаций, статей о нравственности!? Этим вопросом занимаются многие науки: этика, философия, педагогика, психология и т.д. Незнание нравственности дорого обходится государству. Оно задерживает развитие науки, ухудшает воспитание людей, приводит к упадку морали в обществе. «Важность этой частично утерянной, а частично искажённой основы категории нравственности опасно недооценивать, поскольку во все времена она была для людей наиважнейшей, как определявшей саму человечность в её подлинном смысле духовно-нравственном, а не хищническом» [20]. Каковы причины отстутствия правильного ответа о нравственности? Причин три. Первая – отсутствие теоретической базы для поиска ответа. Не зная сущности психики, сознания, поведения (а наши ученые их не знают), невозможно правильно объяснять нравственность и многие другие вопросы, связанные с воспитанием. Вторая причина – недостаточное владение учеными теорией и практикой исследовательской работы. Без этого невозможно дойти до истины. Третья причина - отсутствие у исследователей критического, аналитического отношения (подхода) к научным продукциям коллег, восприятие их с ошибками. К счастью, мы, избавив себя от этих причин, смогли раскрыть сущность нравственности. Она –средство оценки поведения человека. Поведение, как правило, оценивается словами: правильное, неправильное, положительное, отрицательное, нормальное, ненормальное. Вместе с ними можно употреблять слова: нравственное, безнравственное. Поведение: действия, поступки, соответствующие морали (правилам, нормам поведения), законам являются нравственными, отклоняющие от нее – безнравственными. (Отказ выполнять не соответствующие нормам морали законы, приказы, распоряжения тоже является нравственным поступком). Мораль - средство измерения нравственности поведения. Таким образом, нравственность не является ни моралью, ни этикой, ни психикой, ни поведением, ни способом регуляции действия, ни способностью. Она - синоним к словам: правильный, неправильный, положительный, отрицательный, нормальный, ненормальный и используется для оценки поведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.72 (0.013 с.) |