Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Досуговая деятельность обучающихся
Матвиенко Лилия Витальевна, директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества Ворошиловского района города Донецка» 83001, Донецкая Народная Республика, г. Донецк, ул.50-летия СССР, 108, тел. 0713198496 e-mail: ddt.donetsk@mail.ru ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ Современный мир переходит от индустриального к информационному обществу, где знания и информация являются основными производительными силами. Такое общество существенным образом изменяет стратегическое направление образования, где важнейшей его чертой является широкое использование информационных технологий. Сегодня академической общественностью системы образования Донецкой Народной Республики признано, что важным и перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения на основе использования современных педагогических, перспективных информационных и телекоммуникационных технологий. Данную идею поддерживает и ГОС образования. Государственный образовательный стандарт предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях, сохранение единства образовательного пространства в Донецкой Народной Республике. Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения качественного общего образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации общего образования позволит широкое использование обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Важно то, что система дистанционного обучения призвана не подменять, а дополнять традиционную систему образования. Технология дистанционного обучения – одна из перспективных в системе дополнительного образования. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся, развивать их творческий потенциал. Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано. Обучающиеся самостоятельно используют самые разные источники информации, тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной и досуговой деятельности. Деятельность обучающихся носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов каждого ребёнка. Сегодня время диктует свои условия и нам, педагогам, и обучающимся в рамках дополнительного образования для которых активные, очные коммуникативные методы и очные формы работы ближе для самовыражения, приходится строить всю работу в условиях интернет – технологий. Вряд ли какие-либо учреждения дополнительного образования преследовали цели внедрения дистанционного обучения. Несомненно, что каждый педагог предпочёл бы очную деятельность дистанционной, но в связи с возникшими обстоятельствами (карантинные условия), мы вынуждены научиться применять формы дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования. Изучив различные информационные источники, обобщенно можно выделить следующие цели организации досуговой деятельности в дополнительном образовании, а именно: сделать работу преподавателя творческой, более свободной, предоставить возможность самому решать, как выстроить систему досуговой деятельности, дать возможность автоматизировать весь процесс. У педагога освобождается больше времени для создания методических пособий, повышения уровня профессиональной подготовки. Также целью организации дистанционного досуга является процесс внедрения в современные информационные технологии, приобщение обучающихся к творческому подходу к процессу обучения, самостоятельной деятельности. С помощью современных информационных технологий, обучающиеся могут использовать различные ресурсы, тем самым, приобретая знания, и сами для себя определяют способы познавательной деятельности. Такая деятельность актуальна на сегодняшний день и очень востребована. Учреждения дополнительного образования заинтересованы в адаптации в тех условиях, в которых они оказываются, в способах реализации своих образовательных программ в формате дистанционного образования. Таким образом, основная цель педагога дополнительного образования – это научиться организовать досуг обучающихся в системе дистанционного образования, а основная задача любого педагога – реализовать образовательную программу, не нарушая никаких педагогических компетенций и выполняя образовательные требования. МОУ ДОД «Дом детского творчества Ворошиловского района города Донецка» организовывает досуговую деятельность с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В соответствии с техническими возможностями образовательная организация проводит занятия, консультации, вебинары на портале образовательной организации или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов, а именно Skype, Viber или социальной сети «ВКонтакте». Арсенал организации досуговой деятельности в формате дистанционного обучения напрямую зависит от целей. Единой универсальной системы дистанционного обучения нет. Каждое решение подходит для определенных задач. Существуют определенные формы занятия и различные компьютерные программы для решения задач организации досуговой деятельности обучающихся в рамках дополнительного образования. Среди них: § видео- и аудио- занятия, лекции, мастер-классы, конференции, семинары и т.д.; § открытые электронные библиотеки с встроенными инструментами навигации; § вебинары; § дистанционные консультации со стороны педагогов, прежде всего, в социальных сетях, а именно «ВКонтакте», ввиду ее большой популярности у обучающихся; § онлайн-конкурсы и онлайн-выставки. Список указанных дистанционных образовательных форм не может быть окончательным, он может изменяться в зависимости от потребностей педагога, обучающихся, а так же от конкретных методических и технологических возможностей всех участников образовательного процесса. МОУ ДОД «Дом детского творчества Ворошиловского района города Донецка», осуществляя организацию досуговой деятельности, широко использовало возможность общаться с обучающимися посредством социальных сетей в новом качестве: для коммуникации преподавателей с обучающимися и их родителями, а также для обмена учебными материалами. В связи с тем, что социальная сеть «ВКонтакте» пользуется большой популярностью у ребят, была создана группа учреждения https://vk.com/centrduu. В группе необходимо зарегистрироваться и принять участие в большом количестве онлайн-конкурсов, вебинаров, занятий. Так же обучающимся и их родителям была предоставлена возможность ознакомления с различными способами общения в период дистанционного обучения. Во вкладке «Дистант» https://vk.com/club198238090 представлены ознакомительные материалы для всех заинтересованных, представлены аналоги платных программ, сервисов для проведения вебинаров. Так же размещена информация для родителей и советы психолога. Особое внимание хочется обратить на проведение в учреждении интернет-конкурсов. Доступность и мобильность социальных сетей сделало очень популярным среди обучающихся и родителей участие в онлайн-конкурсах, которое стало возможным в группе «ВКонтакте» https://vk.com/public195666207. Дом детского творчества Ворошиловского района г. Донецка проводит онлайн-конкурсы с бесплатным участием, победители награждаются призами и сертификатами участия.
Обучающиеся разных школ, воспитанники дошкольных учреждений, обучающиеся учреждений дополнительного образования, могут участвовать в этих конкурсах по направлениям дополнительного образования и творческим дисциплинам. На официальном сайте учреждения размещено расписание мастер-классов и активностей, в рамках реализованных дополнительных общеразвивающих программ, организованных в дистанционной и электронных формах. Тематика и формы проведения досуговой деятельности разнообразны. Среди них мастер-классы, виртуальные экскурсии, вебинары, виртуальные выставки творческих работ. Работа по дистанционному обучению организована в тесной взаимосвязи всех участников учебного и воспитательного процесса. Координация дистанционного обучения осуществляется администрацией учреждения. В его компетенцию входит анализ мониторинга образовательных потребностей обучающихся, определение схемы сетевого обучения. Оценив дистанционную форму организации досуговой деятельности в дополнительном образовании, можно определить её положительные и отрицательные моменты. Из положительных моментов необходимо выделить: § Обучение проходит в индивидуальном темпе (каждый выбирает, когда и как долго ему заниматься творчеством, может пересматривать видео-уроки, останавливать на нужном месте, перематывать, спрашивать у педагога непонятные моменты в онлайн-чате). § Доступность (работать можно везде и в любое время, важно только иметь гаджет и доступ в интернет). § Ребенок работает в своей привычной, комфортной обстановке, может сделать паузу, прогуляться, а затем снова приняться за работу. § Процесс обучения доступен для всех детей независимо от состояния здоровья. § Дети могут общаться с обучающимися других групп в едином чате WhatsApp, тем самым увеличивая свой круг общения. §Обучающиеся совершенствуют умения и навыки, приобретённые на очных занятиях, формируют личностные результаты и информационную компетентность. К минусам дистанционного обучения можно отнести: § Некачественное интернет – соединение. § Самым весомым ограничивающим фактором распространения дистанционного обучения является отсутствие хорошей технической базы. Например, не у каждого педагога есть возможность снимать видео занятия на профессиональную камеру, приходилось делать видео на смартфон, что снижает качество воспроизведения. § Отсутствие прямого контакта педагога с ребенком. § Большая загруженность детей школьными уроками и нехватка времени на дополнительное образование. Для устранения проблем при организации досуговой деятельности с применением дистанционных технологий важно учитывать, что в виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося. Даже самые лучшие и передовые технологии, такие как информационные и психолого-педагогические, без оптимизации учебного процесса могут оказать обратное воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить систему дистанционного образования в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной деятельности учителей и учащихся. Ведь обучение с применением дистанционных образовательных технологий – это всего лишь специфическая форма организации обучения, требующая изменения устоев традиционного образовательного процесса и пересмотра принципов и методов в педагогической деятельности. Наиболее приемлемой для учреждений дополнительного образования является модель смешанного обучения, сочетание традиционных методов и дистанционных форм работы. Модель смешанного обучения должна функционировать таким образом, чтобы учебные дистанционные программы или ресурсы не заменяли, а дополняли очные занятия по дополнительным общеобразовательным программам. Несомненно, будущее дополнительного образования за активным использованием дистанционного обучения. Умелое сочетание традиционных форм обучения и дистанционных технологий позволит повысить интерес к дополнительным общеобразовательным программам и достичь основной стратегической цели дополнительного образования — воспитания личности, готовой к саморазвитию, самообучению, использованию полученных знаний на практике. Список использованной литературы: 1. Закон «Об образовании» ДНР № 55-IHC от 19.06.2015.
2. Методические рекомендации «Особенности организации работы учреждений общего и дополнительного образования детей в период действия режима повышенной готовности», разработанные Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики от 24.03.2020 г. № 923/18.1-27.
3. Вознесенская Е.В. Дистанционное обучение — история развития и современные тенденции в образовательном пространстве / Наука и школа. 2017. № 1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-istoriya-razvitiya-i-sovremennye-tendentsii-v-obrazovatelnom-prostranstve/viewer
4. Гаврилова Т.Н. Актуальность использования дистанционных образовательных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения. [Электронный ресурс]. URL: http://ито-ростов.рф
5. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011. [Электронный ресурс] URL: https://vestnik-npi.info/upload/information_system_15/3/0/6/item_306/information_items_property_567.pdf.
6. Малькова Т.В. Становление системы дистанционного обучения в Российской Федерации: к истории проблемы. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-sistemy-distantsionnogo-obucheniya-v-rossiyskoy-federatsii-k-istorii-problemy/viewer
7. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.246.53 (0.007 с.) |