Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотнесение сущего, сущности и бытия.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Соотнесение сущего, сущности и бытия. Бытие не попадает ни под одну из аристотелевских категорий, Фома не знает куда его поместить. В основном, бытие и сущее. Но сущность и бытие различны ( они совпадают только в Боге). Мы можем помыслить сущность, у которой не обязательно будет бытие Сущность, т.о., это некая потенция, которая актуализируется в акте бытия. Философия ФА 1. учение о бытии. Бог – чистый акт бытия (pyrys actus esse) и само субсистирующее бытие (ipsum esse subsistens) - самостоятельно существующее. Бог = идеи Бога. О боге говорит и esse ( инф) и ens ( причастие). Бог – сверхсущий ( поздние работы). Явл одновременно неизменной сущностью и актом бытия. 2. Смыслы сущего (бытия). · Сущее не необходимо, оно подчиняется высшим смыслам сущего ( 6 кн). Бытие в смысле привходящего - материя (по Аристотелю) · Бытие в смысле истины. Вещи соответствуют своему замыслу в божественном уме ( как у Авиценны). Вещь истинна в соответствии с тем, что она имеет форму своей природы. Источник истины – в боге, в том, что вещи соответствуют своему замыслу в уме творца ( vs Аристотель). Онтологическая истина с теологическим обоснованием.
Гилеморфизм В целом, Фома принимает учение Аристотеля от материи и форме. Отличия: Как форма может быть ограничена материей, так и материя формой. У интеллектуальных сущностей принципом индивидуализации выступает не материя, а форма. Универсалии, по Фоме, это формы индивидуальных вещей.
13(2).Фома Аквинский. Учение о трояком существовании универсалий. Проблема «вечности мира». Трактовка разумной души как единственной субстанциальной формы в человеке. Теория абстракции и отношение к августинианскому иллюминизму. Универсалии– видовые и родовые понятия, соответствующие именам существительным, по Ф.А. существуют трояким образом (от Авицены): 1) «до» вещи (идея в Божеств. уме) 2) «в» вещи (субстанциальная форма – формальная причина в Арист. Смысле; душа – субстанциальная форма тела) 3) «после» вещи (совокупность существенных признаков в разуме чел-ка, т.е. понятие о вещи)
Формирование универсалий – воздействие универсалий «в» вещи приводит к образованию в душе их чувственных образов-подобий, от которых естественный интеллект абстрагирует совокупность существенных характеристик материальных вещей в виде общих понятий – универсалий «после» вещи. В своей познавательной деятельности интеллект руководствуется первыми принципами, составляющими начало всякого знания, например логическими законами. Эти принципы виртуально предшествуют душе, но окончательно формируются только в процессе познания чувственных вещей.
О вечности мира. Христианская теология включает в себя веру, что фактически мир имел начало. Невозможно, что помимо Бога вечно существует нечто, что тем не менее не было им произведено. Вопрос о вечности мира для Ф.А. состоит в следующем: нужно понять, возникает ли логическое противоречие между двумя понятиями: 1) «быть сотворенным Богом» (в отношении всей своей субстанции) 2) «существовать вечно» (т.е. не имеет начала существования) Бог, в силу его всемогущества мог сотворить нечто, что было всегда. Всемогущество Бога превосходит всякую силу и всякое понимание, и среди творений нельзя помыслить нечто такое, что бы не было Им создано. В случае Бога НЕ необходимо, чтобы действующая причина предшествовала своему следствию (т.к. Бог производит свои действия не посредством движения, но мгновенно). А также в любой момент в который полагается существование вещи можно полагать и начало его действия (пример: огонь, к-рый начинает нагревать сразу, как возникает) à Бог, производящий всю субстанцию вещи может сделать так, чтобы она существовала всегда, когда существует Он (иначе это свидетельствовало бы о неполноте Бога). Т.О, Фома выступает, как против тех, кто доказывает вечность мира, так и против тех, кто отвергает ее. Он считает, что нет никакого противоречия между утверждениями, что мир сотворен Богом и что он существовал вечно.. Если это были бы противоречивые утверждения, то было бы необходимо, что Бог предшествовал сотворению мира по длительности. Но это неверно, тк Бог обладает такой силой и полнотой, что мог сотворить мир мгновенно, не предшествуя ему по времени. Нет ли тогда противоречия в утверждении, что нечто созданное существовало всегда, на том основании, что его бытия должно было предшествовать небытие? Фома доказывает, что и это утверждение не является противоречивым. . В утверждении: «нечто было создано из ничего» нет никакого временного порядка, такого, что нечто созданное было сначала ничем, а потом стало чем-то . Следовательно, в словах о том, что нечто было создано и в тоже время существовало всегда, нет противоречия. О разумной душе. Платоническо-августинианское представление о чел. душе как независимой от тела духовной субстанции, обладающей способностью непосредственно созерцать вечные несотворенные истины (Бож.идеи) в свете божественного «просвещения» (лат. illuminatio à иллюминизм), Ф.А. заменяет восходящим к Аристотеля понятием души, как формы тела. Человек – это соединение души и тела. Душа – субстанциальная форма человека и она неразрывно с ним связана, она определяет все способности человека. Душа всегда нуждается в каком-то теле (человеческом или более совершенном), т.к. вне тела она не может мыслить. Для души невозможно адекватно понять себя (и непосредственно усмотреть Бога). Познание Бога начинается с наблюдения внешних вещей à но мы можем понять только то, что причины всего существуют, а то, ЧЕМ являются эти причины может быть даровано только откровением. Душа будет существовать и после смерти, потому что ее бытие определяется в первую очередь различием сущности и существования, а во вторую – материей. Если бы наше разумное начало было бы по своему бытию отлично от души, оно было бы само по себе и мыслящее и мыслимое, и познавало само себя через свою сущность, и мы были бы ей не нужны, т.к. более высокие субстанции не нуждаются в более низких Фома выступил против учения аверроистов , которые делили разум на потенцальный, актуальный и материальный и говорил об единстве разума. Аверроис считал, что разум не является частью души, а отдельной субстанцией и соединяется он с конкретным человеком при помощи фантасмов. Аргументы Фомы против этого взгляда: 1) сообщность разума и человека имела бы место тогда не с первого момента рождения 2) невозможно было бы говорить, что мыслит сам человек, а не разум в нем 3) в таком случае ум будет у всех людей един, что неверно. Следовательно, ум не является отдельной сущностью, а является лишь способностью души.
Полемика с августинианцами (в частности с Бонавентурой), к-рые не соглашались с аристотелевским учении ем о наличии только одной формы у единичной физической вещи) – Ф.А. утверждал, что душа – ЕДИНСТВЕННАЯ субстанциальная форма в человеке. (в этом и в реальном различении сущности и существования оригинальность томизма) Августин считал, что разумная душа является сотворенной, нахождение в чел.теле для нее противоестественно, значит человек должен дистанцировать душу от телесного. Теория Абстракции и отношение к августиновскому «иллюминизму». Августин считает, что познание Бога начинается с саморефлексии, а истинное знание дается только озарением (иллюминацией). При этом чувственное познание Августин не считает истинным видом познания, т.к. чувства говорят об изменчивом, из них нельзя получить знании о неизменном высшем бытии. Ф.А, утверждает, что чувственное познания явл базисным, т.к. только на его основе интеллект может абстрагировать некие общие понятия. Отношению к иллюминизму очень скептическое. Фома не отрицает его полностью, но постепенно отодвигает на 2 план.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.01 с.) |