Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ текста М. Ю. Лермонтова «панорама москвы».↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
УЧИТЕЛЬ: Дома вы должны были прочитать текст и выполнить следующее задание: 1. Какова композиция данного текста? 2. Какую лексику использует автор? 3. Что помогает увидеть нам панораму Москвы? 4. Дать толкование лексического значения слов, которых мы не знали. Для того чтобы наша работа была более продуктивной, мы разделимся на три группы. 1 ГРУППА будет работать над композицией произведения. Вы должны будете ответить на вопрос: Помогает ли композиция, используемая автором, увидеть читателю описываемую панораму?
2 ГРУППА работает в следующем направлении. Обратите внимание на пейзаж, описанный в тексте. Ответьте на следующие вопросы: Что помогает нам увидеть образ города? Каким мы его видим? Какую роль играет описание природы при этом?
3 ГРУППА будет вести исследовательскую работу. Обратите внимание на лексику, используемую автором. Помогает ли она увидеть Кремлевский ансамбль, Москву 19 века? Для чего автор использует её (лексику)? Прежде чем вы приступите к своей работе, давайте, определим – каково лексическое значение слова «панорама»? Панорама - вид местности, открывающийся с высоты. Найдите в тексте отрывок, подтверждающий, что мы с вами действительно увидим панораму (2 абзац, выразительное чтение). На работу отводится 5-7 минут (во время работы детей звучит музыка).
Итак, давайте посмотрим, что нам удалось выполнить.
1 ГРУППА: Композиция. 1. Вступление: 1) авторские размышления о Москве; 2) восхищение, охватившее автора от увиденного.
2. Описание панорамы: 1) вид с севера; 2) центр города; 3) вид с востока: а) описание церкви Василия Блаженного; б) описание площади у подножия монумента, воздвигнутого Минину; 4) вид Замоскворечья; 5) юг столицы; 6) вид западного пейзажа. 3. Заключение: 1) вид древней столицы на склоне дня; 2)восторг, гордость, любовь автора, его восхищение от увиденного.
Все видится нам с высоты птичьего полета. Уже в первой части четко звучит настроение автора - это восторг, любовь, трепет перед городом, имеющим удивительную историю. Выразительное чтение: "Кто никогда .... нет!" Каждый её камень - свидетель событий, имевших огромное значение для судеб всей России. Столица сравнивается с римским кладбищем, с безмолвной громадой камней холодных. Вступление как бы подготавливает нас к восприятию того, что мы сейчас должны увидеть. Оно патриотично, пафосно. И вот мы уже готовы воспринять, увидеть панораму, которая открывается во второй части - основной части текста. В третьей, заключительной части, мы уже вместе с автором восхищаемся столицей. Не единожды встречаем мы в тексте предложения, в конце которых стоят многоточия. Это говорит о том, что автору не хватает слов, эмоции переполняют его, и мы вместе с вами в каждое из таких предложений можем добавить что-то своё. Особую, трепетную любовь, Лермонтов испытывает к Московскому Кремлю, с которым связана вся история России. Кремль для него - свидетель многовековой славы русского народа, очевидец позорного поражения наполеоновских полчищ. Кремлёвская стена - не только напоминание о прошлом, но и символ связи между прошедшим и грядущим.
УЧИТЕЛЬ: И действительно, начиная с первых упоминаний о Москве и до сего дня, писатели обращаются к образу столицы. До сих пор источник не иссякает, у каждого свои слова.
Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось. Как много в нем отозвалось! - восклицал А.С.Пушкин. Вторя ему, К. Аксаков сказал: « Это имя более имен всех городов движет сердце русского народа и всякого истинно русского человека». И уже в 20 веке звучит голос М. Цветаевой:
Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси - бездомный. Мы все к тебе придем. Да, Москва - это дом, сердце России. Какой же видит её Лермонтов? Давайте взглянем на столицу глазами писателя, так любившего её. Какова она?
2ГРУППА: Следует обратить внимание на пейзаж, который мы видим. Вначале это городской вид: дома, Сухарева Башня, Петровский театр, церковь Василия Блаженного, рыночная площадь. А далее, «…на левом берегу реки .... белеет воспитательский дом ... на дальнем горизонте рисуются группы нескольких монастырей, на западе, за длинной башней (выразительное чтение)». Природный пейзаж плавно переливается (перетекает) в городской вид «на север…». Они находятся в гармонии друг с другом, с окружающим миром. Москва видится нам, как нечто естественное, живое, а не искусственно созданное. «Москва не безмолвная...(выразительное чтение)». У нее своя душа, своя жизнь, свой язык « сильный, звучный, святой, молитвенный...» Духи неба и земли создали этот город или же под покровительством кого-то незримого. Все в гармонии, даже духи неба и ада «свиваются под облаками в один разнообразный, неизмеримый, быстро вертящийся хоровод!..» Все в движении, все живет! «И что же?.. (выразительное чтение)». В данном отрывке можно наблюдать «нагнетение» однородных сказуемых, что говорит о динамике, о движении: «...кипит грязная толпа, блещут ряды лавок, кричат разносчики, суетятся булочники, гремят медные кареты, лепечут модные барыни.... все так шумно, живо, неспокойно!» Раз есть движение, значит есть жизнь, город жив, он живой. Это помогают нам увидеть следующие художественно-выразительные средства: 1.Олицетворения: Проснется день;… Она (башня) гордо взирает;… Стена, которая ревниво отделяет; ...выглядывают маленькие темные окна;… мгла одевает; …Кремль возлежит. 2. Эпитеты: Величественная, необозримая панорама; пестрые кровли; гигантские размеры; торжественный час. 3. Метафоры: Кипят страсти; европейская осанка (здания); златоглавые церкви (метафорический эпитет). 3 ГРУППА: Особо следует сказать об устаревшей лексике, которая помогает воспринять разворачиваемую перед нами картину не только в пространстве, но и во времени. Устаревшие формы слов (лексика) придают возвышенность, патетичность всему тому, о чем говорит автор: Кремль возлежит, надпись, начертанная, скрыпка, внимать музыке, очи, среди коих, башня взирает, глава, особливо, град). В заключительной части Лермонтов насыщает его высокой лексикой: (светоч, озаряя его торжество, золотые главы соборов, державный венец). Автор тем самым прославляет величие Кремля. Мы вместе с ним восклицаем на едином выдохе. В тексте нет каких-либо заметных отклонений от нормы, а потому интонация приобретает ровный, естественный рисунок, но дальше она меняется: инверсия придает больше экспрессии, эмоциональности. «Вправо от Василия Блаженного...(выразительное чтение)»
УЧИТЕЛЬ:Ребята, скажите, пожалуйста, значения каких слов вы не знали, начиная работу с текстом? ПАНОРАМА - ..... ПОРТИК - ..... Все то, о чем мы с вами сейчас говорим, помогает нам, современным читателям, увидеть Москву 19 века. Но я бы хотела обратить ваше внимание еще на один из видов тропов - сравнение. Какую роль они играют в тексте? Москва сравнивается с - римским кладбищем - память потомков; -океаном - движение, таинственность жизни, непрекращающееся движение; - увертюрой Бетховена - музыкальность во всем; -огромным муравейником - жизнь, суета, не останавливающееся движение времени; -главы как хрустальные, граненая пробка старинного графина - нечто хрупкое, то, что требует особого, бережного отношения; -подобно красавице - непосредственная красота.
УЧИТЕЛЬ: Действительно, Москва для Лермонтова - ученого, патриота и поэта - источник мыслей, чувства и вдохновения. Только бездушный человек может не видеть величественной красоты столицы, заключенной в выдающемся памятнике русского зодчества - соборе Василия Блаженного, храме Ивана Великого, в самом кремле, городе, где каждый дом - святыня, улица - поэма, и над этим - неземная музыка колокольных звонов, сравниваемая с увертюрой Бетховена. Все вложил Лермонтов в этот текст: и любовь, и гордость за столицу, и восхищение. Автор склоняет голову перед древней столицей, перед Кремлем, который является её сердцем, алтарем, державным венцом на челе столицы. И вместе с автором мы утверждаем «Надо видеть, видеть…».
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: А вот такой видит Москву Н.В. Гоголь.
УЧЕНИЦА: Прочитав дома «Петербургские записки 1836года», я обратила внимание на то, что в тексте Гоголь постоянно сопоставляет Петербург - Северную Пальмиру и Москву. Одним словом, записки содержат в себе яркое сравнение двух великих городов. Если Петербург видится нам щеголем, разбитным малым, в байковом сюртуке, европейцем, то Москва еще до сих пор русская борода. Она «старая домоседка, печет блины, глядит издали и слушает рассказ, не подымаясь с кресел, о том, что делается в свете; Москва ночью все спит, и на другой день, перекрестившись и поклонившись на все четыре стороны, выезжает с калачами на рынок; она (Москва) - русский дворянин, и если уж веселится, то веселится до упаду; в Москве все журналы говорят, как бы учены ни были, но всегда оканчиваются картинкою мод; журналы говорят о Канте, Шеллинге.... и проч., идут наряду с веком, но опаздывают книжками; Москва всегда едет, завернувшись в медвежью шубу, и большею частью на обед, а если гуляет до 4ч. ночи, то на другой день не подымается с постели раньше второго часу; в Москву тащится Русь в зимних кибитках по зимним ухабам сбывать и закупать». «Москва нужна для России», - говорит Н.Гоголь. Я с этим абсолютно согласна. Столица, описанная Гоголем - мастером художественного слова, видится мне чисто русской, домашней, с широкой душой, умеющей и трудиться, и веселиться, при этом, как истинная дама, она внимательно следит за модой, привнося в неё что-то своё, свойственное только ей.
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Вообще Москва славится своими литературными музеями. Например, музеев Л.Н. Толстого в столице целых три. Великий русский писатель часто приезжал в город и жил здесь. Первый дом - музей открыт на Пятницкой улице. В этом доме он жил весь 1857 год и работал над романом «Семейное счастье». Второй - музей - усадьба в Хамовниках, на улице, носящей имя писателя. Третий - на Пречистенке в доме №11, который принадлежал Лопухиным. Во дворе дома в 1972году установлен памятник Л.Н. Толстому.
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: С именем великого писателя связано еще одно здание в Москве, имеющее и без того прямое отношение к литературе. Работая над романом «Война и мир», Толстой описал как дом Ростовых здание на Поварской улице 52. С тех пор москвичи называют его домом Ростовых.
УЧИТЕЛЬ: К образу столицы, описанной Л.Н Толстовым в романе-эпопее «Война и мир» мы обратимся чуть позднее, когда будем изучать творчество этого великого писателя. А в завершение нашего с вами путешествия во времени по Литературной стране, мне с сожалением хотелось бы сказать, что на одном уроке посетить все достопримечательности просто невозможно. На это нужно время, которого всегда не хватает. Время.... Не так уж и много оно отделяет Москву 19века от Москвы современной. Неузнаваемо изменился облик древней столицы, но так же возвышаются седые зубчатые стены Кремля, так же сверкают золотые купола соборов и церквей, стоит старое здание Московского университета, красуется Петровский театр, шумят липы на Тверском бульваре, стоит дом - музей. Именно здесь можно остаться наедине с великим поэтом, писателем, художником слова, прожить те короткие и радостные минуты приобщения к великому, которые дарует встреча с истинным творцом. Москва, изображенная в произведениях русских писателей 19века - частица бытия и современного человека, частица исторической памяти народа. Завершить наш с вами урок мне хотелось бы словами «летописца московской жизни» конца 19 века Владимира Алексеевича Гиляровского (1853-1935), который сказал: «Москва неописуема, и одному человеку не описать её. Историю и быт новой Москвы опишет... современная писательская молодежь... Для того чтобы писать новое, надо знать старое». Давайте и мы с вами не будем останавливаться на достигнутом. Я рекомендую вам прочитать следующие книги:
Н.Островский "Записки замоскворецкого жителя". В.Гиляровский "Москва и Москвичи". М.Булгаков "Мастер и Маргарита". К.Симонов «Москва».
Закончить наш с вами урок мне хотелось бы строками из стихотворения Н.Рубцова, написанными уже в 20 веке.
Да! Он земной от пушек и ножа Здесь кровь лилась.... Он грозной был твердыней Пред ним склонялись мысли и душа, Как перед славной воинской святыней.
Но как - взгляните - чуден этот лик! Остановитесь тихо в день воскресный - Ну, не мираж ли сказочно - небесный Возник пред вами, реет и горит?
И я молюсь - о, Русская земля! - Не на твои забытые иконы, Молюсь на лик священного Кремля И на его таинственные звоны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.221 (0.008 с.) |