Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Триумфальная арка — авторский проект Бове

 

Василий Стасов родился в 1769 году в Москве в небогатой дворянской семье. Основам черчения, рисунка и архитектурного искусства мальчик научился в гимназии при Московском университете. Ранняя смерть отца и старшего брата вынудила 14-летнего Стасова оставить учебу в гимназии и поступить в экспедицию Московской управы благочиния. Экспедиция утверждала проекты зданий и места под их строительство.

Способный юноша быстро продвигался по службе и вскоре получил звание помощника архитектора. С этого момента Василий Стасов не только проверял чужие чертежи, но и получил право самому проектировать здания. За время работы в экспедиции он создал около 100 проектов для Москвы и Московской области.

В 1797 г. Стасову была поручена разработка проектов 11 парных двухэтажных гостиниц у ворот Белого города. Василий Петрович спроектировал несколько зданий для гостиниц, которые и были построены в районе нынешнего Бульварного кольца у Пречистенских, Покровских, Сретенских и Никитских ворот. Они должны были служить и уютными домами для ночлега гостей, и одновременно парадными композициями при въезде в город Утверждал проекты император Павел I. Из построенных гостиниц уцелели: две на Покровке (дома 16 и 17) и одна на Петровке.

Уже к 1794 году Василий Стасов стал известным архитектором, но без академического диплома он мог бы до конца жизни прослужить в Московской управе благочиния. На судьбу архитектора повлиял дворцовый переворот 1801 года в Петербурге. Ему поручили оформить Сокольничье поле в Москве — одно из центральных мест коронационных торжеств нового императора Александра I.

Московский архитектор-самоучка представил проект, который Александру I очень понравился. Сооружение для коронационных торжеств имело форму овала и было поделено на кварталы. В центре каждого из них находились бассейны, куда стекались белые и красные вина, пиво, мед. Буфеты с угощениями были оформлены в виде турецких, римских, греческих, китайских и древнерусских храмов. Архитектурные чертежи Стасов дополнил описаниями увеселений.

В 1802 году император направил Василия Стасова в Париж — изучать архитектуру за государственный счет. Италии и Англии, а по возвращению поступил в ведение «Кабинета Его Императорского Величества». Там он получил возможность принимать участие в крупнейших проектах, проводимых государством.

Постройки зодчего известны во многих российских городах, но градостроительный талант архитектора по-настоящему раскрылся в Санкт-Петербурге.

В 1808 г. он получил диплом Римской Академии живописи, скульптуры и архитектуры святого Луки.

После возвращения в Москву Стасов некоторое время преподавал в Экспедиции Кремлёвского строения. В 1810 г. его перевели в Петербург. За проект памятника погибшим в Полтавской битве, который однако не был реализован, Стасова в 1811 г. избрали академиком петербургской Академии художеств. В Москву он приехал осенью 1816 г. восстанавливать царский дворец в Московском Кремле, пострадавший во время пожара 1812. Его проект совершенно изменил внешний вид здания благодаря расширению третьего, мезонинного этажа на всю площадь дворца. Надстройка вызвала появление двух новых каменных лестниц. Отделка фасадов была очень простой, только фасаду со стороны Москвы-реки придавалась большая парадность. Потом строил, в основном, в Петербурге.

Стасов — первый по времени мастер русского стиля, предшественник Константина Тона. Его храм Александра Невского в русской колонии Александровка в Потсдаме (1826) — первый из сохранившихся памятников русского стиля.

· Зубовский, 2 / Остоженка, 48. Провиантские склады. В.П. Стасов и Ф.М. Шестаков, 1829-1831.

· Петровка, 30 / Петровский бульвар, 7. Дом П.Е. Трындина. Стасов, 1805; Геппенер, 1874; Вебер, 1900.

· Сретенка, 1. Многоквартирный дом. Стасов, 1797-1803; Ушаков, 1892.

На пересечении Московского и Лиговского проспекта расположены Московские триумфальные ворота, которые воздвигнуты в 1838 году по проекту Василия Стасова в честь победоносного окончания русско-турецкой войны на пересечении Московского и Лиговского проспектов, на площади Московские Ворота в Санкт-Петербурге. Высота Московских триумфальных ворот составляет 24 м, ширина – 36 м, а высота колоннады — 15 м

По традиции на воротах была помещена надпись, составленная императором Николаем I: «Победоносным Российским войскам, в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах».

В 1936 году Московские ворота были разобраны в ходе планируемого переноса центра города к Дому Советов на Московской площади. В рамках этого проекта воротами собирались украсить планируемый парк.

В 1960 годах ворота были восстановлены на прежнем месте в варианте 1936 года.

Василий Петрович Стасов умер в Петербурге в 1848 г.

Архитектор Василий Стасов первые свои здания проектировал без специального образования. Однако он стал вторым в России архитектором, который получил звание профессора Римской академии живописи, скульптуры и архитектуры.

*классицизм, ранний русский стиль

Осип Бове
Осип Бове стал главным архитектором Москвы после пожара 1812 года: он восстановил Красную площадь, Торговые ряды, построил Александровский сад, участвовал в проектировании Большого театра и Театральной площади. Зодчий также оставил своим ученикам объемный теоретический труд — «Альбом образцовых проектов»: в нем Бове собрал образцы зданий и рекомендации по их строительству.

Осип Бове родился 4 ноября 1784 года в Петербурге, в семье Винченцо Бовы — неаполитанского художника-резчика. Бова приехал в Петербург в 1782 году, а вскоре после рождения сына семья перебралась в Москву.

В 1802 году Осип Бове поступил в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения. Там и получил свое образование, впоследствии быстро продвигался по карьерной лестнице — от канцеляриста до губернского секретаря он вырос за четыре года.

После московского пожара 1812 года в городе создали особую строительную комиссию. В нее вошел и Осип Бове. Для удобства Комиссия разделила город на четыре сектора, а за каждым сектором закрепила архитектора с помощниками. Бове стал архитектором центрального района Москвы и отвечал за Тверскую, Арбатскую, Пресненскую, Новинскую и Городскую части. За один день в комиссию поступало до 100 прошений на возведение новых зданий. Бове исправлял проекты, планировал новые архитектурные ансамбли, руководил обновлением кремлевских башен и стен.

В 1814 году Бове назначили главным архитектором «фасадической части». По его замыслу Москва должна была приобрести единый стилистический облик и стать городом-монументом. Первые работы Бове были связаны с реконструкцией Красной площади, которая сильно пострадала во время пожара. До событий 1812 года площадь была застроена торговыми лавками. Бове решил сместить акценты в облике главной площади города — с бытового и коммерческого на культурный. В ансамбль архитектор включил Кремлевскую стену со Спасскими и Никольскими башнями и Покровский собор (собор Василия Блаженного). Под его руководством были восстановлены присутственные места, Воскресенские ворота, здание городской думы и магистрата.

В центре Москвы Осип Бове также перестроил Торговые ряды: он сохранил в своем проекте характер старой постройки, однако придал ей величественность. Углы здания, которые выходили на Ильинку, Бове украсил портиками и колоннами, фризами и лепниной. На углах со стороны Варварки появились полукруглые возвышения с колоннадами. Работу над Верхними и Средними торговыми рядами архитектор завершил в 1816 году. После реконструкции Красная площадь стала самой большой площадью Москвы.

Бове задумал построить также и Нижние торговые ряды, чтобы связать в единый ансамбль площадь с Китай-городом. Эту идею реализовали уже после смерти архитектора, во второй половине XIX века.

В феврале 1816 года Академия художеств присудила Осипу Бове звание архитектора. Вскоре утвердили его новый проект — Театральную площадь. Для ее создания снесли старые кварталы, окружавшие бывший Петровский театр, который пострадал еще в 1805 году от пожара. Одной из главных задач стало строительство нового театра. Осип Бове доработал слишком громоздкий и дорогой проект архитектора Андрея Михайлова. Он уменьшил здание, хотя и сохранил саму композицию строения. Строительство театра завершили в 1824 году, а 6 января 1825 года там прошел первый спектакль. Современники писали о богатом убранстве театра, изящном вкусе архитектора и «легкости архитектуры», благодаря которой казалось, что ложи и галереи «держалися в воздухе без всяких поддержек».

Почти одновременно с возведением Большого театра, Бове построил Кремлевский сад с гротом (сегодня его называют Александровским садом). Архитектор задумал его как регулярный парк с живописными руинами и ландшафтной архитектурой. Русло реки Неглинной пришлось увести в сторону.

В 1824–1825 годах Бове занимался декоративным оформлением и скульптурным убранством Манежа, чертежи разработал Августин Бетанкур. В это время архитектор возглавлял Комиссию по обследованию Манежа. Он создал проект скульптурного убранства Манежа и положил в его основу античные военные доспехи. По рисункам Бове снаружи и внутри здания Манежа установили декоративные детали в виде военных эмблем римских легионеров, а также колонны дорического ордена. Архитектор придал зданию «военный» облик. Однако не все идеи удалось воплотить в жизнь: финансирование приостановилось.

Кроме масштабных городских проектов Осип Бове возводил общественные и жилые здания. Он построил Градскую больницу на Большой Калужской улице, которая стала первой общественной больницей Москвы. Также архитектор проектировал дома для купцов и дворян. Под его руководством был составлен «Альбом образцовых проектов», в котором он собрал рекомендации по строительству и образцы домов. Благодаря Бове появился новый тип сооружений — доходные дома, где нижние этажи отводились под лавки, на верхних располагались комнаты владельцев, а остальные помещения сдавались в аренду. Бове также придумал новый тип особняка с небольшим парадным двориком и флигелями с выходом на улицу.

В 1929 году утвердили авторский проект Осипа Бове — Триумфальную арку на въезде в Москву с петербургского направления. Ее возвели в честь победы русских в Отечественной войне 1812 года. Бове разработал эскизы скульптур — их изготовили Иван Тимофеев и Иван Витали. Открытие Триумфальной арки прошло в сентябре 1834 года, но до этого момента Бове не дожил: он умер за два месяца, 28 июня. Похоронили архитектора на кладбище при Донском монастыре.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.102.46 (0.007 с.)