Содержание книги

  1. Музыка в повседневной жизни детского сада


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыка в повседневной жизни детского сада



 

 

 

           

МУЗЫКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

        Музыка в быту детского сада

 

Основная цель использования музыки в быту — доставить детям радость, создать условия для удовлетворения их эстетических интересов и потребностей, развития эмоциональной сферы, раскрытия творческого потенциала; расширить представления детей об окружающем мире и мире искусства; обогатить опыт художественной деятельности.

 

Как показывают педагогические исследования и опыт практики, от педагогов дошкольного учреждения, от их умения правильно организовать быт детей во многом зависит отношение детей к музыке. Н. А. Ветлугина и А. В. Кенеман считали чрезвычайно важным, чтобы музыка вошла в жизнь детей, стала их насущной потребностью, постоянным спутником их повседневной жизни. Она должна звучать в группе ежедневно в различные моменты их деятельности. А для этого важно, чтобы дети имели определенный запас песен, игр, танцев, хороводов, несложных мелодий для игры на музыкальных инструментах и умели все это самостоятельно воспроизводить.

 

Большая роль в организации этой деятельности отводится воспитателю дошкольного учреждения. От его профессионализма, эстетических устремлений и вкусов, способности к творческому поиску во многом зависит создание в группе атмосферы, наиболее благоприятной для творческого развития детей. С этой целью воспитатель заранее должен продумывать возможные варианты каждодневного использования музыки, добиваясь естественного ее «вхождения» в жизнь детей.

 

Музыка в быту объединяет те виды детской музыкальной деятельности, которые могут осуществляться вне музыкальных занятий. Это слушание музыки, упражнения, игры, самостоятельное музицирование, утренняя гимнастика.

 

Использование музыки в быту во многом определяется возникающей у детей потребностью слушать музыкальные произведения не только во время музыкальных занятий, но и в минуты отдыха или игр, а также желанием проявить свои способности, приобретенные умения и навыки в исполнительской деятельности — в пении, танцах, музицировании на детских музыкальных инструментах. Поэтому свободное от занятий время воспитатель может заполнить разнообразными видами музыкальной деятельности детей. Прежде всего, желательно использование уже хорошо знакомого детям музыкального репертуара (песен, игр, танцев, хороводов и др.), которым дети овладели во время музыкальных занятий. Это может быть слушание знакомой детям музыки в аудиозаписи — инструментальной, вокальной. С этой целью используются высокохудожественные произведения классической, народной, современной музыки. Слушая их, они будут испытывать радость узнавания, лучше запомнят музыку и имена композиторов, смогут неоднократно переживать те эмоциональные состояния, в которые их «погружает» музыка.

 

Учитывая пожелания детей, воспитатель может время от времени включать музыку, которую хотят послушать сами дети. Нередко они просят повторить прослушивание музыки еще раз, у них появляются собственные музыкальные предпочтения. Педагог может вместе с детьми напевать мелодию исполняемой песни, инструментальной пьесы.

 

В последние годы, благодаря более широкому использованию технических средств в детском саду, слушание музыки возможно в виде заранее подготовленных слайдовых или видеопрезентаций, в которых звучание музыки сопровождается фотографиями или видеофрагментами, сочетающимися с характером и содержанием музыкальных произведений, например, картины природы, репродукции картин известных художников, и др.

 

Слушание музыки может сопровождаться движениями — пластическими, танцевальными, образно-игровыми, с помощью которых дети пытаются выразить свое эмоциональное состояние, свое отношение к произведению.

 

Музыка может сопровождать подвижные игры детей. Так, например, используя аудиозапись, воспитатель предоставляет детям возможность поиграть в те музыкальные игры, в которые они играли на музыкальных занятиях, тем самым доставляя детям радость и закрепляя навыки движений под музыку.

 

Музыка может использоваться достаточно широко и в различные режимные моменты пребывания ребенка в детском саду — во время утреннего приема, на прогулке, перед засыпанием и после пробуждения детей, во время тихих игр и др. Включение музыки в такие моменты позволяет сделать повседневную жизнь детей ярче, красочнее, разнообразнее, многогранней. Предлагая детям исполнять или слушать музыку в часы игр, во время прогулки и другие моменты, педагог поддерживает интерес детей к музыке, желание ее слушать, закрепляет навыки исполнения знакомого репертуара.

 

Во время прогулок в теплое время года педагог может проводить с детьми подвижные игры с пением, например, «У медведя во бору»,

 

«Земелюшка-чернозем», «А мы просо сеяли» и др. Возможно инсценирование детьми знакомых песен. Перед проведением различных подвижных игр дети обычно выбирают водящего с помощью считалки. Педагог может предложить не проговаривать, а петь считалку, сочиняя ее мелодию самостоятельно. Таким образом, каждый раз перед началом игры и при ее повторении кто-либо из детей поет свою считалку на готовый текст (например, «Зайка белый, куда бегал», «Я возьму свою дуду» и др.) или сам его придумывает. Возможно использование ударных музыкальных инструментов: дети могут аккомпанировать себе, исполняя знакомые песни, применять инструменты в своих играх, подбирать знакомые мелодии.

 

Подбор музыки для исполнения ее в часы приема детей в группе, а также в моменты приготовления детей ко сну, после просыпания и т. п., требует профессиональных знаний, поэтому он должен осуществляться музыкальным руководителем.

 

Одним из видов использования музыки в быту является самостоятельная музыкальная деятельность, которая возникает по инициативе самих детей и связана непосредственно с их интересами, желаниями и потребностями. Она проявляется в стремлении детей попробовать собственные силы в каком-либо виде музыкального исполнительства. Используя накопленный опыт, сформированные умения, дети поют знакомые песни, играют в музыкальные игры с пением, музицируют на детских музыкальных инструментах. Эта деятельность может быть как индивидуальной, так и коллективной, когда дети объединяются для сюжетно-ролевой игры «В семью», «В музыкальное занятие» и т. п. или, например, договариваются о драматизации любимой сказки.

 

Полученные жизненные впечатления дети преобразуют в играх по своему усмотрению, создавая соответствующую обстановку. Они становятся одновременно и авторами своих игр, и сценаристами, и режиссерами, и исполнителями. В музыкальной деятельности это проявляется, чаще всего, в виде игры на детских музыкальных инструментах, движений под музыку, исполняемую с помощью технических средств, или под собственное пение. В самостоятельной музыкальной деятельности очень ярко проявляются музыкальные интересы и потребности ребенка.

 

Н. А. Ветлугина выделяет три основные формы ее проявления:

 

— в виде сюжетно-ролевой игры, когда дети сами решают, во что будут играть (например, «В праздник», «В музыкальную сказку»), распределяют роли, оговаривают сюжетную канву;

— в виде «художественной самодеятельности», когда дети демонстрируют свои умения в пении знакомых песен, исполнении танцев, хороводов, музицировании на детских музыкальных инструментах;

— в виде взаимообучающих упражнений, когда происходит самообучение, закрепление самим ребенком определенного навыка при повторении движений танца, приемов игры на музыкальном инструменте, а также в обучении им других детей тем действиям, приемам, которые у него самого получаются хорошо[1].

Самостоятельная музыкальная деятельность детей может проявляться как отдельно, так и в тесной связи с другими видами художественной деятельности. Так, дети могут в процессе рисования или рассматривания книг напевать мелодии знакомых песен, подходящих по тематике.

 

Источниками самостоятельной музыкальной деятельности детей являются: музыкальные и другие художественные занятия; впечатления, получаемые детьми от знакомства с окружающим миром; впечатления от праздников, развлечений; впечатления, получаемые в семье.

 

Исполнение детьми в процессе музыкальных занятий или игр, полевок, считалок под музыку может способствовать созданию ими собственных песенных мелодий, вариантов танцев, игр и т. д. Действия педагога для ребенка являются образцом исполнения. Ребенок подражает правильному исполнению в пении, в движении. Однако важно не только прямое усвоение навыков, но и поисковые действия детей, которые способствуют освоению способов самостоятельных действий. Важно показывать детям различные варианты воплощения замысла, чему в большой степени способствуют творческие задания. Формирование способов самостоятельных действий является первоначальным этапом в развитии детского художественного творчества. Конечно, уровень исполнения детьми музыкального репертуара в процессе самостоятельной музыкальной деятельности невысок, но здесь очень важно проявление интереса детей к музыке, желание ее слушать и самостоятельно исполнять. Этот интерес необходимо постоянно поддерживать.

 

Яркие, незабываемые впечатления от музыки ребенок получает во время праздников и развлечений, где на него воздействуют еще и сама атмосфера, и костюмы, и звучание художественного слова, и художественное оформление помещения. Все это вызывает творческую активность ребенка и желание в какой-то мере перенести эту атмосферу в свою повседневную жизнь, в свои игры. Поэтому так часто дети отражают в своей самостоятельной деятельности элементы праздников, развлечений (отдельные музыкальные номера, танцы, игровые сценки и др.).

 

В семье ребенок получает впечатления от совместных с родителями походов в театр, на художественную выставку, слушания музыки в домашней обстановке, просмотра и обсуждения детских телепередач, участия в домашних праздниках, в которых принято исполнение родителями любимых песен, танцев, игра на музыкальных инструментах и т. п.

 

Самостоятельная музыкальная деятельность детей нуждается в педагогическом руководстве со стороны воспитателей и музыкального руководителя. Это руководство должно быть косвенным, очень гибким и осторожным, заключающимся в планировании и создании условий, стимулирующих самостоятельную деятельность детей. Такое руководство может выражаться в предложениях педагога поиграть во что-то, вспомнить и исполнить любимые песни, инсценировать знакомую сказку, сыграть знакомые попевки на металлофоне и др. Вместе с тем, педагог должен идти навстречу желаниям детей, способствовать удовлетворению их интересов, поддерживать стремление к самостоятельным действиям в музыкальной деятельности. С этой целью в каждой групповой комнате обычно создается так называемый «музыкальный уголок», куда помещается оборудование для самостоятельной музыкальной деятельности детей — детские музыкальные инструменты и игрушки, музыкально-дидактические пособия и игры, элементы костюмов для инсценирования сказок, песен и др. Должно быть оборудовано место для технических средств (магнитофон, музыкальный центр и т. п.), с помощью которых возможно воспроизведение музыки по желанию детей.

 

Физкультурные занятия и утренняя гимнастика также являются видами использования музыки в быту.

 

Несмотря на то, что главными задачами на физкультурных занятиях и утренней гимнастике являются задачи физического развития детей, музыка здесь используется достаточно широко, поскольку помогает создавать определенный эмоциональный настрой, влияет на ритмичность, выразительность движений, способствует развитию их координации, положительно влияет на физиологические процессы, происходящие в организме ребенка, улучшает его работоспособность. Кроме того, использование музыки на таких занятиях содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости детей, развитию у них чувства ритма, обогащает музыкально-двигательный опыт детей, формирует культуру движений под музыку. В этом смысле задачи музыкального и особенно музыкально-ритмического воспитания и физического развития детей тесно переплетаются.

 

Эффективность физических упражнений под музыку объясняется существующей тесной взаимосвязью между музыкой и движением (о чем подробно речь шла в главе V, § 2). В том случае, если музыка для сопровождения физических упражнений подобрана удачно и музыкальные образы соответствуют характеру движений, поставленной задаче физического развития, взаимодействие музыки и движений будет действительно гармоничным, эффективным, способствующим физическому совершенствованию детей, развитию у них хорошей координации, красивой осанки.

 

Однако далеко не все физические упражнения, выполняемые детьми и во время утренней гимнастики, и во время физкультурных занятий, могут сопровождаться музыкой. Как известно, в музыке происходит четкое размеренное движение в соответствии с определенным метро- ритмом, поэтому музыка может сопровождать только те виды движений, упражнений, которые выполняются в определенном четком ритме и, следовательно, могут хорошо сочетаться с характером и ритмическим строением музыкального произведения.

 

Обычно физкультурное занятие включает три части: вводную, в которой используются строевые упражнения, основную, где разучиваются общеразвивающие упражнения, и заключительную, в которой проводится подвижная игра. Специалисты считают целесообразным выполнение под музыку основных видов движений (ходьбы, бега, поскоков, разнообразных построений и перестроений), общеразвивающих гимнастических упражнений для рук, ног, туловища, с предметами (лентами, мячами, флажками, обручами и др.) и без предметов, а также проведение подвижных игр, таких как, например, «Звероловы и звери», музыка Е. Тиличеевой, «Будь ловким», музыка Н. Ладухина и др.

 

Для каждого вида физических упражнений подбирается соответствующее музыкальное сопровождение. Для строевых упражнений подбирается маршевая музыка бодрого, четкого характера. Для бега, поскоков — музыка подвижная, стремительная. Однако и ходьба, и бег, и поскоки могут быть различны: шаг широкий и шаг с высоким подъемом ног; бег легкий, грациозный — и «острый»; прыжки и поскоки быстрые и замедленные и др., что требует соответствующего характера музыки — легкого, стремительного, или четкого, ритмичного.

 

Для выполнения упражнений с плавными движениями, круговыми, маховыми, с большой амплитудой в качестве музыкального сопровождения подбираются произведения спокойного, вальсового характера медленного или умеренного темпа[2].

 

Музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания физических упражнений. Так, при первом ознакомлении с упражнением музыка способствует его лучшему восприятию. Педагог обязательно обращает внимание детей на необходимость согласовывать движения с музыкой, приучает детей прислушиваться к ее характеру. Поэтому музыкальное произведение, под которое будут выполняться движения, сначала прослушивается совместно с детьми и анализируется: педагог обращает внимание детей на характер звучания музыки, ее темп, ритм, динамические изменения и другие выразительные особенности. Затем педагог показывает образец выполнения упражнения в сочетании с музыкой, чтобы у детей сложилось целостное впечатление. И только потом разучиваются движения — сначала без музыки, затем (после освоения движений) в сочетании с музыкой. Последующее разучивание упражнения, особенно сложных его элементов, проводится без музыкального сопровождения, так как в данном случае оно будет отвлекать детей, создавая определенное напряжение. На последнем этапе, когда упражнение хорошо освоено детьми, снова при его выполнении используется музыкальное сопровождение. На этом этапе музыка не отвлекает ребенка, а, наоборот, создает эмоциональный настрой, способствует более выразительному выполнению движений.

 

При подборе музыкального сопровождения для физических упражнений необходимо учитывать возраст детей. Например, у младших дошкольников физиологические возможности ограниченны (короткий шаг, небыстрый темп движения, недостаточно развитая координация движений). Поэтому для них рекомендуется подбирать музыку контрастного характера, умеренного темпа, с четкой фразировкой. Желательно наличие музыкального вступления для того, чтобы ребенок успел подготовиться к выполнению движений.

 

При выполнении детьми упражнений, требующих большого физического напряжения и индивидуального ритма, музыку использовать не рекомендуется. Например, при выполнении упражнений на равновесие, лазании, метании в цель, прыжках в длину, высоту и др.

 

Для проведения подвижных игр музыка подбирается в соответствии с характером применяемых движений, сюжетом игры, игровыми образами.

 

Утренняя гимнастика проводится ежедневно. Она организует, дисциплинирует детей, создает бодрый настрой, повышает жизненный тонус организма, подготавливает детей к последующей активной деятельности. Обычно она начинается с ходьбы, которая воздействует на все группы мышц и постепенно вовлекает в работу все системы организма. Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений. Чтобы создать бодрый настрой, упражнения на утренней гимнастике выполняются в достаточно быстром темпе, поэтому они должны быть заранее выучены и хорошо освоены на физкультурных занятиях.

 

На утренней гимнастике, так же, как и на физкультурных занятиях, музыка может использоваться при выполнении строевых и общеразвивающих упражнений. Для снижения физиологической нагрузки можно предложить детям выполнять ходьбу или танцевальные движения. Специалисты отмечают, что утренняя гимнастика может быть проведена в виде игр и игровых упражнений. Например, вначале может быть проведена хороводная игра, затем общеразвивающие упражнения. Чтобы повысить физическую нагрузку, проводится подвижная игра высокой интенсивности, а закончить утреннюю гимнастику можно малоподвижной игрой. В теплое время она проводится на участке детского сада[3].

 

При подборе музыкального сопровождения для утренней гимнастики важно учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие музыки характеру, темпу движений. Не все дети, особенно это касается младших дошкольников, способны выполнять упражнения в едином темпе, поэтому сначала комплекс упражнений разучивается на физкультурных занятиях.

 

Выученные упражнения затем сочетаются с музыкой и могут быть использованы при проведении утренней гимнастики.

 

В последние годы в дошкольных учреждениях занятия по физкультуре проводит специалист, а утреннюю гимнастику — воспитатель, либо воспитатель с помощью музыкального руководителя. В этой связи очень важным является вопрос о необходимости тесного контакта в работе этих педагогов. Особенно важен профессиональный подбор физических упражнений для детей в сочетании с грамотно подобранным музыкальным сопровождением, поэтому хорошо, если музыкальный руководитель будет осуществлять контроль в подборе музыки, оказывая необходимую помощь и воспитателям, и специалисту по физкультуре.

 

При проведении физкультурных занятий в качестве музыкального сопровождения чаще всего используется аудиозапись. В некоторых случаях занятия проводятся с помощью музыкального руководителя, который сам исполняет музыкальные произведения. В любом случае выбор музыки предварительно должен быть согласован специалистами — преподавателем физкультуры и музыкальным руководителем. При проведении утренней гимнастики можно использовать музыкальное сопровождение, под которое дети двигались во время физкультурных занятий, поскольку в комплекс утренней гимнастики включаются упражнения, выученные на занятиях по физкультуре.

 

Необходимо помнить о том, что музыкальное сопровождение должно подбираться педагогами с учетом художественности музыкальных произведений, их соответствия возможностям восприятия ребенка, особенностям и характеру движений, поставленным учебным задачам. Исполнение музыкальных произведений также должно отвечать требованиям художественности. Оно должно быть выразительным, в меру эмоциональным. Недопустимо произвольно менять темп музыкального произведения, как бы подстраиваясь к движениям детей, акцентировать сильные доли такта, вводить паузы, отсутствующие в нотном тексте, и т. д. То есть исполнение музыки даже в качестве сопровождения к физическим упражнениям должно подчиняться замыслу композитора, особенностям музыки. Вполне допустимо использование в качестве музыкального сопровождения аудиозаписи с учетом перечисленных выше требований.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 1; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.17.12 (0.007 с.)