Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ритмическое и логическое ударение

ИНТОНАЦИЯ

1. Мелодика

2. Смещение регистра

3. Особое произнесение тона

4. Ритм

5. Пауза

6. Ритмическое и логическое ударение

7. Темп

 

Интонация – сложный комплекс просодических (т.е. связанных) элементов, включающих в себя мелодику, ритм, темп, интенсивность, тембр и логическое ударение, который служит на уровне предложения для выражения как различных синтаксических значений и категорий, так и экспрессивных и эмоциональных коннотаций.

В акустическом плане она опирается на известные акустические параметры звуков речи (высоту, интенсивность, длительность и качество) на суперсегментном уровне.

Суперсегментные единицы языка линейные (сверхсегментные) единицы языка, которыенакладываются на сегментные единицы; выделяемые в процессе последовательного линейного членения речевого потока (такие, как слог, слово, фраза). К ним относятся Просодические элементы — долгота, тон,интенсивность, мелодика, ритм, интонация, а также показатели стыка сегментных единиц. Среди С. е. я. иногда различают суперсегментные фонемы долготы — хронемы, тона — тонемы, стыка и т. п.

Мелодика– изменение высоты звука в речи.

Т.к. в КЯ тон выполняет смыслоразличительную роль, то всякое изменение мелодики на отрезок речи (предложения) не должно изменять тональную характеристику морфем в него входящих.

В КЯ интонационными средствами служат регистровые возможности языка, а как частный случай – особый способ произнесения тона последнего слога синтагмы или предложения. Лексическими средствами выражения интонации служат междометия, у которых огромное число вариаций произнесения. То же междометие 啊 может об означать радость, горе, твердость, нерешительностб, безразличие, заинтересованность, удивление, спокойствие, воодушевление, разочарование и т.п.

za2men0zou3ba0.    Пошли. (Время не раннее, пора).

za2men0zou3ma?    Пошли? (Ждать или идете?)

za2men0zou3wa0!   Пошли! (Не будем их ждать.)

za2men0zou3lou0.   Пошли! (Идем вместе с нами).

Еще одним средством выражения интонационных вариация в КЯ являются  регистровые возможности языка.

Смещение регистра это изменение общей средней высоты фразы в ту или иную сторону, с сохранением мелодики самой фразы. Существуют следующие вариации:

а) общее смещение регистра вверх с некоторым дополнительным повышением в самом конце предложения наблюдается при выражении удивления в вопросе или сомнения, восклицания, переспроса, приказания.

hui4bu0hui4?                                              Ba2wan3|na2lai0!

Zhe4yang0zuo4|bu2dui4?

б) постепенное понижение регистра херактерно для выражения восклицания, просьбы, серьезно-торжественной интонации, убежденности.

Hong2hua1,|lv4ye4|you3duo1me0hao3kan4a!

Lao3Zhang1,hai2shi0yuan2liang0ta1la.

В речи происходит постоянное изменение эмоциональной окраски, поэтому регистровые модуляции могут быть представлены разными типами даже в пределах одного предложения.

 

Особое произнесение тонапоследнего слога (перед паузой) непосредственно связано со смещением регистра и во многом от него зависит. Акустически заключается в дополнительной модуляции мелодики после того как тон, пусть кратко, но полностью был реализован. Характерно для эмоционально окрашенной речи.

Bu2shi4ni3[1151],shi4ta1[551]!

Во время перепада частот повышается интенсивность, слог произносится с некоторым нажимом.

 

Ритм – равномерное чередование ускорения и замедления, долготы и краткости, усиления и ослабления в процессе речеобразования.

Он связан с темпом, ритимическим и логическим ударением, эмоциональным накалом, общей длительностью предложения и семантикой(содержанием) высказывания.

В речи представлена сложная иерархия ритмов, которые одновременно реализуются в тексте: текст ритмически упорядочен применительно к слогам, словам, синтагмам, высказываниям, которые выступают разноуровневыми ритмообразующими структурами.

Ритмическая организация КЯ весьма разнообразна и сложна, но она имеет большое значение для успешного овладения разговорной речью. Ритмически неверно поостренное предложение даже при точном произнесении звуков и тонов сильно затрудняет восприятие.

В китайских предложениях выделяют ритмические группы – группы, представляющие собой сочетание ударных и безударных слов, объединяющихся вокруг одного слова, несущего ритмическое ударение. Они определяют фонетическую структуру, а на письме нередко отделяются знаками препинания. Ритмические группы отделяются друг от друга паузой.

Ритмическое ударение в КЯ играет большую роль, т.к. выделяет ритмические группы, из которых состоит речь, благодаря чему она становится более понятной для собеседника. Место ритмического ударения в основном зависит от содержания и длины предложения, поэтому в каждом отдельном случае – различно.

Фразовое ударение – просодическое выделение последнего слова высказывания.

Особую роль в архитектонике (построении) китайского текста играют биномы –двусложные единицы, которые являются основной структурной единицей китайского текста «ниже» уровня синтагмы(сочетания слов). С точки зрения ритмики бином играет роль стопы.Притом двусложны не только сами биномы, но и интервалы между синтагматически ближайшими сильными слогами в составе соседних биномов. Таким образом для КЯ характерен биноминальный тип ритмики. Биномы составляют от 30 до 70% структурных единиц китайского текста.

Важно помнить, что на длительность слога оказывают влияние многие факторы, прежде всего – позиция относительно паузы, ударность/безударность, тип слова (полнозначное/служебное), сегментный состав слога.

 

Пауза

Понятие паузы тесно связано с понятием длительности. Пауза не обязательно связана с прекращением звука на артикуляции. Существуют такие разновидности пауз:

- грамматическая – пауза, длительность которой чаще всего определяется знаками препинания, на месте которых она образуется. Наибольшая ее длительность при таких знаках препинания, как точка, «?» и «!». Несколько меньшая по длительности будет пауза при знаках «;», «,», «、». Особняком стоят тире, двоеточие и многоточие, при которых длительность паузы может сильно варьироваться.

- логическая пауза – пауза, которая выделяет наиболее важное с точки зрения логики предложения слово. Выделенным такой паузой может быть любое слово, где бы оно ни стояло. Не всегда она отделима от грамматической, зачастую они могут совпадать.

 

| - обычная пауза, || - длительная пауза.

Xia4yu3tian1|liu2ke4tian1||liu4wo3|bu4liu2? (Дождливая погода, погода, в которую оставляют гостей, оставят меня или не оставят?)

Xia4yu3|tian1liu2ke4||tian1liu4|wo3bu4liu2. (Дождь идет, в такую погоду оставляют гостей дома, погода оставляет, я не оставляю)

Xia4yu3tian1|liu2ke4tian1||liu4wo3bu4? ||liu2

 

Nian2qing1de0qi1zi0,si3la0zhang4fu0|fa1shi4bu2zai4jie1hun1. Молодая жена после смерти мужа поклялась більше замуж не выходить.

Nian2qing1de0qi1zi0si3la0,||zhang4fu0fa1shi4bu2zai4jie1hun1. Умерла молодая жена, муж поклялся больше не жениться.

Из данных примеров явствует как важно правильное деление предложения на ритмические группы и постановка пауз. Опасна также и постановка паузы там, где должно быть слитное произнощение (чтение по слогам (иероглифам) – характерная ошибка)

 

Данные понятие неотделимы от фразового ударения.

Ритмическое (или фразовое) ударение падает на центральное слово, вокруг которого объединяются менее значимые по смыслу слова или сочетания.

wo3kan4bao4

wo3kan4jin1tian0de0bao4

wo3kan4de0man4

shui2kan4zhe4zhang1bao4?

Логическое ударение предполагает выделение того или иного слова во фразе, опираясь главным образом на смысл самой фразы. Его место определяется контекстом. Это особый тип ударения, его надо отличать от ритмического или синтагматического, тем паче, что они часто не совпадают. Логическое ударение может падать на любое слово или СС в предложении.

 

Темп

Темп речи во многом определяется жанром текста высказывания. Текст повести, очерка, прозы, в целом понятен и прост, потому его можно проговаривать быстрее. А вот стихи читаются вслух медленнее. Если в произведении есть эмоциональное начало, то оно читается более медленно, чем то, где лишь фактологические выкладки.

Если исходить из значения текста, то напряженное, страстное, радостное состояние и воодушевление следует отражать в тексте быстрым чтением вслух; спокойствие, торжество, удрученность, боль – замедленным темпом чтения. Праздный разговор или нудная речь будет произноситься медленно, а оживленная беседа, спор – быстро.

В фонетике КЯ существует особый «закон рикошета»: регистровая ошибка в тоне первого слога ритмической группы обязательно повлечет за собой регистровые ошибки в тонах последующих слогов, проявляться они будут, как правило, во взаимоподмене 1 и 3, 2 и 4 тонов.

Смена ритма весьма характерна для китайской разговорной речи. Необходимо искать для себя музыкальные ассоциации ритмов, чтобы лучше осваивать фонетический материал.

Большую роль в ритмической организации языка играет темп речи. Важен хронометраж чтения учебных текстов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.70.0 (0.007 с.)