Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: врачевание в первобытном обществе

Иванов А. Г.

 

История первобытной эры изучает человеческое общество от возникновения человека (более 2 млн. лет тому назад) до формирования первых цивилизаций (IV тысячелетие до нашей эры).

В соответствии с исторической периодизацией и хронологией первобытной эры и первобытного врачевания выделяют три этапа:

1. Становление первобытного общества. Хронологические рамки: свыше 2 млн. лет тому назад – около 40 тыс. лет тому назад. На этом этапе происходит становление и формирование человека, первобытного общества и первобытного врачевания, осуществляется первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о природных лечебных средствах растительного, животного и минерального происхождения;

2. Расцвет первобытного общества. Хронологические рамки: около 40 тыс. тому назад – X тысячелетие до н. э. На этом этапе происходит развитие и утверждение целенаправленного применения эмпирического опыта коллективного врачевания и совершенствование приемов рационального врачевания.

3. Разложение первобытного общества. Хронологические рамки: с X - V тысячелетий до н. э. – IV тысячелетие до н. э. На этом этапе с зарождением классов и частной собственности происходит становление культовой практики врачевания, в результате коллективного опыта родовой общины и индивидуальной деятельности врачевателя продолжается накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания.

 Первым вопросом истории медицины, на наш взгляд, должен быть вопрос: «Как именно, в силу каких обстоятельств возникла медицина?» Ответ на этот вопрос следует искать в условиях материальной жизни людей того времени. А для этого необходимо установить, когда на планете Земля появился первый человек.

Современная археология доказала, что первобытное общество сформировалось более 2 млн. лет тому назад и прародиной человечества является Африканский континент (территории Восточной и Южной Африки). Именно там были найдены многочисленные останки гоминид(т.е. людей) и древнейшие орудия труда.

Источники информации о болезнях первобытного человека и врачевании в первобытную эру: данные археологии (вещественные источники), палеопатологии и этнографии.

Основными вещественными источниками являются: орудия труда, предметы быта, остатки первобытных построек, святилища, погребения.

Палеопатология изучает патологические изменения в останках первобытного (или древнего) человека. Однако палеопатология не позволяет судить о поражениях мягких тканей, так как они не сохранились до нашего времени, но патологические изменения скелета показывают, что первобытный человек страдал такими болезнями, как артриты, опухоли, туберкулез, рахит, переломы, искривления позвоночника, кариес зубов и др. Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются значительно реже, чем травматические повреждения, полученные во время охоты на диких животных или при трепанации черепа, (эту операцию стали проводить примерно в XII тысячелетии до н. э.).

Этнографические данные позволяют судить об уровне развития первобытного врачевания. По найденным в пещерах и на скалах рисункам можно говорить о том, что медицинская деятельность начинается вместе с появлением первобытного человека в виде само- и взаимопомощи.

Уровень и формы врачевания и медицинской деятельности зависели от условий жизни и потребностей древнейших людей. Появление гигиенических навыков обусловлено устройством жилищ в пещерах, применением огня для приготовления пищи, правилами приема пищи, изготовлением одежды и захоронением умерших в определенных местах. Так были заложены основы народной гигиены.

Одним из древнейших видов медицинской деятельности является помощь при родах и уход за детьми, особенно новорожденными, лечение детских болезней и их предупреждение. У всех народов медицинская помощь матери и ребëнку находилась в руках женщин, которые передавали свои знания по родовспоможению и уходу за детьми из поколения в поколение.

Зачатки врачевания появились около 40 тысяч лет тому назад. Многие поколения людей учились распознавать природные лечебные средства, благодаря чему были заложены основы народной медицины. Впервые термин «народная медицина» появился во врачебных трудах немецких учёных в первой половине XIX века и описывал весь образ действий населения по отношению к своему здоровью, куда включалось не только знахарство, основанное на магии и лечении природными факторами, но также гигиена и использование населением медицины, в том числе традиционной врачебной медицины.

В настоящее время под народной медициной понимают медицину, возникшую в первобытную эпоху, накопившую в течение тысячелетий эмпирическим (опытным) путëм сведения о средствах и приëмах лечения, которые до настоящего времени передаются устно из поколения в поколение.

Разыскивая растительную пищу, люди знакомились с питательными, лечебными, а иногда и вредными свойствами отдельных растений. Стали накапливаться знания о лечебных свойствах растений: болеутоляющих, возбуждающих, слабительных, рвотных и т.д. Использование целебных свойств растений было результатом бессознательного опыта огромного человеческого коллектива – коллективного врачевания. Таким образом, первыми появились лекарства растительного происхождения. Поисками и собиранием растительной пищи занимались преимущественно женщины, поэтому они стали первыми знатоками лекарственных растений и взяли на себя функцию лечения болезней.

В связи с развитием в первобытном обществе охоты и рыболовства, изобретением лука и стрелы человек открыл целебные свойства некоторых частей и органов животных. Появляются лекарственные вещества животного происхождения: жир, кровь, костный мозг, позднее печень, сердце.

Вслед за растительными и животными лекарственными веществами стали применяться вещества минерального происхождения: зола, сера, глина, смола, минеральные воды и т.д.

Первые профессиональные служители культа врачевания – врачеватели – появились в X-V тысячелетиях до н. э. Первобытные врачеватели владели приëмами оперативного лечения: удаляли стрелы из раны, обрабатывали и лечили раны при помощи лекарств, приготовленных из растений, частей животных и минералов, лечили вывихи и переломы с помощью «шин», изготовленных из коры и сучьев деревьев, умели делать кровопускание. К числу оперативных вмешательств относятся также ритуальное обрезание во время инициации мальчиков, ампутации конечностей и кесарево сечение. В качестве хирургических инструментов использовались каменные, костяные и металлические ножи (из меди, бронзы, железа). Для сшивания ран применялись рыбья чешуя, шипы и колючки растений. В качестве средств для обезболивания применялись опьяняющие и наркотические вещества, в основном растительного происхождения.

Отличительной чертой первобытной медицины является то, что на нее не оказывала влияния религия, так как еë ещë не было. Это была практическая медицина, не связанная с религиозными культами.

Первобытный человек постепенно накапливал знания об окружающем мире, используя для этого свой собственный опыт и опыт предшествующих поколений. Однако эмпирические знания первобытного человека, полученные в результате практического опыта, были весьма ограниченными, поэтому он не мог объяснить и понять явления окружающего мира. Его бессилие перед природой порождало фантастическое восприятие окружающего мира. В связи с этим появляются первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия), которые отразились и на приëмах врачевания.

С развитием охоты источником богатства и благосостояния людей стало животное. Родоначальником и покровителем рода (племени) люди стали считать животных. Каждое племя имело своего покровителя – животное – «тотем» (в переводе с языка северо-американских индейцев означает «мой род»).  Тотемизм – вера человека в существование тесной родственной связи между группой людей (родом, племенем) и определенным видом животного (например, медведем, оленем) – тотемом, который являлся защитником от болезней и хранителем здоровья. Такое животное нельзя было убивать и употреблять в пищу. Древний человек начал поклоняться ему. В знак особого внимания и поклонения первобытный человек высекал из камня изображение животного (так появились тотемные столбы). Кроме того, древние люди считали, если все племя имеет своего защитника, то и каждый отдельный член племени может иметь животного-покровителя. У северо-американских индейцев такое животное называлось «маниту», что означает «лекарство». Будучи покровителем человека, животное должно было беречь от болезней и лечить его в случае необходимости. Человек делал изображение своего животного-покровителя из дерева, кости или камня и постоянно носил это изображение на себе для предохранения от болезней, ранений во время охоты и несчастий. Так появились амулеты (обереги, талисманы). С этим связано такое понятие как фетишизм – вера человека в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов (фетишей).

Анимизм – вера о наличии у человека, животных, растений и предметов независимого духовного начала – души, одухотворение сил и явлений природы. Эти представления связаны с ранними формами культа умерших и культом предка.

Магия – вера в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей, явления природы, предметы и события посредством чародейства, колдовства и ритуальных обрядов. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия – врачевание болезней и ран, основанная на культовой практике. Лечебная магия сформировалась на фоне сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые зародились задолго до возникновения культовых обрядов. Следовательно, культовые обряды врачевания были явлением вторичным. Практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой появились зачатки врачевания.

Со временем осуществился переход от коллективного врачевания к знахарству и шаманству.

Знахари (или народные врачеватели) лечили заболевания народными средствами, используя при этом магические, колдовские приёмы, а также заговоры и заклинания.

Шаманылечили заболевания за счёт общения с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние. Шаманские действия и ритуалы осуществляются во время экстатического транса, при этом, как правило, используется бубен или барабан, а также особые танцы и заклинания.

Постепенно тотемизм предков-животных трансформировался в культ предков-людей. Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о здоровье и причинах болезней. Болезнь понималась как результат вселения в тело человека духа умершего предка. Подобные представления оказали влияние и на приëмы врачевания, целью которых являлось изгнание духа предка из тела больного. К заболевшему человеку приглашался знахарь или шаман, которые использовали различные приëмы для изгнания духа болезни. С целью умилостивить предка, около больного устраивали торжественные ритуальные пляски, произносили заклинания, окуривали его благовониями. Применялось и устрашающее «лечение»: громкая музыка, крики, ношение устрашающих масок, кормление больного горькой пищей, неприятной для «вселившегося духа». Нередко рядом с больным человеком помещали какое-либо животное, и считалось, что дух предка должен перейти в это животное, а у человека наступит выздоровление. Одновременно с этими лечебными приëмами больному давали лекарственные средства растительного, животного или минерального происхождения.

К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа (по археологическим данным с XII тысячелетия до н. э.). О причине трепанации существует две точки зрения. Согласно первой, она производилась в ритуальных целях: через отверстие в черепе дух болезни легко может покинуть тело больного и человек получит выздоровление. Другая точка зрения допускает, что трепанация проводилась после травматического повреждения черепа и связана с удалением костных осколков.

Таким образом, лечение болезней является одной из древнейших и насущных потребностей человека. В эпоху первобытного врачевания путëм тысячелетнего рационального опыта многих поколений были заложены основы народной гигиены и народной медицины. Медицина первобытного общества носила собирательный характер: накапливались отдельные знания о признаках болезней и лечении их лекарствами растительного, животного и минерального происхождения. На фоне сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания формируются первые представления о здоровье и болезни.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.235.248 (0.009 с.)